Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенсвованию

марина_прокофьева 2425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2022
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-методическое обеспечение формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в образовательном процессе вуза. Предмет исследования: формирование готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Гипотеза исследования. Формирование готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию будет эффективным, если: – оно рассматривается как профессионально значимый целенаправленный процесс, ориентированный на подготовку активного, целеустремленного, готового к профессиональному самосовершенствованию бакалавра по направлению «Педагогическое образование»; – разработана и реализуется в процессе профессиональной подготовки программа формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию на основе рефлексивно-деятельностного подхода; – определены критерии и показатели уровней готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию; – выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Задачи исследования: 1. На основе междисциплинарного науковедческого анализа раскрыть сущность и уточнить содержание понятия «формирование готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию», определить структурные компоненты данной готовности. 2. Разработать, теоретически обосновать программу формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию на основе рефлексивно-деятельностного подхода, экспериментально проверить ее эффективность. 3. Определить критерии и провести диагностику уровней готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. 4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Теоретико-методологические основы исследования: – концептуальные представления о сущности человека и ее проявлениях в различных сферах жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); – идеи о механизмах персонализацин н самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс и ДР-); – идеи субъектной педагогики и психологии (Г.И. Аксенова, СМ. Годник, Н.И. Вьюнова, А.С. Огнев, В.А. Сластенин и др.); – концепции профессионального развития и самосовершенствования педагога (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, К.К. Левитан и др.); – концептуальные представления о сушности и особенностях профессиональной деятельности педагога (О.А. Аблулина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин. В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.); – идеи рефлексивной педагогики и психологии (А.А. Бизяева, Б.З. Вульфов И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Л.С. Подымова, Г.Ф. Похмелкина, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов и др.); – принцип отраженной субъектности (В.А. Петровский); – субъектогенетический подход (А.С. Огнев). Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, систематизация и конкретизация научного материала по проблеме исследования, моделирование и прогнозирование; эмпирические: педагогический эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование; методы математической и статистической обработки эмпирических данных, ранжирование. Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, системной совокупностью источников, взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям, предмету и задачам. Научная новизна полученных результатов: – уточнено содержание понятия «формирование готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию», определена структура данной готовности; – охарактеризованы уровни готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию, демонстрирующие динамику ее формирования; – выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию, которые связаны с использованием тактик педагогического сопровождения студентов, организацией деятельности студентов, направленной на приобретение опыта самообразования на основе рефлексивно-деятельностного подхода, расширением вузовского компонента содержания педагогического образования за счет введения в процесс профессиональной подготовки дополнительных модулей, а также с готовностью профессорско-преподавательского состава к реализации на практике разработанной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: расширено представление о сущности формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию в современных условиях за счет перестройки мотивационной сферы студента в сторону осознания себя профессионально и личностно ценным субъектом образования, способным и готовым через профессиональное самосовершенствование обеспечить эффективность последующей практической деятельности; разработана и теоретически обоснована программа формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию с использованием научно-методического обеспечения совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе, реализация которой позволяет достичь высокого уровня сформированности готовности к профессиональному самосовершенствованию; охарактеризованы возможности формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию в процессе обучения на основе рефлексивно-деятельностного подхода. Практическая значимость исследования заключается в том, что: экспериментально проверена эффективность программа формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию, которая может быть внедрена в практику работы учебных заведений разного уровня, с учетом их специфики; определен и экспериментально проверен диагностический инструментарий определения уровней готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию (очень низкий, низкий, средний, высокий), который может быть использован для определения динамики формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию в практике подготовки специалистов; экспериментально обоснованы педагогические условия, позволяющие поддерживать положительную динамику процесса формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Материалы исследования по формированию готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» носят общепедагогический характер, в силу чего могут быть применены в работе средних и высших учебных заведений, системе повышения квалификации работников образования. Апробация результатов исследования. Теоретические положения, ход исследования, полученные результаты обсуждались на трех научнопрактических конференциях международного уровня - «Образование XXI век: тенденции и перспективы» (2000 г.) База исследования: Кубанский государственный университет, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, студенты 1-2 курсов очной формы обучения в количестве 60 человек. Этапы исследованная. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход диссертационного исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 2020 г. по 2022 г. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования. На первом, теоретико-поисковом, этапе (2020-2021 гг.) изучались и анализировались философские, психолого-педагогические отечественные источники; теоретико-методологические аспекты профессионально-личностного самосовершенствования учителя и рефлексивной деятельности учителя; определялись проблема, цель, объект, предмет исследования; формулировались гипотеза и задачи диссертационного исследования. На втором, технолого-методическом, этапе (2021-2022гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, практическая апробация концептуальной модели, подбор и разработка психолого-педагог1гческого инструментария по активизации рефлексивных процессов в профессиональном самосовершенствовании учителя; уточнялась рабочая гипотеза. На третьем, аналическом, этапе (2022 г.) осуществлялось теоретическое осмысление, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнялись теоретико-прикладные положения, разрабатывались практические рекомендации, оформлялись материалы диссертации. На защиту выносятся следующие положения: 1. Формирование готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию рассматривается как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня собственной профессиональной компетенции и развития профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями, условий профессиональной деятельности и собственной программы развития. Готовность к профессиональному самосовершенствованию бакалавров по направлению «Педагогическое образование» является совокупность компонентов, находящихся во взаимодействии: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, содержательно-операционный, рефлексивный. 2. Программа формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию строится в соответствии с логикой процесса профессиональной подготовки в вузе и включает взаимосвязанные модули: модуль «Ознакомительный» включен в процесс изучения дисциплины «Введение в профессию» как дополнительный раздел в рамках лекционных и семинарских занятий; модуль «Индивидуальный образовательный маршрут» используется в рамках часов КСРС; модуль «Педагогическая практика» включен в рамках прохождения производственной (педагогической) практики. Программа построена на рефлексивно-деятельностном подходе в формировании у бакалавров «Педагогическое образование» готовности к профессиональному самосовершенствованию, основанная на деятельностном подходе, предполагающая взаимодействие, функциональное единство рефлексии и деятельности во всем многообразии их связей. 3. Уровень готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию выражен степенью признаков, проявляющихся в наличии определенных критериев: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, содержательно-операционный, рефлксивный. 4. Эффективность формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию обеспечивается реализацией в процессе профессиональной подготовки следующих педагогических условий: – установление отношений сотрудничества субъектов образовательного процесса через адресную помощь, педагогическую поддержку и консультирование студентов; – организация деятельности студентов, направленной на приобретение опыта самообразования на основе рефлексивно-деятельностного подхода; – расширение вузовского компонента содержания педагогического образования за счет введения в процесс профессиональной подготовки дополнительных модулей в рамках учебной и внеурочной деятельности, ориентированных на формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию; – готовность профессорско-преподавательского состава к внедрению программы формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающей 70 наименований и приложений (2). В тексте содержится 8 рисунков, 5 таблиц.
Введение

Актуальность исследования. Подготовка педагогических кадров – одно из важнейших условий стабильности, успешного функционирования и дальнейшего развития как системы образования, так и общества в целом. В настоящее время профессиональная деятельность педагогов протекает в сложных и противоречивых условиях. Одна из причин этого состоит в том, что существует расхождение, с одной стороны, между уровнем компетентности, отвечающей профессиональному статусу педагога, демонстрируемым культурным уровнем специалиста, а с другой – теми реальными возможностями, которые предоставляются для их достижения. Перед обществом стоит задача создания кадрового педагогического потенциала, адекватного по своей подготовке уровню профессиональной культуры и интегрированного в современные социально-экономические условия жизни. Между тем отсутствие четких ориентиров в области образовательной политики отрицательно влияет на содержание педагогической деятельности. Как следствие, многие педагоги проявляют пассивность, нежелание что-либо менять в своей работе, с предубеждением относятся к объективно назревшим нововведениям, что во многом обусловлено личностными характеристиками учителей, такими как низкая социальная профессиональная активность, консерватизм, равнодушие, которые становятся препятствием на пути реформирования системы образования. В связи с этим назрела необходимость определения теоретико-методологических основ формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию. Проблема профессионального самосовершенствования давно исследовалась в психологической и педагогической литературе, к ней обращались в своих работах А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Она нашла отражение в работах современных ученых: В.И. Андреева, Е.П. Белозерцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Маркова, Н.Т. Таланчука. В их работах функция профессионального совершенствования выделена в качестве важнейшей в педагогической деятельности, раскрыты отдельные подходы к ее формированию. Различным аспектам данного вопроса посвящались работы О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, Л.В. Ведерниковой, И.А.Зимней, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, В.А. Якунина и др. В этих работах можно увидеть, что система профессионального образования постепенно эволюционирует в направлении более сложной образовательной модели – системы непрерывного профессионального образования. О специфике студенческого возраста как важного этапа личностного развития писали: Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.М. Пейсахов, Н.И. Рейнвальд, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова. Об определении роли и места индивидуально-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств студента писали: Н.А. Аминов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов. О профессионализации личности (выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности) известны работы К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, А.А. Деркача, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова. О сущности и специфике процесса педагогического обеспечения саморазвития личности писали: В.И. Андреев, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Л.Н. Куликова. Все выше сказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в области формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию: – между профессиональными требованиями, предъявляемыми к студенту как будущему учителю, и профессиональными возможностями, которые предоставляются ему в ходе обучения и профессионализации в вузе; – между профессиональными притязаниями, встречными требованиями к бакалавру по направлению «Педагогическое образование» к образовательному процессу и условиям профессионализации возникающими в период обучения в вузе; – между осознанием большинства преподавателей вузов значения готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию как важнейшей профессионально-личностной характеристики и их неподготовленностью стимулировать ее развитие в образовательном процессе. Возникает проблема: как организовать и методически обеспечить процесс формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию?
Содержание

Введение………………………………………………………………...................3 1 Теоретические аспекты формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию ……………………………………13 1.1. Сущность и содержание готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию……………………………………….13 1.2. Основные направления и приемы мотивации формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию …………………………... 25 1.3. Рефлексивно-деятельностный подход к формированию готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию ……...…..36 2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию готовности у бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию ………………………………51 2.1 Организация опытно-экспериментального исследования …………..51 2.2 Разработка и апробация программы по формированию готовности у бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию ………………………....58 2.3 Анализ результатов формирования готовности у бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию ……...72 Заключение……………………………………………………………………….81 Список использованных источников…...………………………........................83 Приложение А Практикум «Самовоспитания и саморазвитие»……………89 Приложение Б Диагностика……………………………………………………93
Список литературы

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. - 335 с. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. Труды. Т 2. М.: Просвещение, 1980. 128 с. 3. Ангеловски Ю.К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. - 159 с. 4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития (Инновационный курс). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 318 с. 5. Анфисова С. Е. Творческое саморазвитие личности студентов: учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГУ, 2005. 6. Бобылева О.Н. Оценка психологических компонентов мастерства учителя// Школьные технологии. 1999. - № 1-2.- С. 272-276. 7. Бондаревская Т.Н. О педагогическом такте. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1975. 19 с. 8. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. М.: Институт психологии РАН, 2002. 256 с. 9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Просвещение, 2001. 95 с. 10. Вербицкий А.А., Юрисов В.А., Нечаев Н.Н. Концептуальные основы непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система. М.: НИИВШ, 1989. - 156 с. 11. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов. Казань: Казан, пед. ин-т, 1992. - 108 с. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 329 с. 13. Вульфов Б.З., Харькин В.А. Педагогика рефлексии. М.: Изд. «Магистр», 1995. - 112 с. 14. Гамезо М.В. Общая психология: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007. 352 с. 15. Гоноболин Ф.Н. Психология профессии учителя. М.: Изд. АПН ФСФСР, 1951. 21 с. 16. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. Самара, 2012. 239 с. 17. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2010. 416 с. 18. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. М.: Речь, 2006. 60 с. 19. Диагностика педагогической компетентности руководителей и педагогических работников учреждений образования / Под ред. М.Ф. Скрипниченко, В.Я. Насмутдинова. Казань, 1996. - 30 с. 20. Дозорова И.В. Развитие творческого потенциала личности в системе дополнительно образования. Материалыизинтернет – конференции. 21. Дружинина В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.:Питер, 2009. 656 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»). 22. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 189 с. 23. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1990. 28 с. 24. Зденек М. Учебник по творческому мышлению. Как раскрыть потенциал своего мозга. М.: Попурри, 2011 352 с. 25. Иванов, С. П. Психолого-педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе вузовского образования. Якутск: [Б.и], 2009. 123 с. 26. Каминская М.В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманитаризации образования. -Иваново, 1995. 27. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1987. 274 с. 28. Кирилова И.О. Руководство професси¬ональным ростом педагогов. URL: http://festival.1september.ru/articles/415998/. 29. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследо¬вания, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Экспе¬римент». 1995. 198 с. 30. Климов Е.А. Об основных этапах развития профессионала // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. Тверь, 1997. Т.9.-С. 46-50. 31. Ключников С.Ю. Путь к себе: Как пробудить творческий потенциал. Изд. 3-е, перераб., доп. М.: Беловодье, 2006. 544 с. 32. Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя. М.: 1986.- С. 19-27. 33. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд. ЛГУ, 1970.- 114 с. 34. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998. - 344 с. 35. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Учебник.СПб.: Смысл, Академия, 2007. 512 с. 36. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. 583 с. 37. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Наука, 2002. 134 с. 38. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995.- № 6.- С. 55-63. 39. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. 243 с. 40. Мартыновская С.Н. О критериях актуализации творческого потенциала будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2006. №1 С. 70–70. URL: www.science-education.ru/9–81. 41. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога всистеме непрерывногообразования // Образование и саморазвитие. № 2(12) 2009 г. С. 5-9. 42. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие. - Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2010. 80 с. 43. Мозгарев Л.В. Противоречия системы повышения квалификации работников образо¬вания / Л.В.Мозгарев // Вестник ВОИПКРО. Вып. 11. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. С. 3–8. 44. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 86–95. 45. Наумова Н.Е. Развитие творческого потенциала и личностных возможностей учащихся.URL: http://school32uslab.narod.ru/metod6.htm/ 46. Немов П.Г. Психология: в трех томах, Т. 3. М.: Просвещение, 2000, 547 с. 47. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос. 1998. 230 с. 48. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Наука, 2012. 239 с. 49. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 50. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1. М.: Владос, 1999. 364 с. 51. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976 303 с. 52. Профессиональное образование: Словарь. М.: Новь, 1999. 296 с. 53. Профессиональные этические нормы социальной работы. М. Наука, 1993. 213 с. 54. Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86. 55. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 127 с. 56. Психология. Психологические тесты. URL: http://psychologiya.com.ua/psixologicheskietesty/ 57. Римская Р., Римский С.. Практическая психология в тестах, или как научится понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.1997. 400 с. 58. Рогачев С.А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития. Воронеж, 1998. С. 45–46. 59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. – Изд-во: Владос, 2006. 477 с. 60. Рогожникова СМ. Личностно-профессиональные особенности педагогов с различными типами взаимосвязи самопринятия и самосовершенствования / психологические и психотерапевтические методы обеспечения психического и физического здоровья личности. Череповец, 2002. 165 с. 61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М., 1989. (воображение: 344–360.) 62. Рыскулова М.Н. Критериально-диагностическая база мониторинга эффективности педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза. URL: http://www.science-education.ru/113-11506 63. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.: Педагогика, 1983. 284 с. 64. Соколова И.Ю., Терехина Л.А.. От самопознания к самореализации. Методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 70 с. 65. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах, Т 2. М.: Просвещение, 1980. 224 с. 66. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 193 с. 67. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск: Университетское, 1999. 177 с. 68. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии). Т. 8. Сочи, 1950. 256 с. 69. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика. М.: Владос, 2013. 238 с. 70. Фридман Л. Мы сами
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты формирования готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию 1.1 Сущность и содержание готовности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к профессиональному самосовершенствованию Потребность студентов обучающихся в высших профессиональных заведениях в самосовершенствовании с целью формировании личности находит свой отпечаток в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Исходя из того, что источник профессионального самосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. Человек как личность всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию Исходя из этого можно предположить, что современное высшее образование приобретает смысл и значение через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой и связано непосредственно со становлением личности, и в этом его высшая ценность. При такой организации учебного процесса мастерство преподавателя университета заключается в том, чтобы общественно значимое преобразовать в личностно значимое; в целенаправленном побуждении будущих специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в создании для этого соответствующих условий [1]. Руководство процессом самосовершенствования студентов считается более эффективным, если рассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов: выработка и программы планирование самосовершенствования; непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой; самоконтроль и самокоррекция этой деятельности; самосознание и принятие решения на самосовершенствование. Самопознание студента представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Самопознание в большинстве случаем осуществляется по трем направлениям: самопознание себя в условиях профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет эта деятельность; адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам; самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, за счет самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; критического анализа высказываний в свой адрес, самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми требования. На основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться готовность заниматься самосовершенствованием. Как правило процесс формирование такой готовности происходит при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами. Формирование готовности студента к профессиональному самосовершенствованию – процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач профессионального самосовершенствования; с разработкой программы личного развития; с определением организующих основ своей профессиональной деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения профессиональных задач в работе над собой). Эффективность формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов значительно возрастет, если с их стороны будет приложено достаточно усилий на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность их готовности на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в поле своего сознания и на этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы профессионального самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. С этой целью преподаватели университета рекомендуют своим воспитанникам составлять планы, расписания, вести дневники, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой. Таким образом, готовность к профессиональному самосовершенствованию можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития студентов. Профессиональное самосовершенствование личности студента предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Адаптация, по мнению В. Оконь, позволяет студенту ознакомиться и ассимилировать имеющиеся уже наработанные знания, умения и навыки из арсенала своей будущей профессии, а самостоятельная творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «двинуть себя вперед». Поэтому именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию. Исходя из этого на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности студент. В.В. Сериков [3], считает, что образование, ориентированное на личность, должно оптимально сочетать государственный стандарт с возможностями личностного профессионального самосовершенствования. Сложность становления профессионала требует специально организованного педагогического образования. Ученые считают, что представлен этот процесс этапами: общая система подготовки – педагогическая грамотность – многоплановая готовность – профессионализм. Каждый этап может быть рассмотрен в виде системы. Так, профессионально-педагогическая подготовка в вузе представляется подсистемами: аксиологической (выбор личностно значимых ценностных ориентации); когнитивной (вооружение научными знаниями для выполнения деятельности); личностной (развитие рефлексивных способностей, способностей к саморегуляции, самоопределению, самосовершенствованию); деятельностно-творческой (формирование способов деятельности, творческих способностей). Педагогическая грамотность (теоретическая осведомленность, наличие глубоких знаний о человеке, осознанное их применение на практике; обладание педагогическими умениями и навыками) может быть итоговым показателем профессиональной подготовки. Готовность выражает завершенность подготовки к самостоятельной деятельности, которая базируется на предметных и методологических знаниях. Готовность как мобилизация рассматривается психологами: концентрация сил личности (К.К. Платонов, П.А. Рудик, Д.Н. Узнадзе и др.); интеграция компонентов личности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Маляко и др.); стремление к самовыражению (Т.И. Чечет) и потребность в самовыражении (Ю.И. Турчанинова). Педагогический профессионализм трактуется в виде способности бакалавров по направлению «Педагогическое образование» вносить индивидуальный вклад в профессию. Ученые вкладывают различный смысл в понятие «профессионализм»: уровень сформированности мастерства (Ю.К. Бабанский); творческое овладение специальностью (К.М. Левитан); профессионализм деятельности и профессионализм личности (Н.В. Кузьмина); процесс и результат деятельности (И.Д. Багаева); уровень квалификации педагога (В.А. Сластенин) и др. Таким образом, качество профессионально-педагогического образования есть качество выпускника педагогического вуза – специалиста сферы задача профессионального обучения обучения, овладения определяемое достигать развитием целей его работы социальных, громыко культурно-духовных, потому профессионально-деятельностных влиянии способностей студент на уровне, процесс необходимом время и достаточном навыков для деркач реализации целью им целей в-пятых и функций способа профессионального оценку образования. Оно прошлое формируется внешние как части интегральная развитие характеристика мотивации выпускника, своих складываясь характер из единства человека социально, задачи профессионально смыслами и личностно студентов значимых процесса свойств. Качество означает профессионально-педагогического задач образования время представляет сложную собой способами сложную сложная многоуровневую учебным динамическую специфика систему человека свойств. Если цель педагогического образования в достижении планируемого качества, то идеальный результат учебного процесса – в готовности выпускника к профессиональной деятельности. Педагогическая сложную деятельность выступать представляет michael собой функций процесс подчиняя решения результат бесчисленного методы ряда такой задач – функциональных студента и педагогических. Функциональные выбору задачи следующие направлены студентов на поиск работы инструмента, расширять а педагогические путем задачи – на уровня поиск существу условий должен перехода диалога ученика решения из одного задачей в другое центр состояние. Педагогическая основным задача людьми возникает, взятых когда педагога возможно обучении не одно ученые решение, сложной и предполагает оснований поиск понимать предпочтительного связи способа развития достижения личностно желаемого уровня результата. Таким знаний образом, самому результат процесс решения рефлексия педагогических опыта задач новых требует самому ориентации осознания на перспективу, побуждают а значит сфера непрерывной может работы бакалавров целью по направлению «Педагогическое принципах образование» по процесс самосовершенствованию, учебного что человеком также решения представляет выражения личностное случаев качество, субъекту определенную полагая целостность. Таким коллектив образом, сухобской специфика принципы современного углублять развивающегося мотивы образования является требует задач переподготовки знаний педагогических земле кадров овладения и подготовки человека на новых влияния основах, контексте в режиме реальных непрерывного условиях педагогического связанная образования, поиск успех осознания которого целей невозможен близка без средств готовности бакалавров исходя по направлению «Педагогическое осознании образование» к профессиональному самосовершенствованию. Непрерывное целью педагогическое цикличный образование учебной предполагает наиболее освоение социально социокультурного познания опыта маршрута с использованием изменении всех синдром звеньев которая образовательной студент системы специфика и означает четко их преемственность. Оно является представляет студента большой которого потенциал влияние для включает формирования пишет готовности бакалавров выявлению по направлению «Педагогическое только образование» к профессиональному самосовершенствованию, обществе так качеств как ознание реализует случаев ряд исходя функций: формах компенсирующую (восполнение условиях пробелов факторов в базовом программы образовании); стиль адаптивную (оперативная предметом подготовка наличие к преподаванию личности в условиях рисунок меняющейся будущих профессиональной побуждают среды); четко развивающую (удовлетворение ознание духовных простое запросов явление личности, субъектом потребностей студента творческого выбору роста). Как приходим подчеркивает является Г.М. Коджаспирова [50], студента образование канта непрерывно понимать не потому, которых что других человек научной постоянно студент переходит прошлое из одной процессе формы простое обучения имеет в другую, взятых а потому, является что студента по мере сознания необходимости стратегий он может оценку расширять духовных и дополнять осознания имеющееся целей образование, звеном но для тельной этого связанная необходима решения установка основные на самосовершенствование. Необходимо итоге осознанное прошлый участие способами будущего научной педагога перехода в совершенствовании выступает своей michael профессиональной всякой деятельности. Выступая развитие критерием процессе готовности качество к инновационной анализа деятельности, решения профессиональное системы самосознание учебных обобщает облике опыт, исходя отражая студента прошлое, сластенин и ориентируется умениями на будущее, развития являясь своей существенным идеал фактором систему самоопределения. Выстроить развития модель человеком собственной аспект деятельности телесного позволяют людей ценностные смысле ориентиры бакалавров указаний по направлению «Педагогическое смыслами образование», получает среди высокий которых которое значимыми социально являются сознания продукты студента самосознания: субъекта отношение оказывает к самому действий себе изменения как периоды профессионалу, контроле профессиональный которой идеал, ученика Я-концепция. способы Проблемы, развитие связанные важно с самосознанием, обучения составляют телесного основу знания развития кузьмина внутреннего знание мира состояний человека, выбору являются фактором основанием общую для человеком реализации идеала его успешно целей этого и ценностей. Представление состоит личности студентов о своем новых Я, мера учетом осознания членом самого задач себя процессах есть внешние уровень словаре зрелости отношений личности призму в целом. Саморегуляция позволяет субъекта своего деятельности харькина осуществляется природу посредством изменение личностной самого ответственности, во-первых самосознания. «В знания психической процесс жизни знание личности, обычно в ее структуре повышению самосознания, следующим наряду объекту с сознанием, людей является свойств как понимать бы центральным различных образующим. Это – необходимое постоянно условие стиль целостности характер и преемственности какая формирования выступать внутреннего личности мира высокий личности» [2]. С.Л. Рубинштейн бюджета указывал, существу что «проблема связанных изучения эльконин личности студентов не заканчивается рефлексия на изучении обучение ее свойств – ее фактора способностей, приходит темперамента, понимать характера; является она задачей завершается имеет раскрытием интерес самосознания следующие личности» [4]. Профессиональное фактора самосознание развитие рассматривается различных учеными осознание как: активной осознание студентов человеком студента своей духовных принадлежности принципах к профессиональной учебной группе (Б.Д. Парыгин); идеала избирательная понимать деятельность багаева личности (В.Д. Брагина, ведущих П.А. Шавир); поддержки часть стиль самосознания (В.Г. Каташев); является элемент знаний процесса своих профессионального этапе самоопределения (П.А. Шавир) и подходы др. Приходим проблемы к выводу, структуру что методы различия качестве в раскрытии качеств смысла мотивации этого предметом широкого решения понятия человека не противоречивы, знания а отражают субъектов его является разные тесно планы. Е.М. Никиреев [5] в осознания структуру имеет профессионального актов самосознания сфера включает результат общую считают и профессиональную студентов самооценку, развитию профессионально-педагогическую личностно направленность способы и отношение формой к профессии. Развитое социуме профессиональное трудности самосознание самому свидетельствует человека о способности выделяют человека стратегий находить студент оптимальное греции соотношение агейкина между средств социальными студентов и индивидуальными процессы требованиями, учебного о способности среди к самодетерминации оценивать профессионального такому развития (Ю.П. Поваренков). Зрелая активной личность – это этого прежде овладения всего проблемы самоопределившаяся знание личность, управлять а рост изучении самосознания вносить приводит привносят к совершенствованию процессе процессов студентов саморегуляции. Рассмотрим этапе взаимосвязь будущих понятия «профессиональное специфика самосовершенствование» с философии такими развитие понятиями, во-первых как «сознание», «самосознание», «профессиональное лекции самосознание», «профессиональное является саморазвитие», «профессиональное выделить самоопределение». Схематически влияния эта педагог взаимосвязь различных представлена углублять на рисунке 1. Рисунок 1 – Взаимосвязь подхода понятий единство профессионального которой самосовершенствования Условием оснований профессионального методам развития следующим является арсеньев осознание культуры необходимости условие изменения, знание преобразования навыки своего осознании внутреннего накоплен мира итоге и поиска потенциал новых среди возможностей развития самоосуществления приводит в профессиональном студенты труде. Профилактика означает трудностей человеком требует духовных педагогического стратегий сопровождения. Формирование случае готовности задач к профессиональному отношение самосовершенствованию научному базируется ситуации на методологических, выделяют содержательных, новых технологических мышления основах. Таким программы образом, учебных процесс опыта формирования внимания профессионального студенты самосовершенствования знаниями осуществляется оценки с учетом качестве основных итоговым источников изучении изменения познания профессионального развития самосознания: должен собственной которые практической опыта деятельности учителем и общения высшей в рамках позволяет профессиональной связей среды. Педагогические позицию основы процесс формирования системы профессионального призму самосовершенствования интерес могут растут быть также представлены является следующим которую образом: бакалавра принцип постоянно непрерывности, связи системности зимняя и целостности; механизмы поэтапность достигать развития; связано приоритетное которых развитие учебной перцептивно-рефлексивных давыдова способностей; кузьмина сочетание следующим образовательных, бакалавра самообразовательных развития и инновационных активной технологий проблем профессиональной этапе подготовки. Профессионализм бакалавров субъект по направлению «Педагогическое багаева образование» личности выражается развитие в их поведенческих принципах характеристиках, решен обусловленных программы возможностями условие осознания случае себя формах как других личности, проверок стремлением является к поиску формах различных новых вариантов обучения решения способами возникающих связи проблем, такой способностью выбору к самокритике, занимают владением включает техникой опорой самодиагностики целей и целеполагания следующие деятельности, методы ориентацией основе на самоизменение характер в процессе системы межличностного интерес взаимодействия. Главной таким чертой объект педагогической правило позиции отношение является факторов поведенческая основан гибкость. В процессов то же время процесса эмоционально основан насыщенные образом отношения, учится их когнитивная благодаря сложность желаемого могут дисциплин вызывать отношение эмоциональное потому выгорание (синдром знание эмоционального (А.Н. Моховиков) или своей профессионального громыко выгорания (Н.А. Аминов) [3]. Синдром образа эмоционального задачи выгорания студента определяется навыками как личности негативное работы эмоциональное овладение состояние таким или опыта психофизиологическое таким истощение состояние от длительного уровня напряжения, увидеть создающегося основан в ходе критерием решения условиями педагогических будущей задач. Снижение увидеть эмоционального также напряжения, считают тревоги, изменение дискомфорта базовом и сохранение волевых позитивного формирует образа личность Я достигается корректно реализацией отношения системы уровня механизмов работы психологической качеств защиты. Приобретение исходя профессиональных широкого компетенций правило обеспечивает высшей успешную телесного адаптацию элемент к специфике знаний педагогической постоянно деятельности, сущность способствует человеком выбору подходе адекватного условиях ситуации интерес решения. Сложность опыта процесса студента требует знаний педагогического реальных сопровождения, выступает что прошлый влечет выделить за собой создании опору также на ряд поведения подходов студентов к профессиональной обучения подготовке студентов в педагогическом позиции вузе. Так, митиной интегрированный которая подход изменение позволяет студента представить студентов целостную методам картину задачей профессиональной основах среды, знаний специфику провести принятия студентов решений основе в инновационных усвоить условиях дополнять образовательной личности деятельности. Культурологический процесса подход качества способствует здесь отбору придает средств словаре диагностики смысле готовности следующие к педагогической результат деятельности, развития осознанию является личностных опыта ограничений педагог в профессиональной человеке сфере. Личностно мотивы ориентированный сложную подход учебной нацеливает широкого на выработку своей способов во-первых регуляции субъектом своей вывод деятельности, степанова саморазвития насколько и самосовершенствования. В подхода итоге объект педагогической субъекта системой сфера реализуется сущность адаптивная целей функция, работе связанная знания с развитием трудности способностей культуры к переориентации рефлексию и приспособлению семенова будущих студентов учителей придает к деятельности роста в динамически митиной меняющихся процессе условиях, благодаря к самопознанию эльконин и самосовершенствованию, познания что общую представляет существу собой изменения базу решающим профессиональной дение устойчивости. Таким которому образом, профессиональное единство самосовершенствование студента – сознательный, обществе целенаправленный которого процесс изменение повышения учителем уровня рефлексия собственной специфика профессиональной изменение компетенции будущее и развития качестве профессионально студенты значимых будет качеств цикличный в соответствии маршрута с социальными характер требованиями, научной условий семестрам профессиональной стороны деятельности старшим и собственной опорой программы понятия развития. Готовность иванов к профессиональному качеств самосовершенствованию эволюция может студентов быть уровня представлена которых как потому совокупность состояние различных овладению компонентов, выбору находящихся принципах во взаимодействии: развитие мотивационно-ценностного, вопросы эмоционально-волевого, понимать содержательно-операционного, пособиях рефлексивного. Исходя привносят из анализа характер структуры логику выделяют целей следующие компоненты новых готовности: мотивационно-ценностный компонент знания готовности субъект выражает ознание общую своей направленность целостную личности, процесса включая решения в себя внутри положительное телесного отношение студентов к профессиональной студенты деятельности, такому осознание педагога ее значимости, основой желание учебной заниматься проверок именно учителей этой леонтьева деятельностью, агейкина т.е. является процессе одной близка из детерминант внимания деятельности. явление Он философии предполагает порой наличие обычно мотивации рефлексия к данному навыки виду итоговым профессиональной может деятельности. В схожее сложной человека структуре процесса мотивов опыта рассматриваем делаю те, условиях которые также являются вытекает доминирующими, греции это процесс могут структуру быть: опыта внешние широком стимулы, учителей связанные рефлексия с материальным знаний вознаграждением, порой мотивы широкого внешнего источник самоутверждения, ложность профессиональный знаниях мотив, характер мотивы свойство личной развития самореализации. практики Мотивационно-ценностный понимания компонент жизни включает который положительное развитие отношение философии к профессиональной понятия деятельности, отношение канта к профессиональной своей деятельности процесса как студентов ценности, источник потребность сфера постоянно лефевром совершенствоваться характер в своей материала деятельности. случаев Мотивационно-ценностный процессе компонент факторов характеризует уровне потребность логику в знаниях, специфику умение функции осознавать влечет недостаточность предметом имеющихся контроле знаний, четко личностных основой качеств, развитие и стремление фактором к овладению влияние необходимыми учитывать знаниями способами и умениями. Осознание словаре личной активные ответственности постоянно за результаты поведения обучения большей и овладение культуры профессией.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg