Социальное страхование в целом и пенсионное обеспечение как один из его видов являются важнейшими элементами социальной защиты в рыночной экономике. Весомость пенсионного страхования вытекает из объема его финансовых потоков. Бюджет Пенсионного фонда сопоставим с федеральным бюджетом и превышает совокупный объем остальных видов социального страхования.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью задач, решаемых пенсионным страхованием, его состоянием и настоятельной необходимостью его реформирования в нашей стране.
Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социально- экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение более 40 млн. пенсионеров.
Переход в 1990-е годы от плановой организации экономики страны к рыночным отношениям частного предпринимательства объективно диктовал необходимость разработки механизмов социальной защиты, адекватных этому хозяйственному механизму. Страховая пенсионная система, будучи важнейшей подсистемой системы социального страхования, является основной среди мер социальной защиты пожилых и нетрудоспособных людей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении, экономический механизм страховой пенсионной системы, основанный на установленных выплатах, трансформируется в экономический механизм формирования пенсионных прав граждан на основе установленных страховых взносов.
Однако, как в прежней модели, так и в действующей, внедрение страховых принципов происходит неравномерно, и система пенсионного страхования не имеет законченного вида. Важнейшими причинами такого положения являются незаконченность разработки теории социального
страхования и отсутствие четких границ с теорией социального обеспечения.
Несмотря на новации пенсионного законодательства, экономический механизм государственного регулирования обеспечивает пенсии на уровне 1990 г.
Неэффективность экономического механизма формирования пенсионных прав граждан проявляется в низком уровне пенсионного обеспечения, негативной тенденции его снижения относительно заработной платы, проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности страховой пенсионной системы. Проведенная в России в 2002 г. пенсионная реформа не решила поставленные задачи, поэтому понадобилась ее корректировка, которая была проведена в 2010 – 2011 гг. В результате повысился уровень пенсионного обеспечения, частично изменились организационные, экономические, нормативно-правовые отношения между субъектами пенсионной системы, но не был создан механизм самодостаточного развития пенсионной системы.
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население.
Демографические и макроэкономические тенденции в мире и в России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим существует необходимость исследования теоретических основ социального страхования, особенностей пенсионного страхования, функций и принципов организации механизма формирования страховых средств и выплат.
Возросшая значимость этой проблематики в современных социально- экономических условиях, необходимость разработки методов экономического регулирования пенсионной системы определили выбор темы данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере системы пенсионного обеспечения граждан.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотрение государственной пенсионной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть основные положения о государственных пенсиях в Российской Федерации.
- Проанализировать основные виды государственных пенсий.
- Изучить систему пенсионного обеспечения в РФ.
- Проследить порядок и условия назначения государственной пенсии.
- Проанализировать проблемы реализации пенсионного законодательства РФ и пути их решения.
деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Методологию и методику исследования составили общенаучный диалектический метод познания окружающей действительности, а также традиционные методы, используемые в правоведении и теории социальной защиты, а именно: метод системного анализа, комплексный, историко- правовой, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования явились труды таких российских учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме, как С.В. Аксютина, Е.М. Астрахан, М.В. Башкин, И.В. Галимова, Г.П. Дегтярев, К.Ю. Дудко, О.В. Кузько, Е.С. Лавренова, Т.А. Маслова, Т.Д. Одинокова, Ю.В. Седова, А.К. Соловьев, К.А. Туманянц, Ю.Ю. Финогенова, Ю.В. Чеснокова, О.В. Шашкова, Ю.В. Хлистун, Е.И. Якушев, Т.П. Ярошенко и многих других.