Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Иностранные граждане как субъекты конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь.

марина_прокофьева 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.10.2022
Тема дипломной работы: Иностранные граждане как субъекты конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь Объём дипломной работы 64 страниц компьютерного текста. В работе использовано 52 источников. Основными ключевыми словами (словосочетаниями) в тексте дипломной работы следует называть: иностранный гражданин, лицо без гражданства, права и свободы, конституционно-правовой статус и т.д. Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие с участием иностранных граждан на территории Республики Беларусь. Предметом исследования в работе являются законодательные акты Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты и научные труды ученых-юристов в области темы дипломной работы. Целью дипломной работы является изучение основных положений института иностранных граждан как ключевого элемента в современных публичных процессах отношений между человеком и государством. В качестве источников в работе использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также специальные источники отечественных и зарубежных авторов. Основные положения данной дипломной работы могу быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, написанию курсовых и дипломных работ. Работа также может быть использована в практической деятельности работников юридической сферы.
Введение

Актуальность дипломного исследования. Тенденции современного развития международных отношений и увеличение с каждым годом численности иностранных граждан на территории Республики Беларусь указывают на необходимость урегулирования вопросов, связанных с правовым положением иностранных граждан. Роль государства в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь, а также в противодействии незаконной миграции въезда, пребывания и проживания иностранных граждан на территории страны является важной и неизменной. При этом правовой основой является как национальное законодательство, так и общепризнанные принципы и нормы международного права. В современной действительности имеют место факты как дискриминации иностранных граждан со стороны чиновников, так и противоправного поведения иностранных граждан. Существенными проблемами являются нелегальная миграция, уровень которой со временем только увеличивается, а также преступность среди иностранных граждан, в основном мигрантов, незаконно въехавших на территорию Республики Беларусь. Изучение иностранных граждан как субъекта конституционно-правовых отношений позволит более детально разобраться в содержании правового положения иностранных граждан на территории Республики Беларусь, а также будет способствовать выработке плана действий по устранению проблем реализации прав и свобод иностранцами. Не менее важным для этих же целей является изучение государственной миграционной политики Республики Беларусь, которая призвана сбалансировать и оптимизировать нормативно-правовую базу с целью регулирования прав и свобод иностранных граждан для дальнейшей правоприменительной практики. Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие с участием иностранных граждан на территории Республики Беларусь. Предметом исследования в работе являются законодательные акты Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты и научные труды ученых-юристов в области темы дипломной работы. Целью дипломной работы является изучение основных положений института иностранных граждан как ключевого элемента в современных публичных процессах отношений между человеком и государством. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – дать определение понятия правового статуса иностранного гражданина; – проанализировать правовые основы регулирования статуса иностранных граждан; – проанализировать права иностранных граждан по законодательству Республики Беларусь; – изучить основные обязанности иностранных граждан по законодательству Республики Беларусь; – определить ответственность иностранных граждан на территории Республики Беларусь. Методологическую основу дипломного исследования составляет диалектический метод познания с его принципами развития, целостности, системности. Предмет исследования предполагает широкое использование метода системного анализа. Кроме того, в работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, метод классификации и др. Источники исследования по теме. В процессе работы над избранной темой проанализированы нормативные правовые акты Республики Беларусь в сфере правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Нормативными правовыми актами, регламентирующими правовое положение иностранцев в Республике Беларусь, являются Конституция Республики Беларусь, законы, указы и декреты Президента, международные соглашения и др. Теоретической базой явились работы таких ученых, как Тихиня В. Г. [45], Валюшко Н. В [36, 37], Кутафин О. Е. [41.], Ахраменко Н. Ф. [46], Кодавбович В.А. [40], Перепелица Е. В [43], Федорако А. И. [47-49] и д.р. Структура дипломной работы включает введение, три раздела с подразделами, заключение и список использованных источников. Работа написана на 64 страницах компьютерного текста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН..............7 1.1 История развития законодательства о правовом статусе иностранных граждан.....................................................................................................................7 1.2 Правовые основы конституционного статуса иностранных граждан........11 1.3 Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства...............................18 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..................................................................................25 2.1 Личные права и свободы иностранных граждан в Республике Беларусь..26 2.2 Публично-политические права и свободы иностранных граждан.............30 2.3 Экономические, социальные и культурные права иностранных граждан.32 3 ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..................................................................................38 3.1 Особенности порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь....................................................................38 3.2 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству Республики Беларусь..............................................................42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................57
Список литературы

Международные правовые акты 1. Конвенция о статусе апатридов от 6.06.1960 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь.Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 2. Конвенция о статусе беженцев [Электронный ресурс] : Принята 28.07.1951 Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14.12.1950. – Режим доступа : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml. – Дата доступа : 10.01.2022. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят в Нью-Йорке, 19.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990 С. 53 – 57. Нормативные правовые акты 4. Конституция Республики Беларусь от 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 18.12.2020 // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 9.07.1999 № 278-З [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 3.06.1999 // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 7. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 92-З [Электронный ресурс] Принят Палатой представителей 18.12.2020 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 8. Уголовный кодекс Республики. Беларусь [Электронный ресурс] : 9.07.1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2.07.1999 года // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 9. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16.07.01999 № 295-З : принят Палатой представителей 24.06.1999 // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 10. О беженцах [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 22.02.1995 № 3605-XІІ // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 11. Об иммиграции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 29.12.1998 № 224-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 12. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 13. О внешней трудовой миграции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 17.06.1998 № 169-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 14. О внешней трудовой миграции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 15. О Государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 21.07. 2008 № 419-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 16. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 17. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 18. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 02.06.1993 № 2335-XII // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 19. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 20. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 4.01.2010 № 105-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 21. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 23.01.2008 № 354-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 22. О противодействии торговле людьми [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 7.01.2012 № 350-З // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 23. О свободе совести [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2054-XІІ // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 24. Об утверждении Визовых правил Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2010 № 1065 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 25. Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 г. № 333 // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 26. Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 г. № 146 // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 27. Об утверждении Положения о порядке передачи сопредельным государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших правила приграничного движения, установленные международными договорами Республики Беларусь, или утративших документы, по которым они въезжали в Республику Беларусь по правилам приграничного движения [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1918 Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 28. Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 29. О порядке создания мест для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.11.1999 № 152 Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 30. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 31. Об утверждении Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 05.04.2006 № 204 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 32. О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 33. Договор между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс] : ступил в силу 8.06.1999 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. 34. Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества Независимых Государств в случае эвакуации их граждан из третьих стран при возникновении чрезвычайных ситуаций Беларусь [Электронный ресурс] : ступило в силу для Республики Беларусь 11.05.1998 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022. Специальные источники 35. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://gufo.me/dict/law/. – Дата доступа: 01.02.2022. 36. Валюшко, Н. В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 81–85. 37. Валюшко, Н. В. Проблемы совершенствования законодательства по вопросам конституционно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко // Сац.-экан. i прававыя даслед. – 2008. – № 1. – С. 200–213. 38. Галенская Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР / Л. Н. Галенская. – М.: Международные отношения, 1982. – 160 с. 39. Гуревич, П. С. Проблема уникальности человека / П. С. Гуревич // Политика и общество. 2004. № 4.– – Режим доступа : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=-2164. – Дата доступа : 15.04.2022. 40. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь / В. А. Ковдабович, В. А. Круглов. – Мн.: Амалфея, 2007. – 528 с. 41. Кутафин, О.Е. Российское гражданство / О. Е. Кутафин. – М. : Юристъ, 2004. – 589 с. 42. Обобщение правовых позиций межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и специальных докладчиков (рабочих групп), действующих в рамках Совета ООН по правам человека, по вопросу защиты права лица на уважение частной и семейной жизни, жилища [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа : http://www.supcourt.ru/documents/international_practice/28123/. – Дата доступа : 02.04.2022. 43. Перепелица, Е. В. Права человека и ценности восточнославянской цивилизации / Е. В. Перепелица. – Минск: Тесей, 2006. – 300 с. 44. Степанов, А. В. Организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан (правил пребывания): Дисс. … канд. юрид. наук / А. В. Степанов. – Омск, 2002. – 220 с 45. Тихиня, В. Г. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь / В. Г. Тихиня. – Минск : Право и экономика, 2013. – 207 с. 46. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учебное пособие / Н. Ф. Ахраменко, Н .А. Бабий, В. В. Борода и др.; под ред. Н. А. Бабия и И. О. Грунтова. – Мн.: Новое знание, – 2002. – 912 с. 47. Федорако, А. И. Административно-правовое регулирование миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / А. И. Федорако // Научно-практический журнал «Право.Ьу». – 2011. – № 3. – С. 45–52. 48. Федорако, А. И. Правовое регулирование въезда и временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / А. И. Федорако // Научно-практический журнал «Право.bу». – 2011. – № 4. – С. 43–50. 49. Федорако, А. И. Совершенствование административно-деликтных норм о нарушении миграционного законодательства Республики Беларусь / А. И. Федорако, И. В. Козелецкий // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. трудов. – Вып. 8. – 2013. – № 4. – С. 292–299. Иные источники 50. Государственный пограничного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа : http://gpk.gov.by/ru. – Дата доступа : 15.04.2022. 51. Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа : http://mvd.gov.by/ru. – Дата доступа : 11.04.2022. 52. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа : http://mfa.gov.by/ru. – Дата доступа : 18.04.2022.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 1.1. История развития законодательства о правовом статусе иностранных граждан После объявления независимости Республики Беларусь принятием Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР 1990 года начался процесс формирования национального законодательства, в том числе и миграционного. После распада СССР и вследствие демократизации общественной жизни, открытия границ страна оказалась один на один с массовыми перемещениями населения, постепенно начав входить в общемировое миграционное обращение. Закон «О гражданстве Республики Беларусь», принятый в октябре 1991 года, стал первым правовым документом миграционного законодательства. Он определил правовые основы государственного регулирования в области гражданства и регламентировал основания и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Беларуси. Также данным Законом была установлена компетенция государственных органов и права и обязанности граждан Республики Беларусь в этой области. Указанный закон в 2002 году утратил силу в связи с принятием Закона «О гражданстве Республики Беларусь» [17]. Согласно этому закону иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства, а лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. В июне 1993 года был принят Закон № 2335-XII Республики Беларуси «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» [18]. Данным законом гарантировалось обеспечение права гражданина Республики Беларусь свободно покидать свою страну и возвращаться в нее, что соответствовало принципам Всеобщей декларации прав человека, а также Конституции Республики Беларусь. Законом также регулировались вопросы процедуры оформления документов для выезда за границу и въезда в Беларусь. Законом было установлено, что гражданин не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь и права на въезд в страну; право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц). Следует сказать, что в настоящее время действует Закон Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» [19]. В 1998 году был принят Закон Республики Беларусь № 224-З «Об иммиграции» [11]. Закон впервые определил правовые основы иммиграции в Республику Беларусь, процедуру получения иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, порядок выезда незаконных мигрантов из Республики Беларусь, а также урегулировал иные правоотношения, возникающие в связи с этим. Были определены режимы пребывания иностранцев в Республике Беларусь: временное пребывание (до 90 суток в год со дня въезда), временное проживание (более 90 суток в год) и постоянное проживание. Данный закон утратил силу в 2006 году. Порядок выдачи виз регулировался постановлениями министерств, такими как Постановление Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 14.06.2006 № 82 (ред. от 12.03.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи виз Республики Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства». Недостатком такого регулирования являлось то, что отдельные аспекты этой деятельности регламентировались постановлениями разных ведомств. Это приводило к наличию противоречий в правовом регулировании и возникновении трудностей межведомственного взаимодействия. В настоящее время Визовые правила регулируются Постановлением Совета Министров от 15.07.2010 № 1065 [24]. Данные Правила определяют виды виз и порядок их выдачи иностранцам, а также устанавливают порядок действий должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и других государственных органов при рассмотрении обращений о выдаче виз. Далее формирование миграционного законодательства продолжилось принятием в ноябре 1992 года Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь». Затем в 1993 году был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», который регламентировал права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Был определен и порядок въезда иностранцев в Беларусь и выезда из нее. Законом регулировались и другие правоотношения, связанные с пребыванием иностранцев в Беларуси. Впервые были законодательно закреплены термины, являющиеся ключевыми для миграционной сферы правоотношений. В настоящее время его заменил Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон Об иностранных гражданах) [20]. С внесением изменений в Закон № 2339-XII 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в феврале 2006 года были введены три режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. До этого момента законодательством определялось лишь два режима пребывания иностранцев в республике: временное пребывание (до 90 суток); постоянное проживание. Важнейшим направлением миграционной политики является управление трудовой миграцией. Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» 1998 года № 169-З [13] был установлен порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определены правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов. В настоящее время эта сфера правовых отношений регулируется Законом № 225-З «О внешней трудовой миграции» от 2010 года [14]. Белорусское государство всегда уделяло пристальное внимание проблемам беженцев и предоставления убежища. С 1990 года в страну начали в массовом порядке прибывать беженцы с других территорий СССР. Однако работа с ними по предоставлению соответствующего статуса не велась до 1997 года. Только в 1995 году был принят Закон Республики Беларусь № 3605-XII «О беженцах» [10]. Этим Законом устанавливались правовые основания предоставления иностранцам статуса беженца, а также экономические, социальные и правовые гарантии для признания беженцев. В ходе реализации Закона Республики Беларусь выявился ряд недостатков, в первую очередь процедурного характера. Так, в частности, не четко были определены полномочия и взаимодействие органов государственного управления в работе с беженцами. Закон по ряду позиций не соответствовал положениям Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» [2]. В связи с этим в данный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. В целях приведения законодательства Беларуси в соответствие с требованиями указанного Закона Правительством были приняты следующие Постановления: «О перечне государств, временное нахождение в которых до прибытия в Республику Беларусь является основанием для отказа в регистрации ходатайства о признании иностранца беженцем и отказа в признании беженцем» от 10 сентября 1999 года № 1409 (было отменено в 2003 г. после присоединения Республики Беларусь к Конвенции 1951 года); «Об утверждении Положения о пребывании беженцев на территории Республики Беларусь» от 03.02.2000 № 150 (в данный момент действует Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2009 № 461 «Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь») и некоторые другие, которые также в последующем подвергались неоднократному пересмотру с учетом требований международного законодательства. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность [4]. Впервые институт убежища в Республике Беларусь был установлен Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.1994 № 229 (ред. от 23.04.1999) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (в настоящее время утратил силу). 1.2 Правовые основы конституционного статуса иностранных граждан Правовое положение иностранных граждан регулируется как законами государства пребывания, так и международными договорами. Вместе с тем они сохраняют правовую связь с государством, гражданами которого они являются, и пользуются его защитой и покровительством. Внутригосударственное законодательство об иностранных гражданах включает как акты общего характера – законы о правовом положении иностранных граждан, так и специальные акты, в той или иной мере касающиеся прав иностранных граждан, – законы (кодексы) в сфере гражданского права и гражданского процесса, семейного права, трудового права, законы об образовании, социальном обеспечении и т.п. Как правило, во внутригосударственных актах об иностранных гражданах имеются отсылки к международным договорам, характеризующим статус таких лиц. Прежде всего, международные договоры устанавливают универсальные стандарты, которые каждое участвующее в них государство должно применять либо ко всем находящимся под его юрисдикцией индивидам, независимо от их гражданства, либо ко всем иностранным гражданам, независимо от их расы, национальности, пола, политических убеждений, вероисповедания, имущественного положения. Регулируя отношения между государствами, международные договоры обязывают государства, в том числе обеспечить, чтобы предусмотренные в них предписания повсеместно применялись во внутригосударственной сфере всеми субъектами национального права. Конституция Республики Беларусь установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы (ст. 8) [4]. Закон Республики Беларусь Об иностранных гражданах в ст.ст. 3 и 31 устанавливает, что законодательство Республики Беларусь о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из названного Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь [20]. В системе законодательства об иностранных гражданах следует выделить Конституцию Республики Беларусь. Она определяет основы взаимоотношений государства и личности в целом независимо от характера ее правовой связи с государством, будь то гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Отмечая важность и определяющую роль Конституции и иных актов законодательства, следует иметь в виду, что нормы о правах и обязанностях иностранных граждан содержатся в нормативных правовых источниках, регламентирующих определенные сферы общественных отношений и имеющих обязательное значение как для граждан Республики Беларусь, так и для иностранных граждан. Это положения уголовного, гражданского, административного, семейного и многих других отраслей законодательства. В них в одних случаях содержатся нормы, непосредственно адресованные иностранным гражданам (например, ст. 6.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) [5]), в других – такие нормы отсутствуют, однако, применение их к регулированию отношений с участием данных субъектов вытекает из общего содержания этих актов или специально оговаривается в них. Нормативными правовыми актами, регламентирующими правовое положение иностранцев в Республике Беларусь также являются указы и декреты Президента Республики Беларусь, международные соглашения, постановления Совета Министров, Министерства внутренних дел и других органов государственного управления. Законы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [20], «О внешней трудовой миграции» [14], «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» [21] определяют правовое положение иностранцев, устанавливают основания и порядок въезда, выезда, транзитного проезда, пребывания и проживания иностранцев в стране, предоставления защиты вынужденным мигрантам, осуществления иностранцами трудовой и иной деятельности. Самыми многочисленными нормативными правовыми актами в данной сфере являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Они конкретизируют нормы более общего характера, содержащиеся в законодательных актах, устанавливают правила поведения субъектов миграционных отношений, порядок реализации их прав и обязанностей. Это прежде всего: Визовые правила Республики Беларусь [24], Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [28], Правила транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь, Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, Правила пребывания в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь и др. В настоящее время важнейшим нормативным правовым актом, который регламентирует права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [20]. В Законе № 105-З детально прописаны права и обязанности иностранцев, определено три режима пребывания иностранцев на территории Республики Беларусь: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Закон не препятствует переходу иностранцев из одного режима пребывания в другой. Так, если иностранец получил визу для временного пребывания в Республике Беларусь и въехал по ней на территорию Беларуси, имея при этом основания для получения разрешения на временное проживание, либо у него на территории страны возникнут основания для получения разрешения на постоянное проживание, то законодательство не обязывает иностранца выезжать за пределы Беларуси, позволяя ему заявить об иных основаниях пребывания. В настоящее время Визовые правила регулируются Постановлением Совета Министров от 15.07.2010 № 1065 [24]. Постановление определяет виды виз и порядок их выдачи иностранцам, а также устанавливает порядок действий должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и других государственных органов при рассмотрении обращений о выдаче виз. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь иностранцы на территории Беларуси имеют право на труд. В настоящее время эта сфера правовых отношений регулируется Законом № 225-З «О внешней трудовой миграции» от 2010 года [14]. Указанный Закон касается только двух категорий: 1) граждан Беларуси и иностранцев, постоянно проживающих в стране, трудоустраивающихся за рубежом (при этом порядок их трудоустройства регламентирован по-новому, относительно иностранцев такой порядок установлен впервые); 2) иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в стране, и осуществляющих трудовую деятельности в Республике Беларусь. Также Законом № 225-З определены основные принципы осуществления внешней трудовой миграции населения (ст. 4), регламентировано государственное регулирование и управление в области внешней трудовой миграции (гл. 2). Впервые определены особенности трудоустройства по студенческим программам. Важным моментом является то, что Законом упразднена процедура лицензирования деятельности по привлечению в Беларусь иностранной рабочей силы. Определено, что трудящемуся-иммигранту необходимо будет получить специальное разрешение, о получении которого должен ходатайствовать наниматель. Трудоустраиваться иммигранты смогут либо самостоятельно, либо при содействии посредников [14]. Законодательство Республики Беларусь о статусе беженца, дополнительной и временной защите состоит из Закона от 23 июня 2008 г. № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон о предоставлении статуса беженца) [21]; Закона Республики Беларусь № 105-З от 4 января 2010 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [20]; иных нормативных правовых актов Республики Беларусь; международных договоров Республики Беларусь. В Законе О предоставлении статуса беженца максимально использована терминология, применяемая в Конвенции 1951 года [2]. В него включено положение Конвенции 1951 года об обязательном допуске иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании беженцами, к процедуре признания беженцами. Это позволяет значительно сократить сроки рассмотрения ходатайств о признании беженцами, что в свою очередь позволяет уменьшить сроки пребывания на территории Беларуси иностранцев, не имеющих оснований для признания беженцами. В данном Законе также включены основания для отказа в признании беженцем, а также для лишения и утраты статуса беженца. Кроме того, в Закон включено определение термина «третья безопасная страна», пребывание в которой дает основания для отказа иностранцу в признании его беженцем. Закреплено право иностранцев, ходатайствующих о признании беженцами и получивших отказ в признании беженцами, на судебную защиту. Убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 2006 года № 204 «Об утверждении Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства» [31] и Законом Об иностранных гражданах [20]. Убежище предоставляется Президентом Республики Беларусь. Иностранцы, которым предоставлено убежище в Беларуси, пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (п. 12 Положения). Определено, что предоставление иностранцу убежища распространяется также на прибывших вместе с ним членов его семьи. В новом Указе № 204 изменения затронули только порядок рассмотрения вопросов о предоставлении убежища и компетенции государственных органов [31]. Особую остроту продолжает сохранять проблема незаконной миграции. Нужно отметить, что до 2003 года уголовно-правовая борьба с незаконной миграцией велась только в рамках установления ответственности за незаконное пересечение государственной границы в соответствии со ст. 371 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). И только в 2003 году появилась ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 3711 УК). Статья 3712 УК предусматривает ответственность лишь за нарушение запрета въезда лицом, депортированным (высланным) с территории Беларуси [8]. Кроме Уголовного кодекса ответственность за противоправные деяния в сфере миграции населения предусмотрена и Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Обеспечение национальной безопасности, эффективное противодействие незаконной миграции связаны с реализацией процедур депортации, высылки, реадмиссии. Закон № 105-З устанавливает правовые основания депортации и высылки из страны иностранцев (гл. 5 (ст.ст. 64 –70)) [20]. Детально механизм и порядок осуществления депортации и высылки иностранцев из Республики Беларусь, а также возмещения расходов, связанных с их депортацией и высылкой, определяется Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь: № 333 от 15 марта 2007 г. (конкретизирует порядок проведения депортации иностранцев из Республики Беларусь, определяет компетенцию субъектов депортации) [25]; № 146 от 03 февраля 2006 г. (конкретизирует порядок проведения высылки иностранцев из страны, определяет компетенцию субъектов высылки) [26]. Кроме того, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1592 от 15 октября 1999 г. [29] предусматривается создание мест для временного содержания иностранцев, подлежащих депортации. Указанные постановления являются новеллами, поскольку до их принятия не существовало единого документа, в котором бы детально прописывался порядок проведения этих процедур. Регулирование осуществлялось в рамках узковедомственных инструкций и распоряжений. Данные процедуры активно применяются на практике. Вопросы реадмиссии в Республике Беларусь в настоящее время слабо разработаны на правовом уровне из-за сложностей заключения двусторонних международных договоров. В данной сфере действует Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1918 «Об утверждении Положения о порядке передачи сопредельным государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших правила приграничного движения, установленные международными договорами Республики Беларусь, или утративших документы, по которым они въезжали в Республику Беларусь по правилам приграничного движения» [27]. 1.3 Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства Прежде чем рассматривать статус иностранного гражданина следует дать определение понятия иностранного гражданина. Понятие «иностранный гражданин» следует оценивать во взаимосвязи с понятиями «иностранец» и «лицо без гражданства». В законодательной практике применительно к иностранцам используются термины – «иностранные граждане» и «лица без гражданства». Так, Законом Республики Беларусь №105-З «Об иностранных гражданах» определяется, что иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства [20]. Лицом без гражданства по законодательству Республики Беларусь является лицо, которое не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства и не являющееся гражданином Республики Беларусь [20]. Как отмечает О.Е. Кутафин, обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «без гражданства» – отсутствие гражданства (подданства) – сравнительно редкое исключение [41, с. 238]. В правовой литературе существуют различные мнения о понятии «иностранец», «иностранный гражданин», их трактовки. Под иностранцем следует понимать физическое лицо, находящееся в определенной правовой связи с государством, не являющееся его гражданином и состоящее в гражданстве (подданстве) другого государства. Как считает Степанов А.В., говоря о соотношении терминов «иностранец» и «иностранный гражданин» можно отметить, что эти юридические категории являются тождественными и могут использоваться в правовом смысле как равнозначные» [44, с. 20]. Е.А. Лукашева придерживается такой же точки зрения и отмечает, что в широком смысле понятие «иностранец» может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится, т.е. включать и лиц без гражданства. По мнению Л.Н. Галенской, понятие «иностранец» в нормативных правовых актах и правовой литературе употребляется в двух смыслах [38, с. 6]. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства (сюда следует отнести также лиц без гражданства). Конвенция о статусе апатридов от 6 июня 1960 г. определяет, что «под термином апатрид подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона» (ч. 1. ст. 1) [1]. В узком смысле термин «иностранец» употребляется в значении принадлежности к гражданству какого-либо другого государства. Переходя к понятию правового статуса иностранных граждан, следует сказать, что единого для всех государств международного понятия, определяющего правовой статус иностранных граждан, не существует. Каждое государство самостоятельно устанавливает конституционно-правовой статус как для своих граждан, так и для граждан иностранных государств и лиц, не имеющих принадлежности к какому-либо государству. То есть определение объема прав, свобод и обязанностей иностранных граждан является делом внутренней компетенции каждого государства. Такая ситуация обусловлена, в первую очередь, защитой безопасности и интересов государства или проведением политики покровительства в отношении собственных граждан. В Международном Пакте о гражданских и политических правах подчеркивается, что правовое положение лица может быть «сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» [3].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
3500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg