Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Особенности развития музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности

марина_прокофьева 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2022
Цель курсовой работы – выявить особенности развития музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Для достижения цели курсовой рааботы были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть развитие музыкальных способностей детей как педагогическую проблему. 2. Изучить виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. 3. Определить педагогические условия развития музыкальных способностей детей. 4. Разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Объект курсовой работы: процесс развития музыкальных способностей детей в образовательной системе детского образовательного учреждения. Предмет курсовой работы: совокупность педагогических условий и средств формирования музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкального развития. Методологической основой исследования основы возрастной педагогики и психологии (Л.C. Выготский, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова), теория организации музыкальной деятельности дошкольников (H.A. Ветлугина, К.В. Тарасова, О.П. Радынова, Т.А), теория развития способностей (П.П.Блонский, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников). Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Введение

Музыка является активным помощником в творческом и художественно-эстетическом развитии и воспитании детей. Развитие музыкально – творческих способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, поскольку дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкально-творческих. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Проблема воспитания музыкальных способностей сложна и актуальна на современном этапе. Решение этой проблемы связано с вопросами общего развития и воспитания ребёнка, со становлением его личности. Способность к творчеству – это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, и представляет ни с чем несравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она развивает при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение дошкольников. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческое начало, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу музыкально – творческой способности. Музыкальные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием. Музыкально-игровая деятельность позволяет судить о своеобразии музыкального развития каждого ребёнка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий и самостоятельной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3-5 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………................................6 1.1 Развитие музыкальных способностей детей как педагогическая проблема……………………………………………………………………….6-11 1.2 Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….11-18 Вывод по первой главе…………………………………………………..19 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ ……………………………...20 2.1 Педагогические условия развития музыкальных способностей детей…………………………………………………………………………20-26 2.2 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников……………………………………………….26-32 Вывод по второй главе………………………………………………….33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..34-35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………36-38
Список литературы

1. Абраменкова, Н.Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность / Н. Ф. Абраменкова. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020. – № 4 (4). – С. 1–3. 2. Акбарова, Р.Т. О Творческое развитие в процессе музыкально- хореографической деятельности детей. –М.: СОЮЗ, 2017. – 56 с. 3. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2018. - 196 с. 4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с. 5. Березина, В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 2018. – 60с. 6. Бондаренко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис– пресс, 2019. – 176 с. 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Сфера, 2017. – 278 с. 8. Бочкарева, Л.П. Театрально–игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 2020. – 301с. 9. Венгер, Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. –М.: Союз, 2020. – 189 с. 10. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., Просвещение, 2018. – 483 с. 11. Веракса, Н.Е., Булычева, А.И., Варенцова, Н.С. и др. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 94 с. 12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., Гардарики, 2018. – 149 с. 13. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – М., Учпедгиз, 1956. – 305 с. 14. Выготский, Л.С. Психология искусства / под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2018. – 344 с. 15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2018. – 287 с. 16. Дружинин, В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Текст] В. Н. Дружинин. – М.: Спб, 2016. – 656 с. 17. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2019. – 464 с. 18. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского / О. М. Дьяченко // – М.: Просвещение, 2016. – 345 с. 19. Захарюта, Н.А. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С.10 – 12. 20. Зимина, А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ / В.П. Зинченко //–М.: Гном – Пресс, 2019.– 124 с. 21. Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с. 22. Комарова, Т.С. Красота – Радость – Творчество / Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 128 с. 23. Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста / Учеб. – Метод. пособие: В 2 ч./ Т.Ф. Коренева–М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 120 с. 24. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2020. – 93 с. 25. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность дошкольников [Текст] / Н.С. Лайте. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 320 с. 26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М., Учпедгиз, 1965. – 147 с. 27. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. 28. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 1. – С.19. 29. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 631 с. 30. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. – М.: ТОО Горбунок, 2018. – 127 с. 31. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Педагогика. – 2020. - № 5. – С. 45 – 48. 32. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М., Слово, 2018. – 179 с. Электронные ресурсы Интернет: 33. Зуева, С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования / С. П. Зуева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 10 (45). – С. 331-333. - URL: https://moluch.ru/archive/45/5466/ (дата обращения: 01.05.2022). 34. Лебедева, Е. Л. Использование «орфовских инструментов» в работе с детьми, имеющими нарушение речи/Е. Л. Лебедева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. –2016. – № 12.6 (116.6). – С. 87-90. – URL: https://moluch.ru/archive/116/32019/ (дата обращения: 01.05.2022).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Развитие музыкальных способностей детей как педагогическая проблема Музыкально–творческая активность – одна из главных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В музыкальной педагогике существуют различные, порой противоречивые точки зрения о природе музыкальных способностей: имеют ли они врождённые свойства ребёнка или развиваются в результате воздействия на ребёнка окружающей социальной среды в процессе обучения и воспитания. На разных исторических этапах музыкальной педагогики и психологии, существуют различные подходы к разработке теоретических и практических аспектов проблемы развитости музыкальных способностей. Давно известно, что дошкольное детство – является периодом, на протяжении которого главную роль в психическом становлении ребёнка играет его эмоциональная сфера, а музыка – является эмоциональным искусством по своему содержанию. Исследования (Б.А. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и др.) показали, что музыкальное искусство содержит в себе неисчерпаемые возможности для обогащения эмоционального опыта, в нем отображается богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний. Б.М. Теплов внес значительный вклад в разработку понятие «способности». Он утверждает, что «врожденными способностями считаются лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, а сами способности являются продуктом развития». И что, «способности – являются внутренними условиями развитости ребёнка, которые формируются в процессе взаимодействия с внешним социальным миром». Б.М. Теплов выделил три признака в понятии «способности»: «Во-первых – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых – это индивидуальные способности, которые имеют отношение к успешности выполнения в любом виде деятельности. В-третьих – это не те знания, умения и навыки, которые уже имеются у данного ребёнка». «Способности, – по мнению Б.М. Теплова – не существуют иначе, как в постоянном процессе развития. Способность со временем теряется, если её не развивать на практике. Только благодаря постоянным систематическим упражнениям, мы можем поддержать и развить дальше соответствующие способности». Специальные способности представляют способности к видам деятельности, которые помогают ребёнку достигнуть высоких результатов. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время для их развития. Раньше всех проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. А.Н Леонтьев считает, что определённого уровня развитости музыкального слуха можно добиться и у детей, которые с рождения не обладают звуковысотным слухом (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей) . Если с помощью специальных упражнений учить ребёнка интонировать звуки, т.е. воспроизводить их чистоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и ребёнок оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал это раньше. Музыкальные способности считаются специальными, так как они развиваются в результате обучения, обеспечивая успешность музыкальной деятельности. Н.А.Захарюта считает, что музыкальные способности формируются ещё в дошкольном возрасте, выделяя ряд компонентов: – музыкальный слух – звуковысотный, тембровый и мелодический, – музыкальная память – кратковременная и долговременная, – чувство ритма – точное воссоздающее и творческое импровизационное. Все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно различали в звуках своей речи, природы различные свойства – интонацию, высоту, длительность. Стала появляться интонационная выразительность, на основе которой возникали простейшие художественные образы, формировались музыкальные лады. Со временем способности человека к восприятию музыки, сочинению, исполнению совершенствовались. Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности: 1. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Ведь, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство – является одной из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. 2. Музыкально-слуховые представления, они отражают движение мелодии. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкальнослуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкальнослуховые представления включают в себя память и воображение. Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Высокая степень его развитости является основой музыкальной памяти и воображения. 3. Ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности её ритма, его точного воспроизведения на основе эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, и его воображения. Таким образом, все выше перечисленное ещё раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить музыкальным развитием ребёнка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. Развитие музыкальных способностей, как и творческих и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки (умение её слушать, анализировать), а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Ведь размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребёнка, делает процесс обучения более эффективным. Музыкальность, как система музыкальных способностей, не только развивается, но и формируется в каждом виде музыкальной деятельности. Однако в некоторых видах музыкально-игровой деятельности те или иные способности развиваются наиболее активно. Таким образом, музыкальное способности – это часть способностей, которые развиваются в музыкально-игровой деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние на уровень развитости творческих способностей в целом. Следовательно, такие способности являются музыкально-творческими». Чтобы творческие проявления ребёнка на занятиях имели более целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо: отбирать музыкальный ряд для музыкально-игровой деятельности, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков, а так же отвечать дидактическим требованиям; использовать методы, приёмы и формы работы, которые способствуют созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости; выбирать приёмы показа элементов творчества в различных видах музыкальной деятельности дошкольников, импровизировать различными способами; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов музыкально-игровой деятельности, опираясь на тематику занятия. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов мы определяем музыкально-творческие способности в единстве трёх критериев: развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности, развитость межличностных отношений у детей в коллективном творчестве, творческая развитость детей в элементарном музицировании. Критерии и их показатели: развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности проявляется в наличии эмоционального чувства выразительности в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании, владении разнообразной гаммой чувств и игровой ролью образности, которых выражены музыкально-творческие способности; развитость межличностных отношений у детей в коллективном творчестве проявляется в доброжелательности, открытости, в желании быть среди детей в группе, импровизации новых игр, владением необходимыми в этом возрасте навыками этикета в общении с взрослыми и детьми, в раскованности и творческом выполнении пластических и интонационноречевых импровизации; творческая развитость детей в элементарном музицировании проявляется в многочисленных и эмоционально-ярких характеристик музыкальных образов, включённых в игровое задание, владением звуковысотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым интонированием мелодической линии, естественным звуком. 1.2 Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Общее понятие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста определил Г.М. Науменко: «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». В современной теории и методике музыкального воспитания можно выделить четыре основных вида музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои разновидности. Так, например, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать или сопутствовать другим видам музыкальной деятельности. Исполнительство и творчество чаще встречаются в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя общие познания в музыке как виде искусства, сведения о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Виды музыкальной деятельности имеет свои особенности и предполагают овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, оказывают специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. О.П. Радынова обозначила структуру и взаимодействие видов музыкальной деятельности, продолжив работу Н.А Ветлугиной. Музыкальная деятельность включает восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох); исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения); творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства); музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры). Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Например, с помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство, музыкально-слуховые представления развиваются с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах и т.д. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие. Восприятие музыки в детском саду, как вид музыкальной деятельности, включает в себя музыку для слушания, музыку для исполнения, музыкально- дидактические игры. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по- настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Основными видами исполнительства у детей в дошкольных учреждениях является пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса. Музыкально- ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями. Педагоги должны подбирать музыкальный материал, который должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения. Детское музицирование или игра на музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах еще в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов.В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. В настоящее время современные педагоги продолжают и развивают этот вид деятельности. Таким образом, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах - каждый из этих видов деятельности способствует развитию музыкальных способностей, накопляет опыт исполнительства, оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников, развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Отсюда следует: чтобы у ребенка развилось музыкальное творчество и он мог что-то сочинить, педагогу необходимо постоянно развивать его основные музыкальные способности. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д. Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным и т.д. Музыкально-образовательная деятельность не существует отдельно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия, исполнительства, творчества. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Например, для развития музыкального восприятия нужны общие знания (о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т.д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). Таким образом, обобщая и анализируя музыкально-образовательную деятельность, можно сделать вывод, что каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Поэтому в процессе обучения детей музыке педагог должен использовать все виды музыкальной деятельности детей в различных формах организации обучения. Только тогда ребенок будет полноценно развит и образован. Вывод по первой главе Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои особенности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ 2.1 Педагогические условия развития музыкальных способностей детей Рассматривая проблему развития музыкальных способностей старших дошкольников, мы выяснили, что музыкальная деятельность может ока
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg