ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современных психологических и педагогических исследований. В рамках отечественных подходов профессиональная идентичность рассматривается, как свойство личности, выражающееся во взаимосвязи когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих человеку осознание себя, как носителя определенной профессии, способствующих реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности и как критерий профессионального развития, связанный с профессиональным самоопределением.
Сущностные характеристики профессиональной идентичности тесно взаимосвязаны со структурными компонентами гендерной идентичности личности. В общественном сознании сложилось устойчивое понятие гендерной принадлежности профессии. Так, выделяют исключительно мужские профессии (летчик, шахтер, сталевар и др.) и женские профессии (воспитатель, социальный работник и др.)
Объект исследования – профессиональная идентичность.
Предмет исследования – гендерный подход в педагогике, как способ формирования профессиональной идентичности студентов.
Целью курсовой работы является изучение условий и факторов, оказывающих влияние на становление профессиональной идентичности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
? изучить понятие профессиональной идентичности, связь сущностных характеристик с гендерным подходом в педагогике;
? рассмотреть понятия, цели и направления гендерного подхода;
? проанализировать методологию гендерного подхода;
? провести исследование педагогических условий формирования профессиональной идентичности у студентов колледжа на занятиях по специальным предметам (профессиональным модулям).
Методами исследования являются анализ учебной литературы по теме работы, использование адаптированной методики Г.А. Карповой; методика Э.Э. Сыманюк и А.М. Павловой; методика А.А. Азбель.
Научная новизна. Профессионально-педагогическая активность, применение профессионально-педагогических технологий, направленных на создание у студентов положительного образа профессии и повышение уверенности в правильности профессионального выбора, требует достаточно серьезного осмысления и корректировки.
Проводимые нами исследования показывают, что процесс последовательного стабильного развития профессиональной идентичности происходит при непосредственном включении субъекта деятельности в профессиональную среду, когда происходит постоянное положительное взаимодействие субъекта деятельности с содержанием профессионального труда.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что данное исследование можно рассматривать, как попытку осознания возможностей более раннего формирования профессиональной идентичности, поиска технологий и условий профессионально – образовательного процесса, направленных на решение этой задачи.
Логика исследования обусловила структуру работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 14 наименований. Общий объем работы составляет 28 страниц.