Актуальность исследования: в условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания, интерес к народной культуре и ее традициям, как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий их духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным. Народное искусство, как основа народной культуры – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Народные традиции нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям.
Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Народные традиции – это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту.
Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Использование в педагогической работе народного искусства, обладающего непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, является необходимым условием развития эстетической культуры личности. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка, его культуры.
Исследованиями в области ознакомления детей с культурными традициями русского народа занимались А.В. Бакушинский, Ю.В.Максимов, А.П.Усова, М.Н. Каменская, Панкеев И.А, Соколова Л.В., К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие.
Объект исследования: особенности работы по ознакомлению с народными традициями с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс обучения старших дошкольников городецкой росписи.
Цель исследования: изучение особенностей ознакомления с народными традициями старших дошкольников через обучение городецкой росписи.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть значение народных традиций в развитии и воспитании старших дошкольников.
2.Выявить особенности обучения старших дошкольников городецкой росписи.
3. Рассмотреть методику и формы обучения городецкой росписи детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать практическое исследование по ознакомлению старших дошкольников с народными традициями в процессе обучения городецкой росписи.
В процессе работы сформулирована гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста расширят знания о народных традициях в процессе обучения городецкой росписи при условиях:
? организации соответствующей предметно пространственной среды в ДОУ;
? целенаправленной и планомерной организации различных видов деятельности детей и взаимодействия воспитателя и детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, методы сравнения, обобщения, противопоставления.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития представлений о народных традициях у старших дошкольников, а именно значение народных традиций в развитии и воспитании старших дошкольников, изучено содержание программы ДОУ о развитии представлений о народных традициях у старших дошкольников.
Во второй главе раскрыты особенности обучения старших дошкольников городецкой росписи. Выявлены задачи, формы и методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению узоров по мотивам городецкой росписи.
В третьей главе представлен опыт практической деятельности на базе структурного подразделения «Детский сад № 37 Звёздочка. МОУ Харитоновская СОШ» по изучению особенностей ознакомления старших дошкольников с народными традициями посредством обучения городецкой росписи.
В заключении содержатся основные выводы по работе.
Работа изложена на 69 листах компьютерной верстки, написана с использованием 17 литературных источников и интернет ресурсов, снабжена приложениями.