Актуальность.
В современном мире одной из важных тем для изучения является тема конфликтов. Решение различного рода конфликтов, умелое проведение переговоров интересует не только психологов и социологов, а также всех, кто контактирует с людьми: педагогов, социальных работников, руководителей, а также политиков.
На сегодняшний день существует острая необходимость в разрешении нарастающих конфликтов межличностных отношений. Проблема конфликтов в образовательной школе среди учителей — малоизучена. Педагогическая работа — одна из наиболее стрессовых, требующих постоянной концентрации внимания, соблюдения правил и норм поведения и, как следствие, порождающая непонимание и проблемные ситуации среди педагогов. Одна из базовых человеческих потребностей — потребность в безопасности, и, если она не удовлетворена — человек испытывает дискомфорт и не может выполнять качественно свою работу. Конфликтные ситуации создают диссонанс в восприятии человеком окружающей действительности, заставляют принимать оборонительную позицию для собственной защиты. Здоровый социально-психологический микроклимат в педагогических коллективах очень важен. Педагоги, как и остальные работники сферы образования, отрицательно относятся к конфликтам, и стараются их обходить.
Педагогический коллектив - формальная учебная группа лиц, объединенных на постоянной основе и по одному виду деятельности. Но психологическая природа конфликтов среди педагогов в школе остается малоизученной на сегодняшний день.
Цель исследования: изучить психологическую природу конфликтов между педагогами в школе.
Объектом исследования является: психологическая природа конфликтов в школе между педагогами.
Предмет исследования: педагогический конфликт.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, что специально разработанные мероприятия по повышению конфликтоустойчивости сотрудников и обучение их эффективным методам управления конфликтами могут помочь рационально вести себя в конфликте и снизить конфликтность в коллективе.
Задачи:
• Изучить понятие конфликта, его функции и динамику
• Рассмотреть способы предупреждения и разрешения конфликтов.
• Выявить последствия конфликтов между педагогами в школе.
• Выявить ведущий стиль поведения в конфликтной ситуации у педагогов.
Для решения поставленных задач и достижения цели использовались следующие методы и методики:
• структурно – функциональный;
• процессуально – динамический;
• прогностический;
• разрешительный.
• метод опроса
• методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.
Практическая значимость работы состоит в том, что исследование психологической природы конфликтов среди педагогов в школе может оказаться полезной для организаций и учреждений, трудовых коллективов, а также непосредственно людям, чья работа связана с межличностным общением в коллективе.
Структура работы: состоит из введения, четырех глав, в сумме 11 параграфов, заключения, списка использованной литературы, состоящим из 10 источников; и 2 приложения.