Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая профилактика стресса у младших школьников в процессе учебной деятельности

марина_прокофьева 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2022
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать формы и методы, содержание, профилактики стресса у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Объектом исследования является процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования – профилактика стресса у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Гипотеза исследования заключается состоит в предположении, что процесс профилактики стресса, а также тревожности ребенка младшего школьного возраста будет эффективен при условии реализации следующих психолого-педагогических условий: - будут выявляться и изучаться индивидуальные особенности личности младшего школьника; - содержание программы профилактики стресса младшего школьника будет подобрано с преобладанием игровых методов; - профилактическая работа будет осуществляться на положительном эмоциональном фоне, важная роль в создании которого отводится педагогическому общению. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, и определить понятие “стресс” 2. Проанализировать и систематизировать причины проявления стресса и тревожности у детей младшего школьного возраста. 3. Подобрать методики для исследования уровня стресса и тревожности у младших школьников. 4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической профилактики стресса и тревожности. 5. Составить памятку для родителей и учителей по профилактике стресса. Практическая значимость исследования заключается в разработке профилактической работы, направленной на определение уровня психологического здоровья детей, способов нормализации уровня стресса и тревожности, которой смогут пользоваться педагоги\классные руководители. К методам исследования отнесем: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация и обобщение информации, которую получили; беседа и анкетирование учеников из начальной школы; экспериментальное исследование, которое включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ); анализ полученных результатов. Опытно-экспериментальная база: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 31" г.о. Мытищи.
Введение

Актуальность исследования. Уровень тревожности и стресса начинает повышаться еще в детстве, количество детей с повышенным уровнем тревожности только растет, что наносит вред здоровью ребенка. Выявляется, что к окончанию начальной школы меньше половины детей можно назвать психически здоровыми, многим выставляется диагнозы различных нервных заболеваний. Причины, увеличения детей с нарушением психического здоровья, могут быть различны. Например, начало нервного напряжения может быть связано с изменением структуры семьи, при котором уменьшаются семьи, количество детей, расплывается роль старших детей, мужчины отстраняются от воспитания своих детей. Не стоит исключать и смену половых ролей, когда в современном обществе происходит маскулинизация женщин, феминизация мужчин, и многое другое, что вызывает перенапряжение у детской психики. Всё это нервное напряжение ребенок носит в себе, и переносит в школьную среду, которая также может являться причиной, особенно на первых годах обучения. Смена среды обитание, получение новой роли ученика зачастую является стрессовым, и вызывает напряжение психофизических возможностей школьника. В период приспособления дети начинают ощущать высокую беспокойность, становятся напряжёнными, сверхчувствительными, а также закрытыми. Бывают случаи дезадаптации, когда адаптация школьника так и не происходит, что может повлечь за собой ухудшение состояния ребенка. Необходимо приложить все усилия для сохранения эмоционального и психологического здоровье ученика на надлежащем уровне. Для этого необходимо уделить внимание своевременной диагностике и профилактике детской тревожности, пока она не стала устойчивым личностным образованием. В случае сохранения повышенного уровня тревожности в подростковом возрасте, он становится причиной психосоматических заболеваний и нервных расстройств в зрелом возрасте. Зарубежными учеными, которые занимались проблемой тревожности, являются: З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлора, Р. Мэй, Р. Кэттел, Ч. Спилбергера и других. В отечественной литературе также можно встретить немало работ, посвященных изучению тревожности. Этим вопросом занимались: В.С. Кисловская, А.М. Прихожан, Р.В. Овчарова, М.Н. Битянова, М.И. Чистякова и другие. В результатах психолого-педагогических исследований прослеживается, что в младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван различными причинами. К этим причинам можно отнести: плохую подготовку к урокам; боязнь выразить свои возможности (дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень); заниженную самооценку; предъявление (со стороны учителя) завышенных требований; неприятности дома; завышенные требования от родителей; нехватку внимания и поддержки родителей; игнорирование взрослыми успехов ребенка. У учеников младшего школьного возраста тревожность является причиной разнообразных нервно-психических нарушений. Повышение тревожности происходит из-за накопления негативного опыта. С целью исключения таких результатов, необходимо проводить профилактику стресса, выявления и уменьшения уровня тревожности начиная с младшего школьного возраста. Таким образом появляются противоречия между необходимостью уменьшения тревожности у детей младшего школьного возраста и недостатком специалистов, которые готовы результативно использовать имеющиеся технологии на практике. В практической деятельности педагоги нуждаются в соответствующем методическом обеспечении необходимой профилактической работы, которая направлена на поддержание эмоционального благополучия учащихся. В связи с этим, была выделена следующая проблема исследования: какие психолого-педагогические условия позволят профилактировать стресс у младшего школьника в учебной деятельности?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Теоретический анализ понятий “стресс” в психолого-педагогической литературе……..........................................................................................7 1.2. Причины и особенности проявления стресса у младших школьников………......………………………………...................................15 1.3. Содержание, формы и методы профилактики стресса у детей младшего школьного возраста…………......………………………………21 Выводы по Главе I…………………………………………………………..28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Результаты психолого-педагогической диагностики стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста......................................31 2.2. Программа психолого-педагогической профилактики стресса у детей младшего школьного возраста......................……………………………... 37 2.3. Анализ эффективности программы психолого-педагогической профилактики стресса у младших школьников…………………………. 42 Выводы по Главе II…………………………………………………………46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….48 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......... 51 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 56
Список литературы

1. Адлер А. [Adler A.] Практика и теория индивидуальной психологии. М.: изд-во Институт психотерапии, 2007. 224 с. 2. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю. А. Александровскитй. М. : Наука, 1976. 3. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. М., 2007. №2. С. 65. 4. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. М., 1998. №1. С. 18. 5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2002. 160 с. 6. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. -- М.: Психология, 2003. - 186 с. 7. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: изд-во Педагогический поиск, 1999. 298 с. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. М., 2010. 440 с. 8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. 9. Борисова Ю.А. Понятие стресса и пути его преодоления в деятельности педагога [Электронный ресурс].-Понятие стресса и пути его преодоления в деятельности педагога (infourok.ru) (дата обращения: 03.11.22) 10. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. М., 1993. №1. С. 104-113. 11. Бурлачук JI. Ф., Морозов С.М. Психодиагностика. М., 2009. 528 с. 12. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000. 107 с. 13. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова. СПб. : Питер, 2009. 14. Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - Мн.: Наука, 2000. - 264 с. 15. Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся [Текст] // Вопросы психологии. 1990, №5. –С. 21; Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. 208 с. 16. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. / А.И.Захаров. – СПб.: Питер, 1995. – 146 с. 17. Захарова Т.Г. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. - №16. – 110 с. 18. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 2012. 348 с. 19. Зубаирова Р. Р., Сулейманова Ф. М. Детский стресс // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 174–175. 20. Ильина, Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Психологические особенности детей младшего школьного возраста | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)(посещение от 30.12.2021г) 21. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с. 22. Кассиль, Г. Н. Внутренняя среда организма [Текст] / Г. Н. Касиль. М. : Наука, 1983. 23. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. КитаевСмык. М. : Наука, 1983. 24. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. 80 с. 25. Кривцова, С.В.Жизненныенавыки. [Текст] / С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова, О.И.Еронова; под ред.С.В.Кривцовой. – Москва.: Генезис, 2012.–336 26. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л. : Медицина, 1970. 27. Левис Ш. Ребенок и стресс. / Ш. Левис. – СПб.: Просвет, 2007. – 208с. 28. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование, - 1998. - № 2. - С. 15-19. 29. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 30. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. М.: изд-во Речь, 2007. 248 с. 31. Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 1. - С. 32-53. 32. МорозоваА.Ф. Педагогическая поддержка учащихся как условие предупреждения рисков школьной тревожности в отечественном и зарубежном опыте [Текст]/ А.Ф. Морозова. –диссертация на соискание уч.ст. канд. пед. Наук. –Казань. – 2008г. –248с. 33. Мэй Ролло [May R.] Смысл тревоги. М., 2001. 416 с. 34. Рубен К.В. Стресс в педагогической деятельности [Электронный ресурс].-Стресс в педагогической деятельности (1sept.ru) (дата обращения: 28.10.2021) 35. Погодаев, К. И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» [Текст] / К. И. Погодаев // Актуальные проблемы стресса. Кишинев : Штиинца, 1976. 36. Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г., Новикова И. А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения // Бюллетень сибирской медицины. 2010. № 1. С. 148–154. 37. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 1-7. 38. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. 304 с. 39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика. / А.М.Прихожан. – М.: МОДЭК, 2008. – 143 с. 40. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. М., 2001. С. 144-156. 41. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с. 42. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. Москва.: Просвещение, 1991.– 307 с.] 43. Рогозина, И.Г. Тест школьной тревожности Филипса. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / И.Г. Рогозина. – Режим доступа: Тест школьной тревожности Филлипса | Тест по психологии по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (посещение 27.12.2021г) 44. Русалова, М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека [Текст] / М. Н. Русалова. М. : Наука, 1979. 45. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ; 46. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - С. 21-27. 47. Садовичья Е.Е. Школьный стресс. Профилактика [Электронный ресурс].-«Школьный стресс. Профилактика.» | Статья: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (дата обращения: 30.12.21) 48. Слепичева О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников. дис. канд. псих. наук: 19.00.07. М., 2003. 173 с. 49. Спилбергер Ч. [Spielberger C.], Карандышев В.Н., Лебедева М.С. Изучение оценочной тревожности. М., 2004. 80 с. 50. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985. 208 с. 51. Федулова, И. А. Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84684/ (дата обращения: 03.02.2022). 52. Феррои Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Школа здоровья. – 2005. - №3. – 38 с. 53. Фопель К. [Vopel K.] Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2010. 160 с. 54. Фрейд, А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, З. Фрейд. - СПб.: Наука, 1997. - 354 с. 55. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения. М., 2003. С. 301-302. 56. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003. - 148 с. 57. Что такое стресс? [Электронный ресурс].-Министерство здравоохранения (ulgov.ru) (дата обращения: 28.10.2021) 58. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. 156 с. 59. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Изд-во «Питер», 2008. - 310 с. 60. Шибкова О. В., Быков Е. В., Чипышев А. В. Показатели психофизиологического развития детей с повышенным уровнем тревожности в условиях умственных нагрузок и коррекционных воздействий // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2016. № 1 (9). С. 43–48. 61. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССА И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Теоретический анализ понятий “стресс” в психолого-педагогической литературе В дословном переводе с английского языка, слово “стресс” означает “давление”, “напряжение”. Впервые “стресс”, как научный термин и объект научного познания появился вначале XX века. В первой половине XX столетия в одном из европейских журналов (от 4 июля 1936 года) в разделе «Письма к редактору» появилась небольшая заметка одного молодого ученого Ганса Селье. Заметка называлась «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Именно данная статья означает начало концепции стресса.[40] Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом. [40] Данное определение отражает то, что на любое требование среды организм реагирует с особым напряжением. Стресс воспринимается и появляется в моменты наиболее мощного взаимодействия, которое выходит из-под контроля. Проблематика стресса заключается в его неординарном проявлении, оно может быть сдержанно или не проявляться. К тому же, стресс считается одной из наиболее известных факторов неблагополучия, страданий и неудач человека. Все из-за того, что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы и эмоции. Г. Селье говорил о трех стадиях стресса: сопротивлении, истощении и мобилизации. Мобилизация. Эта стадия приходит в тот момент, когда на действие стрессового фактора возникает тревога. Тревога, в этот момент, мобилизует организм, то есть готовит его к защите. В процессе мобилизации увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается давление, замедляется пищеварение и кровь приливает к мышцам. В такой момент организм готов к защите своей жизни и здоровья, потому что в результате физиологических изменений (которые произошли с организмом) на короткое время улучшаются возможности организма. Долгое пребывание в этой стадии может привести к нарушениям функций организма. Сопротивление. Наступает в тот момент, когда непосредственная опасность для человека минует, и его организм переходит к сопротивлению. На этой стадии стресс начинает снижаться до более низкого уровня. В процессе сопротивления организм обладает повышенной способностью переносить действия факторов стресса, которые могут длительно сохраняться. Истощение. Эта стадия происходит в тот момент, когда уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне. Долговременный высокий уровень стресса способствует существенной потере энергии организма. Создаются такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессам значительно сокращается. Высокий уровень стресса говорит о себе различными симптомами. К таким симптомам можно отнести: - быструю утомляемость, - раздражительность, - нервозность, - смутную тревогу, - чувство беспомощности, - головные боли, - бессонницы, - потерю аппетита и др. Индивид начинает страдать от упадка физических и духовных сил. Стресс представляет свою роль в возникновении не только патологий психической работы, но и ряда болезней внутренних органов человека. Стресс может вызвать: головную боль, бессонницу, и даже несварение желудка. Зафиксировано множество заболеваний, вызываемые стрессом. К ним относят: - гипертонию, - синдром хронической усталости, -синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, - сердечные приступы, - инсульты, депрессии, - избыточный вес, - мигрень и нарушения дыхания. Непрерывный стресс к тому же задевает и иммунную систему. Это делает человека гораздо чувствительнее к инфекциям. К тому же множество вредных привычек зачастую связаны с воздействием стресса на организм. Стресс обуславливается ровно как метод достижения устойчивости организма при воздействии на него повреждающего фактора, соответсвенного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс является защитной реакцией организма в ответ на неблагоприятные изменения в окружающей среде. К тому же это всегда состояние повышенного напряжения, и вызывается воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. Канадский ученый Ганс Селье говорил, что стресс не то что случилось, а то, как мы это восприняли. Этот ученый сформулировал концепцию стресса полвека назад. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы. [33] Психологическое напряжение является одной из наиболее трудных междисциплинарных вопросов, который находится на стыке психологии, психофизиологии, а также физиологии. Сложно вообразить человека, который бы никогда не подвергался факторам, которые подстрекают возникновение стресса. Наиболее того, с напряженными ситуациями, или стрессовыми, общество сталкивается постоянно. При этом, с одной стороны, стресс стимулирует динамику индивида, активность человека, а с другой стороны, может владеть огромной губительной силой, являться источником серьезных внутренних переживаний, а также невротических состояний. Это связано с тем, что в медицине, физиологии, психологии представление о “стрессе” разделяется еще на два определения: “дистресс” и “аустресс”. К тому же по характеру воздействия выделяют нервно-психический, или психологический, стресс и физический стресс, то есть тепловой, световой, звуковой и др.. Стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов. [56] Обычно используя понятие “стресс”, мы имеем ввиду значение понятия “дистресс”, или его еще называют “чрезвычайный стресс”, – состояние, которое отрицательно воздействует на организм индивида. Так же имеется такое понятие как “эустресс”, или так называемый «полезный стресс». В результате этого стресса повышается функциональный резерв организма, а значит происходит его адаптация. В современной научной литературе термин «стресс» имеет разнообразные значения. В первом понимании, стресс - сильное, неблагоприятное и отрицательно влияющее на организм воздействие. Во втором случае, под категорию стресса попадают реакции, которые отражающие внутреннее психическое состояние напряжения, а также возбуждения. В третьей группе объединяется понятие стресса как черт физиологических и психологических реакций организма при сильных, точнее экстремальных для него воздействиях. Такие воздействия вызывают интенсивные проявления адаптационной активности. Эти реакции направлены на поддержание поведенческих действий и психических процессов по преодолению этих стрессовых эффектов [13]. Эмоциональный стресс. Под таким видом стресса понимаются эмоциональные процессы, которые сопровождают стресс, и ведут к неблагоприятным изменениям в организме. Во время воздействия стресса, эмоциональная реакция развивается раньше прочих. Она активизирует вегетативную нервную систему и эндокринное обеспечение. Таким образом при длительном или часто повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а это приводит к разлаживанию функционирования организма. Г. Н. Кассиль, М. Н. Русалова, Л. А. Китаев-Смык и некоторые другие ученые эмоциональный стресс характеризуют с широким кругом изменений психических и поведенческих проявлений, которые сопровождаются выраженными нетипичными изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями [22;23;43]. Ю. Л. Александровский [2] эмоциональный стресс связывает с напряжением барьера психической адаптации, а патологические последствия данного стресса – с его прорывом. К. И. Погодаев, учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. [34] Р. Лазарус [26] говорил о психологическом стрессе. И характеризует его как обусловленную «угрозу» эмоционального переживания. Оно оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В такой интерпретации между отрицательной эмоцией и эмоциональным стрессом нет значимого различия, ведь в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность личности. Долгое время “стресс” рассматривался только как проблема взрослого человека. В современном же мире эта проблема все больше и больше расширяется на мир детства. Дети также начинают страдать от избыточных физиологических нагрузок, а также и от информационных. На них давит непосильное психологическое давление. Напряжение испытывает каждый индивид. Только если этот человек взрослый, есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без серьезных последствий. Дети же справляются со стрессом намного сложнее. У детей стрессовое состояние появляется при конфликте с чем-то новым. В таком, из-за отсутствия опыта они не в состоянии бороться в этом конфликте. Система детского стресса заключается в том, что что-то внешнее, неизвестное, принудительно вмешивается в жизнедеятельность ребёнка, начинает преследовать его в виде воспоминаний или страхов. Без помощи родных, а зачастую и профессионального работника, специалиста, ребёнок не сможет справиться со стрессом. Причины стресса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины — это жизненные изменения. Они находятся под нашим контролем. Есть и внутренние причины. Они находятся в нашем разуме, и зачастую являются плодом воображения. Школа с самых первых дней ставит перед ребенком ряд задач. Эти задачи не связаны непосредственно с его предыдущим опытом, но требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Так, например, в процессе овладения учебной деятельностью ребенок должен соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Такое количество требований приводят к психоэмоциональному напряжению, и может вызвать стрессовое состояние. Признаки стрессового состояния могут проявляться в различных симптомах. Симптомы выражаются в: • Трудности во время засыпания, то есть у ребенка начинается беспокойный сон; • Усталости после нагрузки, которая до этого не утомляла школьника; • Беспричинной обидчивости или повышенной агрессивности; • Невнимательности, или отсутствии сосредоточенности; • Тревожности; • Отсутствии уверенности в себе. Она выражается в том, что ребенок часто ищет одобрения у взрослых, или даже требует его; • Упрямстве; • Постоянном жевание чего-то (в том числе и несъедобному), а также очень жадному глотании пищи; • Стремлении к полному уединению; • Подергивании плечами, или качании головой, что раньше не наблюдалось; • Снижении массы тела или же проявлении ожирения; • Повышенной тревожности. Перечисленные выше свойства сообщают о том, что ребенок пребывает в состоянии психоэмоционального напряжения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Стресс тесно связан с таким понятием как “тревожность”. Тревожность также принадлежит к проявлению эмоциональной сферы человека. Чувства, эмоции отображают реальность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека, формирует комплекс переживаний различных конфигураций чувств, таких как эмоции, душевное состояние, напряжение, стрессы и др. Получается, что стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). [40] Мощный стресс способен проявляться в следующих признаках: раздражительность, необъяснимое беспокойство, мгновенная утомляемость, нервозность, ощущение слабости, асомния, утрата аппетита и др. Выделяют психологический и эмоциональный стрессы. В психологии “стресс” делится еще на два понятия: “дистресс” и “аустресс”. Причины стресса могут быть внешними (жизненные изменения) и внутренними (находятся в нашем разуме). Симптомы стресса могут проявляться в: беспокойном сне; усталости после нагрузки, которая до этого не утомляла; беспричинной обидчивости или повышенной агрессивности; отсутствии сосредоточенности; тревожности и непоседливости; отсутствии уверенности в себе; упрямстве; стремлении к уединению; снижении массы тела или проявлении ожирения; повышенной тревожности. 1.2. Причины и особенности проявления стресса у младших школьников Изучение стресса у младших школьников является актуальной в современном обществе. Наука, на современном этапе, обладает очевидными прецедентами о воздействии различных стрессовых расстройств на появление тревожности. Во многом дети в процессе своего развития испытывают ряд общих страхов. К таким страхам относятся: отделение, потери матери, страх некоторых животных, темноты, в некоторых случаях в старшем дошкольном возрасте появляется страх смерти. Эти сведения являются подтверждением общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры в следствии влияния социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. В какой степени будет выражен страх, зависит от личных отличительных черт психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности. Детьми младшего школьного возраста являются дети с 6 до 11 лет. Для детей данной возрастной группы, на фоне интенсивного психофизиологического формирования, свойственны определенные признаки [20]. К таким признакам относят: • активное развитие познавательных потребностей и словесно-логического мышления. Происходит совершенствование работы головного мозга, а также нервной системы; • неустойчивость умственной работоспособности и повышенную утомляемость; • нервно-психическую ранимость; • неспособность к долговременному сосредоточению внимания на одном предмете или теме. Склонность к повышенной возбудимости и эмоциональности. В то же время эмоциональная сфера характеризуется: • отзывчивостью на окружающую его реальность, происходящие события; • непосредственностью, откровенностью; • готовностью к появлению страхов, и их восприятию; • высокой эмоциональной нестабильностью, а также повышенной мнительностью. Перемена обстоятельств существования, в период поступления в учебное заведение, а также школьные перегрузки, считаются стрессовыми факторами. Причины стресса у школьников могут быть как внутренними, так и внешними. Внешними причинами являются жизненные изменения, которые находятся под нашим контролем. Внутренними причинами являются причины, находящиеся в нашем разуме. В большей степени внутренние причины являются плодом воображения. Как уже говорилось, школа с самых первых дней ставит перед ребенком ряд задач. Эти задачи не связаны непосредственно с его предыдущим опытом, но требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Младший школьник должен соблюдать определенные правила, уметь сдерживать свои чувства. Так же ребенку необходимо быть терпеливым и усидчивым. Данные требования приводят к психоэмоциональному напряжению, что может вызывать стрессовые состояния. [46] Причины стресса у детей отличаются в зависимости от возрастной группы. Рассмотрим возрастную группу детей от 5 до 10 лет. У данной возрастной группы стресс вызывают: недомогания неясного характера, а также расстройства; высокая обеспокоенность собственным самочувствием; отказ от посещения учебного заведения и прогулок с другими детьми, в том числе сверстниками; стремительное желание выглядеть превосходным; непонятные тревоги и фобии, типичные нервные движения; заниженная самооценка, бессонница и нарушение питания. К основным причинам стресса можно отнести школу, друзей и неуспехи или конкуренцию в учебной деятельности. Младшие школьники уже начинают понимать чье-то преимущества в различных сферах. Они понимают, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее. Осознание данного факта является серьезной психологической нагрузкой. Помимо перечисленных, к основным причинам детского стресса можно отнести семью, например, крупное семейное событие. К таким событиями относят развод, рождение младших детей, переезд в другое место, и другие социальные и семейные факторы. [50] Исследователи Шибкова О. В., Быков Е. В. и Чипышев А. В. отмечают, что на сегодня в обществе имеются отрицательные направленности, которые усложняют формирование личности ребенка и развитие его эмоционально-волевой сферы [59]. Из числа подобных направленностей можно отметить следующее: - Рост занятости обоих родителей, или матери, что приводит к сокращению совместного времяпровождения. Сокращаются близкие взаимоотношения, и появляется ряд факторов, которые отражаются на личностном развитии ребенка. - Сокращение коммуникаций с ребенком, которые сочетаются с высокой требовательностью к его исполнительности и дисциплине. - Увеличение количества разводов в обществе, и рост семейных конфликтов. [19]. Исследуя психофизиологические особенности школьников младшего возраста, Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г. и Новикова И. А., отмечают ряд трудностей, которые готовы послужить появлению у детей стресса: — трудности, которые связанны со сменой роли, то есть поступлением в школу. Это связано с появлением в их жизни режима дня; — трудности из-за проблем с адаптацией ребенка. Как к классному коллективу, так и к педагогу; — трудности, которые связаны с изменением ситуации в семейной обстановке, при поступлении ребенка в школу [35]. Таким образом, основные причины возникновения стресса у младших школьников можно разделить на две группы: 1. стрессы, которые возникают из-за проблем в семье; 2. стрессы, которые взаимосвязаны со школьной жизнью. Причины стрессов первой группы многообразны и специфичны, и изучаются детскими и семейными психологами. Причины, связанные с проблемами в семье: • сложные родительские отношения, • Развод родителей, • смерть одного родителя, • рождение еще одного ребенка в семье, • сложности в бытовой сфере, • применение неадекватных методов воспитания и прочее. Причины, связанные со школьной жизнью, условно можно разделить на факторы - учебные и межличностные отношения. Факторы, связанные с межличностными отношениями. В таких случаях отсутствует взаимопонимание, со сверстниками и педагогом. В том числе возникают страхи перед учителем, конфликты с одноклассниками, невозможность установить дружеские отношения. Это приводит к закрытости, одиночеству, чувству незащищенности и глубоким внутренним переживаниям. Учебные факторы - многочисленны. Данные факторы связаны с процессом обучения. Все это: боязнь получить низкую оценку, оказаться хуже всех в классе или группе, страх контрольных и экзаменов, усталость от нагрузок и т.п. Семейные факторы и школьные факторы стресса тесно связаны, и проявляют весь значительное воздействие. Проблемы семейного фактора, могут напрямую оказывать влияние на успеваемость в школе. Так неудовлетворительная оценка может вызвать разлад в семье и приведет к наказанию ребенка. Так появится страх снова получить плохую оценку. Различные причины страха делят на несколько категории, а конкретно на следующие: • 1 категория - интенсивность, • 2 категория - новизна, • 3 категория - эволюционно-выработанные сигналы опасности, • 4 категория - причины, возникающие в социальном воздействии. Болевые ощущения и повышенное звучание являются примерами слишком активных стимулов. Неизвестные личности или объекты могут вызывать стрессовые ситуации из-за новизны, и вызывать новые страхи. Всевозможные условия, которые угрожают существенной доле членов вида в течение продолжительного времени, считаются эмоционально-выработанными сигналами опасности. Имеются так же различные стимулы страха. Они включают: темноту, животных, неопознанные предметы и незнакомых людей. Специалисты в области психологии, что природные стимулы страхов связаны с возрастом. Это значит, что они зависят от процессов развития и созревания. Например, страх незнакомых людей не может возникнуть в первые месяцы жизни. В этот период у ребенка еще не развилась способность различать лица. Данная способность возникает позже, где-то между 6-ым и 9-ым месяцами жизни. Именно у детей данной возрастной группы отмечаются высочайший страх перед чужими. Причинами страхов, связанных со школьным фактором, у учащихся начальной школы могут быть: • сама система обучения в школе. Это касается смены режима, возникновения определенных обязанностей и прочее; • изменение стиля взаимоотношений между учителем и учеником. В дошкольном учреждении общение с воспитателем было более теплым и домашним, в школе уже общение становится более серьезным и официальным; • особенности личности ребёнка. Это особенности его психологического реагирования, неадаптированность детей, которые не посещали дошкольное учреждение и др.) [15]. Признаки школьного стресса выражаются также в общем состоянии ребёнка: • Проявления физиологического характера. У ребенка начинаются бессонница, быстрая утомляемость, психосоматические заболевания. • Эмоциональные проявления. Появляется раздражительность, повышенная тревожность, заниженная самооценка и другое. • Поведенческие проявления. Ребенок может стать агрессивным или плаксивость, что не было свойственно ранее. • Познавательные проявления. У ученика отсутствует интерес к учёбе, снижается интеллектуальная деятельности. [41]. Причины развития стресса, разнообразны, однако, порой они могут крыть в работе педагога, когда учитель провоцирует его развитие у ученика. Это происходит, когда учитель требует дисциплины и высокого уровня успеваемости, при этом игнорируются индивидуальные и возрастные особенности ученика. Таким образом, причины стресса у младших школьников, условно, делятся на внешние и внутренние. В основном источниками стресса являются школа и отношения с родителями. Школа, как новая ступень жизни, вызывает психологическое напряжение, так как жизнь ребенка меняется, меняется его жизненная роль и требования к ним. Ребенок переживает из-за оценок, отношений с друзьями и учителями, отношения родителей к ребенку как ученику. Напряжение может ожидать ребенка не только в школе, но и дома. Это может быть связано: со строгостью родителей к ребенку, как ученику; напряженными отношениями между родителями, или другими родственниками; занятость родителей работой и личными проблемами. У ребенка, который находится в напряжении, могут быть трудности во время засыпания, то есть беспокойный сон; усталость после нагрузки, что ранее не происходило; неоправданная обидчивость или повышенная агрессивность; трудности в сосредоточенности; появление неуверенности в себе, постоянный поиск одобрения со стороны взрослых; упорство; постоянное жевание и глотании пищи, или отсутствие аппетита; отказ от контактов со сверстниками; снижение массы тела или проявление ожирения. [46] 1.3. Содержание, формы и методы профилактики стресса у детей младшего школьного возраста Вопрос профилактики и коррекции стрессовых состояний у школьников на современном этапе очень актуален. В психологии младшему школьному возрасту уделяется особый интерес, потому что в этот период все сферы жизни ребенка подвергаются переменам. В этом возрасте учебная деятельность становится ключевой, изменяется его общественное положение, а также прямые обязанности. Подобные изменения проявляют значительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, и здоровое психическое развитие детей в данном возрасте непосредственно находится в зависимости с эмоциональным состоянием. В промежуток поступления в среднее образовательное учреждение появляется существенное личностное новообразование, и это - внутренняя позиция школьника. Внутренняя позиция ученика считается мотивационным сосредоточением. С поддержкой внутренней позиции гарантируется направленность ребенка на обучение. К тому же обеспечивается эмоционально-положительное отношение к получению новых знаний и стремление соответствовать образу прилежного ученика. В случае если потребности детей, которые отображают его внутреннюю позицию школьника, никак не удовлетворяются, это может послужить причиной устойчивого эмоционального неблагополучия. Это неблагополучное положение проявляется в непрерывном ожидании провалов в школе, нехорошего отношения к себе учителей и сверстников, страха учебного заведения, уклонении приходить туда. Наиболее эффективными методами профилактики антистрессовых состояний условно можно разделить по направлению работы и субъектам реализации. К первым относятся методы: • диагностики; • коррекции; • предупредительные; Ко вторым относятся следующие методы: • мероприятия, проводимые с психологами; • мероприятия, проводимые с педагогами; • мероприятия, проводимые с родителями. Главными способами профилактики стресса являются методы: тестирования, анкетирования, беседы, наблюдения, психологической разгрузки и снятия напряжения, индивидуального подхода
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 61 страница
3750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg