Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Профориентация как один из аспектов социальной работы с молодёжью.

марина_прокофьева 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.10.2022
Объектом исследования является молодёжь в возрасте от 14 до 18 лет. Предметом исследования – профориентация как один из аспектов социальной работы с молодёжью. Цель работы – исследовать содержание и особенности профориентационной работы с молодёжью как аспекта социальной работы. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: 1. проанализировать сущность и содержание профориентационной деятельности с молодёжью; 2. изучить нормативно-правовое обеспечение в области профориентации молодёжи; 3. дать характеристику региональному аспекту профориентационной работы с молодёжью; 4. проанализировать состояние и проблемы профориентационной работы в условиях муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан; 5. разработать и апробировать методический комплекс (проект) по профориентации молодёжи на примере муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан; 6. определить пути совершенствования профориентационной работы в условиях муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Методологическая основа исследования: изучение и анализ научной, методической, литературы по вопросам профориентационной работы с молодёжью, проблем безработицы с молодёжью, международных, федеральных и локальных нормативно-правовых актов в области профориентации молодёжи, документации муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исследуемой работе, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение опыта социальной работы в профориентациионной работе с молодёжью муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Целевые аудитории проекта – молодёжь города Уфы Республики Башкортостан от 14 до 18 лет. География проекта – город Уфа Республика Башкортостан. Ресурсы проекта. Административные: поддержка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Комитета по делам молодёжи города Уфы: помощь в организации и проведении, информационные: оказание информационной поддержки телеканалом «Вся Уфа», технические: помощь в реализации проекта предоставлением муниципального бюджетного учреждения Центр содействия занятости молодёжи городского округа город Уфа Республики Башкортостан необходимого оборудования. Критерии эффективности проекта: • самостоятельное профессиональное самоопределение и активности молодёжи по получению необходимой информации о той или иной профессии; • формирование трудовых навыков; • желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление профессионального плана; • уверенность молодёжи в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. Практическая значимость исследования: проанализированный опыт работы и разработанный методический комплекс (проект) могут быть использованы в работе муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан и других социальных служб по вопросам профориентации молодёжи. Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан при Комитете по делам молодёжи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Автор является сотрудником отдела по связям с общественностью муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан с 2020 года по настоящее время, одним из организаторов ежегодного уфимского карьерного молодежного форума «JOB SPACE», молодежного форума «КУРС: Карьера. Успех. Развитие. Созидание», а также ежегодного конкурса программ среди объединений детских и подростковых клубов Уфы по организации временной занятости подростков и молодёжи на летний период. Автор является участником и одним из разработчиков профориентационного проекта Трудовые молодёжные бригады «Йэштэр». Проект по профориентации молодёжи «Йэштэр» стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) и выиграл грант на сумму 300 000 рублей. Грант выигран в 2021 году на Всероссийском форуме трудящейся молодёжи. Сейчас проходит подготовительный этап проекта, в июне 2022 года начнется реализация профориентационного проекта. Апробация результатов исследования. Основные результаты были представлены на научных и научно-практических конференциях, где автор выступил и опубликовал следующие работы: • Минлин В.Г., Шайхуллина А.З. Профориентация на примере деятельности Центра содействия занятости молодёжи города Уфы // Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы: материалы II Национальной научно-практической конференции (4 декабря 2020 г.). - Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2020, – С. 180-183. • Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д., Юнусбаева В.Ф., Минлин В.Г. Социальная работа с молодёжью: региональный аспект // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2021. – С. 19 – 23. • Минлин В.Г., Рахматуллина З.Б., Профориентация и содействие занятости как ключевые аспекты социальной работы с молодёжью в условиях Центра содействия занятости молодёжи города Уфы // Актуальные проблемы неформальной занятости в России. Вып. XXIII: межвузовский сборник научных трудов. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. – С. 57-65. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложении, списка сокращений и условных обозначений. Общий объём работы составляет 100 страниц.
Введение

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество всей дальнейшей жизни. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Актуальность темы исследования определяется тем, что по данным Росстата, в 2020 году существенно выросло число официально зарегистрированных безработных – по итогам января 2021 года их численность составила 2,5 миллиона человек – это в 3,6 раза выше, чем годом ранее . Татьяна Алексеевна Голикова - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации отметила, что «34% в регистрируемой безработице сегодня составляют молодые люди в возрасте до 29 лет». Она добавила, что «среди них есть люди с высшим образованием, занятые поиском работы» . Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше составил в России в декабре 2021 года 3,2 млн. человек (без исключения сезонного фактора). Такие данные приводит Росстат в докладе «Социально-экономическое положение России» за 2021 год. Средний возраст безработных в возрасте 15 лет и старше в декабре 2021 г. составил 37,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 20,8% . В свою очередь на территории Республики Башкортостан к концу февраля 2022 г. в органах службы занятости населения состояли на учете 23,1 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них численность официально зарегистрированных в качестве безработных составила 20,3 тыс. человек, в том числе пособие по безработице получали 16,4 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,1% к численности рабочей силы . Численность зарегистрированных безработных граждан в Республике Башкортостан с начала 2020 года выросла в 6 раз. Так, 1 января 2020 года 18 259 человек не были трудоустроены. А 16 декабря 2020 года — 109 576 человек. Уровень регистрируемой безработицы повысился на 4,85 процента — с 0,94% до 5,79%. По данным Центра занятости населения Уфы, сегодня уровень безработицы в столице Республики Башкортостан по состоянию на декабрь 2021 года составляет 1,01% . Безусловно, приведённая статистика подтверждает наличие безработицы, что в свою очередь и отсутствие эффективной профориентации. Стоит отметить, рынок труда и безработица отражает все экономические, социальные и даже политические изменения окружающего мира, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг. До сих пор профориентация рассматривалась как одна из функций школьных психологов или специалистов службы занятости населения. Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляет содержание основной функции специалиста в области социальной работы. К основным целям социальной работы относятся следующие: увеличение степени самостоятельности взрослого населения, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы трудоустройства, чтобы обеспечить своё существование. Из целей социальной работы видно, что профориентация молодежи - это по своей сути и есть одно из направлений социальной работы. От того, правильно ли выбран вид профессиональной деятельности для человека или нет, зависит дальнейшая его жизнь: будет ли он самостоятельно справляться со своими трудностями или ему придется обращаться за помощью к специалисту по социальной работе при решении этих проблем . Безусловно, проблема профессиональной ориентации учащейся молодежи всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. Исследованию проблемы профориентации учащихся посвящено множество статей, обобщен опыт работы многих практиков. Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников является ответом на социальный заказ страны правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии. Попытки отдельных специалистов и организаций решить эту проблему чаще всего наталкиваются на парадокс, что, с одной стороны, наработки в области профориентации, сделанные в советское время, отвергаются под предлогом несоответствия «понятиям свободной экономики». С другой стороны, за основу для действий берутся переводные книжки адептов рыночной экономики, которые также не соответствуют принятым нормам. Из поля зрения специалистов совершенно выпадает философско - методологический аспект, определяющий разницу в подходах советской и западной школ профориентации. Эти и другие аспекты говорят о том, что проблема профориентации молодых людей, старшеклассников требует изучения и решения в новом современном контексте. Стоит отметить, что сейчас чаще всего при выборе будущей профессии и высшего учебного заведения у выпускников школ преобладают утилитарно-практические мотивы. Наблюдается недостаточно высокая мотивация к качественному обучению, профессиональному совершенствованию, повышению профессиональной компетентности связана с выбором профессии, к которому студент не испытывает интереса. Ситуация усугубляется рядом обстоятельств, подтверждающих пока еще недостаточную эффективность возрождающейся в отечественной системе профессионального образования профориентационной работы с молодёжью при поступлении в вуз и на момент трудоустройства. Именно поэтому школьникам необходимо вовремя оказать компетентную квалифицированную профориентационную помощь. Стоит отметить, что если профессия выбрана в соответствии с интересами и склонностями школьника, то мотивация к обучению высокая, а в лице выпускника вуза государство получает компетентного работника. Соответственно, в России нужна такая профориентационная система социальной работы с молодёжью, которая способствовала бы не только и не столько правильному выбору профессии, но и формированию готовности к профессиональному самоопределению и образованию в течение всей жизни. Степень научной разработанности. Внимание ученых и педагогов-практиков всегда привлекали проблемы выбора профессии, условия достижения в ней высоких результатов, вопросы самореализации в профессиональной деятельности, механизмы «развертывания» и адекватного применения широкого спектра способностей и потенциала личности. Тема профориентации довольно широко разработана в научной литературе: Н.С. Пряжников изучал методологию проведения, проблемы и технологии профориентации; Е.А. Климов разрабатывал методические материалы, тесты, необходимые для проведения профориентации; технологии профессиональной диагностики и консультации рассмотрены в работах И.Л. Соломина; А.Д. Сазонов изучал профориентацию клиентов разных возрастов; проблемы рынка труда разрабатывались в работах Ю.М. Наумовой, Т.В. Блинова и В.А. Русановского, и многих других авторов. Исследователи проблемы обратили внимание на такие аспекты, как необходимость своевременного проведения профориентационной работы с молодежью специалистами различных социальных учреждений и использование разнообразных взаимодополняющих форм и методов при профориентации молодежи, в том числе метода профессиональных проб. Важность организации профориентационной работы с молодёжью также отмечена: • в международных документах; • федеральных нормативно-правовых актах Российской Федерации; • региональных нормативно-правовых актах; • локальных нормативно-правовых документах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 11 1.1. Сущность и содержание профориентационной деятельности с молодёжью 11 1.2. Нормативно-правовое обеспечение в области профориентации молодёжи 28 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ 42 2.1. Профориентационная работа с молодёжью: региональный аспект 42 2.2. Состояние и проблемы профориентационной работы в условиях муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан: опыт практический деятельности 54 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ 65 3.1. Разработка и апробация методического комплекса (проекта) по профориентации молодёжи на примере деятельности муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан 65 3.2. Пути совершенствования профориентационной работы в условиях муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан 78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91 ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Список литературы

1. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 86 – 95 (дата обращения: 17.03.2022). 2. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. — М.: КНОРУС, 2012. — 528 с. 3. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью / под ред. Басова Н.Ф. М.: Дашков и Ко. – 2016. – 328 с. 4. Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Профориентация молодежи: теории и практики. – Курган: КГУ, 2019. –116 с. 5. Бочарова-Лескина А.Л. Учебное подразделение «Малый матфак» как профориентационная платформа и звено непрерывного образования в системе «школа-вуз» // Материалы III Международной науч.-практ. конф. «Профнавигация молодежи». – Краснодар, 24 апреля 2020 г. – С. 35-39. 6. Веричева О.Н. Инновации в технологии социальной работы с молодежью / О.Н. Веричева // Успехи современной науки и образования. – 2015. - №2. – С. 165-167. 7. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. – М.: Прометей, 2006. – 161 с. 8. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан». URL: https://copp-rb.ru/bilet_v_budushie/ (дата обращения: 02.01.2022). 9. Государственное казённое учреждение Центр занятости населения города Уфы. URL: http://ufa.bashzan.ru/mbt (дата обращения: 16.02.2022). 10. Джафар-заде Д.А. Анализ зарубежного опыта профессионального ориентирования, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки. – 2016. - №106. С. 15 – 22. 11. Дубовова О., Рахматуллина З., Маслова И. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи // Человек и труд. 2007. № 1. С. 37-39. (дата обращения: 15.03.2022). 12. Европейская Социальная Хартия ETS N 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.). URL: https://base.garant.ru/2541037/ (дата обращения: 24.02.2022). 13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с. 14. Институт развития образования Республики Башкортостан. URL: https://irorb.ru/istoriya/ (дата обращения: 03.02.2022). 15. Интерактивный портал службы занятости населения Республики Башкортостан. URL: https://trudvsem.ru/proforientation (дата обращения: 15.02.2022). 16. Интернет-издание «Мел» «Особенности выбора профессии в Японии, Германии и Канаде». URL: https://mel.fm/mirovoy_opyt/5698170-career_counseling (дата обращения: 02.05.2022). 17. Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2021/03/16/golikova-liudi-do-29-let-sostavliaiut-34-bezrabotnyh-v-rossii.html (дата обращения: 25.10.2021). 18. Информационное агентство «Башинформ» . URL: https://www.bashinform.ru/news/social/2018-10-23/v-bashkirii-doshkolnikov-znakomyat-s-professiyami-vzroslyh-2147666 (дата обращения: 02.02.2022). 19. Климов Е. А., Психология профессионала. М.: Академия, 2018. С.400- 425. 20. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 350 с. 21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 512 с. 22. Колоткина О. А. Роль профессионального юридического образования в совершенствовании элементов российской правовой системы // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 10–14. 23. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013. –252 с. 24. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.). URL: https://base.garant.ru/2540543/ (дата обращения: 25.02.2022). 25. Копытов М.А., Федотова Е.Е., Новикова Л.А. Трудоустройство выпускников учебных заведений как педагогическая проблема (на опыте западных стран) // Вестник ТГПУ. Серия: педагогика. – 2016. Выпуск 10 (61). – С. 54-58. 26. Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 115-120. 27. Маркевич Е.И., Мирошниченко Е.А. Факторы, влияющие на выбор профессии // В сборнике: Профнавигация молодежи. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 184-189. 28. Мордовская А.В. Основы профориентологии: учеб. пособие для бакалавров/ – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – 237 с. 29. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости молодёжи» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. URL: http://cszmufa.ru/2019/02/18/108/ (дата обращения: 18.03.2022). 30. Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 29.03.2022). 31. Нечаев М. П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. — 2017. — Т. 16, № 2. — С. 9–16. 32. Нормативно-правовая база профориентационной работы / Информационный бюллетень – Самара: Изд-во ЦПО, 2019. – 61 с. 33. Организация профориентационной работы в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2019/12/org_prof_rabot1.pdf (дата обращения: 26.02.2022). 34. Организация профориентационной работы в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2019/12/org_prof_rabot1.pdf (дата обращения: 26.02.2022). 35. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии у учащихся общеобразовательных школ: дисс. д-ра пед наук. – Запорожье, 1983. – 483 с. 36. Портал Headhanter.ru. Рынок труда в России в I квартале 2018 г., 2018. URL: http//.hh.ru/article/16709 (дата обращения:13.03.2022). 37. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46 от 02.03. 2018. 38. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждения Положения и профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/136694/#ixzz7EGKC7zNs (дата обращения 06.12.2021). 39. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/136694/ (дата обращения: 27.02.2022). 40. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года)». URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 02.02.2022). 41. Приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27.08.2013 № 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/105 (дата обращения: 28.03.2022). 42. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 2016. – 256 с. 43. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2017. – 480 с. 44. Пряжникова Е.В., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с. 45. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года N 1266-р паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка». URL: https://pravitelstvorb.ru/ru/natsionalnoe-razvitie/natsionalnye-proekty/e2.pdf (дата обращения: 29.03.2022). 46. Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева 23.06.1975 г.). URL: https://base.garant.ru/2560705/ (дата обращения: 26.02.2022). 47. Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2013 №1. URL://cyberleninka.ru/article/n/istoricheski-slozhivshiesya-kontseptsii- proforientatsii-i-osobennosti-ih-razvitiya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 30.11.2021). 48. Сетевое издание «РБК». URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5fec81779a79473b783b0c83 (дата обращения: 16.03.2022). 49. Сныткина М.А. Определиться с профессией школьникам в Башкирии поможет Единый день профориентации // Газета «Республика Башкортостан». – 2022. – 12 апреля. 50. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистик по Республике Башкортостан. URL:https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/zanyatost-bezrabotica-112021 -012022.pdf (дата обращения: 23.10.2021). 51. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2021.pdf (дата обращения: 22.10.2021). 52. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/17.html (дата обращения: 20.10.2021). 53. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 27.03.2022). 54. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст. 75). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 30.11.2021). 55. Филатова Е. В., Теория социальной работы / Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Кемерово: «Кузбассвузиздат»., 2018 – 96 с. 56. Фопель К.В. Психологические группы / К.В. Фопель; пер. Е. Патяева. — М.: Генезис, 2017. — 288 с. 57. Хусаинова И.А., Коннова О.А., Совершенствование профориентационной работы вузов республики Башкортостан по итогам приемной кампании 2018 года // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2019. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-proforientatsionnoy-raboty-vuzov-respubliki-bashkortostan-po-itogam-priemnoy-kampanii-2018-goda (дата обращения: 18.02.2022). 58. Центр занятости населения города Уфа. URL: http://ufa.bashzan.ru/posts/135064 (дата обращения: 23.10.2021). 59. Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life / B. Burnett, D. Evans. — Knopf, 2016. — 129 p. 60. Ries, W. Berufsbildene Schulen / W. Ries. — Fredenberg, 2014. — 96 p.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1. Теоретические основы изучения профориентационной деятельности с молодёжью По данным Росстата, в 2020 году существенно выросло число официально зарегистрированных безработных – по итогам января 2021 года их численность составила 2,5 миллиона человек – это в 3,6 раза выше, чем годом ранее . Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше составил в России в декабре 2021 года 3,2 млн. человек (без исключения сезонного фактора). Такие данные приводит Росстат в докладе «Социально-экономическое положение России» за 2021 год. Средний возраст безработных в возрасте 15 лет и старше в декабре 2021 г. составил 37,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 20,8% . В настоящее время проблема профориентации стоит особенно остро в силу разных причин. По данным Института образования НИУ «Высшая школа экономики», в ближайшее двадцатилетие эксперты прогнозируют снижение численности населения в России на 16 млн. человек. К 2025 году страна потеряет каждого шестого работника. Сегодня предприятия тратят до 40% своего бюджета на обучение персонала, на доучивание выпускников вузов (в то время как на Западе эти расходы составляют всего 15–20%). 50% обучающихся не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда. 67% школьников не имеют полного представления о научных основах выбора профессии. 46% респондентов ориентированы в выборе вуза и будущей профессии на поддержку со стороны взрослых. 44% не располагают сведениями о возможностях продолжения образования . Выбор профессии – серьезный и ответственный вопрос, решить который рано или поздно приходится каждому выпускнику общеобразовательной школы. От этого выбора зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс. Проблема выбора профессии серьезная, многоплановая, как личностная, так и общественная, педагогическая и медицинская. Невозможно обойти стороной нравственный аспект выбора профессии – подготовить молодежь к честному, добросовестному труду. Стоит отметить, что история профориентационной работы в нашей стране насчитывает примерно сто лет. За это время она пережила «взлеты» и «падения», начиная от уверенного старта профориентации в Советской России в начале 20-х гг. прошлого века до нынешнего времени . Профессиональная ориентация тесно связана с понятием профессионального самоопределения. Но следует отметить особенности каждого термина. Рассмотрим сущность понятия «профессиональное самоопределение». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции; 2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; 3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции; 4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций . Ученый полагает, что выбор профессии, кажущийся подчас лёгким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь», то есть смысл конкретной деятельности для человека формируется в соответствии с контекстом всей его предшествующей жизни. Он подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека . Также профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональны учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов . Зарубежные исследования подтверждают актуальность и значимость проблемы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и ее междисциплинарный характер. Оригинальную концепцию профориентации предлагают B. Burnett и D. Evans. Будущая жизнь, включая профессию, рассматривается ими как объект дизайна. Вначале выявляются проблемы, а затем создается эскиз «желаемой жизни». После тестирования различных эскизов выбирается наиболее подходящий . Немецкий психолог К. Фопель профориентационную работу выстраивает на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Его психологические игры помогают детям в самопознании, учат эффективному взаимодействию с взрослыми и сверстниками, без чего, по мнению психолога, невозможно правильно самоопределиться в профессии . По мнению многих современных ученых, опыт немецких специалистов по профессиональному самоопределению заслуживает пристального внимания. Программы школ нацелены на то, чтобы подготовить обучающихся к самостоятельной жизни, осуществить взаимосвязь общеобразовательных предметов с их жизненным опытом и индивидуальными особенностями . В свою очередь, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников считают, что профори¬ентация предполагает широкий, выходящий за рамки только пе-дагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индиви¬дуально ориентированная помощь в профессиональном самооп¬ределении . Соответственно, и профориентация, и профконсультация — это ориенти¬рование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентирова¬нием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределе¬ния. В настоящее время проблема профориентации молодежи считается одной из ключевых, поскольку современные выпускники школ практически дезориентированы в потребностях рынка труда и выбирают профессии не по востребованности обществом, производством, а по их престижу. Чтобы решить эту и другие проблемы, необходимо организовать процесс профориентации, соответствующий потребностям современного общества и рынка труда. Рассмотрим более подробно сущность понятия «профориентация». Как отмечает М.В. Ретивых, профессиональная ориентация появилась как следствие разделения труда и возникновения большого количества профессий и специальностей . Данное понятие представлено в нормативно-правовых документах и в работах ученых. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов человеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда . Как показал анализ научных публикаций, исследователи рассматривают профессиональную ориентацию в широком и узком смысле. В первом случае ее представляют как систему социального и педагогического воздействия на подрастающее поколение с целью подготовки к сознательному выбору профессии, во втором – как целенаправленную деятельность по формированию у учеников внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии . В обоих случаях результатом является профессиональное созревание школьников, профессиональное самоопределение, выбор профессии. А.А. Поляруш отмечает: «Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией» . С понятием профориентация тесно связаны такие понятия как «профессиональные планы», «жизненные планы», «карьера». Они говорят о перспективах правильного профессионального выбора. Также в связке с профориентацией следует рассматривать понятия «профессиональный отбор», «профессиональная пригодность». Рассмотрим данные понятия, как представил их Е.А. Климов . Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения. Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Профессиональный план – это не перечисленные на листке бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление будущего. По мнению Е.А. Климова, профессиональный план должен содержать: – главную цель; – ближайшие задачи; – более отдаленные цели; – пути и средства достижения ближайших целей; – запасные варианты . Карьера – достижение успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Первым этапом профессиональной карьеры является осознанный выбор профессии, в которой в наибольшей степени проявляются способности человека. Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии. Таким образом, как считает Е.А. Климов, необходимо учитывать, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку относительно его гражданских и волевых качеств, образования, общих и специальных способностей, знаний, умений, состояния здоровья. Выбирая профессию, надо правильно оценить свои возможности успешного овладения ею, выявить свою пригодность к предстоящей деятельности и наметить оптимальный путь получения специального образования. Однако следует отметить, что профессиональная пригодность – качество, формируемое и во многом находится в руках самого человек . В процессе анализа научных публикаций мы отметили, что цели профориентации исторически и социально обусловлены. По мнению М.В. Ретивых, исторически сложились три концепции профессиональной ориентации: диагностическая, воспитательная и личностно-развивающая, определяющие, прежде всего идеологию и цели этого процесса и научного феномена. Как считает ученый, диагностическая и воспитательная концепции профессиональной ориентации во главу угла ставили интересы и потребности общества в кадрах, которые удовлетворялись в первом случае с помощью профотбора, во втором случае путем агитации на те профессии, в которых остро нуждалось общественное производство конкретного региона. Интересы и склонности личности почти не учитывались . В 80-90 годах зарубежные и отечественные ученые стали рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Е.А. Климов раскрывает психологические основы профессионального самоопределения личности в течение всей жизни . Соотношение профессионального и личностного самоопределения исследует Н.С. Пряжников . С.И. Вершининым разрабатываются педагогические основы принятия решения о профессиональном выборе, обосновываются компоненты готовности школьников к этому выбору . Таким образом, в результате проведенных исследований в 90-х годах ХХ в. выстраиваются основы развивающей концепции профессиональной ориентации как средства формирования готовности личности к профессиональному самоопределению и развитию. Согласно этой концепции в центр системы профориентации ставится конкретный человек с его интересами, способностями и возможностями. При этом, безусловно, нужно учитывать текущие и перспективные потребности общества в кадрах. В настоящее время профессиональная ориентация рассматривается как «система научно-практической деятельности различных социальных институтов (школы, семьи, общественности, ВУЗов, ССУЗов и др.), которая призвана решать комплекс различных социально-экономических, медико - физиологических, психолого-педагогических задач, направленных на формирование профессионального самоопределения и профессионального становления личности» . С точки зрения науки профориентологии, общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Эта цель полностью соответствует общей цели трудовой подготовки школьников и реализуется в процессе этой подготовки. Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей в формировании молодежи профессионала нового типа и комплекса реальных возможностей общества, школы для осуществления такого социального заказа . Свою точку зрения на цели профориентации представил Н.С. Пряжников. Он выделил следующие цели: • поиск и реализация своего смысла: если школьник не нашел для себя смысла или этот смысл сомнителен, то жизнь для него начнет понемногу обесцениваться. • самосохранение, то есть поддержание имеющегося статуса. • повышение своего статуса в глазах окружающих. • саморазвитие: человек развивается и выстраивает свои перспективы. • корыстная цель: это выбор такой профессии, которая бы позволила хорошо зарабатывать, устраивать свое благополучие. Проблемы возникают, когда это становится доминирующим и цель достигается за счет потерь в своем развитии. • альтруистическая цель: лучшее не брать, а отдавать. Именно в таких условиях происходит личностный рост, самореализация и настоящее самоопределение. • наблюдательная цель: все решают родители: «Сделаешь так, а не иначе, а то у тебя будут проблемы» . Как отмечает доктор педагогических наук М.В. Ретивых, актуальной задачей теории профориентации в современных условиях является обоснование профессионального самоопределения как компонента целостного процесса профессионального развития и становления личности, включающегося в себя профессиональное самоопределение, профессиональную компетентность, профессиональную самостоятельность, профессиональную идентичность, профессиональное мастерство и творчество, профессиональную мобильность . Представляет научную значимость и такая проблема, как исследование влияния адекватного профессионального самоопределения на успешность профессиональной карьеры человека, на достижение им успехов в профессиональной деятельности (рост мастерства и продвижение в должности). Современные государственные структуры выделяют пять основных принципов, определяющих актуальный подход к профориентации: 1. Уникальность индивидуальной карьеры. Отсутствие единых для всех людей карьерных целей. Профессиональный путь любого человека уникален, и современная трудовая жизнь в целом не способна к постановке нормативных задач развития. Ключевые, поворотные для человека события жизни должны рассматриваться как уникальные.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg