Введение
Актуальность темы исследования. 70-е годы ХХ века вошли в нашу историю как «Поколение «Х»». Разработчики рекламы – копирайтеры, криэйторы - с помощью компьютерных технологий стали активно создавать телевизионную реальность, замещающую реальность настоящую. Мир ярких телеобразов стал приманкой для вовлечения молодежи в зарождающуюся цифровую бездну. Поколение «Х» в 80-е годы быстро сменилось поколением «Y», которое характеризовалось еще более глубоким вовлечением в цифровые технологии. Молодых людей начала ХХI века называют «Поколение «Z»» и говорят, что оно родилось с кнопкой на пальце. С самого детства, окруженное цифровыми технологиями, поколение «Z» не расстается с гаджетами, проводит все свое свободное время в социальных сетях, буквально живёт в сети Интернет – «мировой паутине».
Марк Мак-Криндел, австралийский демограф, ввел новое обозначение для детей, рожденных после 2010г., - поколение Альфа. Соединив интернет и жизнь, оно окончательно погрузится в цифровое пространство, которое не будет иметь географических, социальных границ и станет органическим продолжением его существования.
Проблема не в смартфонах, как предполагают авторы многих статей с заголовками в духе «Погубил ли смартфон поколение?». И не в интернете, который также постоянно обвиняют в том, что он разрушил мир. Проблема в том, что устройства, которые были созданы для коммуникации стали использовать для массового изменения поведения человека []. В этом информационном (цифровом) пространстве нет деления людей по расовому или национальному признаку, уровню образования или социальному положению, возрасту или половой принадлежности, есть свободная информациологическая личность, уверенная в своей исключительности, живущая одновременно в нескольких мирах. Несмотря на кажущиеся различия, эти личности похожи тем, что безоговорочно следуют быстро меняющимся типовым правилам и не замечают, как становятся зависимыми от сформированных в онлайн пространстве трендов. Они не могут и не любят быть одни, им надо постоянно быть на связи, а качества ценятся те, что помогают обратить на себя внимание, самопрезентоваться.
Так рождаются новые отклонения, перерастающие в аддиктивное (зависимое) поведение.
Совсем недавно ученые считали, что зависимость может быть вызвана только некоторыми химическими веществами. Позже стало понятно, что зависимость имеет сложную психофизиологическую природу [].
Ученые сегодня все чаще говорят о нехимической поведенческой зависимости. В ней нет токсического агента, но есть физическая и психическая зависимости от вида поведенческой активности [].
Быстрее всего попадают в зависимость от той или другой новомодной тенденции – молодежь. Молодежь мобильнее, любознательнее, в ней кипит энергия.
Число молодежи, подверженных различного рода аддикциям, растет изо дня в день, а ведь молодежь (социально-возрастная группа населения в возрасте от 14 до 35 лет), как основа будущего и важнейшая составляющая общества в настоящем, представляет особый интерес при изучении многих процессов, так как проблемы становления молодежи являются отражением того, как общество развивается, в каком направлении идет.
Сегодня мы стали свидетелями того, как стремительно у молодежи, в частности студентов педагогического колледжа, развивается новый вид аддиктивного (зависимого) поведения, который назвали «pr-аддикция», то есть психофизиологическая зависимость субъекта от способов и приемов пиара в социальных сетях и средствах массовой информации. Современные информационные технологии, обладая безграничными возможностями для личного пиара, формируют у студентов привычку писать и выкладывать много постов, фотографий, коротких роликов в социальных сетях. Власть мнения подписчиков, особенно похвала за публикации, оказывается достаточно сильной, она способна влиять на поведение будущего педагога, на которого возлагается большая ответственность за воспитание подрастающего поколения.
«PR-аддикция стала нашей новой реальностью! Не верьте в миф об идеальных людях, у которых нет ни одной зависимости. Таких не существует. Заполучив место в информационном пространстве, молодежь стала самопрезентовать себя с небывалой активностью, зачастую действуя на нескольких информационных площадках одновременно, размещая самый разнообразный контент, позволяющий общественности составить представление о его внешности, личностных качествах, окружении и предпочтениях. Зачастую молодежь старается управлять впечатлением, производимых на других» [].
Степень разработанности проблемы. Проблема pr-аддикции среди молодежи является малоизученной. К ее рассмотрению обращаются все больше исследователей как российских, так и зарубежных, но чаще всего они концентрируются на конкретных инцидентах или направлениях.
Д. Майерс [] и М. Снайдер [] в своих трудах раскрывают и объясняют феномен «самопрезентации».
Американский социолог, Э.Гоффман [] ввел в научную лексику термин «самопрезентация человека». Его идеи развивали такие авторы, как А. Бас [], С. Бриггс [] и другие, которые рассматривали самопрезентацию, как общую особенность социального поведения.
Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности – неосознанности процесса изучала О.А. Пикулёва []. В своей работе она рассматривает теоретические подходы к феномену «самопрезентация личности».
Особенности самопрезентования в социальных сетях изучали А.П. Глухов [], А.Г. Окушова []. Способы самопрезентования молодежи в социальных сетях рассматривали Ю.В. Пупкова, О.О. Кушу, Я.В, Красная []. В своей работе они рассматривают феномен селфи, как способ невербальной коммуникации и самопрезентации в современном информационном обществе. Социально-психологические предпосылки возникновения селфи рассматривала А.В. Ковалева [] и др. Анализу возможных негативных последствий селфи посвящены работы С.А. Челышевой [].
О. Simion, G. Dorard [13] в своей работе рассматривают как социальные сети влияют на индивидуальные черты человеческого характера и как они формируют различные модели поведения в реальной жизни и в сети Интернет. Это исследование направлено на изучение того, может ли связь между самооценкой и количеством времени, проводимого в социальных сетях, быть отправной точкой изучения социальной трансформации личности.
Ожидания от селфи, беспокойство по поводу внешнего вида при использовании социальных сетей (которое многие ученые называют «зависимостью от социальных сетей), а также возможные гендерные различия между юношами и девушками рассматривали V. Boursier, F. Gioia, M.D. Griffiths [].
Влияние информационных аспектов на процессы социализации молодежи анализируется в работах Е.В. Дубровиной [], С.Г. Кара-Мурзы [], М.М. Назарова [], Р.В. Савенкова [], Г.Г. Силласте [] и др.
Влияние виртуальных социальных сетей как площадка для общения, обучения и самопрезентования, их положительное и отрицательное влияние на молодежь рассматривал в своих трудах И.А. Якоба [].
За последние годы в нашей стране было опубликовано множество работ посвященных, исследованию самопрезентования и селфи. Тем не менее, данная тема сохраняет свою актуальность в силу того, что селфи остается неотъемлемым элементом онлайн-коммуникаций пользователей практически во всех социальных сетях и широко распространено среди молодежи. Селфи и самопрезентование стало шагом к pr-аддикции.
Впервые о pr-аддикции заговорили в 2015 году. Исследователи А.П. Суходолов и А.М. Бычкова поставили вопрос о возникновении нового вида аддиктивного (зависимого) поведения и присвоили ему термин «PR-аддкиция» []. В своем исследовании они говорят о критериях «pr-аддикции» по аналогии с критериями зависимости от психоактивных веществ. В своих трудах проблему изучения признаков и проявления pr-аддикции поднимают А.Р. Бакуллина и А.Р. Дроздикова-Зарипова []. Pr-аддикцию они рассматривают как психосоциальное явление у школьников.
Разнообразие и широкое количество научных работ в сфере аддиктивного расстройства личности не обуславливает достаточную освещенность именно pr-аддикции.
В связи с этим существует устойчивое противоречие между активным ростом pr-аддикции у студентов педагогического колледжа и недостаточно разработанными условиями профилактического процесса по предотвращению pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа?
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Объект исследования: процесс профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования: педагогическая профилактика pr-аддикции у студентов педагогического колледжа будет эффективной, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «самопрезентование», «pr-аддикция»;
- учитывать специфику проявления pr-аддикции у студентов педагогического колледжа;
- разработать и реализовать в воспитательном процессе педагогические условия профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «самопрезентование», «pr-аддикция».
2. Выявить особенности проявления pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
3. Обосновать педагогические условия профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Теоретическую основу исследования составили аспекты аддиктивного поведения (Л. Весмер [], Л.М, Доддс [], М. Ландри [], Д.Р. Меерс [], В. Миллер []), профилактика аддиктивного поведения (В.А. Бардадымов [], А.Е. Бойков [], Н.А. Сирота [], Е.Б. Усова []), основополагающие работы связанные с представлением личности, в контексте самопрезентования (Н.В. Амяга [], И. Гоффман [], И. Джонс [], Ю.М. Жуков [], Р. Ковальски [], М. Лири [], Д. Майерс [], Е.В. Михайлова [], Т. Питтман [], М. Снайдер [], В. Шленкер [], А. Шутц []), исследования самопрезентования в виртуальной среде (Н.С. Козлова [], И.Р. Сушков []), интернет как аддиктивный агент (В.А. Лоскутова []), исследования гендерных особенностей при выборе фотографий и наполнения контента в социальных сетях (N.J. Hum [], P.E. Chamberlin [], B.L. Hambright [], A.C. Portwood [], A.C. Schat [], J.L. Bevan []), теоретические аспекты pr-аддикции (А.М. Бычкова [], А.П. Суходолов []).
Методологическую основу исследования составили системный подход (педагогические явления и процессы рассматриваются в контексте их целостных характеристик); когнитивно-мотивационный подход (создание мотивации через формирование мышления); личностный подход (концентрация на личностных качествах студентов, их потребностях, способностях и потенциале) и деятельностный подход (организация и управление образовательной деятельностью студентов в общем контексте их жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
? теоретические: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и социологической литературы по изучаемой проблематике, систематизация, сравнение и обобщение;
? эмпирические: тестирование, анкетирование. наблюдение, педагогический эксперимент;
? методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский педагогический колледж» г. Казани. Всего в исследование приняло участие 80 студентов 1 курса разных специальностей.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2020 г. по 2022 г.
На первом этапе – поисково-теоретическом (с сентября 2020 г. по май 2021 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия, разрабатывалась программа профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (с сентября 2021 г. по февраль 2022 г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе – обобщающем (с марта по май 2022 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем: раскрыты, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий профилактики pr-аддикции у студентов за счет определения сущности профилактики pr-аддикции у студентов педагогического колледжа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могу стать основой для создания методических разработок в практике образовательных учреждений с целью предотвращения аддиктивного поведения студентов колледжа.
Обоснованность и достоверность результатов исследования (дополню)
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2020 г. по 2022 г. в ходе опытно-экспериментальной работы в ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж» по профилактике pr-аддикции у студентов педагогического колледжа, посредствам публикации научных статей и выступления на конференциях.
Апробация исследования проводилась на следующих конференциях:
1. III Международная научно-практическая конференция «Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии» (г. Ялта 13 – 15 октября 2021 г.).
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2021 года, секция «Аддиктивное поведение современных школьников», присуждение III места за доклад на тему «Причины возникновения аддиктивного поведения у молодежи».
3. VII Международный форум по педагогическому образованию/I Международная конференция для молодых исследователей в области образования IFTE-2021 «Почему молодежь так активно занимается самопрезентованием себя в сети интернет?» (г. Казань 25 мая - 28 мая 2021 г.).
4. Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире» (1 – 2 июня 2021 г.).
5. Всероссийская научно-практическая конференция «Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива» (г. Кострома 17 – 18 марта 2022 г.).
6. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2022 года, секция «Аддиктивное поведение современных школьников», присуждение I места за доклад на тему «PR-аддикция: миф или реальность?»
7. Круглый стол «Диспозиция медиа: позитивные возможности при негативной повестке» (г. Казань, 16.05.2022 г.).
8. VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 «PR-аддикция: анализ тенденции современного поведения» (г. Казань 25 мая - 27 мая 2022 г.).
По материалам исследования были опубликованы следующие статьи и тезисы:
1. Куракина Н.А. Причины возникновения аддиктивного поведения у молодежи / / Н.А. Куракина, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2021 года: сб. тезисов (Казань, 2021) / - Казань: Издательство Казанского университета, 2021.- С. 739-740.
2. Принят к публикации тезис на тему «PR-аддикция: миф или реальность?» (Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2022 года).
3. Принята к публикации статья на тему «PR-аддикция: анализ тенденции современного поведения» (VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022).
4. Принята статья на тему «Почему молодежь так активно занимается самопрезентованием себя в сети интернет?» (вестник НЦБЖД, март 2023 г.).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.