Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические детерминанты волонтерской деятельности

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В России понятие волонтёр появилось 11 августа 1995 года, когда президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон (ФЗ) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот ФЗ установил понятие добровольцы – это "граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда". 5 февраля 2018 года он был переименован в ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Этим документом уравнялись понятия "волонтёрство" и "добровольчество", а также дается определение волонтерской и добровольческой деятельности, к которой также относится "благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. В России волонтёр и доброволец это равнозначные понятия, которые обозначают человека добровольно и безвозмездно выполняющего какую-либо работу или занимающегося общественной деятельностью. Стать волонтером может любой, профессия и взгляды на мир не имеют значения. Существует множество направлений, в которых добровольцы приносят пользу обществу. Основными направлениями движения являются – социальное, культурное, экологическое, медицинское и спортивное волонтерство. Волонтерские организации объединяют добровольцев, обеспечивая их обучение, координацию и поддержку. В своей статье «Волонтерство как социальный феномен современного российского общества» преподаватель кафедры социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета Холина О.И. отмечает, что на сегодняшний день волонтерство приобрело многоаспектный характер. Один из российских социологов Е.И. Холостова трактует данное понятие следующим образом: «Волонтеры (от англ. volunteer -доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций... Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности» [1, с. 121-124]. В книге «Пословицы русского народа» 1853 года указано выражение от русской пословицы «На свете не без добрых людей». Мы сегодня употребляем её, как «Мир не без добрых людей». Эта народная пословица, как никогда, точно определяет предназначение волонтёрского движения. Так говорят о людях, которые уже оказали помощь или в ситуации, когда нужна помощь и есть надежда, что найдётся тот, кто поможет. Всегда находятся люди, способные бесплатно оказывать помощь нуждающимся. Молодые люди, приобщающиеся к волонтёрству, имеют различные мотивы. Самый распространённый мотив это желание быть членами команды, встречаться с людьми и получить опыт, который пригодится в жизни. Волонтерами движет стремление чувствовать себя нужным, полезным людям, заслужить уважение и поддержку окружающих. В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения. Это слово уже не вызывает вопросов о том, что это такое и чем волонтеры занимаются. Добровольческие объединения имеют второе название – организации третьего сектора. отличить которые от организаций, принадлежащих государственному и коммерческому секторам, позволяет сочетание трех признаков -независимости от государства, добровольности и неприбыльного характера деятельности. Отечественный опыт социальной психологии сформировался в условиях социальной стабильности, которой больше не существует, и сегодняшняя социальная психология должна осмыслить новую социальную реальность. «Экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, вызывают необходимость углубления знаний о психологических особенностях людей, занятых в организациях различного типа, поскольку действие универсальных социально-психологических механизмов различно в разных социальных контекстах» [2, С.345]. Современное российское волонтерское движение возникло в начале 90-х в сложной социально-экономической ситуации. Одновременно начался переход «от диктатуры к демократии, от социализма к капитализму, от организованного общества - к обществу социального риска» [3, С.69-78]. Трудности периода трансформации вызвали у значительной части населения страны «шок перемен» [4, С.93], связанный с кризисом адаптации к слишком быстрой смене социальных институтов и необходимостью изменения и развития образа «Я». Все это, в совокупности с проблемой социально-экономического расслоения общества, привело человека к необходимости поисков путей построения новой идентичности. Особенно актуально это для тех людей, кто «не вписался в линию перемен» [4], не смог принять новые ценности, модели поведения и, таким образом, адаптироваться к меняющемуся миру. В этой ситуации волонтерские организации социальной направленности, с одной стороны, являются альтернативой государственным учреждениям социальной защиты населения и их органичным дополнением, с другой - дают возможность людям, «не вписавшимся в перемены», научиться строить новые социальные отношения. Волонтерское движение США и стран Западной Европы существенно отличается по проблематике от российских общественных объединений в силу исторических, культурных и правовых различий между странами. В данной курсовой работе мы ограничимся теоретическим поиском имеющихся данных для изучения индивидуально-психологических характеристиках волонтёра РФ. Таким образом, добровольчество является самовыражением и выработкой гражданской позиции молодого человека. Волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. Проблема исследования заключается в том, что в некоторых волонтерских организациях есть процедура отбора участников и актуализируется вопрос, как подбора диагностического инструментария, так и проведения агитационных мероприятий по привлечению тех людей, которые имеют необходимый набор индивидуально-психологических характеристик. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе со студенческой аудиторией, так как молодежное волонтерство признается в настоящее время как более перспективное и масштабное. Цель исследования: изучение индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов (как потенциальных участников волонтерского движения). Объект исследования: психологические детерминанты волонтерской деятельности. Предмет исследования: особенности проявления индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов. Гипотеза исследования: студенты, привлекаемые к волонтерской деятельности должны иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, коммуникативных и организаторских склонностей, а также оптимальный уровень развития эмпатии. Задачи исследования: 1. Выделить психологические детерминанты, обуславливающие эффективность волонтёрской деятельности. 2. Выполнить аналитический обзор психологических методов практического решения проблемы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности. 3. Разработать программу и реализовать эмпирическое исследование, направленное на изучение актуального уровня индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов (потенциальных участников волонтерского движения). Тип исследования: теоретико-поисковое исследование. 1. Методы исследования: теоретический анализ публикаций по проблеме исследования, анкетирование, тестирование (методика «Эмоциональный интеллект» (автор Н.Холл), методика «Эмпатийный потенциал личности» (И.М. Юсупов), методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.А. Синявский, Б.А. Федорошин), количественный и качественный анализы эмпирических данных.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В России понятие волонтёр появилось 11 августа 1995 года, когда президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон (ФЗ) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот ФЗ установил понятие добровольцы – это "граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда". 5 февраля 2018 года он был переименован в ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Этим документом уравнялись понятия "волонтёрство" и "добровольчество", а также дается определение волонтерской и добровольческой деятельности, к которой также относится "благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. В России волонтёр и доброволец это равнозначные понятия, которые обозначают человека добровольно и безвозмездно выполняющего какую-либо работу или занимающегося общественной деятельностью. Стать волонтером может любой, профессия и взгляды на мир не имеют значения. Существует множество направлений, в которых добровольцы приносят пользу обществу. Основными направлениями движения являются – социальное, культурное, экологическое, медицинское и спортивное волонтерство. Волонтерские организации объединяют добровольцев, обеспечивая их обучение, координацию и поддержку. В своей статье «Волонтерство как социальный феномен современного российского общества» преподаватель кафедры социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета Холина О.И. отмечает, что на сегодняшний день волонтерство приобрело многоаспектный характер. Один из российских социологов Е.И. Холостова трактует данное понятие следующим образом: «Волонтеры (от англ. volunteer -доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций... Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности» [1, с. 121-124]. В книге «Пословицы русского народа» 1853 года указано выражение от русской пословицы «На свете не без добрых людей». Мы сегодня употребляем её, как «Мир не без добрых людей». Эта народная пословица, как никогда, точно определяет предназначение волонтёрского движения. Так говорят о людях, которые уже оказали помощь или в ситуации, когда нужна помощь и есть надежда, что найдётся тот, кто поможет. Всегда находятся люди, способные бесплатно оказывать помощь нуждающимся. Молодые люди, приобщающиеся к волонтёрству, имеют различные мотивы. Самый распространённый мотив это желание быть членами команды, встречаться с людьми и получить опыт, который пригодится в жизни. Волонтерами движет стремление чувствовать себя нужным, полезным людям, заслужить уважение и поддержку окружающих. В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения. Это слово уже не вызывает вопросов о том, что это такое и чем волонтеры занимаются. Добровольческие объединения