Одной из главных задач ФГОС ДО является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками [25].
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе развития дошкольников.
Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации - игра. Поэтому в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, необходимо применять развивающие игры. Внедрение игровых технологий – одно из требований ФГОС ДО.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля) [18].
Технология развивающих игр дает ребенку возможность проявить самостоятельность в игре. Ребенок выступает как активная сторона, и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
Значение игры для развития ребенка подчеркивают многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, педагог не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы интеллектуального развития.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе [22].
Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Теорию игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые системы дидактических игр (например, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и т.д.).
Несмотря на глубокую изученность как общих, так и частных аспектов интеллектуального развития и воспитания дошкольников, проблема развивающих игр как средства интеллектуального воспитания старших дошкольников в целом еще недостаточно исследована в дошкольной педагогике.
Проблема нашего исследования – как и какие средства способствуют развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста?
Объект – процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – использование технологии развивающих игр в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и составить комплекс развивающих игр, способствующий развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
? Рассмотреть понятие и сущность технологии развивающих игр.
? Изучить возможности применения технологии развивающих игр как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
? Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
? анализ методической и психолого-педагогической литературы;
? анализ продуктов деятельности (диагностические методики).