Потребительское поведение — это не только экономический, но и социально-психологический феномен.
В течение жизни у человека возникают самые разнообразные потребности: в пище, одежде, жилье и т.д. Человеческие потребности практически неутолимы, так как всегда есть и будут ограничения в ресурсах для их полного удовлетворения. Необходимо уметь распределять имеющиеся ресурсы так, чтобы в условиях их ограниченности максимально эффективно удовлетворять потребности человека.
Каждый супермаркет предлагает покупателю множество товаров, но из-за того, что у человека ограниченные финансовые ресурсы, он не может удовлетворить все свои запросы. Поэтому потребитель интересуется ценами и покупает те товары, которые лучше всего подходят его желаниям и возможностям.
Каждый потребитель задается тремя вопросами: 1. Что купить? 2. Сколько это стоит? 3. Будет ли достаточно денег, чтобы сделать покупку? Ответом на первый вопрос будет полезность вещи для потребителя, ответом на второй-цена товара, а на третий-доходы потребителя. Данные три вопроса: полезность, цена и доход, составляют содержание теории поведения потребителей.
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Поэтому для производителя важным является изучение потребительских предпочтений с экономической, социологической, психологической и культурологической точки зрения.
Актуальность этой темы заключается в том, что поднятые в ней проблемы имеют огромное значение как для отдельного человека или группы людей, в форме потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Целью данной работы является выявление особенностей потребительского поведения в рыночной экономике, а также выяснение факторов для стимулирования роста внутреннего спроса в стране.
Задачи данной работы: проанализировать понятие «потребительское поведение», «потребительский выбор»; изучить факторы, влияющие на выбор потребителя; рассмотреть поведения потребителей в РФ и проанализировать факторы, влияющие на потребительские предпочтения в России за последние года.
Объектом этого исследования являются потребители Российской Федерации.
Предметом исследования является социально-экономические факторы, определяющие потребительское поведение потребителей и его особенности в рыночной экономике.
Методы и приёмы: анализ и синтез теоретических материалов, сравнение динамики изменения потребностей людей и формулировка вывода.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.