ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
1.1. Понятие и сущность коррупции
Возможность эффективного противодействия коррупции во многом зависит от всестороннего исследования данного явления. Безусловно, как научное понятие, «коррупция» нуждается в своем однозначном и достаточно полном определении. Кроме этого, как считает Г. С. Гончаренко - коррупция везде и всегда проявляется одинаково, причины и последствия ее одинаковы. В настоящее временя сложилось два основных подхода к определению понятия «коррупция» – классический и современный.
В рамках классического подхода термин «коррупция» использовался, главным образом, для характеристики общего морально-нравственного состояния общества. Первые из известных упоминаний о коррупции (в наиболее простой ее форме – подкупа и взяточничества) относятся ко времени расцвета цивилизации Междуречья. В римском праве «corrumpere» – разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, но в тоже время и подкупить судью (претора). Предусматривались в качестве отдельных важных исков actio de albo corruptio – против того, кто повредил или изменил выставленный текст судебного эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся черными или красными буквами.
В современных подходах можно выделить два направления. В одном случае термин используется как синоним, и обозначает продажность служебных действий. Этот список должностных преступлений с течением времени постоянно расширяется, в него добавлено вымогательство, растрата, протекционизм, подкуп избирателей и др. Во втором случае под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.
Исследование этимологии слова «коррупция», по мнению ученых Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, позволяет сделать вывод о его многозначном толковании с момента своего появления. «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы, упускать возможности, истощать источник, уничтожать имущество пожаром, губить свободу, обольщать женщин, развращать молодежь, искажать смысл, фальсифицировать результаты, позорить достоинство
Свое законодательное закрепление понятие «коррупция впервые в истории, получило в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В пункте 1 статьи 1 дается следующее определение:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица…
Данное определение не является полным и раскрывает не все формы проявления коррупции. Российские ученые-правоведы справедливо отмечают, что антикоррупционная политика государства не должна сводиться только к борьбе с взяточничеством, которое, по сути, представляет собой одну из простейших форм проявления коррупции. Кроме этого, коррупция существует не только в сфере государственного и муниципального управления, но и в частном секторе. Таким образом, большое число самых различных деяний, имеющих коррупциогенную сущность не подпадают под действие правовой системы государства. Это существенно ограничивает возможности правового воздействия на коррупционные отношения.
Международное сообщество сформировало свои стандарты в определении коррупции. При этом для международных конвенций характерно своеобразное толкование понятия «коррупция», там четкое определение понятия отсутствует, но есть перечень коррупционных преступлений. По мнению многих исследователей, это создает условия более широкого применения антикоррупционного законодательства.
Определенный подход к понятию коррупции был сформулирован в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года. Коррупция понимается как «совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».
Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
В документах ООН и Совета Европы коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. Исходя из этого, коррупция, в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.
Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.
Одно из наиболее кратких современных определений коррупции принадлежит Джозефу Сентурия (Joseph Senturia): «злоупотребление публичной властью ради частной выгоды».
Сущность любого понятия можно определить, как совокупность его внутренних характерных черт и свойств, без которых это понятие теряет свою особенность и своеобразие. Определение сущностных характеристик коррупции и выявление ее внутреннего содержания, в современных условиях, представляется как достаточно сложная задача. Это обусловлено способностью коррупции проникать, в буквальном смысле, во все сферы общественных отношений, приобретая устойчивые формы, и создавая некую иллюзию обыденности и непобедимости. Несмотря на это, сущность коррупции или ее внутреннее содержание, во всех случаях, может характеризоваться, как использование конкретным человеком своих властных полномочий в целях извлечения «наживы», и как проявление этим человеком своей способности, ради «наживы», пренебрегать нравственными принципами.
В основе негативного отношения к коррупции лежит, вполне определенная, целесообразность приверженности человека, наделенного властными полномочиями, нравственным принципам. Эти принципы требуют от человека отказаться от злоупотребления властью, а в отношении себя лично придерживаться принципа социальной справедливости, тем самым, не ставя себя выше подвластных ему людей.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова характеризует коррупцию как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
По мнению И.Ю. Тимофеевой, коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, руководитель организации, преподаватель, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания. Таким образом, сущность коррупции тесно связана с природой человека и его способностью действовать в определенной ситуации вопреки нравственным принципам. Знаменитый античный философ Сократ из Афин считал, что «государством должны управлять люди, понявшие истинный смысл человеческой жизни, сами живущие в соответствии с этим пониманием (умеренно, бескорыстно, стремясь делать добро) и, вместе с тем, – знающие, как помочь своим согражданам найти дорогу к такой же доброте и счастливой жизни. Цари и начальники, – говорил Сократ, – это не те, что имеют скипетры или избраны кем бы то ни было, или получили власть по жребию, или насилием, или обманом, но те, которые умеют управлять.
Коррупционную преступность сегодня с уверенностью можно назвать традиционным и достаточно распространенным видом преступности, существующем не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. В подтверждение этому, следует отметить мнение известных ученных которые определяют коррупцию как тотальную, отмечая Россию как наиболее коррумпированное государство мира, где коррупция стала едва ли не главным способом экономического развала страны, разрушения системы государственной власти и управления, срыва рыночных реформ и криминальной деформации правосознания общества.
Таким образом, в условиях провозглашения идеологического многообразия однозначное определение сущности коррупционных отношений представляет собой сложную проблему, которая требует своего решения.
1.2. Виды коррупции и принципы ее противодействия
Учитывая многообразие форм проявления коррупции, в современной российской и зарубежной науке сложились следующие подходы к классификации видов данного понятия.
По статусу субъектов выделяют:
? политическую коррупцию (политические деятели, депутаты);
? международную коррупцию (международные организации, участники международных внешнеэкономических отношений);
? государственную коррупцию (представители органов государственной власти и муниципального самоуправления, чиновники, государственные и муниципальные служащие).
Субъекты коррупции характеризуют физических лиц, которые свое должностное положение используют вопреки законным интересам общества и государства. Коррупционные отношения спровоцированы субъективными деяниями указанных должностных лиц, что влечет определенные выгоды для них, увеличение их имущества или получение услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Так, по мнению В.В. Лунеева, под политической коррупцией следует понимать коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть, т. е. с целью ее захвата или удержания, а также против политических конкурентов.
Международная коррупция отличается высочайшей латентностью. Ревностно относящиеся к своей репутации международные организации стремятся всеми доступными средствами не допускать фактов коррупции, а в случае таковых делают все возможное чтобы не допустить утечки компрометирующей их информации. В большинстве случаев дело ограничивается внутренними расследованиями.
По уровню распространения коррупционных отношений различают:
? низовую коррупцию (в низших и средних уровнях власти);
? верхушечную коррупцию (верхний уровень власти и политическая сфера);
? вертикальную коррупцию (субъекты коррупционных отношений принадлежат одной организации).
Верхушечная или элитарная коррупция охватывает, главным образом, верхний уровень власти и политическую сферу. Именно здесь находят свое воплощение интересы большого бизнеса, которые не соотносятся с нравственными принципами. В этом случае речь может идти: о скупке за бесценок стратегически важных объектов собственности; о присвоении бюджетных денег путем их перечисления на подставные счета или через «откаты»; о лоббировании интересов крупных предпринимателей в ущерб интересам простых граждан и государства; о принятии законов, способствующих процветанию зарубежных компаний, опять же, в ущерб стратегическим интересам государства, например, когда это разрушает продовольственную безопасность государства и т. д.
Примером проявления вертикальной коррупции - это когда субъекты коррупционной сделки принадлежат к одному органу государственной власти. В этом случае, вышестоящий чиновник покрывает коррупционные деяния нижестоящего чиновника, либо получает от него «откаты» за предоставление финансовых или других ресурсов.
Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники.
Государственная коррупция существует постольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия тех или иных решений.
Виды коррупции разнообразны. Они могут проявляться в виде:
? вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
? служебного мошенничества и других формах хищения;
? получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;
? поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
? вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
? устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
? получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.
Наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации, т.е. вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения.
Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятка.
Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д.
Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому.
В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель.
УК РФ предусматривает преступления, связанные со взяткой:
? получение взятки (статья 290);
? дача взятки (статья 291);
? посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ);
? мелкое взяточничество (статья 291.2).
Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 291 УК РФ).
Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя или иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (ст. 291.1 УК РФ).
Мелкое взяточничество - получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей (ст. 291.2 УК РФ).
Взяткой могут быть предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции.
Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга – сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.
УК РФ предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) и злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). О превышении должностных полномочий указано в ст. 286 УК РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями – является коррупционным преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 285 УК РФ. Суть указанного преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
Злоупотребление полномочиями – коррупционное преступление, и ответственность за которое предусмотрена ст. 201 УК РФ. Суть указанного преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в нанесении вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности предусмотрена ст. 289 УК РФ и ст. 201 УК РФ. Незаконное участие в предпринимательской деятельности – это учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.
Ответственность за служебный подлог предусмотрена ст. 292 УК РФ и ст. 201 УК РФ. Служебный подлог - это внесение должностным лицом, а также гражданским служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Столкнувшись с фактом склонения к совершению коррупционных правонарушений государственный гражданский служащий обязан уведомить руководителя об обращении к нему каких - либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
1.3. Правовые основы противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации
В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин. Указанная цель реализуется посредством административно-правового регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность государства выражается в основном в совершенствовании запретов, ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной службы. В силу изложенного правовую основу противодействия коррупции составляют законодательно-нормативные акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности.
Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы с коррупцией, приняты как на международном уровне, так и на уровне Российской Федерации.
В настоящее время приняты и действуют следующие международные конвенции:
? Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 года (г. Стамбул). Конвенция призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц. В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за «умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ» иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 01.02.2012 № 3 - ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»).
? Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года (Страсбургская конвенция). Является первым международным договором, охватывающим как предупреждение, так и контроль в отношении отмывания денег и финансирования терроризма. В документе предусматривается, что быстрый доступ к финансовой информации или информации о средствах преступных организаций, включая террористические группы, является основным условием для эффективного предупреждения и наказания, и, в конце концов, для того чтобы остановить их деятельность. Конвенция включает механизм по обеспечению должного выполнения сторонами ее положений (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 28.05.2001 № 62-ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»).
? Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года (г. Страсбург) направлена на координацию криминализации коррупционных практик, обеспечивают дополнительные меры уголовного права и улучшение сотрудничества в области уголовного преследования правонарушений. Ее соблюдение контролируется Группой государств против коррупции (ГРЕКО) (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»).
? Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года является определяет общие международные нормы в области гражданского права и коррупции. В Конвенции статья 2 характеризует коррупцию как требование, предложение, предоставление или принятие, прямо или косвенно, взятки или другого недолжного преимущества, которое извращает надлежащее исполнение обязанностей получателем взятки или недолжного преимущества. Целью Конвенции является создание эффективных средств правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность получения компенсации за ущерб.
? Конвенция ООН против коррупции 2003 года (Меридская конвенция). В ней подчеркивается, что в условиях глобализации мировой экономики коррупция превратилась в транснациональное явление. Проблемы, порождаемые ею, ставят под угрозу принципы стабильности и безопасности всего мирового сообщества. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года (Варшавская конвенция). Цель Конвенции — помочь государствам эффективно взаимодействовать между собой, несмотря на отсутствие полной гармонизации их законодательства.
Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, Конституция закрепляет приоритет международных договоров РФ над национальном законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы.
Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана.