Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административно-территориальное устройство республик.

марина_прокофьева 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.10.2022
Цель настоящей работы – проанализировать роль административно – территориального устройства в государственном управлении, закономерности его развития, а также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе на примере Чувашской республики. Объектом исследования является административно-территориальное устройство России. Предметом - субъект Российской Федерации Чувашская Республика и его устройство Для выполнения поставленных задач и раскрытия темы в работе использовались действующее законодательство, регулирующее вопросы муниципальной службы, коментарии к этому законодательству. Проанализировав привлеченную к исследованию базу научных публикаций и нормативно правовых актов, можно сделать следующий вывод о степени изученности темы, в настоящее время особое внимание уделяется развитию административно-территориального устройства Российской Федерации. Поэтому в правовой литературе немало работ посвящено конституционно-правовому статусу субъектов Российской Федерации. 6 Недостатки субъектного состава Российской Федерации, хорошо известны: это и слишком большое количество субъектов, и "пестрота" их статуса, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодня количество субъектов Федерации явно чрезмерно. Управление таким количеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснований необходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективности управления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь "верхушкой айсберга" на фоне решения проблем модернизации федерализма в целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структуры федеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной в современных условиях. Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников информации.
Введение

Государственный строй любой страны характеризуется формой правления и формой административно-территориального устройства. Необходимость определённым образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения — организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. — государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д.Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. Актуальность темы обосновывается тем, что административнотерриториальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий. Административно-территориальное устройство в современном обществе — это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов, также играет в социальноэкономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат. При раскрытии темы использовались общие методы научного познания: сбор и обработка информации, анализ, а также системный метод.
Содержание

Введение 3 Глава 1Теоретические основы административно-территориального устройства 6 1.1 Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации 6 1.2 Конституционно-правовое регулирование административно территориального устройства Российской Федерации 12 Глава 2. Административно-территориальное устройство республик 17 2.1 Конституционно-правовой статус республик, автономных округов, автономной области как элементов административно-территориального устройства Российской Федерации 17 2.2 Конституционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения как элементов административно-территориального устройства Российской Федерации 25 Глава 3. Административно-территориальное устройство Чувашской республики 30 3.1 Административно – территориальное устройство Чувашской республики 30 3.2 Конституционное правовое совершенствование административно – территориального устройства Чувашской республики 48 Заключение 56 Список использованных источников 58
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993г. - М.: Юрид. лит., 1993. - 63 с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Гос.Думой 21 окт. 1994 г. Одобрен Советом Федерации. Ч. 1. - М.: Клио , 1994. - 128 с. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации: (в ред. от 30.06.2006 №90-ФЗ). - М.: Налог Инфо: Статус-Кво, 2006. - 331 с. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Официальный текст. - М.: Норма (Норма - Инфра-М), 1999. - 136 с. 5. Галкин А.Н. Укрупнение регионов как условие и средство оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2008. - N 8. - С. 95 - 96. 6. Гончаров В.В. О некоторых вопросах укрупнения субъектов Российской Федерации как условия оптимизации системы государственного управления: современные проблемы и перспективы развития // Юридический мир. - 2010. - N 2. - С. 12 - 16. 7. Гончаров В.В. Становление федерализма как принципа формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - N 11. - С. 8 - 11. 8. Гончаров В.В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. - 2007. - N 3. - С. 6 - 9. 9. Емельянов А.С. Конституционная реформа: юридические, политические и экономические аспекты укрупнения субъектов Российской Федерации // Публично-правовые исследования. - 2006. - Т. 1. - С. 57 - 71. 10. Карапетян М.Г. Правовая политика в сфере укрупнения субъектов Российской Федерации: понятие, цели и приоритеты // Ленинградский юридический журнал. - 2009. - N 2. - С. 184 - 192. 11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003// Парламентская газета.2003. 8 окт. 12. Федеральный закон РФ от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Российская газета. - 18 октября 2005. - http://www.rg.ru/ 13. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”//СЗ РФ. 1997.№39 14. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N10. Ст. 1146. 15. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации. - 25 апреля 2005 - http://www.kremlin.ru/ 16. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2000/05/14/okruga-dok-site-dok.html#comments (дата обращения: 24.01.2013) 17. Указ Президента Российской Федерации № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»» от 19.01.10// Российская газета. 2010. 21 января. № 5089, 2 полоса 18. Указ Президента Российской Федерации «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.96// Российская газета. 1996. 11 июня. 19. Конституция Чувашской Республики (с учетом изм., внесенных Законами ЧР о изм. к Конституции ЧР от 18.04.2005 г. №19, от 28.05.2010 г. №27, от 5.10.2006 г. №47, от 19.07.2004 г. №16) - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. - 23 с. 20. Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 г. №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» 21. Государственное и муниципальное управление: справочник / [Глазунова Н. И. и др.] ; под ред. Глазуновой Н. И. и др. - М.: Магистр, 2007. - 495 с. - Библиогр.: с. 481--494. 22. Жидких, В.А. Российский федерализм: эволюция, проблемы и перспективы развития. М.: Современная экономика и право, 2009. 23. Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с. 24. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. -3-е изд. / В.Б. Зотов - Спб.: Питер, 2007. - 512 с. 25. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учеб. [по спец. "гос. и муницип. упр."]. - Изд. 3-е, доп. - М.: Экзамен, 20010. - 477 с. - Библиогр.: с. 469--473. 26. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2009. - 265 с. 27. Можаева, Н.Г., Богинская, Е.В. Муниципальное управление: учебник для студентов системы СПО, Под ред. А.А. Скамницкого. - М.: Гардарики, 2008. - 254 с. 28. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управлениия: Учебник для вузов. / Р.Т. Мухаев - М.: Просвещение, 2007. - 234 с. 29. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления: [учеб. пособие для вузов по спец. "Гос. и муницип. упр."]. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007. - 332 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 323--332. 30. Управление государством: проблемы и тенденции развития / Рос. ассоциация полит. науки ; [гл. ред. А. И. Соловьев]. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2008. - 510 с. - (Политическая наука: ежегодник. 2007). 31. Фукуяма, Ф. Сильное государство / Пер. с англ. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010. - 145 с. 32. Чиркин, В. Е. Государственное управление: элементар. курс [для вузов]. - М.: Юристъ, 2007. - 318 с. 33. Экономическая география России: учебник для вузов/ Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов. - М., 2008. -145 с.
Отрывок из работы

Глава 1Теоретические основы административно-территориального устройства 1.1 Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации Государственно-территориальное устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти. Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы —территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения . Как целостную систему государственно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки: - единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах; - тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития; - единство территории Российской Федерации (ст. 5) ; - равноправие субъектов федерации (ст. 5); - единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город) ; - единые принципы, лежащие в основе всего административно - территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5); - единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством; - автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим . Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру. В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом. Такая организация взаимоотношений позволяет исключить территориальную раздробленность и построить согласованные 9 межтерриториальные связи, обеспечивающие автономность государственнотерриториального устройства в тесном сочетании с взаимодействием федерации. Анализируя их юридическую природу, можно прийти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами. По сравнению с обычными административно -территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований. Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов. Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления . Признавая ту или иную территорию самостоятельной, соответствующие государственные органы тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами . Таким образом, административно-территориальная единица — компактная часть территории РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административнотерриториальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений . Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному. Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы . Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории). Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества . Содержание административно - территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения . Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации. В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы . Одна из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другая - олицетворяет административнотерриториальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода к экономическому районированию сочетание социальноэкономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно - территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д. Эти принципы тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем некоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации. Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей . Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством. Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства и роль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиваться гармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальным верховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера его федеральные органы (Совет Федерации 13 Федерального Собрания) осуществляют также регулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка входа и выхода из России и т. д.) . Территориальная организация государства наиболее четко выражена в системе административно - территориального устройства. В Конституции РФ система административно - территориального устройства специально не закреплена. Однако она связана не только с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих всю совокупность территориальных отношений. При этом следует обратить внимание на тесную взаимосвязь между экономическим районированием, федеративным и административнотерриториальным устройством, а также на то обстоятельство что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, рыночных институтов общественных объединений. Составной частью государственно – территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов - административно-территориальных единиц и субъектов административнотерриториальных правоотношений в их организационном единстве. 1.2 Конституционно-правовое регулирование административно территориального устройства Российской Федерации Многие аспекты конституционного регулирования, административнотерриториальной организации российского государства на разных этапах развития законодательства России находили свое отражение как в основном законе, так и в иных источниках государственного права. Среди них— порядок и основания изменения правового статуса государственнотерриториальных единиц, границ между ними. Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого-то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Конституция не исключает возможность расширения состава субъектов Федерации . Российская Федерация — федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области, города федерального значения как полноправные субъекты Российской Федерации . Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Данное положение сформулировано в Конституции РФ с учетом имеющегося опыта правового регулирования территориальных вопросов в других странах. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними. Таким образом, в ч. 1 ст. 67 Конституции определяется состав государственной территории Российской Федерации, находящейся под ее суверенитетом, а в ст. 65 указываются ее составные части - субъекты РФ с соответствующими наименованиями На момент образования Российской Федерации и принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) территориально-политическую организацию государства в той или иной мере отражал многонациональный состав населения, получило развитие региональная автаркия. В состав государства входило 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения). Важная конституционная гарантия территориальной целостности России заключается в том, что решение всех вопросов, касающихся защиты территории государства от посягательств со стороны внешних и внутренних недругов, находится в компетенции исключительно федеральных властей. Современное федеративное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются: • республики • края • области • города федерального значения • автономная область • автономные округа. Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа . Конституционное регулирование и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации находится в прямой зависимости также от того, какие вопросы территориальной организации отнесены к предметам ведения федерации, и от способа, который был применен при 16 конституционном разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Анализируя положения Конституции РФ определяющих вопросы, находящиеся в исключительном ведении федерации, можно констатировать, что в исключительном ведении федерации отнесены территориальные вопросы, которые по своему характеру обеспечивают экономическую, политическую, правовую, социально-культурную, экономическую и информационную целостность федеративного государства. Следует особо подчеркнуть, что исключительно важной гарантией сохранения территориальной целостности российского государства является конституционно установленный примат федерального права над правом субъектов федерации в вопросах, относящихся к исключительному ведению федерации, а также сфере совместного ведения РФ и ее субъектов . Конституция РФ формулирует цели, задачи и принципы государственно-территориального устройства. В качестве последних выступают основные правовые начала, определяющие содержание и систему государственно - территориального устройства, правовой статус административно-территориальных единиц . К их числу относятся: а) государственная целостность РФ, обеспечение ею неприкосновенности своей территории ; б) единство системы государственной власти в России; в) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и организациями государственной власти ее субъектов в регулировании территориальных вопросов; г) самоопределение народов в Российской Федерации, учет национального фактора в территориальной организации; д) установление, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов федерации ; е) гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности ; ж) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12) .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
1875 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg