ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
1.1 Понятия и значение стадии возбуждения уголовного дела
Уголовный процесс – это деятельность, направленная на защиту личности, ее прав и свобод, укрепление законности и правопорядка, что является одной из важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Составляющими элементами уголовного процесса являются его стадии. Самая первая стадия уголовного процесса есть стадия возбуждения уголовного дела [9, c. 4].
Стадия возбуждения уголовного дела является первоначальной стадией уголовного судопроизводства. От соблюдения норм Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК РБ) при проверке сообщения о преступлении во многом зависит законность и обоснованность решения о возбуждении уголовного дела. В случае установления в ходе производства предварительного расследования либо судебного разбирательства факта вынесения постановления о возбуждении уголовного дела с нарушением норм УПК РБ, все последующие следственные и процессуальные действия, проведенные по уголовному делу, утрачивают свое доказательственное значение. В связи с этим органам и должностным лицам, принимающим, рассматривающим сообщение о преступлении и проверяющим законность и обоснованность решений, вынесенных по итогам их рассмотрения, следует неукоснительно соблюдать положения международных актов, Конституции Республики Беларусь, УПК РБ. Деятельность по рассмотрению и проверке сообщений о преступлениях должна быть направлена на решение задач уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 7 УПК РБ, т. е. на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Возбуждение уголовного дела является первой из стадий уголовного судопроизводства и служит основой для всех следующих — предварительного расследования, судебного разбирательства. Именно по итогам возбуждения уголовного дела выносится соответствующее процессуальное решение, оформляемое в виде постановления о возбуждения уголовного дела, являющееся основанием для дальнейшего производства по уголовному делу. Возбуждение уголовного дела признается правовым основанием для дальнейших процессуальных действий по уголовному делу при расследовании преступления и рассмотрения дела судом по существу [29].
Правильное и законное реагирование на информацию о преступлении служит гарантией быстрого и полного расследования преступлений, изобличения виновных, а также права на судебную защиту (ст. 60 Конституции Республики Беларусь) и в то же время позволяет исключить необоснованное уголовное преследование и незаконное ограничение прав и свобод граждан началом производства по уголовному делу. Стадия возбуждения уголовного дела включает:
• получение информации о преступлении; проверку информации;
• принятие итогового решения;
• проверку законности принятого решения [30].
Возбуждение уголовного дела – стадия уголовного процесса, на которой уполномоченные на осуществление уголовного преследования государственные органы и должностные лица осуществляют деятельность по выявлению признаков общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, лиц, виновных в их совершении, а также принимают решение о начале уголовного преследования лиц, совершивших преступление, независимо от наличия сведений о личности такого лица [9,c. 5].
Термин «возбуждение уголовного дела» наряду с указанным означает самостоятельный институт уголовно-процессуального права, а именно совокупность правовых норм, определяющих порядок приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, а также порядок судебного контроля, прокурорского надзора, процессуального контроля за законностью и обоснованностью принятия следователем, органом дознания соответствующих процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела [16].
Одновременно под термином «возбуждение уголовного дела» понимается непосредственно процессуальный акт, вынесенный органом дознания, начальником следственного подразделения, следователем, прокурором, в котором указывается решение о начале производства по уголовному делу и кто это производство будет осуществлять.
В теории уголовного процесса существует общепринятое мнение, что стадия возбуждения уголовного дела включает в себя несколько этапов.
Условно ее можно разделить на четыре этапа:
1. прием и регистрация сообщений о преступлениях;
2. анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;
3. проверка сообщения о преступлении;
4. разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя [4].
Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела.
Стадия возбуждения уголовного дела:
начинается с момента поступления в органы внутренних дел сообщения о преступлении, а
заканчивается одним из трех решений:
1. вынесением постановления о возбуждении уголовного дела;
Когда становится известно о совершенном преступлении, по факту которого уголовное дело может быть возбуждено только при наличии заявления пострадавшего, а пострадавший по уважительной причине не может самостоятельно защитить свои права и законные интересы или преступление существенно затрагивает общественные или государственные интересы, уголовное дело в таком случае может быть возбуждено прокурором без заявления пострадавшего.
2. вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
3. о направлении материалов проверки сообщения о преступлении по подследственности [14].
По своему содержанию стадия возбуждения уголовного дела включает в себя систему действий и решений, направленных на выяснение действительных обстоятельств и установление в них признаков конкретного преступления, а также закрепление полученных сведений: получение сообщения о преступлении, его процессуальное оформление и рассмотрение; принятие мер по предотвращению или пресечению преступления и сохранению его следов; проведение при необходимости проверочных действий; систематизация и анализ собранных материалов; принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о направлении сообщения по подследственности; уведомление заявителя, иных заинтересованных лиц и прокурора о принятом решении и др. [30].
Круг участников стадии возбуждения уголовного дела существенно ограничен. Основное правоотношение образуется и развивается между заявителем о преступлении, с одной стороны, и органом уголовного преследования, с другой стороны. Вместе с тем участниками данной стадии могут быть судья, специалист, понятой.
Цель стадии возбуждения уголовного дела: установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т. е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.
Каждая стадия уголовного процесса имеет свои конкретные задачи, осуществляя их, органы, ведущие уголовный процесс, выполняют общие задачи уголовного процесса, установленные в ст. 7 УПК [16].
К задачам стадии возбуждения уголовного дела относятся:
установление наличия или отсутствия признаков преступления;
выяснение обстоятельств исчезновения лица и установление его местонахождения;
выяснение вопроса о том, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, предусмотренные в ст. 29 УПК.
Значение данной стадии уголовного процесса заключается в том, что своевременное и обоснованное возбуждение уголовных дел имеет большое предупредительное и воспитательное значение, поскольку способствует укреплению убежденности населения в неотвратимости наказания, справедливости законодательства, надлежащем уровне борьбы с преступностью, надежности зашиты правоохранительными органами интересов граждан и государства от преступных посягательств. Производство по заявлениям и сообщениям о преступлениях представляет собой своеобразный фильтр, который позволяет уполномоченным на то государственным органам отделить преступление от проступка, принять решение о необходимости производства расследования или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела без достаточных оснований, равно как и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, являются не только грубыми нарушениями законности, но и приводят к напрасной затрате сил и средств правоохранительных органов и к созданию чрезмерной нагрузки в их работе [14].
Таким образом, возбуждение уголовного дела — это первоначальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся непосредственными задачами, специфическими субъектами, средствами и сроками, а также отграничивающаяся от других стадий итоговым решением — постановлением о возбуждении уголовного дела.
1.2 Поводы для возбуждения уголовного дела
Для того чтобы начать уголовно-процессуальное судопроизводство в связи с совершенным, совершаемым или готовящимся преступлением или совершением общественно опасного деяния невменяемым, необходимо наличие поводов.
Повод к возбуждению уголовного дела — это установленный уголовно-процессуальным законом источник информации о готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении, получение которого органом уголовного преследования влечет необходимость разрешения вопроса о начале производства по уголовному делу. С момента получения повода начинается уголовно-процессуальная деятельность. Перечень поводов, указанных в статье 166 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), является исчерпывающим [9, с. 7].
В соответствии со ст. 166 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления граждан; явка с повинной; сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций; сообщение о преступлении в средствах массовой информации; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Заявления граждан – это наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Такое заявление представляет собой обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, принявшими заявление. Протокол должен также содержать сведения о заявителе [28].
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
Если заявитель имеет какие-либо документы или предметы, подтверждающими сделанное им заявление и способные в последующем быть доказательствами, то при отсутствии возражений гражданина последние приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.
Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. При наличии в анонимном заявлении сведений о преступлении, производится предварительная проверка и, в случае если обнаруживаются признаки преступления, возбуждается уголовное дело. Поводом к возбуждению дела будет непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления[16].
В случае когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.
Явкой с повинной есть добровольное обращение лица в правоохранительные органы с сообщением о факте совершения им преступления. Процессуальный порядок оформления явки с повинной изложен в ст. 169 УПК Республики Беларусь.
Юридические признаки явки с повинной:
1) лицо добровольно явилось в правоохранительные органы.
В ч. 3 ст. 169 УПК названы: орган дознания; лицо, производящее дознание; следователь; прокурор. Судам следует особо проверять факт добровольности такой явки. Нельзя признавать явку с повинной в том случае, если лицо было вынуждено сообщить об обстоятельствах преступления вследствие неопровержимых улик либо заявило о совершенном им преступлении, заведомо зная о своем разоблачении.
2) лицо сообщило о содеянном.
Заявление о повинной может быть сделано в любой форме: как письменно, так и устно. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, устное E заносится в протокол, который подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление.
3) сообщение лица о содеянном в соответствии с ч. 1 ст. 169 УПК может быть сделано до объявления ему постановления: о возбуждении в отношении него уголовного дела, о признании подозреваемым, о применении меры пресечения, о привлечении его в качестве обвиняемого [35].
На практике известно немало случаев, когда лицо сообщает о совершенном преступлении в ходе производства дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства. И в этих случаях сделанное заявление отражается не в протоколе производимого следственного действия, а в специально составляемом протоколе. Лишь суд, узнавший о явке с повинной в процессе рассмотрения дела по существу, отражает полученные им сведения в протоколе судебного заседания. В зависимости от характера сделанного обвиняемым заявления орган уголовного преследования решает вопрос о возбуждении нового уголовного дела или о необходимости включения полученных данных в уже имеющееся обвинение в качестве нового эпизода преступной деятельности. В последнем случае лицу предъявляется новое обвинение [9, с. 8].
Раскрытие виновным обстоятельств совершения преступления после объявления ему указанных процессуальных документов может расцениваться как признание своей вины и раскаяние в содеянном.
Сообщение должностных лиц государственных органов, а также иных организаций о преступлении должно быть сделано в письменной форме. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения о преступлении. Хотя уголовно-процессуальное законодательство не регламентирует во всех деталях форму и содержание таких сообщений, но исходя из общих правил служебного делопроизводства названные сообщения должны быть сделаны на соответствующем фирменном бланке, иметь штамп или печать, а также подпись полномочного должностного лица данной организации.. При этом должностные лица указанных организаций не предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 400 Уголовного кодекса Республики Беларусь за заведомо ложный донос, поскольку субъектом данного преступления они не являются [16].
Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, может служить поводом к возбуждению уголовного дела. Должностное лицо средств массовой информации, которое распространило сообщение о преступлении, по требованию органа уголовного преследования обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение. Источник информации и имя лица, представившего сведения, должны быть названы только по требованию органа, ведущего уголовный процесс, если это необходимо для предварительного расследования или рассмотрения дел, находящихся в его производстве (ст. 171 УПК).
Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления, будет рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела в том случае, когда должностные лица указанных органов возбуждают уголовные дела по собственной инициативе на основании информации, полученной непосредственно в процессе своей деятельности, в т.ч. в ходе проведения проверок, расследования другого уголовного дела, в ходе деятельности по охране общественного порядка и т.д.
Суд, установив в ходе производства по делу признаки общественно опасного деяния, вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 33 УПК) и направить материал органу уголовного преследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, заведомую ложность показаний свидетеля) [28].
Обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования. Заявление или сообщение о преступлении, поступившие в суд, за исключением поданных в порядке частного обвинения, направляются прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель.
Порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях детально регулируется ведомственными нормативными правовыми актами.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что деятельность на стадии возбуждения уголовного дела представляет собой форму уголовно-процессуального доказывания, являющегося составной частью (подсистемой) целостной системы доказывания в уголовном процессе.
Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее трех суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела – не позднее десяти суток [9, c.12].
Таким образом, повод для возбуждения уголовного дела представляет собой установленный уголовно-процессуальным законом источник информации о готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении, получение которого органом уголовного преследования влечет необходимость разрешения вопроса о начале производства по уголовному делу. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления граждан; явка с повинной; сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций; сообщение о преступлении в средствах массовой информации; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
1.3 Основания для возбуждения уголовного дела
Повод является лишь предлогом для обсуждения вопроса о возможности или невозможности возбуждения уголовного дела. Для принятия по данному вопросу позитивного решения требуется наличие соответствующих оснований.
Под основанием в науке подразумеваются явления или стороны явлений, которые служат первоначальным источником, определяющим существо и развитие всех остальных производных явлений или их сторон, находясь с ними в отношении диалектической взаимообусловленности [12].
Основание для возбуждения уголовного дела– наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Понятие «основание для возбуждения уголовного дела» в уголовно-процессуальном законе подробно не раскрывается.
Понятие «достаточные данные» является оценочным, т. е. относительно определенным понятием, содержание которого выявляется только с учетом конкретных ситуаций [9, c. 9].
При определении основания к возбуждению уголовного дела надо учитывать:
1. круг обстоятельств, сведениями о которых надо располагать;
2. уровень знаний об этих обстоятельствах (вероятность совершения преступления).
Понятие «основание к возбуждению уголовного дела» включает как данные о фактическом событии, так и данные о его уголовно-правовых признаках. Чаще всего это данные об объекте и объективной стороне преступления, реже — о субъекте и субъективной стороне преступления [28].
Проводя анализ первого основания возбуждения уголовного дела, стоит обратить внимание на употребление законодателем термина «данные». Его следует отличать от понятия «доказательства». Данные и доказательства соотносятся как общее и частное.
Первые могут быть получены процессуальным и непроцессуальным путем, в том числе оперативным, носить вероятностный, предположительный характер. Вторые должны быть собраны, проверены и оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с установленными УПК правилами [15].
Закон в общих чертах определяет основания к возбуждению уголовного дела. В ст. 167 УПК говорится, что дело может быть возбуждено:
? когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;
? в связи с исчезновением лица, если в течение десяти суток момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представилось возможным.
Обращает на себя внимание то, что в диспозиции данной нормы речь идет о двух явлениях: фактических данных и признаках преступления. Таким образом, основание к возбуждению уголовного дела характеризуется как с юридической стороны (наличие признаков преступления), так и с фактической (достаточность данных) [34].
Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК. В его основу должны быть положены не единичные фактические данные, а определенная их совокупность. Речь, следовательно, должна идти о выполнении определенной системы познавательных действий для введения в уголовный процесс совокупности фактических данных о признаках конкретного преступления. Это могут быть объяснения граждан; материалы проверок, ревизий; кино-, фото-, видео- и аудиодокументы; протоколы осмотра предметов, документов, помещений и т. п. [12].
При этом необходимо иметь в виду, что не всегда в момент возбуждения уголовного дела фактические данные, которыми располагают органы дознания, следователь, прокурор, могут быть исчерпывающими, полными и точными. На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования. Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все признаки состава преступления (это, главным образом, задача последующих стадий процесса). Как показывает практика, имеющиеся данные должны, как минимум, указывать на наличие события (деяния), содержащего все или некоторые признаки преступления, т. е. иметь отношение к объективной стороне и объекту преступления [4].
Установление их полноты является задачей стадии процесса, следующей за возбуждением уголовного дела. По этой причине в момент возбуждения уголовного дела полной уверенности в наличии преступления может и не быть.
Так, например, факт обнаружения трупа со следами насильственной смерти сам по себе является основанием для возбуждения уголовного дела, хотя в дальнейшем расследованием может быть установлено, что в действительности произошло самоубийство или смерть наступила в результате несчастного случая.
Следует обратить внимание на то, что наличие признаков преступления не всегда влечет возбуждение уголовного дела. Так, оно не может быть возбуждено, если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, указанные в ст. 29 УПК. Более подробно они будут раскрыты при характеристике оснований к отказу в возбуждении уголовного дела [34].
Самостоятельным основанием является факт исчезновения лица. В этом случае для положительного решения вопроса о возбуждении уголовного дела не требуется установить наличие признаков совершения в отношении этого лица преступления, а достаточно данных, что местонахождение лица неизвестно. В таком случае презюмируется, что лицо стало жертвой преступления, и целью производства предварительного расследования на первоначальном этапе будет проверка безвестного исчезновения лица не только посредством оперативно-розыскных мероприятий, но и с использованием процессуальных средств [30].
Следует отметить, что до внесения в УПК изменений в 2003 году для возбуждения уголовного дела по этому основанию требовалось такое условие, как наличие данных о том, что лицо могло стать жертвой преступления. В настоящее время закон связывает рассматриваемое основание к возбуждению уголовного дела лишь с фактом необнаружения лица в установленный срок. В случае, когда при исчезновении лица имеются данные о совершении в отношении его преступления, уголовное дело должно быть возбуждено по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 167 УПК [12].
Закон не содержит ответа на вопрос о том, кто может выступать инициатором начала уголовно-процессуальной деятельности по установлению обстоятельств исчезновения.
Очевидно и то, что таким правом должны обладать родственники, законные представители пропавшего.