Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения назревших проблем в сфере пенсионного обеспечения сотрудников Федеральной системы исполнения наказаний. Пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения сотрудников уголовно – исполнительной системы. Специфика работы сотрудников в системе исполнения наказаний связана с повышенным риском, поэтому вполне логичным является обеспечение указанных сотрудников дополнительными социальными гарантиями и льготами. Построение эффективной системы пенсионного обеспечения является приоритетной задачей государства, закрепленной Конституцией Российской Федерации .
Современное развитие российского общества характеризуется реформированием всех сфер жизни, в том числе системы исполнения наказаний. Служба в системе исполнения наказаний в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности содержанием и организационным обеспечением. Кадровое обеспечение деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России является одним из основных направлений реформирования системы исполнения наказаний.
Сегодня общество предъявляет к государству высочайшие требования к уровню пенсионного обеспечения граждан и поиску путей решения возникающих проблем.
В настоящее время в системе досрочного пенсионного обеспечения есть проблемы организационного характера, проблемы в сфере финансирования и в уровне квалификации сотрудников пенсионных отделов территориальных Управлений ФСИН.
Законодательная база разработана достаточно полно, но есть моменты, дающие возможность двойного истолкования положений законодательных актов.
Актуальность исследования обусловлена и необходимостью выяснения причин, по которым проводимая реформа системы исполнения наказаний не дала ожидаемых результатов: оптимизация системы кадрового обеспечения привела к резкому сокращению количества сотрудников ФСИН, массовому выходу на пенсию сотрудников среднего и высшего звена досрочно, и увеличению нагрузки на каждого работающего. Наблюдаемая на сегодняшний день тенденция к сокращению численности штата ФСИН отразилась на нагрузке на каждого сотрудника.
Актуальность темы исследования обоснована и необходимостью трансформации существующей системы досрочных пенсий в систему профессиональных досрочных пенсий, организованных на основе страховых механизмов.
Увеличение объемов бюджетных средств, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволило добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, но для достижения стратегических целей требуется разработка дополнительных мер социального и пенсионного обеспечения персонала ФСИН.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, и требует срочного реформирования, особенно в вопросах социальной защищенности кадров во время несения службы, в процессе оформления выхода на пенсию досрочно.
Кадры ФСИН являются основным стержнем в достижении практических и стратегических целей всей уголовно-исполнительной системы. Актуальна проблема изменения форм и методов работы с кадрами, так как от этого зависит эффективность функционирования всей уголовно-исполнительной системы.
Сегодняшний персонал уголовно-исполнительной системы требует к себе внимания с момента поступления на службу до ухода на пенсию и после выхода на пенсию, так как сотрудники уголовно-исполнительной системы одни из первых испытывают на себе отрицательное воздействие со стороны самых разнообразных социальных групп общества, которые выражают недоверие в возможности государственных органов справедливо осуществлять свои функции.
Организационные и правовые меры, принимаемые государством в данной сфере, подтверждают, что резерв повышения эффективности функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется состоянием, количеством и качеством ее кадрового потенциала. Персонал пенитенциарной системы должен всегда находиться под усиленной защитой государства, сотрудники этой системы каждый день проводят свое время с лицами, переступившими закон, большинство их работают в органах и учреждениях данной системы до пенсии.
На современном этапе значительно усложнились условия труда пенитенциарного персонала в учреждениях уголовно-исполнительной системы из-за обострения криминогенных проявлений осужденных; увеличения количества лиц с психологическими отклонениями и плохим состоянием здоровья; возрастающих требований к персоналу; роста напряжения внутри служебных коллективов; фактического сокращения вакансий и должностей; перераспределения должностных обязанностей не в соответствии с предусматриваемыми процессом оптимизации.
Актуальны и вопросы начисления страховой части пенсии сотрудникам системы исполнения наказаний, имеющим специальные звания.
Все вышеизложенное доказывает актуальность выбранной темы исследования.
Вопросам права на социальное обеспечение посвящены учебные пособия, статьи в специализированных изданиях и монографии Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, Ю.П. Орловского, О.А. Снежко, Г.В. Сулеймановой, Е. Н. Голенко, К. Н. Гусовой,. М. П. Головинова. Социальной политике государства по вопросам. социального обеспечения и страхования посвящены работы В.Д. Ройк. Проблемам и перспективам правоохранительной службы в УИС посвящены работы А.И. Авсевьева. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации рассмотрено в трудах А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова, В.Б. Малинина, Л.Б. Смирнова, В.Г. Тимофеева. Практические и научные комментарии к законодательным актам по вопросам пенсионного обеспечения даны в работах М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, Проблемы правового регулирования в вопросах обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы рассмотрены в статьях А.В. Степанюк. Вопросам проблемных аспектов в реализации права на установление страховой пенсии по старости досрочно лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, посвящены работы П. В. Голодова и Б. Булхарова. Роли выслуги лет в социальном обеспечении сотрудников и граждан, уволенных из уголовно – исполнительной системы, посвящены статьи Н.С. Заводчикова.
В специализированных периодических изданиях освящены вопросы финансового, социального и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний; вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей; вопросы порядка назначения, исчисления и выплаты пенсионерам УИС пенсий; размер пенсии сотрудников УИС; вопросам методики расчета пенсий в ФСИН; вопросам расчета льготного стажа сотрудников ФСИН.
Объект исследования – общественные отношения на тему реализации права на установление страховой пенсии по старости досрочно лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Предмет исследования – российские нормы права регулирующих порядок на установление страховой пенсии по старости досрочно лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Цель исследования – анализ процесса реализации права на установление страховой пенсии по старости досрочно лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы на современном этапе, выявление проблем и разработка предложений по совершенствованию системы реализации права на установление страховой пенсии по старости досрочно лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть органы, осуществляющие функции в сфере пенсионного обеспечения лиц, занятых на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
2. Провести анализ законодательно-правовой базы, регулирующей порядок досрочного пенсионного обеспечения лиц, занятых на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
3. Рассмотреть вопрос досрочного установления страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
4. Рассмотреть порядок обеспечения страховыми пенсиями по старости лиц, занятых на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
5. Уточнить условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
6. Выявить проблемные аспекты в реализации права на установление страховой пенсии по старости досрочно лицам, занятым на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В процессе исследования применен метод научного познания, теоретического анализа научной литературы, метод системно – структурного анализа нормативных правовых актов; статистические, социологические и графические методы.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов); заключения; списка использованных источников и литературы и приложения.