ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Стратегические ресурсы, наиболее перспективные и важные на сегодняшний день и в современных реалиях и в любой сфере деятельности складываются из тех знаний, умений, компетенций, навыков и инициатив, которыми обладает любой человек.
В системе среднего профессионального образования (далее – СПО), целью которых выступает подготовка кадров и для банковской сферы, крайне важной является реализация идеи перехода к новым методам подготовки специалистов, способных мыслить в современных условиях, гибко принимать решения, быть конкурентоспособными и работоспособными.
Вследствие этих тенденций и запросов, образовательная система запросила педагогов, которые могли бы создать необходимые условия для подготовки выпускника и удовлетворять требования общества к нему. У таких педагогов возникает необходимость в овладении навыками научно-методической работы. Данный навык может создать качественное и современное учебно-методическое обеспечение, организовать весь процесс обучения таким образом, чтобы студент мог раскрыться в учебной деятельности.
Разбирая вопрос именно методического обеспечения, следует отметить важность проблемы средств и методов обучения, которые будут помогать реализовывать профессиональное развитие студента. Это является первостепенной задачей системы среднего образования в отношении повышения квалификации студентов на данном уровне подготовки к обучению.
Обучение в России проходит процесс переориентации, принимаются новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и требуют обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса. На данный момент происходят процессы, которые не позволяют провести необходимую модернизацию и пагубно влияют на качество образования в целом: количество «свежей» научной литературы недостаточно для обеспечения образовательного процесса и продолжает сокращаться, а та литература, которая уже есть, по большей части является устаревшей.
При проектировании содержания учебной дисциплины в настоящее время необходимо обратить внимание на формирование системных знаний и профессионализма будущего специалиста.
Таким образом, разработка и применение на практике учебно-методических комплексов, соответствующих новым стандартам образования. Проектирование направлено на повышение качества обучения путем создания новых образовательных стандартов. Именно это обосновывает актуальность разработки учебно-методического обеспечения для дисциплины по подготовке специалистов банковского дела, на основе проектирования.
Вопросы разработки учебно-методических дисциплин и особенности проектирования отражены в трудах В.С. Леднева, К.Я. Вазиной, Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, С.И. Махмутова, А.С. Беляевой, В.В. Краевского, Л.Г. Семушиной, А.М. Новикова, В.М. Соколова и других ученых.
Цель исследования – рассмотрение теоретических аспектов проектирования учебных занятий и разработка на основе теоретической базы заданий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» (по специальности 38.02.07 «Банковское дело»).
Задачами данного исследования являются:
1) рассмотреть основы проектирования в педагогической теории и практике;
2) раскрыть сущность педагогического проектирования как вида профессионально-педагогической деятельности;
3) провести анализ учебно-методического обеспечения на базе «Нижегородского губернского колледжа»;
4) разработать программу дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»;
5) разработать содержание практических занятий «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» ;
6) разработать контрольно-оценочные средства учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
База исследования: ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж».
Объектом исследования является учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.
Предмет исследования – разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Теоретическая значимость:
- дано понятие и раскрыто содержание понятия «проектирование учебных занятий»;
- дана сущность педагогического проектирования;
- проведен анализ учебно-методологического обеспечения базы исследования.
Практическая значимость:
- спроектирована программа дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» (по специальности 38.02.07 «Банковское дело»);
- разработано содержание практических занятий по дисциплине;
- разработаны критерии оценивания практических заданий и освоения курса.
При изучении данной темы были использованы следующие методы: анализ, синтез, классификация, дедукция, наблюдение, описание.
Структура исследования включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, каждая из которых разбита на параграфы, заключение и список литературы.