Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика оптимизации предстартового эмоционального состояния у спортсменов на примере легкоатлетов

Workhard 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Дальнейшее повышение роста спортив-ных результатов спортсменов не может идти только за счет все большего увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, впрочем, как и за счет дальнейшего совершенствования системы организации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. В условиях со-временного спорта высших достижений, когда спортсмены в основном имеют примерно одинаковый уровень физической, технической и тактиче-ской подготовленности, возрастает значимость психической готовности к соревнованию. Необходимо полнее использовать скрытые резервы, зало-женные в самой личности спортсмена. Такой подход к подготовке спортс-мена, основанный на знании возможностей человеческой психики, заслу-живает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и трениров-ки в спорте, а также в решении задачи вхождения в необходимое психиче-ское состояние перед стартом. Проблема формирования умений и навыков вхождения в оптимальное предстартовое состояние (состояние боевой го-товности) является крайне важной для современного спорта. Это объясняет-ся тем, что одной из основных причин, мешающих спортсмену полностью реализовать свой потенциал, является неумение справляться с неблагопри-ятными предстартовыми состояниями, такими как стартовая апатия и стар-товая лихорадка. Эмоциональная настройка естественна для каждого спортсмена. Она связана с рефлекторными реакциями организма при ожидании экстремаль-ных (чрезвычайных) психофизических напряжений. С учетом вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью совер-шенствования предстартового состояния спортсменов и недостаточной научно-методической разработанностью решения этой задачи. В связи с вышеуказанным можно сделать вывод о наличии научной проблемы, кото-рая характеризуется необходимостью разработки методики совершенствова-ния предстартового состояния. Объектом исследования является психологическая подготовка спортсменов. Предметом исследования является методика оптимизации предстар-тового эмоционального состояния у спортсменов на примере легкоатлетов. Целью исследования является разработка методики для оптимизации предстартового эмоционального состояния у спортсменов. Гипотеза исследования: мы предполагали, что применение разрабо-танной методики для оптимизации предстартового эмоционального состо-яния у спортсменов, позволит улучшить психологическое состояние спортсменов перед стартом. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ литературных источников. 2. Разработать методику оптимизации предстартового эмоциональ-ного состояния у спортсменов. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной мето-дики. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научно-методической и специальной ли-тературы; 2. Тестирование; 3. Педагогический эксперимент; 4. Методы математической статистики.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Дальнейшее повышение роста спортив-ных результатов спортсменов не может идти только за счет все большего увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, впрочем, как и за счет дальнейшего совершенствования системы организации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. В условиях со-временного спорта высших достижений, когда спортсмены в основном имеют примерно одинаковый уровень физической, технической и тактиче-ской подготовленности, возрастает значимость психической готовности к соревнованию. Необходимо полнее использовать скрытые резервы, зало-женные в самой личности спортсмена. Такой подход к подготовке спортс-мена, основанный на знании возможностей человеческой психики, заслу-живает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и трениров-ки в спорте, а также в решении задачи вхождения в необходимое психиче-ское состояние перед стартом. Проблема формирования умений и навыков вхождения в оптимальное предстартовое состояние (состояние боевой го-товности) является крайне важной для современного спорта. Это объясняет-ся тем, что одной из основных причин, мешающих спортсмену полностью реализовать свой потенциал, является неумение справляться с неблагопри-ятными предстартовыми состояниями, такими как стартовая апатия и стар-товая лихорадка. Эмоциональная настройка естественна для каждого спортсмена. Она связана с рефлекторными реакциями организма при ожидании экстремаль-ных (чрезвычайных) психофизических напряжений. С учетом вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью совер-шенствования предстартового состояния спортсменов и недостаточной научно-методической разработанностью решения этой задачи. В связи с вышеуказанным можно сделать вывод о наличии научной проблемы, кото-рая характеризуется необходимостью разработки методики совершенствова-ния предстартового состояния. Объектом исследования является психологическая подготовка спортсменов. Предметом исследования является методика оптимизации предстар-тового эмоционального состояния у спортсменов на примере легкоатлетов. Целью исследования является разработка методики для оптимизации предстартового эмоционального состояния у спортсменов. Гипотеза исследования: мы предполагали, что применение разрабо-танной методики для оптимизации предстартового эмоционального состо-яния у спортсменов, позволит улучшить психологическое состояние спортсменов перед стартом. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ литературных источников. 2. Разработать методику оптимизации предстартового эмоциональ-ного состояния у спортсменов. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной мето-дики. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научно-методической и специальной ли-тературы; 2. Тестирование; 3. Педагогический эксперимент; 4. Методы математической статистики.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5 1.1 Психологическая подготовка спортсменов 5 1.2 Особенности психологического состояния спортсменов при подготовке к спортивным соревнованиям 16 1.3 Особенности предстартовых эмоциональных состояний спортсменов 19 1.4 Механизмы возникновения предстартового эмоционального 24 возбуждения 24 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31 2.1 Характеристика методов исследования 31 2.2 Организация исследования 36 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38 3.1 Методика для оптимизации предстартового эмоционального состояния спортсменов 38 3.2 Результаты исследования 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Список литературы

1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спор-те. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -280. 2. Бабушкин Г.Д. Психология физического воспитания. - Омск: СибГАФК, 1998 3. Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Чикуров А.И., Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и резуль-тативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 15. 4. Бабушкин, Г. Д. Специфика деятельности тренера. / Г. Д. Ба-бушкин. – Омск: ОГИФК, 1985. – 68 с. 5. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416с. 6. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986. 7. Варыгина В.Н. Статистическое оценивание / под ред. Ю.П. Ад-лера, В.Г. Горского.- Пер. с нем. - М., «Статистика», 1976. - 598 с. 8. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация трени-ровочного процесса. — М., 1985. 9. Горбань А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тре-нера: метод. пособие. / А. П. Горбань. – Малаховка: МОГИФК, 1988. - 33 с. 10. Горбунов, Г.Д. Психодиагностика спорта / Г.Д. Горбунов. – Москва: ФКиС, 1986. – 208 с. 11. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с. 12. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник / Н.Н. Данилова. – Москва: Учебная литература, 1997. – 423 с. 13. Деребян, В.С. Психология личности и высшая нервная деятель-ность / В.С. Деребян. – Львов: Наука, 1980. – 200 с. 14. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – Москва: центр Академия, 1996. – 216 с. 15. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – Москва, 1997. – 328 с. 16. Жбанков, О.В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учеб-ном процессе / О.В. Жбанков, Д.С. Петров. – Москва, 2003. 20–23 с. 17. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для вузов / В.И. Загвязинский. – Москва: Академия, 2001. – 208 с. 18. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пос. / Е. П. Ильин - М.: Просвещение, 1983. - 223 с. 19. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник / Е. П. Ильин. – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 - 486 с. 20. Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002. 21. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. / Б. Д. Кретти. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с. 22. Легкая атлетика/А. Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. — М., 1987. 23. Легкая атлетика в школе / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М., 1993. 24. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-дений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. 25. Максаков А.Ю. Специфика общения тренера со спортсменами в условиях соревнований и тренировки // Психофизиологические аспекты учебной и спортивной деятельности: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Б.А. Ашмарина и др. - Л.: ЛГПУ им. А.И. Герцена, 1987, - с. 17-21. 26. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подго-товки спортсменов. — Киев, 1999. 27. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. 28. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания / Р.С. Немов. – Москва: Флинта: Наука, 2002. – 336 с. 29. Озеров, В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов: Методическое пособие для практиче-ских психологов и педагогов / В.П. Озеров. – Ставрополь: ИРО, 1995. – 58 с. 30. Павлов, И.П. Мозг и психика: Избранные психологические тру-ды / И.П. Павлов; под ред. М.Г. Ярошевского. – Москва – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 320 с. 31. Петров, Н.Н. Аутогенная тренировка / Н.Н. Петров – М.: Физи-ческая культура, 2000. – 343с. 32. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск:, Народная асвета, 1977. – 216 с. 33. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим-пийском спорте. — Киев, 1997. 34. Попов Д.В. Особенности предсоревновательного эмоционально-го напряжения тренеров по спорту // Психологические основы обучения и воспитания / Под ред. А.Н. Николаева. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та, 2000. - с. 95. 35. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. /Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006. 36. Психология спортивной деятельности / под ред. П.А. Жарова. – Казань: Казан. ун-т, 1985. – 216 с. 37. Пуни, А.Ц. Психология / А.Ц. Пуни. – Москва: ФиС, 1984. – 330 с. 38. Решетень И.Н., Фролова М.И. Вопросы педагогического мастер-ства тренера. / И. Н. Решетень, М. И. Фролова. - Малаховка, 1978. - 43 с. 39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва, Харьков, Минск: Питер, 2000. – 712 с. 40. Савенков Г. И. Психологическая подготовка спортсмена в со-временной системе спортивной тренировки: учебное пособие/ Г.И. Савен-ков.- М.: Физическая культура, 2006. -96 с. 41. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал, – 1982.– №4. 42. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов : хрестоматия / [сост. И. П. Волков, Н. С. Цикунова] .— М. : Совет. спорт, 2005. – С. 73. 43. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с. 44. Стамбулова Н. Б. Динамика когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения "спортсмен-тренер" на протяже-нии спортивной карьеры / Психология и педагогика - новый синтез: Матер. 24-й науч. конф. / Под ред. А.Н. Николаева. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - С. 67-68. 45. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Издание 3-е, перерабо-танное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 46. Терованесян, А.А. Педагогические основы физического воспи-тания / А.А. Терованесян. – Москва: ФКиС, 1973. – 119 с. 47. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнбер, Д. Гоулд. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с. 48. Коротько, Г.Ф. Физиология человека: Учебник / Г.Ф. Коротько; под ред. В.М. Покровского. – 2-е изд. – Москва: Медицина, 2003. – 656 с. 49. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильини-ча. М.: Гардарики, 2000 50. Хедман, Р. Спортивная физиология / Р. Хедман. – Москва: ФКиС, 1980. – 152 с. 51. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2000, -312. 52. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности чело-века: Учебное пособие для вузов / В.Д. Шадриков. – Москва: Логос, 1996. – 319 с. 53. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка / И.Г. Шульц – М.: Физ-культура и спорт, 1985. – 146с.
Отрывок из работы

1.1 Психологическая подготовка спортсменов Занимаясь спортом, можно укрепить здоровье, получить хорошее фи-зическое развитие, стать более сильным, быстрым, ловким, выносливым. Спорт приучает к правильному режиму, закаливает организм, но он еще и влияет на развитие морально-волевых качеств, психологическую подготов-ленность спортсмена. В настоящее время на крупных соревнованиях в сложных условиях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией, где спортсме-ны имеют равную техническую и физическую подготовленность, придер-живаются одинаковой тактики, чаще побеждают те из них, кто имеет более высокий уровень развития моральных, волевых и специальных психических качеств. В спортивной практике есть множество примеров, когда бесспор-ные лидеры сезона в силу срывов психологического характера не попадали в финалы, а спортсмены, не входившие в число фаворитов, во многом бла-годаря предельной волевой мобилизации часто добивались побед на чемпи-онатах Европы и мира, на Олимпийских играх . Высокий уровень моральной, волевой и специальной психологиче-ской подготовленности предполагает комплексное проявление самых раз-личных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является причиной поражения высококвалифицированных спортсменов. Поэтому психологическая подготовка должна занимать значительное место в вос-питании спортсмена на всех этапах его совершенствования . Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи об-щей психологической подготовки решаются в условиях соревновательной деятельности. Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на развитие у спортс-мена таких психических качеств, которые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством . К ним относятся: - создание правильной и стойкой системы мотивов, побуждающих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях; - создание четких представлений о своей психике и качествах, Необ-ходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений; - формирование качеств характера и свойств нервной системы, спо-собствующих эмоциональной устойчивости и перенесению максимальных нагрузок ; - развитие специфических процессов, необходимых для овладения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориентировка в простран-стве, способности к самоконтролю над различными элементами движения и т.д.); - развитие умения управлять собой, своими чувствами и переживани-ями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, сознательно заторма-ж
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 41 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg