Введение
Актуальность темы исследования
Проблема психологической готовности к браку стоит довольно остро в современном обществе, наряду с другими не менее важными психологическими проблемами. В последнее время все чаще говорят о кризисном состоянии института семьи и брака, которое проявляется в снижении престижа и значимости семьи и семейных ценностей, изменении отношения к роли семьи к брака в жизни человека, в распространении альтернативных форм брачно-семейных отношений (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.), обесценивании моральных устоев, увеличении числа разводов, снижении того качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество. В настоящее время браки все чаще заключаются в более зрелом возрасте, поскольку молодые люди, в первую очередь, предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, выстраивая карьеру. Уменьшается рождаемость, растет количество внебрачных детей и неполных семей.
В первую очередь, это связано с радикальными трансформациями, происходящими в сознании современных людей: противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивные ритмы жизни, возрастающие требования к получаемым знаниям и компетенциям, недостаток времени, отводимого на «проживание» транслируемых знаний, и как результат – бессистемное или даже хаотическое формирование личностных ценностей и ценностных отношений. Все это усложняет функционирование семьи.
В не меньшей степени это обусловлено и неготовностью молодых людей к браку. Зачастую юноши и девушки решение о вступлении в брак принимают поспешно и необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности и не научившись эффективному общению со своим партнером. Наиболее показательным свидетельством неготовности молодежи к браку является статистика разводов: за январь-июль 2021 года число разводов в России выросло на 8,2%, по сравнению с таким же периодом прошлого года, – это семилетний рекорд. Причем, рост коснулся всех регионов страны ?31?. А ведь этот параметр влияет не только на показатель здоровья общества, в целом, но и на дальнейшее воспроизводство нации.
При этом взгляд молодежи на брак постоянно меняется, так как трансформируются общественные критерии морали, понятия порядочности, стабильности семьи и гармонии общества, а вместе с ними – и готовность молодых людей к браку.
Поэтому в сложившейся ситуации особую роль приобретает исследование психологической готовности современной молодежи к браку.
Степень научной разработанности темы исследования
Проблемам семейно-брачных отношений, а также готовности к браку в психологии уделяется пристальное внимание. Так, основные психологические концепции семьи отражены в трудах Ю. И. Алешиной, Т. В. Андреевой, Т. В. Андреевой, А. Н. Волковой, С. И. Голода, И. В. Гребенникова, В. Н. Дружинина, О. Н. Дунаевой, Г. И. Захаровой, А. И. Зацепина, И. С. Кона, Г. В. Лагондой, Е. С. Романовой, Е. Г. Силяевой, В. А. Сысенко, Т. М. Трапезниковой, А. Г. Харчева, Э. Г. Эйдемиллера и др.
Психологическая готовность к браку рассматривается А. А. Верещагиной, Е. А. Винарчик, О. В. Голубцовой, А. В. Горальской, Т. С. Гутовой, С. В. Жолудевой, Е. И. Зритневой, И. Ю. Зудилиной, А. С. Кубековой, А. С. Мизгиревой, А. А. Можаевой, Э. В. Муравьевой, В. В. Овчарук, С. В. Редозубовой, Н. А. Стрюк, Н. А. Шевченко, Э. Г. Эриксоном и др. как один из видов общей готовности, наравне с физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др. к браку и семейной жизни.
Однако, несмотря на такой обширный пласт исследований, как показал анализ литературы, исследования психологической готовности к браку молодежи в мегаполисе и маленьких городах носят единичный и, порой, противоречивый характер, что также свидетельствует об актуальности темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности к браку молодежи в мегаполисе и малых городах.
Задачи исследования:
1. Изучить основные подходы к понятию и структуре психологической готовности к браку в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить особенности психологической готовности к браку современной молодежи.
3. Проанализировать психологические условия формирования готовности молодых людей к браку.
4. Провести эмпирическое исследование и на основе анализа полученных данных выявить различия в психологической готовности к браку молодежи в мегаполисах и маленьких городах.
5. Выявить взаимосвязь между уровнем психологической готовности к браку, карьерными устремлениями и иерархиями ценностных ориентаций у молодых людей, проживающих в мегаполисах и малых городах.
Объект исследования: психологическая готовность к браку.
Предмет исследования: психологическая готовность к браку молодежи в мегаполисе и малых городах.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне психологической готовности к браку у молодых людей, проживающих в мегаполисах и малых городах, что обусловлено, в частности, различиями в их карьерных устремлениях и иерархиях ценностных ориентаций.
Общая гипотеза представлена двумя частными:
1. Существуют различия в уровне психологической готовности к браку, карьерных устремлениях и иерархиях ценностных ориентаций молодых людей, проживающих в мегаполисах и малых городах.
2. Существует взаимосвязь между уровнем психологической готовности к браку, карьерными устремлениями и иерархиями ценностных ориентаций у молодых людей, проживающих в мегаполисах и малых городах.
База исследования: Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе *******************.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие *** испытуемых в возрасте 21-27 лет, из них:
? 1 группа: *** юношей и *** девушек, проживающих в мегаполисе (г. Москва);
? 2 группа: *** юношей и *** девушек, проживающих в малых городах (***).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
? обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;
? тестирование;
? количественно-качественные методы обработки результатов;
? статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий между значениями разных групп проводилось по U-критерию Манна-Уитни (или t-критерию Стьюдента), корреляционный анализ осуществлялся при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена (или коэффициента линейной корреляции Пирсона).
Методики исследования:
? тест оценки готовности к семейной жизни (И. Ф. Юнда);
? «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
? «Смысложизненных ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева;
? «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова);
? «Мотивация к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххебер, адаптация Е. А. Могилевкина).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности психологов в работе с молодыми людьми в процессе консультирования по вопросам их психологической готовности к брачным отношениям.