Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Гражданско-правовое регулирование банковской тайны.

марина_прокофьева 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2022
Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу банковской тайны. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, судебные решения, статистические данные и иные положения, регулирующие порядок формирования банковской тайны. Степень изученности поставленной проблемы. Несмотря на большое количество научных работ, посвященных исследованию банковской тайны, остается немало проблем, которые подлежат обширному исследованию. Понятие «банковская тайна» и проблемы правового регулирования связанных с ней банковских отношений были предметом исследований таких известных авторов, как: Д.Г. Алексеева, Т.А. Андронова, О.В. Бараева, М.А. Власюк, С.А. Даниленко, А.Ф. Жигалов, Ю.В. Кайнова, Л.Р. Клебанов, Н.В. и др. Целью настоящего исследования является комплексное изучение института банковской тайны в российском законодательстве, а также разработка и внесение предложений и практических рекомендаций по обеспечению конфиденциальности банковской тайны. Задачи, которые были вынесены на рассмотрение при написании дипломной работы: - Проанализировать и рассмотреть природу банковской тайны; - Определить связь банковской тайны с иными видами охраняемых законом тайн; - Изучить порядок предоставления банковской тайны субъектам исследуемых отношений и её нормативно-правовое регулирование; - Исследовать юридические гарантии банковской тайны, а также юридическую ответственность за её неправомерное разглашение. Нормативную базу для осуществления исследования составляют законодательные акты Российской Федерации. Теоретической базой выступают научные труды следующих ученых: Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П., Лаврушина О.И., Ахидовой И., Богданова В.В., Варламова В.Ю., Кайнова В.И., Кайновой Ю.В., Карчевского С., Коровяковского Д.Г. и др. Эмпирическую основу исследования составили учебная и специальная литература, изучение широкого круга законодательного материала, определений Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, постановлений Арбитражного суда г. Москвы и Московской области, а также приемов практики по расследованию преступлений с использованием в качестве доказательства сведений, составляющих банковскую тайну. Методологической основой дипломной работы является совокупность научных приемов и методов исследования правовых явлений и процессов, включающий в себя исторический, использованный при анализе правовой природы банковской тайны; анализ, позволивший оценить состояние современного правового регулирования в сфере банковской тайны, а также обобщение, которое позволило сформулировать выводы по рассмотренному в исследовании материалу. Структура обусловлена целями и задачами дипломной работы и включает в себя введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Введение

С учетом вступления все большего количества стран в эпоху информационного общества, необходимо целесообразное правовое регулирование отношений, связанных с информацией. Совершенно очевиден тот факт, что ключевой отраслью права в новом обществе станет информационное. Стоит признать, что в Российской Федерации данное законодательство недостаточно развито. К числу отношений, которые подлежат соответствующему правовому регулированию, относятся в первую очередь отношения, связанные с конфиденциальной информацией или же «тайной». Из различного числа тайн наивысшее значение для развития экономики имеет банковская тайна, так как именно финансовая система является «кровеносной» для всей экономики в целом. На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с банковской тайной. Они также несут и политический характер, а именно многочисленные случаи, связанные с «отмыванием» денежных средств, в том числе и в зарубежных банках, а также «отток» капиталов только усиливают актуальность исследования данных проблем. В настоящее время правоотношения, возникающие между собственником или законным владельцем информации, которая составляет коммерческую или банковскую тайну, должностными лицами или соответствующими органами по поводу предоставления таких сведений, регулируется различными нормативно-правовыми актами. Некоторые из них представлены ниже: - Гражданский кодекс РФ; - Уголовно-процессуальный кодекс РФ; - Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности»; - Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Исходя из данных нормативно-правовых актов субъекты, которые получили сведения, составляющие банковскую тайну, несут ответственность за незаконное разглашение или использование. Однако некоторые из перечисленных нормативно-правовых актов содержат иногда двойственные положения. Актуальность данной темы заключается в том, что действующий правовой институт банковской тайны недостаточно совершенен. Нормативно-правовые акты различных отраслей права, которые входят в данный институт, отличаются сложностью и низким уровнем систематизации. Более того, в них имеются существенные противоречия даже в определении правового объема и содержания банковской тайны. Помимо этого, в науке отсутствует единое мнение по поводу определения банковской тайны и входящих в ее содержание сведений. Так же хотелось бы отметить неопределенность соотношения правового режима банковской тайны с правовым регулированием коммерческой, служебной, профессиональной и других видов тайн. Кроме того, существует потребность в разработке рекомендаций по применению мер гражданско-правовой ответственности за незаконное разглашение банковской тайны. Вместе с тем следует отметить наличие практических проблем к доступу и обеспечению сохранности банковской тайны в ходе профессиональной деятельности оперативных подразделений, органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. Наряду с этим стоит необходимость всестороннего теоретического изучения данной проблемы с учетом новой правовой и экономической ситуации в России.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ……....7 1.1 Понятие и сущность банковской тайны…………………...……….…..7 1.2 Нормативно-правовое обеспечение банковской тайны……………...21 1.3 Соотношение банковской тайны с иными видами охраняемой законом информацией…….………………….………………………...28 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ………………………………………….…….34 2.1 Субъекты, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну………………………………………………........…34 2.2 Порядок и процедура предоставления сведений, составляющих банковскую тайну……………………………………………………….52 2.3 Юридическая ответственность за разглашение и неправомерное использование банковской тайны……………………………………..61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………71
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020; 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238-239; 2017. №278; 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998. 4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/ дата обращения: 23.05.2022. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - ст. 492. 7. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях" // Российская газета. 13.01.2005. №3671. 8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (с изм. и доп., 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7 Ст. 503. 9. Федеральный закон от 04.06.1997 №118-ФЗ "О судебных приставах" // Российская газета. 05.августа 1997. №149. 10. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре" // Российская газета. 25.11.1995. №229. 11. Федеральный закон от 21.11.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета. 17.12.2003. №253. 12. Федеральный закон от 13.07.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. 09.08.2001. №151-152. 13. Федеральный закон от 28.11.2003 №177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // Российская газета. 27.12.2003. №261. 14. Федеральный закон от 07.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" // Парламентская газета. 2004. №140 - 141. 15. Федеральный закон от 07.07.2004 №98-ФЗ "О коммерческой тайне" // Российская газета №3543 от 5 августа 2004 г. 16. Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. №205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». // Вестник Банка России. №20 – 21. 16.04.2007. 17. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 №8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа». // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. №4. 18. Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» // Вестник ВАС РФ. 2004. №8. Учебная литература 19. Ахидова И. Банковская тайна и аналогия закона // Хозяйство и право, 2003. №10. С. 27. 20. Богданов В.В. Банковская тайна: конфликт публичного и частноправового интереса // Банковское право. – М.: Юрист, 2006. №4. С. 2-4. 21. Варламов В.Ю. О некоторых правовых аспектах обеспечения в Российской Федерации банковской тайны // Право и экономика, 2008. №12. С. 41-46. 22. Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. №4. 23. Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право, 2002. №7. С. 32-38. 24. Алексеева Д. Г. Банковское право. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 410 с. 25. Воронова А.В. Будущее банковской тайны // Налоговая политика и практика, 2009. №7. С. 34-39. 26. Воронцова С.В., Золоторева А.Ю. Сохранение банковской тайны и новые электронные технологии // Газета «Налоги», 2010. №22 27. Гвирцман М.В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньги и кредит, 2004. №6. – С. 24-28. 28. Гизатуллин Ф. Банк клиента не выдаст? Нормативное регулирование и понятие банковской тайны // Бизнес-адвокат, 2004. №7. С. 24-27. 29. Александрова Д.Д., Калашникова Е.Б., Чуракова Е.Н. Ответственность за разглашение банковской тайны по российскому законодательству // Международный научный журнал «Инновационное развитие». №5(10). 2017. – С. 99-100. 30. Кайнов В.И., Кайнова Ю.В. Субъекты, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну // Юридический мир, 2008, №2. С. 37-39. 31. Карчевский С. Банковская тайна: проблемы правового регулирования. // Хозяйство и право, 2000. №4. С. 43 32. Коровяковский Д.Г. Проблемы правового регулирования банковской тайны // Финансы и кредит, 2008. №8. С. 55-63. 33. Куршаков Д. Банковская тайна – правовые вопросы // Закон, 2006. №3. С. 56. 34. Майоров Р.А. Институт банковской тайны: проблемы и перспективы его практического применения. // Гражданское право, 2008. №2. С. 38-40. 35. Максуров А.А. Банковская тайна сегодня // Банковское дело, 2009, №2. С. 48-50. 36. Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования. // Российская юстиция. - М., 1997, №11. 37. Гончаров Д. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1 38. Никулин А.Ю. Проблематика правового регулирования банковской тайны // Деньги и кредит, 2003. №7. С. 43-46. 39. Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 2006, №6. С. 29, С. 37. 40. Афанасьева С.А., Рощина Д.С. Правовое регулирование банковской тайны в Российской Федерации // Инновационная наука. № 2. 2017. – С. 125-130 41. Жуков С.Н. Банковская тайна и современное российское законодательство // Банковское дело, 1996, № 4. 42. Бацура М.С. Субъекты банковского права: монография. М.: Проспект, 2018. 176 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ 1.1 Понятие и сущность банковской тайны В процессе становления цивилизации информация играет одну из ключевых ролей. Предпосылками для развития прогрессивного общества является владение информационными ресурсами. Процесс искажения информации, её блокирование или внедрение недостоверных сведений способствуют принятию ошибочных решений. В то же время информация – это весьма нестандартный продукт, который может быть как в материальном, так и не в материальном виде. К разновидности информации с ограниченным доступом относится банковская тайна. На сегодняшний день одно из ключевых мест в юридической литературе занимают вопросы, связанные с правовым регулированием общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом. Большое внимание уделяется проблемам, связанным с правовым регулированием банковской тайны, а также реализации различными субъектами действующих правовых норм. Краткий обзор научных работ и публикаций позволяет сделать вывод о том, что сложилось несколько точек зрения по поводу этой проблемы . Олейник О.М. считает, что сущность банковской тайны должна рассматриваться исходя из некоторых общих положений, которые, очевидно, следует оговорить в самом начале и иметь в виду в процессе изложения дальнейших положений. Данные положения отражаются в следующем: - понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов; – информации, которая обладает ограниченным доступом; – соотношение банковской тайны с такими режимами, как режим судебной, медицинской, религиозной, коммерческой тайны; – режим банковской тайны подчиняется общим правилам и обладает определенными положениями, которые закреплены на законодательном уровне Соблюдение банковской тайны содержит несколько аспектов: организационный, юридический и технический. Юридический аспект банковской тайны предполагает определение на законодательном уровне самого понятия, выявление субъектов, обязанных хранить банковскую тайну, формирование правомочий клиентов и границы их осуществления, а также ответственность за нарушение тайны. Коммерческая тайна напрямую связана с понятием банковской тайны. Информацию о личности клиентов и лиц, упомянутых в контракте с банком, также следует отнести к банковской тайне. Из этого следует, что реквизиты клиента, он же корреспондент, также составляют сведения банковских операций и оформляющих их документов. Однако еще в дореволюционный период в Уставе государственного банка было прописано хранить в тайне все касающееся вверяемых банку частных коммерческих дел и счетов . Конечно, так было бы гораздо предпочтительнее формировать объём сведений, составляющих банковскую тайну. Банковская тайна – это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях, а также сведения о клиентах и корреспондентах, распространение которых может нарушить право на неприкосновенность частной жизни . Такие отрасли права, как конституционное, гражданское, уголовное и административное тесно связаны с институтом банковской тайны и носят комплексно-правовой характер. Один из вопросов, который возникает при изучении одного или другого правового явления, состоит в определении изучаемого понятия. На сегодняшний день в науке не устоялось четкого определения банковской тайны, нет его и в законодательстве. Текущие нормы о банковской тайне были сформулированы недостаточно хорошо. В действующем законодательстве нет определения понятия «банковская тайна». Содержание банковской тайны вводится как Гражданским кодексом РФ , так и Федеральным законом от 02.12.1990 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Содержание приведенных выше норм значительно различается, из-за этого на практике возникает большое количество проблем, которые в свою очередь зачастую приводят к разбирательствам в судебном порядке. Режим банковской тайны определяется нормами права, которые устанавливают: – правовое положение субъектов правоотношений по использованию, предоставлению и охране информации, которой располагает кредитная организация; – содержание информации, на которую распространяется данный режим; – условия и порядок предоставления и использования информации, которой располагает кредитная организация; – порядок правовой защиты информации, которой располагает кредитная организация, включая ответственность за разглашение такой информации . В России объем информации, который относится к банковской тайне, определен законом. Тем не менее, из этого не следует, что весь этот объем очерчен со всей необходимой однозначностью – законы сформулированы таким образом, что они дают достаточно возможностей для проявления творческой мысли при их толковании. Попробуем сопоставить нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Статьёй 857 ГК РФ и статьёй 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности” гарантируется тайна банковского счета, банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону . Статья 857 Гражданского кодекса РФ трактует понятие банковской тайны так, что банк гарантирует тайну банковского счета или банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. А часть 1 статьи 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности” включает в это понятие тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Гражданский кодекс РФ не относит к банковской тайне операции по вкладу или, например, реализация денежных переводов по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Тем не менее, ФЗ “О банках и банковской деятельности” использует неопределенный термин «операции», не детализируя его . Так что же использовать – Гражданский кодекс или Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”? Если рассмотреть последний, то это особенный акт, имеющий такую же юридическую силу. Однако не все знают, что статья 26 данного закона делит по субъектному составу порядок представления сведений, составляющих банковскую тайну, включая в нее в отношении юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, операции и счета, а в отношении физических лиц - счета и вклады. В первом случае все документы по операциям и счетам выдаются кредитной организацией ей самой, судам и арбитражным судам, Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Вследствие этого, у граждан и юридических лиц, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, их вклады (депозиты) выпали из состава сведений, составляющих банковскую тайну. Однако, если быть конкретнее, то тайна осталась, но порядок предоставления сведений отсутствует, то есть эта информация может быть предоставлена не только лицам, которые указаны в статье 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности”, но и иным лицам, имеющим какие-либо полномочия (например, адвокатам в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» или каким-либо другим лицам). Порядок предоставления данных по операциям по счетам и вкладам для физических лиц отсутствует, но порядок предоставления сведений по самому или вкладу имеется . Возможно ли представить тайну счета или вклада без тайны операций по счету или вкладу? Понимание нормы в прямом смысле слова означает, что справки по операциям по счету или вкладу физического лица органы предварительного следствия могут получить без согласия прокурора (согласно ГК РФ, сведения также должны быть предоставлены в бюро кредитных историй). Но что делать с предоставленными кредитами? Согласно статье 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В соответствии с кредитным договором, выдача банком кредита является банковской операцией, но не является операцией по банковскому счету, соответственно клиент банка также не является клиентом по договору банковского вклада или счета. Из этого можно сделать вывод о том, что согласно ГК РФ, сведения об условиях кредитного договора и о клиенте по договору не является банковской тайной. А согласно ФЗ “О банках и банковской деятельности” выдача кредита является банковской операцией (т.е на неё распространяется банковская тайна), но в законе не содержится порядок предоставления данных по кредитному договору с физическим лицом. Клиенты и корреспонденты, состоящие в договорных отношениях с банком, имеют право требовать сохранения банковской тайны. Иногда таким правом наделяются и другие лица, связанные с банком не договорными отношениями, а в силу других факторов, прописанных в законодательстве (лица, которым доверено распоряжение вкладом или которым завещан вклад, получающим выигрыш по лотерейным билетам, выпущенным не банком, граждане, приобретающие акции акционерных обществ в банке). Все служащие банка обязаны хранить банковскую тайну, так как эта обязанность возложена на них законом. В некоторых случаях банк дополнительно информирует своих работников об этой обязанности, которая прописана в локальных актах кредитной организации. Клиент вправе требовать от банковских служащих сохранение банковской тайны и правомочие предоставить соответствующую информацию, либо же ее часть иным лицам. Законом закреплены пределы сохранения банковской тайны. Помимо клиентов и их представителей, которым выдаются справки по счетам и вкладам, эти документы могут также предоставляться судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, если, на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества. В случае смерти владельца счета, справки по счетам и вкладам предоставляются лицам, указанным владельцем счета в завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладе умерших вкладчиков, а также иностранным консульским учреждениям. Справки по операциям и счетам юридических лиц и других организаций могут предоставляться самим организациям, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, органам арбитражных судов, аудиторским организациям, а также финансовым органам на предмет налогообложения. На Центральный банк РФ возложена обязанность за соблюдением законодательства о банках и банковской деятельности. В ходе определенных проверок, отделы инспектирования коммерческих банков получают от банков и их филиалов, а также от клиентов этих организаций, всю необходимую информацию для проведения проверок. Сотрудники таких подразделений наделены широкими правами, а именно вправе проверять наличие денежных средств и других ценностей в банке, бухгалтерские и иные учредительные документы, также могут получать от работников банка сведения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки. Из этого можно сделать вывод о том, что диапазон полномочий таких сотрудников достаточно обширен и включает в себя изучение отношений между клиентом и банком. Аудиторские компании имеют право проверять документы о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, получать иные сведения, необходимые для проведения проверки. Вследствие этого, к аудиторским фирмам может попасть информация, относящаяся к клиентам банка и их операциям. Клиент, наделенный правом на банковскую тайну, вправе предоставить соответствующие данные другим лицам. Для передачи такой конфиденциальной информации заключается специальный договор или включения условий об их передаче в договоры займа, поручительства или управления чужим имуществом. Наиболее верным решением было бы формирование возможности получения сведений, составляющих банковскую тайну, только после вынесения судебного решения, как это делается во многих зарубежных странах. Благодаря этому, доверие к российским банкам существенно выросло бы и снизило «отток» капитала в другие страны. Однако такие действия потребуют внесения изменений в процессуальное законодательство, которое в текущее время практически не регламентирует порядок получения и использования конфиденциальной информации. Бюро кредитных организаций – это юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг . Источники формирования кредитной истории (организации, являющиеся заимодавцем по договору займа и представляющие информацию, относящуюся к кредитной истории, в бюро кредитных историй) предоставляют все имеющиеся данные, определенные статьёй 4 Федерального закона “О кредитных историях”, в бюро кредитных историй на основании заключенного соглашения об оказании информационных услуг. Всю информацию, находящуюся у кредитных организаций, в соответствии со статьёй 4 Федерального закона, они обязаны предоставлять в отношении всех заемщиков, давших своё согласие на её предоставление, на основании статьи 5 ФЗ «О кредитных историях», хотя бы в одно бюро кредитных историй, которое внесено в государственный реестр бюро кредитных историй . Кредитные учреждения предоставляют данные в бюро кредитных историй только при наличии согласия заёмщика, которое было зафиксировано письменно или иным способом. Такое согласие на предоставление информации может быть получено в любой форме. Порядок предоставления упомянутых сведений клиентам и их представителям довольно очевидны и лишних вопросов не вызывают и в конкретном случае они не рассматриваются. Более сложная ситуация складывается с толкованием второго предложения указанного пункта статьи 857 Гражданского кодекса. На практике отсутствует понимание того, каким законом должен быть предусмотрен данный порядок . Это положение может трактоваться более обширно и банковские организации обязаны следовать положениям соответствующих законов, предоставляющим государственным органам право на получение необходимой информации от любых лиц и организаций, например статья 12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» , или статья 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» . Так могут ли государственные органы, в полномочия которых входит получение любой информации от лиц и организаций, требовать от кредитных организаций предоставления информации, защищенной банковской тайной, что фактически влечет за собой расширение перечня лиц, допущенных к банковской тайне? Так как ФЗ «О банках и банковской деятельности» является специальным законом, который регулирует банковскую деятельность, и содержит специальные права и обязанности банков по отношению к другим участникам отношений, связанных с банковской деятельностью, он таким образом ограничивает права других субъектов в части вмешательства в деятельность банковский организаций. Вследствие этого, если статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не содержит никаких особых оговорок в отношении других субъектов, которые имеют право на получение информации, составляющую банковскую тайну, никакие другие органы и лица, кроме указанных в ней, не имеют права требовать от банковских организаций обязательного предоставления указанных сведений, независимо от наличия у них полномочий требовать получения любых данных от различных лиц . Из этого можно сделать еще один вывод: так как статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не допускает расширенного толкования, положение этого закона говорит о том, что органы и должностные лица, которые указаны в части 2 и 6 статьи 26, имеют право получать от банковских организаций информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну, только «в случаях, предусмотренных законодательством об их деятельности», означает, что эти права указанных органов и соответствующие права и обязанности должны быть напрямую указаны в этих законах . Например, статья 86 Налогового кодекса РФ – по отношению к налоговым органам , также статья 13 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» - в отношении Счетной палаты, статья 34 Налогового кодекса РФ, подпункт 11 статьи 408 Таможенного кодекса РФ и статья 22, 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - по отношению таможенных органов , статья 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - в отношении Комитета финансового мониторинга России . Закон не требует для судов и судей (в том числе и арбитражных) подобных оснований, «предусмотренных законодательными актами об их деятельности», в том числе для органов предварительного следствия. Это говорит о том, что данные основания по отношению к перечисленным выше органам не требуются и в части 4 статьи 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», касающейся представления банковскими организациями сведений о счетах и операциях физических лиц. Однако, в качестве примера можно взять организацию, которая осуществляет свои функции по обязательному страхованию вкладов, такая ссылка на основания, предусмотренные ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», все же сделана. Вероятно поэтому законодатель сделал исключение для судебных органов и органов предварительного следствия в силу их исключительного статуса, не требуя дополнительного регулирования на законодательном уровне в отношении банковских организаций, ограничиваясь общими полномочиями перечисленных органов по истребованию доказательств, содержащимися в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Согласно Положению Банка России от 5 декабря 2002 г. №205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счета, открываемые банковскими организациями для клиентов, учитываются в виде отдельных лицевых счетов в балансе банка, на которых отражаются приходные и расходные операции клиентов, проходящих по этому счету. Экземпляры лицевых счетов с отражением всех операций по счету, отпечатанные в машинописном виде, являются выписками по клиентским счетам. Содержание таких выписок отвечает всем требованиям, предъявляемым к письменным справкам о счетах, операциях и вкладах. На практике данные выписки используются банками в качестве справок о счетах, вкладах и операциях клиентов, предоставляемых банками иным лицам в соответствии со статьёй 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» . Между тем органы, которые имеют право на получение от банковских организаций информации, относящейся к банковской тайне, зачастую помимо указанных справок о счетах, вкладах и операциях требуют от банков предоставления других имеющихся у них документов, относящихся к деятельности клиентов. К ним также относятся учредительные, регистрационные, договорные, платежные документы, а также документы, подтверждающие операции клиентов, и т.д. Однако следует отметить, что ни один документ, находящийся в банке и относящийся к деятельности клиента, кроме выписки с его лицевого счета, не подпадает под понятие справки о счетах, вкладах и операциях клиента. Из этого можно сделать вывод о том, что банковские организации не обязаны предоставлять иным лицам в качестве справок каких-либо документов, кроме выписок с лицевых счетов клиентов. Это высказывание подтверждается и Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2002 г. по делу №Ф04/2928-293/А67-2002, в котором сказано, что банковские организации обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам проверяемых организаций, а не копии платежных документов, которые не могут быть истребованы. Считаю, что это решение по аналогии, допускаемой гражданским правом, применимо в отношении других лиц и документов в тех случаях, когда речь идет о праве упомянутых лиц и об обязанности банковских организаций представлять справки о счетах, вкладах и операциях их клиентов . Из этого следует, что обязанность банковских организаций выдавать иным лицам справки о счетах, вкладах и операциях клиентов ограничивается предоставлением выписок по расчетным (текущим) счетам юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Они отражают поступление и расходование денежных средств на этом счете, а также предоставлением сведений о наличии счетов и вкладов (денежных сумм, помещенных во вклад) «обычных» физических лиц. Необходимо отметить, что обязанность предоставления банковскими организациями данных об операциях клиентов распространяется только на самих клиентов – юридических и физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Однако к «обычным» физическим лицам это требование не относится. По этой причине в отношении таких клиентов банковская организация обязана ограничиться только информацией о наличии в банке их счетов и суммах вкладов, но она не имеет права предоставлять данные о приходно-расходных операциях, прошедших по указанным счетам и вкладам. Таким образом, в российском законодательстве не урегулирован в полной мере вопрос о лицах, которые имеют право на получение сведений, составляющих банковскую тайну. Разрозненность законов, устанавливающих полномочия различных государственных органов по истребованию данных, отнесенной к банковской тайне, отсутствие комплексного правового регулирования создает предпосылки для несоблюдения законодательства, а также затрудняет надлежащее исполнение своих функций уполномоченными органами власти . Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать некоторые выводы: правовое регулирование банковской тайны в настоящее время осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 857) , ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 , Уголовным кодексом РФ (ст.183) , а также определенным перечнем инструкций Центрального банка РФ и налоговых органов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
3800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg