СВОЕОБРАЗИЕ ЧЕХОВСКОГО РЕАЛИЗМА
Об актуальности проблемы специфики чеховского реализма свидетельствуют как устойчивый интерес к ней учёных, так и её значение для решения ключевых в творчестве Чехова проблем, в конечном же счёте проблема научного прочтения произведений этого писателя. Ещё в 40-е годы проблема специфики чеховского реализма в общей форме была поставлена Б.М. Эйхенбаумом в статье "О Чехове" , но и в начале 60-х констатировалось: "У нас есть неплохие, даже хорошие работы о Чехове, но ни одна из них по-настоящему не даёт ответа на вопрос о месте Чехова в истории русского реализма - не даёт по той простой причине, что чеховский реализм не поставлен в связь с реализмом Тургенева, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина" . Однако в творчестве писателя невозможно обнаружить "всеобщую жизненную связь" - краеугольный камень эстетики классического реализма.
Художественное новаторство Чехова никогда не соотносилось исследователями его творчества с величием его эстетических идей. Возможно, здесь нет противоречия: чеховские новации в области художественной формы воспринимаются такими потому, что его реализм иного типа сравнительно с реализмом его предшественников, с качественно иной эстетической "идеологией". И если сам писатель неканоничность своих эпических и драматических произведений воспринимал как новаторство, то своё отстояние от классики в отношении эстетических идей ощущал как творческую неполноценность: "писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имею один общий признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель... Мы пишем жизнь такою, какая она есть... У нас нет ни ближних, ни отдалённых целей, и в нашей душе хоть шаром покати".
Если суммировать оценки творчества Чехова, современной писателю литературной критикой, то вся позитивная их сторона сводилась в сущности к пожеланию следовать Фарватером русской классики, литературы широких философских и социальных обобщений, крупных эпических форм, словом, дорогой, апробированной десятками русских писателей. Это - свидетельство отстояния Чехова от художественной проблематики русской литературы XIX века, от привычных читателям и критикам эстетических её ориентиров. Ясно, что чеховский "объективизм" - художественный принцип писателя - современная ему весьма идеологизированная критика принимала за безыдейность, общественно-политический индифферентизм, для самого Чехова "объективизм" - особы