Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Понятие и принципы социального обслуживания

марина_прокофьева 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2022
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации и принципы, которыми руководствуется данный вид правоотношений. Предметом исследования являются международные, российские законодательные и подзаконные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения. Цель исследования – всесторонне изучение и рассмотрение понятия и принципов социального обслуживания. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть понятие и основы правового регулирования социального обслуживания; 2) дать характеристику форм и видов социального обслуживания населения; 3) раскрыть понятие и классифицировать принципы, регулирующие институт социального обслуживания; 4) изучить международно-правовые принципы социального обслуживания; 5) провести анализ реализации принципов социального обслуживания в России на современном этапе. Методологическую основу исследования составили следующие методы: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и метод системного анализа. Теоретическую базу исследования составили труды ученых: А.М. Лушникова, М.Л. Захарова, Н.В. Колотовой и др. Нормативно-правовую базу исследования составила Конституция РФ, международные акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие социальное обслуживание. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, разделенные на пять параграфов, заключение и список литературы.?
Введение

Каждое современное государство, сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям, формирует социальную и экономическую политику в отношении своих граждан. В условиях рыночной экономики рыночные отношения сами по себе не предполагают социальной защищенности человека. Здесь требуется государственное вмешательство в экономику, иные сферы жизни общества. Важным основанием подобного вмешательства является определение России как социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Роль социального государства состоит в создании условий, обеспечивающих социально-правовую защиту каждого человека, предоставлении мер социальной защиты нуждающимся гражданам. Предмет особой заботы – граждане пожилого возраста, инвалиды, дети-сироты, другие лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Один из элементов социальной защиты граждан – социальное обслуживание, являющееся составной частью установленного Конституцией РФ права граждан на социальное обеспечение, которым охвачено большое количество пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем, существующая законодательная база и система организации социального обслуживания населения не в полной мере удовлетворяют его потребности в социальных услугах надлежащего качества. Развитие рыночных отношений в сфере предоставления социальных услуг требует разработки современных механизмов, новых технологий социальной работы и их нормативного закрепления. Существующие региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления социальных услуг, требуют вмешательства федерального законодателя. Необходимо более четкое урегулирование этих вопросов, так как уровень социальных гарантий для социально незащищенных категорий населения должен быть одинаков на всей территории Российской Федерации. Несмотря на законодательное закрепление возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственными социальными службами, в России они не получили должного развития. Вместе с тем активное внедрение в сферу социального обслуживания рыночных механизмов способствует формированию конкурентной среды в сфере предоставления социальных услуг, дает возможность гражданам выбирать поставщиков таких услуг. Развитие законодательства о социальном обслуживании оказывает влияние на теоретические положения науки права социального обеспечения. Значительное расширение перечня понятий и терминов, применяемых в целях регулирования социально-обеспечительных отношений, требует их теоретического осмысления и четкого определения. Подлежат уточнению принципы правового регулирования социального обслуживания населения, вопрос о месте правовых норм по социальному обслуживанию населения в праве социального обеспечения Российской Федерации. Изложенные выше обстоятельства обусловили выбор темы исследования, его практическую и научную актуальность.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 1.1. Понятие и правовое регулирование социального обслуживания 4 1.2. Отдельные формы и виды социального обслуживания населения 10 2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 36 2.1. Понятие и классификация принципов, регулирующих институт социального обслуживания 36 2.2. Международно-правовые принципы социального обслуживания 39 2.3. Реализация принципов социального обслуживания 46 населения в РФ 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Список литературы

1) Законодательные и иные нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144. 2. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. // Российская газета. – 1995. – № 67. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. 4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.) и вступивший в силу 03.01.1976 г. // Сборник «Действующее международное право». – 1976. – № 17 (1831). – Т. 2. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.) // Российская газета. – 1994. – № 238-239. 6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 08. 12.2020 г.) «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – № 140. 7. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – № 234. 8. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2013. – № 295. 9. Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 (ред. от 30.12.2021 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913. 10. Закон Республики Татарстан от 18.12.2014 г. N 126-ЗРТ (в ред. от 11.12.2021 г.) «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. – 2014. – № 186. 11. Постановление Госстандарта РФ от 24.11.2003 г. № 326-ст (действ. ред.) «О принятии и введении в действие национального стандарта» // СПС «Гарант». 12. Приказ Минтруда РФ от 23.01.2002 № 11 «Об утверждении Положения «О порядке оказания материальной помощи малоимущим гражданам Российской Федерации, обратившимся на личный прием в Министерство труда и социального развития Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс». 13. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 г. № 935н (ред. от 28.09.2020 г.) «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 № 35248) // Российская газета. – 2014. – № 297. 14. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 г. № 938н (ред. от 16.12.2020 г.) «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2014 № 35410) // Российская газета. – 2015. – № 1. 15. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 г. № 939н (ред. от 16.12.2020 г.) «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35394) // Российская газета. – 2014. – № 291. ? 2) Материалы судебной практики: 16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2003. – № 19. 17. Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2011 г. № 32-Г02-3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. – № 7. 18. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.08.2018 г. № 33-8462/2018 // Бюллетень Верховного Суда РТ. – 2018. – № 9. 19. Апелляционное определение Верховного суда РТ от 07.09.2018 г. по делу № 33- 3425/2018 // Бюллетень Верховного Суда РТ. – 2028. – № 10. 20. Апелляционное определение Верховного суда РТ от 05.04.2019 г. по делу № 33-3112-2019 // Бюллетень Верховного Суда РТ. – 2019. – № 5. 21. Апелляционное определение Кировского областного суда от 17.04.2019 г. по делу № 33-3733/2019 // Бюллетень Кировского областного Суда. – 2019. – № 5. 3) Специальная литература и авторские работы: 22. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. – Киров. – 2018. – 189 с. 23. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: дис. докт. юрид. наук. – М. Прогресс – 2021. – 320 с. 24. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. 5-е издание, исправленное. – М.: Изд.центр «Академия». – 2020. – С. 353. 25. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: монография. – Екатеринбург. – 2017. – 363 с. 26. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России. – СПб.: Наука. – 2020. – 375 с. 27. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – СПб.: Наука. – 2020. – 375 с. 28. Калашников С. В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики. – М.: Инфра-М. – 2020. – С. 39. 29. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета. – 2021. – 88 с. 30. Колотова Н.В. Обеспечение социально-экономических прав – задача социального государства // Права человека и правовое социальное государство в России. – 2020. – № 7. – С. 67. 31. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. – М.: Юрайт. – 2018. – 297 с. 32. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. – М.: Статут. – 2019. – С. 48. 33. Лушникова М.В., Лушников A.M. Курс права социального обеспечения. – М.: Юрайт. – 2018. – 485 с. 34. Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы – СПб.: Наука. – 2019. – 32 c. 35. Право социального обеспечения. Учебное пособие для СПО / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект. – 2021. – С. 329. 36. Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Прогресс. – 2017. – 336 с. 37. Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов. – Улан-Удэ. – 2019. – 42 с. 38. Сотникова Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации (правовые вопросы): дис.канд. юрид. наук. – Екатеринбург. – 2019. – 200 с. 39. Тиунов О.И. Конституция Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права. – СПб. – 2019. – С. 48 – 49. 40. Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг. – Свердловск: СЮИ. – 2019. – 320 с.
Отрывок из работы

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Понятие и правовое регулирование социального обслуживания Социальное обслуживание населения является важным элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации. Уяснение смыслового значения социального обслуживания производится как через применяемые в отрасли права социального обеспечения понятия, категории, термины, так и понятия, категории термины, применяемые в смежных отраслях права. Для выяснения подлинного смысла понятия социального обслуживания необходимо применение различных способов толкования. Кроме того, отрасли права имеют свой понятийный аппарат, который, как отмечала С. Ю. Головина , является не просто набором терминов и их определений, а совокупностью взаимоувязанных, согласованных и соподчиненных понятий, каждое из которых имеет свое место и назначение. При этом он обладает системообразующими признаками, т.е. представляет собой структурно упорядоченное целостное единство отдельных элементов – понятий, категорий и терминов. В праве социального обеспечения к таким основным понятиям относятся следующие: социальный риск, страховой случай, бедность (необеспеченность), минимальные государственные социально-обеспечительные стандарты (прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальные стандарты социальных услуг, минимальные размеры пенсий, пособий), виды социального обеспечения (пособия, пенсии, социальные льготы, компенсационные выплаты, субсидии), социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание и др. Применительно к институтам социального обслуживания необходимо определиться с понятиями и терминами, применяемыми при регулировании отношений по социальному обслуживанию: 1) социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; 2) социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; 3) получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; 4) поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; 5) стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг; 6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. М.В. Лушникова и A.M. Лушников справедливо отмечали, что трансформация современной отрасли права социального обеспечения повлекла, с одной стороны, значительное расширение перечня понятий и терминов, применяемых в целях регулирования социально-обеспечительных отношений, с другой – их рассогласованность, многозначность, отсутствие упорядоченного отраслевого единства. По сути, в каждом рамочном законе содержатся определения терминов именно в целях регулирования отношений данным конкретным законом. Подобная ситуация складывается и с определением социальной услуги. Она трактуется в законодательстве об основах социального обслуживания необоснованно узко и сводится к действиям в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Однако эта трактовка дана исключительно в целях определения и применения понятийного аппарата Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . В этой связи социальную услугу вряд ли можно свести к помощи, предоставляемой в рамках социального обслуживания. Это более широкое понятие, охватывающее все виды социальных услуг, включая медицинские, услуги по трудоустройству и др. В настоящее время явно назрела необходимость в консолидации понятий по видам и организационно- правовым формам социального обеспечения, обоснованию обобщающей категории «социальные блага» в материальной и нематериальной формах. Кроме того, в законодательстве о социальном обеспечении отсутствует легальное определение ряда применяемых понятий либо эти понятия даны в многозначной оценочной постановке. Данная позиция не вызывает сомнений, существующая проблема в определении понятийного аппарата требует разрешения. Причем, не мало случаев, когда эта проблема выходит за рамки одной отрасли и носит межотраслевой характер. Одним из таких примеров является определение понятия «семья». В настоящее время большое внимание уделяется социальной поддержке семьям с детьми, малоимущим семьям, семьям и другим категориям граждан. Причем, в действующем законодательстве содержится довольно широкий перечень видов социального обеспечения, предоставляемых семье: пенсии по случаю потери кормильца, различные виды пособий, социальное обслуживание, и другие, однако, как справедливо отмечает Л.В. Сотникова , единого понимания семьи в праве социального обеспечения нет, оно отсутствует и в других отраслях права. В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. Сам по себе термин «обслуживание» толкуется как работа по удовлетворению чьих-либо нужд. Понятие «услуга» – это действие, приносящее пользу, помощь другому. Оба эти понятия, при всей их схожести, все же различаются. При этом, если услуга предоставляется независимо от степени нуждаемости, то обслуживание связывается с общественной необходимостью (нуждой). Соответственно «социальное обслуживание» предоставляется обществом нуждающимся (гражданам, испытывающим недостаток в необходимом бесплатно или на условиях частичной оплаты). Определяя понятие социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, M.JI. Захаров отмечает, что социальное обслуживание включает в себя все то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счет общественных фондов потребления сверх пенсии. Его комплекс широк и разнообразен. Общество в данном случае берет на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определенных видах социальной помощи. Почему их обслуживание и называется социальным, т.е. предоставляемым за счет общества. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются не обычные потребности, а специфические, характерные именно для данной категории граждан. Представляется, что данное определение не в полной мере отражает сущность социального обслуживания. Нетрудоспособность – это один из видов трудной жизненной ситуации, но не всегда она является единственным основанием для оказания именно социальных услуг. Так, при временной нетрудоспособности граждане нуждаются в первую очередь в получении медицинских услуг, при стойкой утрате трудоспособности социальные услуги могут быть предоставлены в случае нуждаемости в них, в зависимости от состояния здоровья гражданина. Кроме того, требуют уточнения виды услуг, оказываемые в рамках социального обслуживания, т.к. в условиях рыночной экономики спектр услуг очень широк и лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую нуждаются не только в социальных услугах. Как правило, правоотношения по социальному обслуживанию возникают при наличии одновременно нескольких обстоятельств (юридических фактов). Например, для правоотношений по стационарному социальному обслуживанию – это достижение возраста 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно, или наличие инвалидности, неспособность к самообслуживанию (полная или частичная), нуждаемость в постоянном постороннем уходе. Таким образом, для возникновения правоотношений по социальному обслуживанию одного юридического факта – нетрудоспособность, недостаточно. Соответственно определение требует уточнения. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» содержит понятие социального обслуживания, которое представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Другое определение ранее было дано в законодательстве, в соответствии с ним социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляло собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Важно провести отличия социальных услуг от гражданско-правовых услуг и по волевому признаку. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) субъекты гражданских правоотношений приобретают свои права своей волей и в своем интересе. Прежде всего, это проявляется в свободе совершения сделок: договоров и иных сделок. Обращает на себя внимание и то, что деятельность услугодателя, как и сама услуга, по своей правовой природе представляет собой выполнение гражданско-правовой обязанности. Как отмечает Е.Д. Шешенин : «Услуга – это деятельность во исполнение гражданской обязанности, не связанной с созданием вещественного блага». Таким образом, услуга – это всегда действия, обусловленные волей и волеизъявлением услугополучателя, закрепленные условиями сделки, а не произвольным выбором услугодателя. Однако, как было отмечено выше, социальное обслуживание, причем именно бесплатное, соответствующие службы обязаны обеспечить любому субъекту, если он в нем нуждается (при наличии соответствующих показаний). При этом нельзя говорить о том, что государственные социальные службы преследуют какой-то свой интерес при вступлении в указанные отношения. Социальная услуга – это действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан и (или) семей, совершаемые в их интересах в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике. Основанием для предоставления социальных услуг являются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, к таким относятся: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. 1.2. Отдельные формы и виды социального обслуживания населения Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по видам, в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. А.Л. Благодир подразделяет виды социального обслуживания на «классические» и «неклассические». При этом, к «классическим» видам относит: стационарное; полустационарное; социальное обслуживание на дому; срочная и консультативная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезно-ортопедическую помощь; содержание детей в детских учреждениях. К «неклассическим» видам социального обслуживания А.Л. Благодир относит социальное обслуживание: беженцев и вынужденных переселенцев; лиц, пострадавших от межнациональных и межэтнических конфликтов, а также медицинскую помощь и лечение. Медицинская помощь и лечение, наверное, все же не относится к видам социального обслуживания. Правовые нормы о медицинской помощи составляют самостоятельную подотрасль права социального обеспечения – медицинское право. М.О. Буянова предлагает осуществлять классификацию по различным основаниям: 1) по видам социального обслуживания; 2) по субъектам, которым предоставляется обслуживание; 3) по субъектам, предоставляющим обслуживание; 4) по источникам приобретения прав на обслуживание; 5) по условиям предоставления социальных услуг; 6) по объему предоставляемых услуг. Классификация социального обслуживания по характеру предоставляемых услуг, по мнению М.О. Буяновой, включает в себя стационарное обслуживание; полустационарное обслуживание; социальное обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационное обслуживание. В данный вид классификации стоит включить срочное социальное обслуживание, в рамках которого предоставляются услуги неотложного характера. Вместе с тем, следует полагать, что в основе классификации по видам социального обслуживания должны быть натуральные виды обеспечения и услуг, по поводу которых граждане (семьи) вступают в правоотношения с государством в лице его органов и учреждений. Основными видами социального обслуживания населения являются: ? социальное обслуживание на дому; ? стационарное социальное обслуживание; ? социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания населения; ? предоставление временного приюта ? социальная реабилитация; ? социальный патронаж; ? срочное социальное обслуживание; ? социально-консультативная помощь; ? материальная помощь. Понятие социального обслуживания в учреждениях стационарного типа определено Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Приказом Минтруда России «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» . Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности. Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания устанавливается нуждающимся в ежедневной посторонней помощи получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании их в организации социального обслуживания в случае, если при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и (или) форме социального обслуживания на дому не достигается улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные, на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов . При получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получатели социальных услуг имеют право на: ? уважительное и гуманное отношение; ? выбор поставщика социальных услуг; ? получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно; ? отказ от предоставления социальных услуг; ? обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; ? свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; ? конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг; ? защиту своих прав и законных интересов. Получатель социальных услуг обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг. При предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщик социальных услуг обязан: 1) соблюдать права человека и гражданина; 2) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг; 3) обеспечить ознакомление получателей социальных услуг (представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги; 4) обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг; 5) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», почтовой связи; 6) информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования; 7) обеспечить получателям социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход; 8) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания; 9) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату. Решение об условиях оказания социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается на основании представляемых получателем социальных услуг (представителем) документов, с учетом среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также тарифов на социальные услуги. Расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг, производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно: ? несовершеннолетним детям; ? лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; ? иным категориям граждан, определенным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрена возможность помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей. Такое помещение может иметь место «в случаях, если эти лица лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными». Кроме того, помещение и содержание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания производится с учетом требований, предусмотренных Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» . Следует согласиться с мнением М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой , что указанные в законе мотивы ограничения прав лиц пожилого возраста и инвалидов, не являющихся недееспособными, есть ни что иное, как нарушение прав человека. Проблема социальной поддержки лиц, утративших способность к самообслуживанию, может быть решена и иными способами без принудительного изъятия человека из его собственного жилища и помещения без его воли в соответствующее учреждение. Законодательством также установлены основания отказа в зачислении на стационарное обслуживание. Такой отказ должен быть основан на заключении медицинской комиссии, рекомендовавшей соответствующий вид областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания населения. Например, для граждан пожилого возраста и инвалидов противопоказаниями к помещению в стационарное учреждение являются: хронический алкоголизм; венерические, карантинные инфекционные заболевания; бактерионосительство, активные формы туберкулеза; иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Для детей-инвалидов создаются детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами. Однако, на практике, существует определенная проблема устройства детей-инвалидов с физическими недостатками в соответствующие дома-интернаты, т.к. в ряде субъектов Российской Федерации они не созданы. Одним из выходов из этой ситуации передача таких детей в приемные семьи, при этом оплата труда приемных родителей и средства на содержание таких детей должны быть в законодательном порядке увеличены.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg