Длительное время понятие «предприниматель» отождествлялось с понятием «владелец». Однако, со второй половины XIX в. появилась необходимость четко очертить разницу между предпринимателем и собственником капиталистом, поскольку произошло обособление капитала собственности от капитала функции. Процесс принятие решения все чаще переходил от владельца капитала к капиталисту управленцу(менеджер). Эта тенденция усилилась с возникновением корпоративной формы предприятий, которая исключает строгую связь между предпринимателем и владельцем.
В соответствии исторического развития предпринимательства, следует отметить о весомом вкладе в исследование феномена предпринимательства на протяжении ХVІІІ – ХІХ ст., которые сделали известные западные экономисты А. Смит, Ж.Б. Сей, А. Маршалл, Й.Шумпетер и другие. Адам Смит находился под значительным влиянием Ричарда Кантильона и физиократов. Он много говорил о работодателях, мастерах, купцах и предпринимателях, но не уделял никакого внимания бизнесменам, которые играли удивительно малую роль в его анализе экономических действий. Более того, создается впечатление, что А. Смит считал эти процессы самооценивающимися и самоподдерживающиеся. А. Смиту была присущас клонность к переоценке значения труда и недооценки бизнеса, в рамках которого осуществлялся труд. Предприниматель, по выражению А. Смита, есть владельц, который идет на экономический риск ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель планирует, организует производство и распоряжается его результатами, как отмечает З. Варналий.
В ХVІІІ в. дальнейшее осмысление понятия предпринимательство осуществлял французский экономист Жан Батист Сэй, связывавший предпринимательство с организацией людей в рамках производственной единицы. Он имел личный опыт в сфере бизнеса, образно воспринимавшего его, чего были лишены другие классические экономисты. Для Сея предприниматель – это человек, организующий других людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и теории распределения, что повлияло на многих теоретиков экономистов. В частности, Ж.Б. Сэй считал, что предприниматель – это экономический агент, комбинирующий факторы производства (землю, капитал и труд).
Альфред Маршалл отождествлял предпринимательство с менеджментом. В фундаментальном труде «Принципы экономики» (1890 г.) А. Маршал особо отметил инновационный момент и активную роль самого предпринимателя в применении новых машин и технологических процессов. Апогеем в разработке теории предпринимательства стали труды австро-американского экономиста и социолога Йозефа Шумпетера. Концепция предпринимательства Й. Шумпетера основывается на трех главных началах:
• функция предпринимательства заключается главным образом в революционизации и реформировании производства путем использования разнообразных возможностей для выпуска новых или старых товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков, реорганизации производства. Следовательно, содержание предпринимательства является «осуществлением новых комбинаций» факторов производства или разные нововведений;
• предпринимательство является универсальным общеэкономической функцией любой экономической системы и сочетается с исполнением других видов деятельности (управлением, научными разработками, маркетингом) и поэтому «распределяется» среди разных специалистов.
• предпринимательство является функцией хозяйственнополитической среды, определяющей его возможности, типы, мотивации.