Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ФИНАНСЫ

Правовое регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации: финансово-правовой аспект

марина_прокофьева 2700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2022
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства как механизма взаимодействия государственных и частных предпринимательских структур в России. Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства. Целью исследования является комплексный анализ правовых норм, регулирующих государственно-частное партнерство в Российской Федерации, правоприменительная практика, выявление пробелов в правовом регулировании, а также выработка предложений совершенствованию правового регулирования реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Цель исследования обусловила решение следующих задач: 1. Исследовать понятие и сущность государственно-частного партнерства. 2. Рассмотреть государственно-частное партнерство как инструмент финансовой деятельности публичного образования. 3. Изучить особенности правового регулирования форм государственно-частного партнерства. 4. Изучить особенности регулирования отношений в сфере государственно-частного партнерства в Российской Федерации нормами бюджетного права. 5. Изучить особенности регулирования отношений государственно-частного партнерства нормами налогового права. 6. Выделить перспективы развития правового регулирования реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Методологической основой исследования являются совокупность общих и специально-научных методов познания общественных явлений: метод дедукции и индукции, метод анализ и синтеза, логический, исторический и системный методы. Для интерпретации нормативных правовых актов и научных концепций в исследовании были использованы метод сравнительного правоведения, метод формально-юридического толкования, которые позволили исследовать рассматриваемую тему. При помощи вышеперечисленного методологического инструментария рассмотрено понятие «государственно-частного партнерства», а также выявлены особенности правового регулирования реализации проектов государственно-частного партнерства, выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственно-частного партнерства. Нормативную основу исследования работы составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве», Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 157-ОЗ «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве», законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации, а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Эмпирической основой исследования послужили статистические данные о реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Теоретической основой исследования стали работы современных российских и зарубежных ученых, исследующих особенности реализации проектов государственно-частного партнерства и их законодательного регулирования: В.Ф. Попондопуло, А.В. Белицкая, Г.В. Варнавский, М.В. Вилисов, И.В. Галанцева, Ф.К. Ахмедзянова, В.В. Килинкаров, О.В. Малиновская, А.В. Бровкина, А.М. Рахметова, Е.Н. Сабына, В.Е. Сазонов, Ю.А. Халимовский, Ю.Г. Швецов, С.О. Шохин, У. Штайнер и ряда других авторов. Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в системном анализе правового регулирования государственно-частного партнерства, сравнительного анализа опыта Российской Федерации и зарубежных стран. В работе исследованы проблемные аспекты реализации государственно-частного партнерства, сделаны предложения по совершенствованию правового регулирования, которые способны способствовать развитию реализации проектов и повысить привлекательность для частных инвесторов. В работе получены результаты, имеющие теоретическую научную ценность: - раскрыто и проанализировано понятие, сущность государственно-частного партнерства; - сделан сравнительный анализ правового регулирования форм государственно-частного партнерства в Российской Федерации и зарубежных странах; - проанализированы особенности правового регулирования общественных отношений в сфере государственно-частного партнерства нормами бюджетного права; - проанализированы и выявлены пробелы правового регулирования государственно-частного партнерства нормами законодательства о налогах и сборах; - определены перспективы развития правового регулирования реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Научной новизной обладают основные положения, выносимые на защиту: 1. В работе предложено авторское определение «государственно-частного партнерства как формы взаимодействия публичной власти и частного бизнеса, которая стимулирует развитие отраслей экономики, предполагает регулирование процесса взаимодействия, оптимизацию рисков и рациональное распределение ресурсов». 2. Автором выделены основные формах взаимодействия публичной власти и частного бизнеса как инструмента финансовой деятельности публичного образования при реализации проектов государственно-частного партнерства: инновационное; инфраструктурное; антикризисное 3. В работе предложено для развития инновационной деятельности и реализации в ней проектов государственно-частного партнерства, внесение изменений в законодательство о налогах и сборах путем включения в Налоговый кодекс РФ нормы, которая будет исключать суммы доходов от временного размещения свободных денежных средств от государственных корпораций из объектов налогообложения; законодательное закрепление четких и ясных процедур передачи прав пользования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и максимальное упрощение этих процедур; отмена НДС, угнетающего сложные производства с длительным циклом изготовления и доведения продукта до конечного потребителя, и переоценка основных фондов. 4. В работе обосновано, что основные перспективы развития правового регулирования проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации состоят в разработке основных механизмов по предоставлению гарантий от государства, в частности, под инфраструктурные облигации; развитии новых источников финансирования проектов государственно-частного партнерства, основной особенностью которых будет учет инструментария института государственно-частного партнерства; развитии инструментов субсидирования для региональных проектов государственно-частного партнерства, в частности из средств федерального бюджета на базе использования механизма финансирования инвестиционных инфраструктурных проектов (Tax Increment Financing); продолжение и завершение работы по развитию правовой базы регулирования института государственно-частного партнерства. 5. Для стимулирования развития государственно-частного партнерства необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ которые отразят подход, предусматривающий указание о том, что лишь к случаям заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений относятся положения об объеме затрат, которые подлежат возмещению по российскому законодательству, поскольку в настоящее время действующая редакция ст.78 БК РФ влечет наличие ограничений по объему возмещаемых затрат; отсутствие уточнений о возможности рассмотрения объектов обеспечивающей и сопутствующей инфраструктур объектами соглашения о ГЧП; отсутствие возможности возмещения затрат за счет средств муниципального бюджета; некоторые объекты соглашений о ГЧП не попадают под объекты сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры; для возмещения затрат требуется проведение сравнительного преимущества; предельный срок возмещения затрат. Именно поэтому, требуется внесение изменений в БК РФ, Практическая значимость исследования. Сформулированные в диссертационном исследовании практические выводы могут быть использованы органами государственной власти при разработке нормативных актов и проектов по развитию института государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Структура работы. Цель и задачи данной исследовательской работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, подразделенные на шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность исследования правового регулирования государственно-частного партнерства обусловлена тем, что на современном этапе развития рыночных отношений, характеризующихся инновационными, технологическими и инвестиционными возможностями, понятие «рынок» определяется не просто как место встречи двух объектов хозяйствования, но и как институт воздействия на экономическое развитие страны. Рыночная экономика представляет собой экономику, которая организована на основе рыночной саморегуляции, при которой на основе издания правовых актов и введения обязательных платежей в бюджет государством осуществляется координация действий участников. Государство в то же время может принимать непосредственное участие в хозяйственном обороте в лице уполномоченных органов наравне с иными субъектами. Следовательно, государство консолидирует полномочия отправителя и держателя публичной власти, а также равноправного участника рыночных отношений. Современные социально-экономические процессы, происходящие в жизни мирового сообщества (глобализация, переход к постиндустриальному обществу и «экономике знаний»), актуализировали проблемы ответственности государства и бизнеса в их совместном решении общественно значимых задач. Для развитых экономик зарубежных стран решение таких проблем обрело практический опыт уже давно, однако в России их актуализация происходила в период рыночной трансформации экономики, в ходе которой существенным изменениям подвергся сам характер взаимодействия государства и бизнеса. Актуальной гражданско-правовой формой государственного управления, посредством которой осуществляется передача частным хозяйствующим субъектам публичных функций по созданию, развитию, модернизации, содержанию публичного имущества для оказания качественных услуг (работ) населению, является государственно-частное партнерство.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации 9 1.1 Понятие и сущность государственно-частного партнёрства. 9 1.2 Государственно-частное партнёрство как инструмент финансовой деятельности публичного образования 31 1.3 Правовое регулирование форм государственно-частного партнерства 39 Глава 2. Финансово-правовые аспекты государственно-частного партнерства 46 2.1 Регулирование отношений в сфере государственно-частного партнерства в Российской Федерации нормами бюджетного права 46 2.2 Регулирование отношений государственно-частного партнерства нормами налогового права 57 2.3 Перспективы развития правового регулирования реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации 64 Заключение 74 Библиографический список 78
Список литературы

Нормативные правовые акты Российской Федерации 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144 2. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями) / Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. Часть четвертая // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824. 6. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 42 (часть II) ст. 6514. 7. Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2020 г. № 14 (часть I) ст. 1999. 8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 29 (часть I) ст. 4350. 9. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2009 г. № 31 ст. 3923. 10. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3582. 11. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 31 ст. 3991. 12. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» // Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, № 22, ст. 2562. 13. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3126. 14. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, № 35, ст. 4137. 15. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2010 г. № 1577 «Об утверждении правил заключения, изменения, прекращения действий соглашений о защите и поощрении капиталовложений в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 41 ст. 6421. 16. Приказ Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 816 «Об организации работы в Минэкономразвития России по расчету показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» за 2020 и последующие годы // Официально-правовой источник. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564191294?section=status 17. Распоряжение Правительства РФ от 8.06. 2016 № 1144-р. Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: base/consultant.ru 18. Указ Президента РФ от 01.08.2015 г. № 393 «Об открытом акционерном обществе «Международный аэропорт «Внуково» // Собрание законодательства РФ от 3 августа 2015 г. № 31. Ст. 4671. 19. Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1652. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации 20. Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 157-ОЗ «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» // Областная газета, № 237, 23.12.2015. Научная литература 21. Александров Е.В. Современное состояние государственно-частного партнерства в Российской Федерации / Е. В. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 352-355. 22. Арнаут В.С. Опыт стран Латинской Америки в реализации проектов транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства / В. С. Арнаут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 462-464. 23. Афанасьев Г.М. Зарубежный опыт функционирования государственно-частного партнерства / Г. М. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 105-106. 24. Бабкина М.А. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в реализации проектов транспортной инфраструктуры / М. А. Бабкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 172-175. 25. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство в рамках территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: новое в законодательстве // Закон.- 2015.- № 3. С. 60-66. 26. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как альтернатива контрактной системе // Юрист. - 2014.- № 5.- С. 33-37. 27. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в РФ // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 11. В 2 томах. Том 2. М.: ООО «Издательство «Юрист», 2011.- С. 324. 28. Брусницына М.Н. Формы государственно-частного партнерства в России / М. Н. Брусницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 83-86. 29. Валинуров А.М. Проект государственно-частного партнерства ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» / А. М. Валинуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 92-94. 30. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6. С.172-177. 31. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы проекты, риски. М., 2005. 315 с. 32. Вилисов М.В. ГЧП: политико-правовой аспект // Власть.- 2006.- № 7. С. 14-19. 33. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сборник нормативных актов по ГЧП в РФ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – С. 6-7. 34. Гагарин П.А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета. 2013. № 14. С. 10 - 11. 35. Галанцева, И.В., Исследование источников противоречий между финансовым и реальным секторами и определение походов к их решению / И.В. Галанцева, Ф.К. Ахмедзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – №12. – C. 266 – 270. 36. Зеленский М. Новые правовые формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. С. 308-326. 37. Ильина И.Б. Исторические этапы развития государственно-частного партнерства в России и за рубежом / И. Б. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 180-185. 38. Ильина И.Б. Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения / И. Б. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 185-191. 39. Как обеспечить успех ГЧП в России. Обзор за 2012 год. М., 2012. С. 68-72. 40. Карташов К.Н. Государственно-частное партнёрство в современном Казахстане / К. Н. Карташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 239-243. 41. Килинкаров, В. В. Институциональные публичночастные партнерства: общее понятие и правовые рамки //Юрист. -2015. - № 7. - С. 15 – 21. 42. Латушко М., Радько М. Бенчмаркинг - метод управления бизнесом // Наука и инновации. 2015. №147. С. 47-49. 43. Малиновская О. В., Бровкина А. В. Государственно-частное партнерство как инструмент устойчивого развития инвестиционной деятельности в современном мире // МНИЖ. 2015. №4-2 (35). С. 36-38. 44. Михайлова Е.В. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства / Е. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 101-103. 45. Назимова Е.С. Перспективы развития проектов государственно-частного партнерства в сфере топливно-энергетического комплекса РФ / Е. С. Назимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 411-415. 46. Николаев С.Ф. Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов / С. Ф. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 346-348 47. Попондопуло В.Ф. Концессионное соглашение – правовая форма государственночастного партнерства // Правоведение. 2007. № 6. – С. 255-268. 48. Райский С.В. Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения / С. В. Райский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 51-54. 49. Рязанов А.А. Концессия как одна из форм государственно-частного партнерства / А. А. Рязанов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 35-38. 50. Рахметова А.М. Концепция взаимодействия банковского и реального секторов экономики в современных условиях // Дисс. док. экон. наук. М., 2015. 370 с. 51. Сабына Е.Н. Проблемы и перспективы реализации концессии как формы государственно-частного партнерства // Известия АлтГУ. 2010. №1-2. С. 284-293. 52. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство во Франции: проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2012. №2. С. 136-139. 53. Салихов Х.М. Законодательное совершенствование механизмов государственно-частного партнерства: региональные аспекты // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / Под общей редакцией А. А. Зверева. М., 2009. С. 9-13. 54. Самоловов Д.А. Законодательство РФ о договорных формах государственно-частного партнерства: состояние и перспективы развития // Вопросы экономики и права.- 2014.- №10.- С. 10-15. 55. Филимонова В.Д. Государственно-частное партнерство в сфере экологического менеджмента / В. Д. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 220-222. 56. Халимовский Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: блуждание в темноте // Налоги. 2011. № 14. С. 18 - 25. 57. Швецов Ю.Г. Банк как участник государственно-частного партнерства в инвестиционных процессах / Ю.Г. Швецов, Н.В. Сунцова //Проблемы финансов и учета. – 2013. – №1(9). – С. 27-33. 58. Шохин С.О. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства с участием малого и среднего бизнеса // Юридический мир. 2013. № 12. С. 40 - 44. 59. Штайнер У. Исполнение публичных задач частными субъектами с позиций конституционного права Германии // Публично-частное партнерство в муниципальной сфере: герм. и рос. опыт.- М.: Инфотропик Медиа, 2014.- Гл. 1, § 2.- С. 61. 60. A few questions about implementation of the EU Public Procurement Directives [Electronic resource] // 2 June 2016. – P. 8-9. 61. Jacques Robert. Models for the financing of regional infrastructure and development projects, with a particular attention to the countries of Central and Eastern Europe: public-private partnerships in spatial development policy. - Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2001. - P. 18. 62. Porcher-Marquis C. French PPP legislation: An opportunity for the financing of public investments // Project Finance Legal Advisers Review.- 2004/2005.- P. 46. 63. Public Sector Directive (2004/18/EC), Utilities Directive (2004/17/EC). 64. Ticar B. PPP as a sui generosity legal institute in Slovenian law // Slovenian law review. December, 2007. – P. 334.
Отрывок из работы

Глава 1. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации 1.1 Понятие и сущность государственно-частного партнёрства Отсутствие на сегодняшний день единого подхода к определению термина «государственно-частное партнерство», прежде всего, обусловлено содержательной объемностью данного понятия, а также большим числом экономических моделей, заложенных в его основу. Однако на законодательном уровне дается определение понятию «государственно-частное партнерство». Так, согласно законодательной диспозиции ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве» (далее Закон о ГЧП), государственно-частное партнерство – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного для привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Однако, для более полного понимания сущности государственно-частного партнерства требуется исследовать особенности трактовки данного понятия в российских и зарубежных источниках. В современных научных литературных источниках отмечается, что аналогом термина «public private partnership» является термин «государственно-частное партнерство». В научных исследованиях Е.В. Александрова указывалось, что public private partnership – это объединение договорного характера между частными инвесторами и государственными усилиями с целью достижения определенных значимых для общества целей, к примеру, эксплуатации и строительства объектов инфраструктуры, совместного финансирования и т.д. На современном рынке проектов государственно-частного партнерства одним из главных игроков выступает Всемирный банк. Согласно предлагаемому Всемирным банком определению, под государственно-частным партнерством требуется понимать соглашения, которые заключены между частной и публичной стороной на длительный срок по вопросу предоставления услуги или публичного имущества, в которой ответственность и существенные риски за их эксплуатацию и управление возлагаются на частного партнера. Исходя из проведенного теоретического анализа основных подходов к определению термина «государственно-частное партнерство», установлено, что определение данной дефиниции отличается в разных странах, что обусловлено национальной спецификой государств, которые те или иные проекты относят к государственно-частному партнерству. Так, если рассмотреть Францию, то в этом государстве понятием государственно-частное партнерство охватываются те проекты, в которых от государства частному партнеру поступают платежи. В то же время проекты относят к концессиям, если от пользователей платных услуг частный партнер собирает напрямую соответствующие платежи. Термин «концессия» в некоторых государствах синонимичен термину «государственно-частное партнерство», например, регулирование государственно-частного партнерства в Чили осуществляется с помощью общего закона о концессиях. Проекты государственно-частного партнерства в Великобритании в отношении вновь создаваемых объектов, где частному партнеру платежи поступают не от пользователей соответствующей услугой, а от государства, принято называть проектами private finance initiative, т.е. проектами частной финансовой инициативы. Некоторые проекты государственно-частного партнерства в отношении объектов, которые уже существуют, в Великобритании относят к франшизам. В последние годы в Евросоюзе было опубликовано большое число документов, затрагивающих основные вопросы государственно-частного партнерства, однако в европейском законодательстве термин так и не получил законодательного определения. Так, если обратиться к Зеленой Книге 2004 г. «Государственно-частное партнерство и законодательство сообщества по государственным контрактам и концессиям», то можно обнаружить следующее определение — государственно-частное партнерство представляет собой кооперацию между бизнесом и общественными властями, основной целью которой считается обеспечение эксплуатации, управления, модернизации, строительства или финансирования инфраструктуры либо оказания услуг. Большей популярностью в научных кругах пользуется определение, согласно которому, государственно-частное партнерство – это любые отношения официального характера или договоренности на неограниченный либо фиксированный временной период между частными и государственными участниками, в котором стороны в процессе принятия решений взаимодействуют и соинвестируют ресурсы для достижения в определенной сфере конкретных целей. В проектах государственно-частного партнерства правительство выступает не столько катализатором или регулятором экономической активности, сколько партнером бизнес-структур, принимая равное участие в проектах, а не реализуя в них собственные полномочия властного характера. Государственно-частное партнерство в доктрине российского права требуется рассматривать в узком и широком понимании, что обусловлено, в первую очередь, особенностями и спецификой различных методов и способов сотрудничества бизнеса и государства. Понятие государственно-частного партнерства в российских научных трудах довольно часто трактуется в широком смысле, как правовая форма и принцип взаимодействия частных компаний и государства. В.Ф. Попондопуло, А.В. Белицкая и другие исследователи отмечают, что феномен государственно-частного партнерства в таком случае перекликается с английским «определяющим моментом», предлагающим общее понимание всех форм взаимодействия частного и публичного сектора. Исследователи отмечают, что под государственно-частным партнерством требуется понимать любые формы взаимодействия бизнеса и государства, целью которых считается достижение общественно-полезного результата для решения задач экономического и социального характера. Довольно часто, когда речь идет о широком понимании понятия государственно-частного партнерства, ученые ошибочно относят к нему любое государственное содействие в реализации каких-либо проектов с помощью предоставления бизнесу поддержки в преодолении барьеров административного характера. Для более полного понимания феномена государственно-частного партнерства требуется провести анализ его социально-экономической сущности. В зарубежных источниках представлено следующее экономическое определение государственно-частного партнерства. Согласно источнику Глобального партнерства в области знаний (Global Knowledge Partnership), государственно-частное партнерство – это союз между сторонами. В более полной мере раскрыта экономическая природа государственно-частного партнерства в российской экономической литературе. Так, значимым считается определение В.Г. Варнавского, который писал, что государственно-частное партнерство представляет собой альянс организационного и институционального характера между бизнесом и государством для реализации локальных, масштабных, международных, национальных общественно-значимых проектов в разных областях деятельности. Занимаясь исследованием партнерства государства и частного сектора, исследователь пришел к выводу, что каждый такой альянс государственно-частного партнерства считается временным, так как формируется для осуществления конкретного проекта на определенный срок и после его реализации прекращает собственное существование. Государственно-частное партнерство, совместно с этим, может рассматриваться и в качестве самостоятельного правового института. Как пишет А.В. Белицкая, в данном случае государственно-частное партнёрство выступает в качестве юридически оформленного сотрудничества на определенный срок, которое базируется на объединении вкладов, а также распределении рисков частного и публичного партнеров для решения общественно значимых и государственных задач. Исследователь пишет также о том, что в таком случае государственно-частное партнерство будет осуществляться с помощью реализации проектов инвестиционного характера в отношении объектов, которые находятся в области публичного контроля и интереса. Далее проведем краткий анализ разных корпоративных и договорных форм, используемых при реализации проектов государственно-частного партнерства на практике — институциональные и договорно-правовые формы государственно-частного партнерства. С формальной точки зрения такие проекты могут быть отнесены в широком понимании к государственно-частному партнерству. Институциональное государственно-частное партнерство выступает договором, оформленным с юридической точки зрения. Оформление с юридической точки зрения государственно-частного партнерства может осуществляться в виде разных видов договоров или создания юридического лица со смешанным участием частного и государственного партнера. Необходимо подчеркнуть, что в такое совместное предприятие вклад частного партнера состоит не только в виде осуществления вкладов в капитал и другие активы, но и в осуществлении активного участия в управлении совместным предприятием, а также исполнении его обязательств. Институциональное государственно-частное партнерство не образуется в результате осуществления простого вклада частного партнера в уставной капитал компании публичной собственности. Рассматриваемая форма государственно-частного партнерства может быть результативна при реализации проектов регионального характера, в крупных проектах на общегосударственном уровне она используется редко. При этом институциональная форма государственно-частного партнерства может использоваться в странах с неразвитым на начальном этапе развития законодательством о государственно-частном партнерстве. Прежде всего, это обусловлено тем, что институциональная форма государственно-частного партнерства является довольно простым механизмом, который не требует специального регулирования со стороны законодательства. Формой реализации проектов государственно-частного партнерства в Англии считается совместное предприятие частного и публичного партнеров. Форма такого предприятия, как следует подчеркнуть, детально урегулирована модельными документами, руководствами в разных областях экономики в зависимости от программы государственно-частного партнерства. В большинстве случаев такие программы государственно-частного партнерства базируются на миноритарном корпоративном участии в проектных компаниях публичного партнера. В Англии, кроме институциональных форм государственно-частного партнерства, которые формируются для участия в конкурсе государственно-частного партнерства, также возможен вариант, при котором совместное предприятие или проектная компания создается на стадии заключения соглашения о государственно-частном партнерстве после выбора победителя конкурса. Во Франции накоплен наибольший опыт использования институциональных форм государственно-частного партнерства, так как данная форма используется в государстве в качестве самостоятельной формы в силу сложившихся национальных традиций. Большое количество смешанных объектов существует во Франции, наблюдается тенденция сосредоточения в руках государственного сектора все более значительной части активов. Публичный партнер во Франции принимает участие в совместном предприятии с частным партнером через соответствующий контрольный пакет акций в совместном предприятии. При этом, кроме контрольного пакета акций всегда заключается соответствующий контракт в виде соглашения о государственно-частном партнерстве, концессионного соглашения или иного соглашения, которое заключено с какими-либо властями местного уровня. Институциональная форма государственно-частного партнерства как самостоятельная форма реализации проектов в рамках данного института в Российской Федерации считается неоднозначной юридической конструкцией для реализации подобного рода проектов. Ряд законов регионального уровня упоминает в качестве формы государственно-частного партнерства участие в уставных капиталах юридических лиц с помощью инвестиций из бюджета, агентства по привлечению инвестиций, корпорации развития и различные организации со смешанной формой собственности. Однако, сложно с правовой точки зрения говорить о допустимости институциональной формы государственно-частного партнерства как самостоятельной формы реализации проектов в рамках данного института, т.е. без заключения концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве. В.В. Килинкаров в собственных научных исследованиях отмечал, что применение институциональной формы государственно-частного партнерства в целом не имеет экономической целесообразности. В то же время, проектная компания, которая была создана как часть структуры проекта государственно-частного партнерства, совместно с заключенными соглашениями о государственно-частном партнерстве, активно может использоваться в ряде проектов соответствующего института. В качестве примера можно рассмотреть Правительство Москвы, которые активно использует проектную компанию для реализации квази-государственно-частного партнерства и проектов государственно-частного партнерства. Например, были созданы и продолжают собственное функционирование с использованием данной формы государственно-частного партнерства такие компании, как ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая», ОАО «Международный аэропорт Внуково». В свою очередь, на сегодняшний день не решена проблема по причине отсутствия норм, устанавливающих обязанность государства на выкуп доли частного партнера в дату окончания реализации соответствующего проекта или определенного срока. Положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее ФЗ № 224-ФЗ) определяет совокупность лиц, которые могут выступать в качестве концессионеров. Анализ указанной нормы, однако, не позволяет сделать вывод о возможности заключения концессионного соглашения с вновь созданной проектной компанией по итогам конкурса, а не с его победителем. В свою очередь, положения ч. 1 ст. 3 и ст. 5 Закона о ГЧП позволяют сделать вывод о том, что данный закон допускает косвенную возможность на заключение соглашений о государственно-частном партнерстве с любой проектной компанией, которая отвечает критериям и признакам конкурсу, а не с победителем конкурса. В частности, это подтверждается тем, что в законе в качестве стороны соглашения о государственно-частном партнерстве признается российское юридическое лицо, с которым заключено соответствующее соглашение о государственно-частном партнерстве. Данный вывод о возможности создания по итогам конкурса проектной компании, предположительно, не может быть рассмотрен как ограничение конкуренции, если для всех участников конкурса являются равными и открытыми, определены в конкурсной документации совместно с условиями соглашения о государственно-частном партнерстве условия создания такой проектной компании, условия акционерных и прочих соглашений между ее участниками. Следовательно, частному партнеру Закон о ГЧП предоставил возможность создать проектную компанию к моменту заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, что для частного партнера делает процесс участие в конкурсе более привлекательным и менее трудоемким. Договорно-правовые формы государственно-частного партнерства представляют собой достаточно широкий спектр юридических конструкций договорного характера. В разных странах сегодня договорные формы осуществление государственно-частного партнерства имеют разные названия. К договорам, благодаря которым происходит реализация проектов государственно-частного партнерства, на практике относятся: - соглашения о разделе продукции; - договоры на поставку для нужд государства продукции; - операторские соглашения; - договоры на управление публичным имуществом; - договоры на оказание общественных услуг или выполнение работ; - договоры аренды; - концессионные соглашения; - соглашения о государственно-частном партнерстве и так далее. Представленное выше разграничение форм государственно-частного партнерства на договорные и корпоративные формы, имеет также недостаток, который заключается в том, что не содержит в себе все возможные формы государственно-частного партнерства (коллективные формы инвестирования, венчурные проекты и т.д.). На сегодняшний день многие ученые предлагают возможный перечень форм государственно-частного партнерства считать открытым и выделять следующие иные формы ГЧП: - проекты комплексного освоения территорий; - коллективные формы инвестирования; - региональные инвестиционные проекты; - режим особых экономических зон; - венчурные проекты и так далее. М. Зеленский в качестве иных форм государственно-частного партнерства предлагает рассматривать создание консультативных советов государством. В состав таких советов входят представители частного сектора совместно с представителями публичной власти для рассмотрения разных мнений и предложений по изменению законодательства, определения дальнейшей политики и т.п. Представленные выше основания классификации, как следует справедливо отметить, продиктованы стремлением к полному охвату форм взаимодействия государства на практике. Использование такого широкого подхода приводит к механическому объединению разных по правовой природе явлений в рамках понятия государственно-частного партнерства. После того, как был принят Закон о государственно-частном партнерстве , многообразие институциональных и договорных форм государственно-частного партнерства, принятых в научной литературе, некорректно называть формами государственно-частного партнерства, потому в российском законодательстве закреплен иной подход. Согласно нормам российского законодательства, под государственно-частным партнерством требуется понимать лишь сотрудничество частного и публичного партнеров, которое осуществляется на основе соглашения о муниципально-частном партнерстве или государственно-частном партнерстве. С принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве» утратила свою актуальность дискуссия о том, стоит ли относить определенную форму договора к государственно-частному партнерству. Но на практике корпоративные (институциональные) формы государственно-частного партнерства, а также иные договорные формы в структуре проектов государственно-частного партнерства по-прежнему используются в зависимости от специфики реализуемого инвестиционного проекта. Рассмотрим понятие государственно-частного партнерства в узком смысле. Так, в узком понимании термин «государственно-частное партнерство» стал использоваться вместо термина «приватизация». Основной причиной такого понимания государственно-частного партнерства стало то, что Правительство Великобритании в начале 1980-х годов приняло курс на реструктуризацию частного сектора, в котором в качестве радикального позитивного экономического развития рассматривалась приватизация. Все формы сотрудничества и взаимодействия с частным сектором затрагивал термин «приватизация»: от передачи государственных предприятий в частную собственность до соглашений субподряда об аутсорсинге. Такое широкое понимание приватизации, как стало очевидно со временем, требовало уточнения, так как имело много противоречий. Для выделения формы взаимодействия с привлечением технического опыта частного сектора была введена форма государственно-частного партнерства, используемого вместо термина «приватизация». Однако, по сути термин «приватизация» не отражает правовую суть отношений, складывающихся при этом, потому что в рамках государственно-частного партнерства большинство проектов не считаются с правовой точки зрения партнерскими, а выступают в качестве отношений договорного характера. Частную финансовую инициативу и концессионные соглашения при их упоминании в широком смысле слова довольно часто охватываются термином государственно-частное партнерство, которое по своему значению является более широким. Их единообразное понимание становится затруднительным в результате различия в восприятии и многообразия существующих терминов. В Европе в настоящее время многие проекты государственно-частного партнерства под собой имеют основу английской модели частной финансовой инициативы или же французской модели делегирования функций государства по управлению. Впервые Английская модель финансовой инициативы появилась в 1992 г. в Великобритании. Данная модель нашла особенную поддержку у лейбористского правительства с 1997 г. Согласно договору финансовой частной инициативы частный партнер на себя берет обязательство по эксплуатации, строительству и финансированию объекта с выплатой в течение срока действия договора ему платежей. При этом ключевыми сферами применения модели частной финансовой инициативы считаются: - страхование; - мусороперерабатывающая сфера; - социальная сфера; - здравоохранение. По окончании действия соглашения о частной финансовой инициативе, право собственности на объект в зависимости от условий соглашения может передаваться публичному партнеру или оставаться в собственности частного партнера. В Англии со временем кроме модели частной финансовой инициативы появились иные формы реализации проектов государственно-частного партнерства. Например, через программу «Местное улучшение финансов доверие» (Local Improvement Finance Trusts) в области здравоохранения и мусоропереработки, а также через программу «Построим школу будущего» (Building Schools for the Future) в области образования. Следует обратить внимание, что в Великобритании отсутствует единый законопроект, направленный на регулирование всех существующих форм государственно-частного партнерства. В то же время в Великобритании структура общего и статусного права обладает достаточной определенностью и гибкостью, что позволяет допустить и принять реализацию основных проектов государственно-частного партнерства без принятия о нем специального закона. Полномочия на заключение соглашений о государственно-частном партнерстве в Великобритании в результате отсутствия единого закона о государственно-частном партнерстве, в первую очередь, предоставляются государственным органам. Объем полномочий за ними закрепляется специально принятым законодательством или нормативными актами государственных органов. Так, например, на местах органы государственной власти имеют право на заключение такого рода соглашений с частным сектором на основе закона 1997 г. Местное самоуправление (контракты) (Local Government (Contracts) Act 1997). С 1990-х годов в Великобритании берет начало формирование и развитие понятия «государственно-частное партнерство», когда такой термин стал использоваться в стране, ставшей первооткрывателем в развитии проектов государственно-частного партнерства. Проекты государственно-частного партнерства вслед за Великобританией стали развиваться и появляться во многих других европейских странах, в частности, во Франции. Ордонанс № 2004-559 «О партнерских отношениях» во Франции регулирует государственно-частные партнерства. Данный закон был принят для привлечения в государственный сектор инвестиций. Основными способами сотрудничества до принятия данного закона были следующие способы: 1. По схеме делегирования функций государства на основе договора делегирования публичных услуг. Согласно такому договору предоставление публичной власти делегировалось третьему лицу, которое на себя принимало функции по оказанию публичных услуг с выплатой ему компенсации. Размер такой компенсации находился в прямой зависимости от доходов, которые лицо получало от эксплуатации. 2. По схеме государственных закупок, в рамках которой для государственных нужд поставку услуг и товаров осуществляло частное лицо – подрядчик. Во Франции с принятием Ордонанса от 17 июня 2004 г. № 2004-559 стали появляться соглашения о партнерстве, которые являются административными договорами и носят самостоятельный характер. Такие соглашения о партнерстве подчиняются отдельному законодательному регулированию, они не относятся ни к договорам делегирования услуг публичного характера, ни к договорам подряда для нужд государства. В стране с введением соглашений о партнерстве изменилась государственная роль в экономике, когда государство превратилось из оператора в организатора, контроля и регулятора функций государства. При анализе Ордонанса № 2004-559 установлено, что в нем нет определения понятия соглашения о партнерстве, как и отсутствует определение термина «государственно-частное партнерство». В целом на уровне Евросоюза и, в частности, во Франции на сегодняшний день четкого законодательного определения не получило государственно-частное партнерство. Так, в некоторых источниках отмечается, что государственно-частное партнерство – это формы взаимодействия между частным сектором и государством, направленные на эффективное управление, финансирование, эксплуатацию, реконструкцию либо строительство объектов инфраструктурного характера, либо же оказание услуг. Концессионные соглашения, согласно Директивам ЕС, исключены из законодательного регулирования государственных закупок.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg