Понятие «лидерство» начали исследовать еще с давних времен. Первые упоминания об этом явлении можно найти в трудах философов: Конфуция, Платона, Макиавелли, Гегеля, Ницше и др.
В работе Конфуция «Лунь Юй» благородный правитель имеет много положительных качеств: «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывает почтение, не жесток».
Наиболее перспективная характеристика лидерства была выдвинута Лаоцзы, в работе «Дао Дэ Цзин». По его мнению, лучший вождь — тот, которого «народ не замечает», на втором месте — тот, которого «народ обожает», на третьем — тот, которого «народ боится» и на последнем — тот, кого «ненавидят».
Платон в 418 г. до н. э., в своем труде «Государство», упомянул, что у идеального государя власть включает в себя «как разумение, так и рассудительность».
Никколо Макиавелли представлял образ правителя в своем труде «Государь» (1513), для которого его личная власть — не благо само по себе, а средство достижения определенной политической цели. Правитель, согласно позиции Н. Макиавелли, обязан брать в расчет главные стимулы человеческой активности и, «благодаря умению отгадывать сокровенные желания человеческой души», управлять людьми.
В начале XIX в. к понятию лидерства и образа лидера обращались Г. Гегель, Т. Карлейль и Р. Эмерсон. По их мнению, лидер значительно отличался от большинства людей и являлся выдающейся личностью.
В соответствии с учением Г. Гегеля, лидер характеризуется как «доверенное лицо мирового духа».
Р. Эмерсон также считал, что именно лидерам принадлежат все выдающиеся изобретения, и только благодаря лидерам, существуют все ключевые вехи в истории человечества.
По мнению Ф. Ницше, стремление стать лидером — это естественное стремление человека, помехой которому является мораль, это «оружие слабых». Настоящий лидер вправе третировать мораль, чтобы она «не висела у него гирей на ногах».
В зарубежных работах XIX в. вопросы «лидерства» поднимались в связи с проблемами, интересующими ученым того времени. В частности, основоположник психоанализа З. Фрейд полагал, что стремление к лидерству — это результат сублимации. Согласно Фрейду, человечество нуждается в лидере, так же как и семейство в авторитарном отце; «в отцеподобии» — тайне лидерства. Лидерство З. Фрейд рассматривает как концентрацию на высшем уровне, как компенсацию низкой самооценки личности.
Альфред Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, а чаще всего характерологические недостатки. Именно это формирует у человека комплекс неполноценности. Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. По мнению А. Адлера, желание быть лидером — компенсация «чувства неполноценности» личности.
В работах отечественных философов рубежа ХIX—XX вв. С. Бердяева, П. Л. Лаврова, Н. В. Соколова, П. А. Сорокина, П. Н. Ткачева и др. «лидерство» рассматривалось с позиции ценностей, а «лидер» — как человек с определенным набором ценностных качеств, которые, в свою очередь, определяют ход его действий.
Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое.
По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание.
Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции лидера в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного создания положительного морально – психологического климата. Чаще всего выделяются:
? Интеллект, который должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, а скорее со склонностью к решению сложных абстрактных проблем;
? Инициативность, самостоятельность, находчивость;
? Уверенность в себе, высокий уровень притязаний. К ним ещё добавляют способность подниматься над деталями и воспринимать ситуацию в целом, в связи с окружающей обстановкой, так называемый «фактор геликоптера».
Однако многие исследователи считают, что наличие у человека тех или иных «важнейших» качеств лидера далеко не всегда превращает его в эффективного руководителя, способного активно влиять на создание морально – психологического климата.
Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования роли лидерства в гостиничной индустрии как процесса, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации, а в данном случае в гостиничной индустрии.
Объектом исследования является феномен лидерства как основная функция менеджмента.
Предметом исследования является – роль лидерства в управлении гостиничным предприятием.
Цель выпускной квалификационной работы – всесторонне изучить феномен современного лидерства и проанализировать его роль в гостиничном бизнесе.
Для раскрытия цели в исследовании поставлены задачи:
1. Определить понятие и сущность лидерства
2. Изучить и проанализировать современные модели лидерства
3. Изучить роль лидерства в деятельности гостиничных предприятий
4. Сделать выводы и разработать предложения по усилению роли лидерства в гостиничном бизнесе с целью повышения эффективности менеджмента.
Методы исследования – анализ, наблюдение, синтез.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав - теоретической, аналитической и практической, а также заключения и списка литературы. В выпускной квалификационной работе 55 страниц.