Принцип неотвратимости, наказания за совершенные преступления является одним из главных факторов, который влияет на общественное сознание и определяет отношение наших граждан к авторитету государственной власти, формирует доверие к ней.
В 90-ые годы прошедшего столетия, в период кризиса институтов власти чувство безнаказанности породил разгул преступных группировок, доходивший до прямых войн между ними. В этой непростой ситуации встала острая задача по повышению эффективности правоохранительных структур.
В процессе реализации судебной реформы в 2007 году был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, более четко разделены функции прокурорского надзора и следствия.
15 января 2011 года в системе государственных органов образовано независимое следственное ведомство, подчиненное исключительно главе государства – Следственный комитет Российской Федерации, к компетенции которого отнесено расследование тяжких и особо тяжких преступлений, других наиболее опасных преступных деяний.
В результате разделения функций прокурорского надзора и руководства предварительным следствием мы имеем оптимальное соотношение полномочий, что, как показало прошедшее время, в целом позитивно отразилось на состоянии законности, качестве следственных материалов, направляемых в суд с обвинительным заключением.
Такая глобальная реорганизация следственных органов была проведена впервые. Сегодня перед сотрудниками Следственного комитета России стоят приоритетные задачи, в числе которых повышение качества следствия, тщательное расследование преступлений террористической и коррупционной направленности, экономических преступлений. В борьбе с коррупцией не должно быть неприкасаемых лиц, уголовные дела должны быть расследованы, невзирая на чины и звания.
Определенный законодателями баланс надзорных полномочий прокуроров и полномочий руководителей следственных органов по осуществлению процессуального контроля оказал положительное влияние на уголовное судопроизводство. Укрепляется законность, качество материалов уголовных дел, поступающих в суд, повышается.
Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в науке конституционного права. Ее теоретическому осмыслению и тщательному научному исследованию были посвящены многочисленные работы российских ученых. Многофакторность и важность данной проблемы для развития демократии в Российской Федерации требуют углубленного научного осмысления традиционных концептуальных положений и разработки новых практических рекомендаций. Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина приоритетной обязанностью государства, определяющей содержание и механизм реализации законов всеми органами государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, на высшем законодательном уровне признана необходимость создания эффективных правовых механизмов выполнения государством правозащитных функций в отношении общества и личности.
Анализ правоприменительной практики и состояния законности в рассматриваемой сфере указывает на отсутствие единой концепции противодействия прокуратуры и Следственного комитета сложившемуся негативному положению, что в условиях комплексного характера и многогранности законодательства о правах и свободах человека и гражданина приводит к снижению результатов правозащитной деятельности.
Данное исследование вопросов правозащитной деятельности Следственного комитета ориентировано на поиск внутренних и внешних мобилизационных резервов повышения ее эффективности через определение новых концептуальных положений, относящихся к специфике задач по защите прав и свобод человека и гражданина, стоящих в рамках деятельности Следственного комитета, посредством усовершенствования организационно- методических и тактических элементов деятельности Следственного комитета и внесения научно обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства в рассматриваемой области. Настоящим объясняется выбор темы дипломной работы, ее научная новизна и актуальность.
В силу высокой значимости проблем контроля и надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, возникающих в работе Следственного комитета Российской Федерации, связанные с ними вопросы явились предметом изучения многих ученых-специалистов, таких как Абрамов, В.Н., Адян А.О., Архипцев, И.Н., Атаманчук Г. В. Их труды составили теоретическую базу настоящего исследования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
Предмет исследования – принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
Целью исследования является выявление и характеристика конституционно - правовых принципов Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
? рассмотреть историю становления и развития органов предварительного следствия;
? охарактеризовать историю создания следственного комитета российской федерации;
? изучить организационную структуру, систем следственного комитета российской федерации;
? ознакомиться с правовым положением следственного комитета российской федерации;
? исследовать основные направления деятельности следственного комитета российской федерации;
? рассмотреть основание и способ взаимодействия следственного комитета российской федерации и других правоохранительных органов;
? изучить проблемы взаимодействия следственного комитета российской федерации и других правоохранительных органов.
Методологической основной исследования выступили принципы диалектической противоречивости, объективности, системности и историзма. Они реализовались через формально-логический метод, предусматривающий применение приемов индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико- юридический метод, предопределяющий толкование норм права и правовое моделирование; сравнительно-правовой метод, при котором сопоставлялись положения различных нормативных актов, доктринальных воззрений, методических рекомендаций; историко-правовой метод, предполагающий анализ становления и развития правового явления во времени и пространстве. В целях устранения пороков, изъянов и иных недостатков юридико- теоретических категорий и конструкций некоторых правовых норм использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов исследования.
Нормативная база исследования включает Конституцию РФ, нормы международного законодательства, действующего отечественного уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского законодательства, специальные нормативные акты, регулирующие деятельность сотрудников Следственного комитета.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.