Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические методы и приемы формирования навыков рефлексии у учащихся 5-го класса на уроках русского языка

innamol 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2022
Исходя из поставленных нами задач можно сделать следующие выводы: 1. Существует множество различных концепций и подходов к рассмотрению понятия рефлексии, но несмотря на различия, общим во всех определениях является то, что рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад. В педагогическом аспекте рефлексия выступает важнейшим механизмом формирования межъсубьектных отношений между учителем и учениками.
Введение

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в педагогике. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одной из задач современного урока по ФГОС основного общего образования [34] является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Цель работы: обобщить и представить наиболее эффективные педагогические методы и приемы формирования навыков рефлексии у учащихся 5-го класса на уроках русского языка. В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи: 1) Провести анализ научной литературы по теме исследования; 2) Определить роль рефлексии в образовательном процессе; 3) Рассмотреть классификации педагогических методов и приемов формирования навыков рефлексии у школьников; 4) Представить наиболее эффективные педагогические методы и приемы формирования навыков рефлексии у учащихся 5-го класса на уроках русского языка как показателя их творческого мышления. Объект исследования: образовательный процесс на уроках русского языка 5-х классов. Предмет исследования: педагогические методы и приемы формирования навыков рефлексии у учащихся 5-го класса на уроках русского языка как показателя их творческого мышления. Методы исследования включают: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативных источников по проблеме исследования; - метод обобщения педагогического опыта. - метод систематизации полученной информации. Теоретическую базу нашей работы составляют концепции о рефлексии и ее роли в развитии творческих способностей школьников таких ученых как: В.В. Давыдов [7], Г.П. Щедровицкий [36], И.Н. Семенов [26], С.С. Кашлев [12], А.В, Хуторской [35] и др.; нормативные документы, определяющие требования к современному уроку: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [34]. Практическая значимость заключается в том, что данная работа может послужить материалом для формирования навыков рефлексии у учащихся 5-го класса на уроках русского языка. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ…………………………………………………………………….5 1. 1. Общее понятие рефлексии…………………………………………………..5 1. 2. Место рефлексии в образовательном процессе…………………………...11 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕФЛЕКСИИ У ШКОЛЬНИКА…………………………………..15 2. 1. Классификация методов и приемов формирования навыка рефлексии у школьников …………….…..…………………………………………………....15 2. 2. Методы и приемы формирования навыков рефлексии у учащихся 5-го класса на уроках русского языка……………………..…………………………18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
Список литературы

1. Андреева Г. М. Современная социальная психология. — М., 2003. — 361 с. 2. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 272 с. 3. Богин И.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / «Современная дидактика: теория-практике» под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева - М.: изд. Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской Академии образования, 1993. 4. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. 5. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс. — Вопросы психологии, 1984, No 5, с. 17 — 29. 6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М., 1984. — 433 с. 7. Давыдов В.В. / Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности,1995. -227с. 8. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности : учеб. пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова ; АлтГУ, Факультет психологии и философии. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2005. - 132 с. 9. Жуланова, И. В. Профессиональная рефлексия учителя в различных образовательных практиках / И. В. Жуланова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PSMN521.pdf 10. Занков Л.В. Обучение и развитие. 1975, с.140-154 11. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486. 12. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с. 13. Коржуев А. В., Икренникова Ю. Б., Никитина Э. К., Рязанова Е. Л. Философско-методологическая рефлексия педагогической теории как феномена науковедения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 2, с. 104. 14. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dedeve.narod.ru/slovar/ 15. Локк.Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр.филос. произведения. М.,1960 16. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2001 17. Мириманова М.С. «Рефлексия как системный механизм развития». 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.researcher.ru 18. Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. Приемы формирования рефлексивных умений обучающегося на уроке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2, С. 271-274. 19. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. –М .: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 148. 20. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru 21. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.,1989,Т1 22. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии в высшей школе экономики //Психология. Журнал Высшей школы экономики 2007, Т.4, №3, С. 108-126. 23. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2 24. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5 25. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5 26. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.psyhiatry.ru 27. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Куйбышев, 1983 28. Семенов И. Н., Сиротина Е. А., Зарецкий В. К . Исследование рефлексивного аспекта принятия решения как фактора оптимизации мышления. — В кн.: Исследование процессов принятия решения. М., 1977, с. 110—133. 29. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука, 2005.-№ 3. -С. 37- 42. 30. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. 31. Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). — В кн.: Социальная психология личности. Л., 1973, с. 140 — 149. 32. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983 33. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987. 34. ФГОС основного общего образования. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ 35. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб.для вузов / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. 36. Щедровицкий Г.П. Избранные труды.-М.,1995 37. Щедровицкий Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г.П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995. 38. Щедровицкий Г.П. «Коммуникация, деятельность, рефлексия». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.circle.ru 39. YouTube. «Урок русского языка в 5 классе». [Видео файл]. Режим доступа: https://youtu.be/6iMyfkmDVEY 40. YouTube. «Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е.А.». [Видео файл]. Режим доступа: https://youtu.be/xISyAhgaajE
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 1.1. Общее понятие рефлексии В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. Доктор психологических наук И.Н. Семенов[22] в своей статье полагает, что начало философского выделения проблематики рефлексии восходит к античности. В системе Платона разрабатывались вопросы сознания и самосознания, а Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении» и сам мыслительный процесс. Также И.Н. Семенов[22] отмечает, что термин «рефлексия» начинает использоваться в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения. Зарождение данного термина связывается с эффектом большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море. В дальнейшем понятие рефлексии стало активно использоваться в философии Нового времени и в эмпирической психологии XVII–XIX вв. Основной характерный круг вопросов, связанных с данным определением, зарождается благодаря полемике Локка и Лейбница, непосредственно у них рефлексия начинает трактоваться как самопознание и "поворот духа к «я»" вследствие чего обретает четко психологическую окраску. Согласно Дж. Локку[15], рефлексия- это наблюдение души за своими собственными состояниями. И. Фихте дополнил данное определение, установив его во связь процессов развертывания или формирования "жизни".
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg