ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА МОТОЗАПЧАСТЕЙ И ЕГО КЛЮЧЕВЫХ УЧАСТНИКОВ
1.1 Общая характеристика рынка мотозапчастей
Очевидно, что рынок мотозапчастей России находится еще только на стадии зарождения, но уже некоторые игроки только начинают формировать свое предложение. Однако в ближайшем будущем предполагается активная конкуренция на данном рынке.
Рынок мотозапчастей напрямую зависит от развития рынка мотопроката и бизнеса по продаже мототехники и общественными движениями, такими как байк-клубы. В этом его отличительная особенность.
Все имеющиеся на рынке мотозапчасти можно разделить на три большие категории. Первая – это оригинальные детали. Они изготавливаются тем же производителем, что и мотоцикл и идеально подходят к нему. Существенным недостатком является их цена – многим она может быть достаточно высокой. Далеко не каждый магазин мотозапчастей готов предложить такую продукцию – продавать ее имеют право лишь официальные дилеры.
Вторая категория мотозапчастей – это неоригинальные комплектующие. Они представляют собой детали, в большинстве своем по качеству не уступающие предыдущей категории запчастей. Но при этом экономия происходит за счет того, что изготавливаются они на другом заводе и торговая марка их отличается от бренда самого мотоцикла.
Еще одна категория мотозапчастей – это детали б/у. Мнения мотоциклистов по поводу использования такого типа деталей расходятся – одни считают, что все-таки лучше приобрести недорогие, но новые комплектующие, другие – что такой вариант вполне приемлем, так как б/у детали все предлагаются в очень хорошем состоянии.
Таким образом, выбор одного из вариантов зависит от платежеспособности покупателя и его уровня бережности к своей жизни и здоровью.
Для оценки рынка мотозапчастей рассмотрим динамику рынка мотопроката. В России рынок мототуров пока практически не сформирован, имеет ярко выраженный региональный характер. Концентрация основных мотоклубов, предлагающих такие услуги сосредоточена в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Оренбурге
Соответственно, прокат развивается такими же темпами. Чем больше развит спрос на покупку мотоциклов, тем более он выражен и на услуги проката мотоциклов. В связи с этим также поступательно развивается рынок мотозапчастей.
За последнее десятилетие рынок мотозапчастей вырос на 43,4% (рис.1.1).
Рисунок 1.1 - Мировой рынок мотозапчастей, 2010-2019 гг.
Таким образом, рынок мотозапчастей растет достаточно интенсивно, что обусловлено, во-первых, развитием моторынка, во-вторых, расширенным предложением производителей и дилеров.
С 2010-го года на рынке мирового мотозапчастей стали проявлять себя китайские предприниматели, которые стали активно производить и поставлять новые запчасти и компоненты по уходу, аксессуары для мототехники.
Развитию рынка мотопроката способствуют маркетинговые стратегии в диджитал-продвижении лидеров в производстве рынка мотоциклов. К таким инициативам относятся: создание сети мотопроактов, разработка электронных систем бронирования, мобильных приложений и т.п.
Основной перечень торговых марок мотозапчастей: HONDA, KAWASAKI, SUZUKI, YAMAHA, HARLEY DAVIDSON, DUCATI, CAN-AM, APRILIA, BMW, TRIUMPH, HUSABERG, HUSQVARNA, KTM, INDIAN, VICTORY, SLINGSHOT.
Фирмы, оказывающие продающие автозапчасти для мототехники подразделяются на пять видов:
• официальные представители производителей;
• небольшие фирмы -посредники – оптовые продавцы;
• узкоориентированные фирмы, продающие конкретные бренды;
• маркетплейсы, такие как exist.ru продающие все виды мотозапчастей.
Можно выделить следующие факторы перспектив развития рынка проката мотозапчастей:
- изменением сущности потребности в использовании мотоцикла и услуг проката. Данный рынок начнет интенсивно развиваться только когда вопрос транспортировки и перемещения будет восприниматься как безопасное и обыденное явление,
- когда дороги в городах (не только федерального значения) будут безопасны для езды на мотоцикле, то уровень их использования существенно возрастет,
-когда культура байкерства перестанет восприниматься в «нарицательном» образе и станет частью официально признанной городской субкультуры. Это произойдет, когда байкеры станут участвовать в социальных проектах. В последние годы это активно происходит и для продвижения мотопроката это важный аспект формирования положительного общественно полезного образа бизнеса.
Отразим динамику роста услуг мотопроката в России за последние годы. (рис.1.2).
Рисунок 1.2 - Динамика объема продаж услуг мотто-проката в России 2015-2019 гг.
Наиболее востребованными на рынке бывшей в употреблении двухколёсной техники стали байки марок Honda (21,7 тыс. шт.), Yamaha (14,7 тыс. шт.), Suzuki (9,8 тыс. шт.) и Kawasaki (7,8 тыс. шт.). В общей сложности на них приходится более 60% всего рынка. Продажи оказавшегося на пятом месте немецкого BMW, для сравнения, - всего 5,4 тыс. штук. Помимо них неплохим спросом пользуются старые мотоциклы марок "Урал", "ИЖ", Harley-Davidson, Stels и Jawa .
В основном старые мотоциклы покупаются в Москве и Московской области (12,9 тыс. и 10 тыс. шт. соответственно). За ними идут Краснодарский край (4,3 тыс. шт.), Санкт-Петербург и Свердловская область (4,3 тыс. и 3,1 тыс. шт.). Рост продаж мотоциклов с пробегом продолжается четвёртый год подряд. Часть этих мотоциклов потом используется в мотопрокате.
Рынок мотокомпонентов в 2019 году продемонстрировал стагнацию ~ 5%. В первую очередь, это связано с уменьшением покупательской способности. Люди стараются экономить, а запчасти не входят в список товаров первой необходимости. При этом, в денежном выражении Aftermarket снизился ещё более значительно. Это связано с проникновением на рынок бюджетных азиатских брендов. И основным драйвером здесь выступают дистрибьюторы, расширяющие долю private label в своём ассортименте.
Рынок НСТО, напротив, показал рост 4%. Автопарк стареет, всё больше машин сходят с гарантии. Даже в гарантийный период владельцы новых мотоциклов едут на обслуживание в независимые мотосервисы. Здесь экономический фактор для НСТО играет позитивную роль. Однако, внутри самого сегмента конкуренция усиливается. Если в 2018 средний чек на fastfit работы составлял 3.100 руб., то в 2019 году этот показатель снизился до 2.800 руб. Сервисы стараются завлечь клиентов скидками и акциями. Например, бесплатную диагностику подвески или прокачку тормозной системы теперь регулярно предлагают большинство станций автотехобслуживания.
В этой ситуации возрастает роль интеграции участников рынка для снижения издержек на масштабе.
Владельцы магазинов и СТО выделяют три ключевые проблемы автобизнеса.
1. Персонал: привлечение сотрудников, оценка квалификации, обучение.
2. Диджитал: интернет-маркетинг, автоматизация процессов, контроль KPI.
3. Взаимодействие с производителями: гарантийная поддержка, мануалы по ремонту и поиску запчастей, технические консультации. Бизнес-форматы, которые смогут предложить комплексное решение этих задач, станут лидерами Aftermarket в долгосрочной перспективе
1.2 Перспективы развития рынка
Таким образом, рынок мотозапчастей характеризуется поступательным движением, достаточно низким уровнем конкуренции и, как следствие, высоким потенциалом для развития, возможностями для занятия лидерских позиций в своем сегменте.
Представим PEST-анализ рынка мотозапчастей (таблица 1.1).
Таблица 1.1
PEST-анализ рынка мотозапчастей в России
Название фактора Описание
Политико-правовой фактор Упрощение процедуры открытия ИП, а также упрощение требований к получению прав на вождение мотоциклом способствуют доступности создания компании по продаже мотозапчастей, что соответствует росту спроса на эти услуги
Экономический Конкуренция на рынке мотозапчастей пока незначительная, что не позволяет сильно снижать цены. Увеличение кризисных явлений в экономике способствует тому, что некоторые мотовладельцы делают выбор в пользу мотоцикла и на первоначальном этапе предпочитают брать их в прокат, что способствует развитию ранка мотопроката и в дальнейшем рынку мотозапчастей
Социальный фактор Интерес к данному направлению возрастает в связи с активной демонстрацией преимуществ использования мотоциклов за рубежом, в том числе через кинофильмы, клипы и т. п. Растет культура использования мотоциклов.
Технологический Современные коммуникационные технологии позволяют сделать услуги мотто-проката доступными. Любой желающий может в интернете найти необходимую ему технику и взять в прокат понравившийся мотоцикл. Поэтому технологический фактор оказывает значительное влияние на рост рынка мотопроката.
Увеличивается спрос на новинки и запчасти из «разборов»
Источник: составлено автором
В результате проведенного PEST-анализа выявлено, что наибольшее влияние на развитие рынка мотозапчастей в России оказывают технологические и экономические факторы. Они являются определяющими для формирования спроса на прокат мотоциклов и определяют темпы роста рынка мотозапчастей. Действительно, снижение покупательской способности приводит к пересмотру приоритетов мотовладельцев относительно техники и многие останавливают свой выбор на покупке неоригинальных запчастей. Технологическое развитие позволяет производителям создавать доступные для любого покупателя мотоциклы, использование которых будет слишком дорогим для пользователя.
1.3 Ключевые характеристики деятельности Компании
«YUNAN MOTOTOUR RUSSIA» - компания, созданная Александром – Юнановым – путешественника и знатока мототехники, который на своих мотоциклах объездил множество интересных мест в России и за рубежом .
Являясь поклонником мототуризма, он после изучения рынка понял, что ниша мотопроката в России практически не занята. Далее была разработана концепцию их мотопроката. Рассчитав все финансовые моменты, Александр стал претворять в жизнь свою мечту. Первым делом он договорился с оф. дилером о предоставлении 3 мотоциклов со скидкой. Так и начала свою жизнь мотопрокатная компания.
Первыми клиентами были друзья и знакомые Юнана. Когда дела пошли хуже, Александр нанял маркетолога, который плотно занялся продвижением фирмы в соц. сетях и на ютубе. После проведения ряда маркетинговых мероприятий, клиентская база компании значительно увеличилась. Мотоциклы стали арендовывать не только его друзья, но и люди из других стран.