имеют второе название – организации третьего сектора. отличить которые от организаций, принадлежащих государственному и коммерческому секторам, позволяет сочетание трех признаков -независимости от государства, добровольности и неприбыльного характера деятельности. Отечественный опыт социальной психологии сформировался в условиях социальной стабильности, которой больше не существует, и сегодняшняя социальная психология должна осмыслить новую социальную реальность. «Экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, вызывают необходимость углубления знаний о психологических особенностях людей, занятых в организациях различного типа, поскольку действие универсальных социально-психологических механизмов различно в разных социальных контекстах» [2, С.345]. Современное российское волонтерское движение возникло в начале 90-х в сложной социально-экономической ситуации. Одновременно начался переход «от диктатуры к демократии, от социализма к капитализму, от организованного общества - к обществу социального риска» [3, С.69-78]. Трудности периода трансформации вызвали у значительной части населения страны «шок перемен» [4, С.93], связанный с кризисом адаптации к слишком быстрой смене социальных институтов и необходимостью изменения и развития образа «Я». Все это, в совокупности с проблемой социально-экономического расслоения общества, привело человека к необходимости поисков путей построения новой идентичности. Особенно актуально это для тех людей, кто «не вписался в линию перемен» [4], не смог принять новые ценности, модели поведения и, таким образом, адаптироваться к меняющемуся миру. В этой ситуации волонтерские организации социальной направленности, с одной стороны, являются альтернативой государственным учреждениям социальной защиты населения и их органичным дополнением, с другой - дают возможность людям, «не вписавшимся в перемены», научиться строить новые социальные отношения. Волонтерское движение США и стран Западной Европы существенно отличается по проблематике от российских общественных объединений в силу исторических, культурных и правовых различий между странами. В данной курсовой работе мы ограничимся теоретическим поиском имеющихся данных для изучения индивидуально-психологических характеристиках волонтёра РФ. Таким образом, добровольчество является самовыражением и выработкой гражданской позиции молодого человека. Волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. Проблема исследования заключается в том, что в некоторых волонтерских организациях есть процедура отбора участников и актуализируется вопрос, как подбора диагностического инструментария, так и проведения агитационных мероприятий по привлечению тех людей, которые имеют необходимый набор индивидуально-психологических характеристик. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе со студенческой аудиторией, так как молодежное волонтерство признается в настоящее время как более перспективное и масштабное. Цель исследования: изучение индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов (как потенциальных участников волонтерского движения). Объект исследования: психологические детерминанты волонтерской деятельности. Предмет исследования: особенности проявления индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов. Гипотеза исследования: студенты, привлекаемые к волонтерской деятельности должны иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, коммуникативных и организаторских склонностей, а также оптимальный уровень развития эмпатии. Задачи исследования: 1. Выделить психологические детерминанты, обуславливающие эффективность волонтёрской деятельности. 2. Выполнить аналитический обзор психологических методов практического решения проблемы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности. 3. Разработать программу и реализовать эмпирическое исследование, направленное на изучение актуального уровня индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов (потенциальных участников волонтерского движения). Тип исследования: теоретико-поисковое исследование. 1. Методы исследования: теоретический анализ публикаций по проблеме исследования, анкетирование, тестирование (методика «Эмоциональный интеллект» (автор Н.Холл), методика «Эмпатийный потенциал личности» (И.М. Юсупов), методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.А. Синявский, Б.А. Федорошин), количественный и качественный анализы эмпирических данных.
Содержание

Оглавление Стр. Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Феноменология волонтерства в историческом и социально-психологическом аспектах 1.2 Обзор психологических методов решения проблемы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности Выводы по первой главе 6 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Основные характеристики процедуры и методов исследования 2.2 Уровень развития индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов Выводы по второй главе 31 46 Заключение 47 Список литературы 48 Приложение 50 ?
Список литературы

1. Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 1997. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2003. 364 с. 3. Кричевский P.JL, Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и Прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207 с. 4. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. 2000. - №11. - С.39-44. 5. Психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.П. Утлик. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с., ISBN 978-5-7695-5088-1 6. Курусь И.А., Пономаренко И.В., Бодунова Е.И. Взаимосвязь казуальной ориентации с социально-психологическими установками и мотивацией достижения у студентов-волонтёров. Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета», серия: Педагогика, психология. 2020. №1(40), с. 37-41. 7. Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: автореф. … канд. пед. наук / Л. П. Конвисарева. - Кострома, 2006. - 24 с. 8. Екимова, С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Г. Екимова. - Хабаровск, 2010. - 226 с. 9. Jacobson, D. (1999). Impression Formation in Cyberspace: Online Expectations and Offline Experiences in Text-based Virtual Com munities [Электронный ресурс] / D. Jacobson // Journal of Computer-Mediated Com munication, 5 (1). - Режим доступа: http://w w w.ascusc. org/jcmc/vol5/issue1/jacobson.html. 10. Metaperception in Cyberspace / R. C. Sherman [ect.] //Cyber Psychologi & Behavior. – 2003. – № 4(1). – P. 123–129 11. Конопкин, О. А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5 12. Рutnam R.D. Bouling alone: The collapse and revival of American community. N. Y.: Simon and Schuster (Рутнам Р.Д. Боулинг один: Крах и возрождение американского сообщества. Н. Я .: Саймон и Шустер), 2000. 13. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Е.С. Азарова, М.С. Яницкий. Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120-125; 14. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. №2(20). С. 123-127. 7. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлении молодых российских и немецких волонтеров социальной работы. Социологические исследования. 2007. №9. С. 52-58. 15. Тхороик Н.С. Социально-психологические характеристики студентов-волонтеров. Научные труды Республиканского института высшей школы. 2015. № 15-2. С. 198-206. 16. Строкова Е.Е., Социально-психологические установки, коммуникативные и организаторские склонности студентов-волонтеров Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2. № 11 (11). С. 141-143. 17. Палкин К.А., Ценностные компоненты в психологической структуре личности волонтера современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 84-91. 18. Гончарова Д.В., Психологические особенности подростков-волонтеров. Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. с. 103-107. 19. ГалееваА.В. Психологическая адаптация волонтеров к деятельности в межкультурном пространстве Научный журнал Дискурс, 2016. № 2 (2). С. 239-242. 20. Бархаев А.Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций, Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2009. № 3-1. С.79-87 21. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая O.A. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3. 22. Комплексное исследование личности волонтера: практикум / сост. О. А. Бокова, Ю. А. Мельникова. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 112 с. ?
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пусть мы не сможем спасти всех, кого бы нам хотелось. Но мы спасем намного больше, чем те, кто даже не пытается... П.Скотт 1.1 Феноменология волонтерства в историческом и социально-психологическом аспектах В связи с растущим вниманием к проблеме развития добровольческой деятельности повысился интерес к лицам, вовлеченным в волонтерство. Возникла необходимость в проведении анализа индивидуально-психологических характеристик. Анализ литературных источников посвящённых проблеме мотивации к волонтёрству, позволяет констатировать множество разнообразных исследований, предметом которых являются различные аспекты мотивации к волонтёрской деятельности: общие взгляды на волонтёрскую деятельность (Михайлова С.В., Ильин Е.П., Алещёнок С.В., А. Маслоу, Д. Бэтсон), описание мотивов добровольческой деятельности (Кудринская Л.А., Азарова Е.С., Решетников О.В., Косова У.П.); содержательные (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Херцбега и К. Альдерфера) и процессуальные (В. Врума, Дж. Роулза, модель Портера – Лоулера, С. Адамса, Б.Ф. Скиннер) теории мотивации; понятие мотивационного профиля (Ш. Ричи м П. Мартин). В то же время, личностные детерминанты волонтёрства (интенции) ещё мало изучены. Психологическими детерминантами добровольческой деятельности являются: а) личностные (система мотивов, потребность в заботливости, эмпатия, ценностно-смысловая система, эмоциональные особенности, склонность к деятельности, направленность, свойства личности, самооценка); б) коммуникативно-деятельные (успешность деятельности, стиль общения, содержание и процесс обучения, стратегическое планирование и руководство); в) социально-психологические (система поощрения, влияние общественного внимания, общественное признание, содержание добровольческой деятельности, социально-психологический климат добровольческой организации). Уважаемый профессор кафедры психологии Военного университета, Утлик Эрнст Платонович в своём учебном пособии [5] отмечает, что черты личности традиционно группируют, относя их к более общим личностным свойствам, выделяя черты характера, темперамента и т.д. На взгляд автора, для суждения о личности в целом, полезно знать семь её сторон: способности, темперамент, характер, направленность (преобладающую мотивационную ориентированность на определенные цели), социальную и профессиональную компетентность, Я-концепцию (самосознание) и структуру. Заслуженный деятель науки РФ доктор экономических наук профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства Раис Ахметович Фaтxутдинoв считал, что определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов. Люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. Он выделял три типа людей по способности адаптироваться: с ориентацией на текущий момент с легкой приспосабливаемостью к
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 50 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 54 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg