Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Развитие сферы туризма в регионе.

марина_прокофьева 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2022
Цель исследования - изучить современное состояние туризма в Нижегородской области и разработать рекомендации по его дальнейшему развитию. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: • обобщить теоретические основы сферы туризма; • провести анализ современного состояния туризма в Нижегородской области; • изучить туристский потенциал Нижегородской области; • провести анкетирование потребителей туристских услуг Нижегородской области; • выявить особенности и проблемы развития туризма на территории Нижегородской области; • разработать платформу «Посмотри #Нижпром» по популяризации промышленного туризма в Нижегородской области для абитуриентов, студентов и выпускников; • дать рекомендации по дальнейшему развитию туризма в Нижегородской области. Объект исследования - является туристский потенциал Нижегородской области. Предмет исследования - тенденции и перспективы развития регионального туризма. В качестве теоретической основы использовалась учебная литература отечественных и зарубежных авторов, таких как: Боголюбова С. А., Золотовский В. А., Дехтярь Г. М., Джанджугазова Е. А., Скобкин С. С., Рассохина Т. В. И др. Эмпирической основой выпускной квалификационной работы выступили материалы, предоставленные Департаментом развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области, информационные базы данных в сети Интернет, а также информация с официальных сайтов государственных органов, статистические данные и результаты исследований. Нормативной основой работы послужили Конституция РФ, Федеральные законы, такие как: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) и Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 8-З «О туристской деятельности на территории Нижегородской области». Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в изучении сущности туризма, исторических этапов развития туристической отрасли, а также существующих видов туризма. Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по дальнейшему развитию туризма в Нижегородской области, которые могут быть использованы Департаментом развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области. Методы исследования: анкетирование, структурный метод и синтез. Апробация темы ВКР: Основные теоретические и практические положения опубликованы в печати и докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях: 1. 12 апреля 2019 года на VI Международная научно-практическая конференция «Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации» (ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород). Диплом 3 степени по результатам данной конференции. 2. Диплом II степени в номинации «Туризм как фактор развития территории» в конкурсе с международным участием «Будущее в наших руках» в рамках ХХI Международного научно-промышленного форума «Великие реки-2019» с творческой работой "Промышленный туризм как фактор развития Нижегородской области». 3. Диплом за 2 место в открытом конкурсе студенческих научно-исследовательских работ "Географическая наука в школе и вузе сквозь призму современности" в номинации "Рекреационная география и туризм". 4. Диплом за 3 место в областном конкурсе на лучшую научную работу студентов по разделу «Экономические науки» от 7 ноября 2019 г. 5. Диплом за III место в номинации «Конкурс НИР Туризм» VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских и проектных работ, ноябрь 2020 г. 6. Диплом II степени в XXVI Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) в секции «Экономика, финансы и менеджмент», ноябрь 2021 г.
Введение

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что туристическая отрасль является благоприятной средой для привлечения зарубежных инвестиций. Сфера туризма, бесспорно, укрепляет межгосударственные связи, обеспечивает большое количество людей работой, улучшает инфраструктуру и оказывает огромное влияние на экономику государства. Туристический бизнес стимулирует развитие разных отраслей хозяйства: торговли, производства товаров, сельского хозяйства, строительства и других. Природные объекты и уникальные историко-культурные ценности позволяют развивать множество видов туризма. Повышение значимости туризма в условиях перехода к инновационной экономике обуславливает необходимость поиска принципиально новых возможностей его развития, выделения перспективных видов с учетом региональных и местных особенностей, которые на основе интенсивного использования имеющегося туристского потенциала могут стать источником увеличения поступлений от туризма в бюджеты различных уровней.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические основы развития туристической отрасли 6 1.1 Основные понятия, цели и сущность организации туризма 6 1.2. Виды туризма и перспективы их развития 10 1.3. Нормативно-правовое регулирование сферы туризма 15 2. Исследование современного состояния туризма в Нижегородской области 23 2.1. Анализ туристического потенциала Нижегородской области 23 2.3. Анкетирование потребителей туристических услуг 41 3. Разработка общих рекомендаций по развитию туризма в Нижегородской области 58 3.1. Мероприятия по развитию туризма в регионе 58 3.2 Развитие промышленного туризма в Нижегородском регионе 61 3.2. Разработка нового туристского продукта в Нижегородской области 70 Заключение 76 Библиографический список 79 Приложение 1. 84 Приложение 2. 91
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон N 132-ФЗ : редакция от 24 ноября 1996 года : принят Государственной думой 4 октября 1996 года. : [с изм. и доп. по сост. на 01.05.2022] – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. 2. Российская Федерация. Распоряжения. О стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года : Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года N2129-Р. [с изм. и доп. по сост. на 23 ноября 2020 г., 7 февраля 2022 г.] – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс».- Режим доступа: по подписке. 3. Нижегородская область. Законы. О туристической деятельности на территории Нижегородской области : Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года N8-З : принят Законодательным Собранием от 31 января 2008 года. [с изм. и доп. по сост. на 02.10.2019] - Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. 4. Нижегородская область. Постановления. Об утверждении государственной программы «Развитие культуры и туризма Нижегородской области» : Постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года №299. [с изм. и доп. по сост. на 15.02.2019] – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. 5. Нижегородская область. Постановления. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года: Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года №889. – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. 6. Нижегородская область. Постановления. Об утверждении Положения о департаменте развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области: Постановление Правительства Нижегородской области от 30 мая 2018 года № 389 (с изменениями на 21 декабря 2018 года). . – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. 7. Муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2019 - 2024 годы, утверждена постановлением Администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 21.01.2019 года № 71 — Текст : непосредственный. 8. Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в Городецком районе» утверждена постановлением администрации Городецкого муниципального района от 20.12.2018 №3819 — Текст : непосредственный. 9. Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма Дивеевского муниципального округа Нижегородской области на 2018 – 2023 годы» утвержденную постановлением администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области от 20 ноября 2017 г. № 1047 — Текст : непосредственный. 10. Муниципальная программа «Развитие культуры, туризма и молодежной политики на территории городского округа город Выкса Нижегородской области на 2018-2020 гг.» утверждена постановлением администрации городского округа город Выкса №4415 от 20.12.2017г.; Подпрограмма 2. «Развитие внутреннего и въездного туризма» утверждена постановлением администрации городского округа город Выкса №2331 от 03.11.2020г. — Текст : непосредственный. Стандарты: 11. ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования : национальный стандарт Российской Федерации национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1561-ст : введен впервые : дата введения 2018-06-01 / разработан Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации ( АО «ВНИИС») – Москва : Стандартинформ, 2017. – 9 с. – Тест непосредственный. Книги, сборники и статьи: 12. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13686-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 12 — URL: https://urait.ru/bcode/496639/p.12 (дата обращения: 06.04.2022). 13. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10551-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430801 (дата обращения: 25.04.2022). — Режим доступа: по подписке. 14. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 412 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-13510-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448681 (дата обращения:30.04.2022). — Режим доступа: по подписке. 15. Золотовский, В. А. Правовое регулирование туристской деятельности : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9854-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438192 (дата обращения: 28.04.2022). — Режим доступа: по подписке. 16. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 210 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12302-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448693 (дата обращения: 25.04.2022). — Режим доступа: по подписке. 17. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10542-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430791 (дата обращения: 25.04.2022). — Режим доступа: по подписке. Интернет-ресурсы: 18. Всероссийский Акселератор по промышленному туризму туризму [сайт] Текст: электронный. — URL: https://promtourism.online/ (дата обращения:30.04.2022). 19. Диво России [сайт] Текст: электронный. — URL: https://www.дивороссии.рф/ (дата обращения:30.04.2022). 20. Достопримечательности Нижегородской области [сайт] Текст. Изображение: электронные. – URL: https://tonkosti.ru/Достопримечательности_Нижегородской_области (дата обращения:13.05.2022). 21. Единый федеральный реестр турагентов, субагентов [сайт] Текст: электронный. — URL: https://efrta.tourism.gov.ru/agents/ (дата обращения:30.04.2022). 22. Единый Федеральный реестр туроператоров [сайт] Текст: электронный. — URL: https://tourism.gov.ru/operators/ (дата обращения:30.04.2022). 23. Национальный туристический рейтинг – 2021 [сайт] Текст: электронный: URL: https://russia-rating.ru/info/20156.html (дата обращения: 08.05.2022). 24. Нижегородская канатная дорога [сайт] Текст: электронный: URL: http://nnkd.ru/ (дата обращения: 08.05.2022). 25. Официальный РБК [сайт] Текст: электронный. — URL: https://nn.rbc.ru/nn/freenews/61269a779a79475f037dc26f#:~:text=Бюджет%20800летия%20Нижнего%20Новгорода%20составил,в%20Нижнем%20Новгороде%20к%20800-летию (дата обращения: 09.05.2022). 26. Официальный сайт Нижний 800 [сайт] Текст: электронный. — URL: https://nizhny800.ru/capital-of-sunsets/ (дата обращения: 09.05.2022). 27. Правительство Нижегородской области [сайт] Текст: электронный. — URL: https://government-nnov.ru/ (дата обращения: 09.05.2022). 28. Туристический портал Нижегородской области [сайт] Текст: электронный. — URL: https://nnwelcome.ru/ (дата обращения: 30.04.2022). 29. Федеральная служба государственной статистики [сайт] Текст: электронный. — URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.05.2022). 30. Федеральное агентство по туризму [сайт] Текст: электронный. — URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения:30.04.2022). 31. Чижкова О. Промышленный туризм: от любопытства до профориентации [сайт] Текст: электронный. — URL: http://travel.vesti.ru/article_34005 (дата обращения: 09.05.2022).
Отрывок из работы

1. Теоретические основы развития туристической отрасли 1.1 Основные понятия, цели и сущность организации туризма Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Хунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти ученые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии. 1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды. 2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом. 3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места. Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма: •деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место; • туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой [12, c.12]. Обратимся к Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1]. Существует пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов: 1) временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение обратно; 2) дестинация — это другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека; 3) цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью; 4) совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время; 5) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника. Из совокупности экономических характеристик туризма пять должны быть определены концептуально: 1) туризм как процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам; 2) определение двух основных базовых элементов туризма: путешествие к месту пребывания и пребывание там; 3) путешествие означает выезд из страны (региона) постоянного проживания туриста; 4) перемещение туристов к различным туристским центрам требует времени, а это значит, что они вернутся в место постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев; 5) экскурсия — это путешествие без постоянного проживания в туристском центре, не имеющее целью получение дополнительного дохода. Можно выделить следующие функции социально-гуманитарного воздействия туризма: восстановление трудоспособности; рациональное использование свободного времени; обеспечение занятости; рост уровня жизни трудящихся; экологическая не вредность и направленность. Цели путешествия являются одними из главных и определяющих признаков туризма. В классической теории туризма признается всего 6 общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще: 1) оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение); 2) познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов); 3) спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); 4) профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение); 5) религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов); 6) гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания). Выделяют также и следующие функции туризма: • восстановительная — освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности; •развивающая — предоставление возможности для личности (расширение познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности); • развлекательная — предоставление отдыхающим возможности развлечься. Сюда также относят: знакомство с местностью, ее жителями; организацию концертов, спортивных и других мероприятий; активный отдых [12, c. 15]. 1.2. Виды туризма и перспективы их развития Всемирная туристическая организация при ООН (ЮНВТО) предложила следующую классификацию туризма: • внутренний туризм; • выездной туризм; • въездной туризм. Внутренним признается туризм, в котором лица, проживающие на территории, путешествуют на этой же территории. Путешествия резидентов одной страны в какую-либо иную страну называется выездным или пассивным туризмом. Въездной или активный – путешествия нерезидентов в пределах государственных границ какой-либо страны. Вид туризма — результат классификации туризма по тем или иным основаниям. Рекреационный туризм — поездки с целью отдыха, оздоровления и лечения, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил человека. Спортивный туризм. Поездки туристов-индивидуалов или организованных групп туристов с целью занятий спортом или посещения крупных спортивных мероприятий – соревнований, чемпионатов, олимпиад. Как правило, спортивный туризм предполагает, что потенциальными потребителями подобного рода услуг будут непрофессиональные спортсмены, поручающие организацию таких путешествий специализированным туристским фирмам, клубам или организациям. Путешествия профессиональных спортсменов следует относить к самодеятельному туризму [5]. Культурно-познавательный туризм - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий. Экологический туризм - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению. Лечебно-оздоровительный туризм - туризм с целью оздоровления и укрепления здоровья. Политический туризм. Подразделяется на дипломатический, для участия в конгрессах, а также связанный с политическими событиями и мероприятиями. Религиозный туризм — поездки к святым местам [9]. Деловой туризм - путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.. Сельский туризм - вид туризма, который предполагает временное размещение туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения туристом материальной выгоды; Образовательный туризм. Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам. В настоящее время образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристского рынка. Шоп-туризм. Считается своеобразным видом туризма, цель которого заключается не в отдыхе и познании достопримечательностей, а в приобретении различных товаров либо для собственного потребления, либо для дальнейшей продажи (рис.1). Рис.1. Виды туризма Классификация туризма — выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям [17]. По числу участников путешествия: • индивидуальный; • групповой; • семейный. Групповой туризм — форма организации туристской поездки людей, объединенных возможностью совместного путешествия по конкретному маршруту или с целью получения программного обслуживания; удовлетворение коллективного интереса к объекту путешествия. Индивидуальный туризм — форма организации туристской деятельности человека. Более всего реализуется в рамках делового, научного, бальнеологического и оздоровительного туризма. Семейный туризм — форма организации поездок людей, связанных родственными узами. По способу организации выделяют: • неорганизованный; • организованный; • самодеятельный. При организованном туризме поездки по турам и маршрутам организуют туристские фирмы. Неорганизованный туризм — спонтанные поездки туристов, организуемые самими туристами без участия организации-посредника, туристского клуба или секции. Самодеятельный туризм — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно. Приоритетный вид туристской деятельности. Виды самодеятельного туризма — пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, автотуризм, велотуризм, конный туризм, мототуризм; По возрасту выделяют (рис.2): • детский; • молодежный; • среднего возраста; • третьего возраста; По способам передвижения: • автомобильный; • автобусный; • водный; • пешеходный; • железнодорожный; • верховой; • велосипедный; • авиационный. По источникам финансирования: • коммерческий; • социальный. По продолжительности путешествия: • краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней); • среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней); • долгосрочный (туры на срок от 15 до 30 дней). По ритмичности туристских потоков: • сезонный; • круглогодичный. Рис. 2. Виды туризма Таким образом, категории и количество видов туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться и новые виды. 1.3. Нормативно-правовое регулирование сферы туризма Правовое регулирование в сферу туризма представляет собой влияние на участников туристкой индустрии с целью обеспечения защиты прав и свобод потребителей и производителей туруслуг, получения необходимой информации, свободы передвижения и так далее. Развитие туристских услуг в любой стране, так или иначе, регулируется государством путем принятия нормативно-правовых актов. Все нормативно-правовые акты, регулирующие сферу туризма или относящиеся к ней, можно разделить на две группы. К первой группе относятся те нормативно-правовые акты, которые регулируют туристическую деятельность: 1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Он составляет основу правового регулирования туристической деятельности в России [1]. В данном законе закреплены понятие туристской деятельности, принципы, цели, основные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. Центральное место в законе о туризме занимает глава II «Государственное регулирование туристской деятельности». Она содержит принципы государственного регулирования: • формирование подходящих условий для становления сферы туризма; • реализация господдержки организациям в индустрии туризма, а также туристам; • выявление выгодных направлений туристской деятельности; • рекламирование РФ в качестве туристского направления. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: • выявления выгодных направлений развития туризма в Российской Федерации; • нормативного правового регулирования в сфере туризма; • разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; • содействия в продвижении туристского продукта; • защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности; • содействия кадровому обеспечению в сфере туризма; • классификации объектов туристской индустрии; • формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров; • информационного обеспечения туризма; • создания благоприятных условий для развития туристской индустрии; • оказания государственных услуг в сфере туризма; • взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма [15, c. 247]. 2. Федеральный закон от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 3. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации». 4. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта». 5. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации». 6. Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142. 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года". Вторая группа - нормативно-правовые акты, которые непосредственно относятся к физическим и юридическим лицам, но во многом определяют действия субъектов туристической сферы. 1. Гражданский кодекс РФ, регулирующий данные правоотношения в той части, в которой устанавливает правовое регулирование правоотношений по договору возмездного оказания услуг. 2. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения и в области охраны окружающей среды. Государственное регулирование в сфере деятельности туристических организаций и защиты прав потребителей происходит так же за счет стандартизации, лицензировании и сертификации. Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения [14, c. 412]. В сфере туризма существуют следующие стандарты: 1. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»; 2. ГОСТ Р ЕН 13809-2012. «Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология»; 3. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; 4. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; 5. ГОСТ Р 56643-2015 «Туристские услуги. Личная безопасность туриста» В 2017 году в Российской Федерации был принят новый государственный стандарт «ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования» [11]. Стандартизация проводится в целях обеспечения высокого уровня качества и безопасности туристического продукта или туристической услуги. Лицензия — это разрешение, которое выдается государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» [15, c. 247]. Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований. Сертификация – процедура, в которой орган по сертификации подтверждает, что туристический продукт или услуга соответствует качеству. Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательной сертификации подлежат услуги гостиниц, туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам, экскурсионные услуги [14, c.412]. Говоря о нормативно-правовом регулировании в сфере туризма, необходимо отметить органы, которые осуществляют управление туристской деятельностью. В Российской Федерации данным органом является Федеральное агентство по туризму. Кроме того на состояние туризма оказывают влияние Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности, по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма и туристской деятельности. Основные функции Федерального агентства по туризму: • Реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров; • Осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках; • Информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания; • Создание представительств за пределами России в сфере туризма; • Организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан и другие [30]. Примечательно, что при Федеральном агентстве по туризму функционируют особые координационные и совещательные органы, в том числе рабочие группы. За управление туристической деятельностью в субъектах отвечают специальные органы исполнительной власти в сфере туризма (рис.3). Например, в Республике Татарстан данным органом является Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, а в Нижегородской области – Департамент развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области. Рис.3. Органы, регулирующие сферу туризма Департамент развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области осуществляет реализацию государственных полномочий по формированию и проведению региональной политики развития туризма, сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в рамках своей компетенции. Таким образом, можно сделать вывод, что туризм – кратковременные перемещения граждан со своего постоянного места жительства с познавательными, рекреационными, спортивными, деловыми и другими целями, но не с целью получения дохода. Также существуют различные виды туризма в зависимости от количества участников, их возраста, целей, способа организации и передвижения, продолжительности поездки. Важную роль в продвижении туристического продукта играет маркетинг. Также необходимо внедрение нововведений, инноваций, например, блокчейн [13]. Основу правового регулирования туристической деятельности в России составляет федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [1]. В Нижегородской области туристическая деятельность на региональном уровне осуществляется на основе вышеупомянутых нормативно-правовых актов, а также на основе Закона Нижегородской области от 12.02.2008 № 8-З "О туристской деятельности на территории Нижегородской области" и Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 № 889 [3]. Правовое регулирование в сферу туризма на муниципальном уровне представлено Стратегией социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 25.01.2017 №190 и муниципальной программой «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода на 2019 - 2024 годы", утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21.01.2019 №71. Кроме того, Департамент развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области c 01.01.2021 осуществляет реализацию национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Нацпроект направлен на комплексное развитие туристической отрасли страны. В него вошли три федеральных проекта: "Развитие туристской инфраструктуры", "Повышение доступности туристских услуг" и "Совершенствование управления в сфере туризма". С целью реализации национального проекта Департамент является инициатором регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» (Нижегородская область). ? 2. Исследование современного состояния туризма в Нижегородской области 2.1. Анализ туристического потенциала Нижегородской области Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области, центром Приволжского федерального округа, признанной столицей Волго-Вятского экономического района. В связи с этой и многими другими причинам, каждый год туристские фирмы данного региона обслуживают большой поток туристов [28]. В настоящее время туризм является одним из приоритетных направлений развития Нижегородского региона. Нижегородская область имеет огромное историко-культурное наследие, самобытную народную культуру, разнообразие видов народных промыслов и промышленный потенциал. Сегодня Нижний Новгород является крупным центром речного круизного туризма в России. Губернатор Нижегородской области Глеб Сергеевич Никитин отметил, что он видит огромный потенциал в туристической сфере региона и считает, что Нижний Новгород должен по-настоящему занять свое достойное место на туристической карте России». На примере Нижегородской области рассмотрим особенности развития туризма. В «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» отмечено, что Нижегородская область имеет все необходимые предпосылки для развития туризма: выгодное географическое положение, развитое транспортное сообщение, репутацию Нижнего Новгорода как центра деловой активности, огромное историко-культурное наследие, лидирующее место в сфере народных художественных промыслов, уникальность природных ресурсов, благоприятные климатические условия [5]. В городе находится большое количество уникальных памятников истории, архитектуры и культуры, вследствие чего ЮНЕСКО включило Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих историческую и культурную ценность.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg