Введение
Николай Иванович Тарасов внёс огромный вклад в развитие отечественной балетной педагогики и русской балетной школы.
Ценным вкладом в теорию и практику хореографического искусства стала книга Николая Ивановича Тарасова (1902–1975) «Классический танец. Школа мужского исполнительства».
В своем учебнике Н.И. Тарасов последовательно и подробно рассказывает о сложном процессе воспитания танцовщика, разъясняет весь педагогический процесс, от простого к сложному, от частного к общему, целому. Его труд не сводится лишь к обучению танцевальной технике (чему, разумеется, отводится значительное место). Автор разъясняет своим читателям – будущим педагогам классического танца – необходимость развивать в своих будущих учениках внутреннюю технику, артистизм, позволяющий затем в сценических условиях исполнять танец музыкально, реалистично, в стиле и характере определенной эпохи и народа, из среды которого вышли герои того или иного балета.
Знаменитая «школа Тарасова» вобрала в себя огромный практический материал, который Н.И. Тарасов, мыслящий артист и педагог, выстраивал в стройную методическую систему. Среди учеников Н.И. Тарасова выдающиеся солисты балета: Александр Лапаури, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Ярослав Сех, Лев Голованов, Юрий Кондратов, видные педагоги и хореографы Леонид Жданов, Владимир Василёв, Пётр Пестов, Александр Прокофьев, Герман Прибылов, Эрик Володин, Евгений Валукин.
Многое о личности Н. Тарасова мы знаем по воспоминаниям народной артистки СССР, профессора Р. Лапаури-Стручковой. Выдающаяся балерина и педагог, близко знавшая Николая Ивановича, пишет о его личности следующее: «Обаятельный, остроумный, жизнерадостный, необыкновенно тактичный, интеллигентный, он умел собрать около себя интересных людей; например, на устраиваемые им Четверги собирались композиторы, музыканты-исполнители, литераторы, артисты. И надо сказать, кто бы ни приходил в этот дом – известный деятель искусства или начинающий безвестный артист, он чувствовал себя здесь свободно и естественно. Интеллигентность здесь ощущалась во всем – такими были хозяева этой гостеприимной квартиры. Эта интеллигентность, нравственная воспитанность, культура общения проявлялись у него везде и во всем: на репетициях и уроках, в домашней обстановке и на совещании, в спорах с друзьями и в беседах с учениками. Ученики любили своего учителя, могли прийти к нему в любое время со своими горестями, сомнениями, вопросами, и для каждого Николай Иванович находил возможность быть максимально полезным. Н.И. Тарасов очень любил книги, собрал хорошую библиотеку. Сам любил читать стихи, занимался живописью и скульптурой, неплохо играл на рояле».
Помимо своей уникальной педагогической одаренности, Н. Тарасов был и тонким психологом. Он внимательно изучал учеников, знал их физические данные, творческие способности, художественные возможности, выносливость, темперамент, особенности характера, пристрастия, бытовые привычки. Он умел тихо подбодрить неуверенного в себе ученика, остановить дерзкую самоуверенность. И на уроках Тарасова была, как правило, идеальная дисциплина. Студенты понимали его с полуслова. Тарасов как личность никогда не скрывал своего интереса к людям, к творчеству младших товарищей. Так, увидев какую-нибудь стоящую с его точки зрения комбинацию, сочиненную молодым балетмейстером, он немедленно использовал ее на уроке. За работой молодых балетмейстеров он следил не по долгу службы, а из творческого интереса. Рождение нового стимулировало собственный рост. Труд Тарасова, как показало время, был новаторским, а поиск – прогрессивным. Ведь развернутый, технически оснащенный, разнообразный танец (прежде всего, классический) был для него главным материалом балета, главным оружием балетмейстера, языком актера.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Николай Иванович Тарасов оставил нам своё творческое наследие, в которое входят научные труды, учебники и пособия по методике преподавания классического танца. Он также создал учебное пособие «Классический танец. Школа мужского исполнительства», которое оказало огромное влияние на школу мужского исполнительства, а также теорию и практику воспитания танцовщиков в художественных училищах, в музыкальных и балетных театрах.
Объект исследования: методика преподавания и теоретические труды Н.И. Тарасова по классическому танцу.
Предмет исследования: педагогической деятельности Н.И. Тарасова.
Цель исследования – проанализировать педагогическое мастерство Н. И. Тарасова в контексте вклада в развитие отечественной балетной педагогики и русской балетной школы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ и подбор литературы по теме исследования.
2. Изучить творческую биографию Н.И. Тарасова
3. Определить основные методы обучения в педагогической деятельности Н.И. Тарасова
4. Рассмотреть теоретические труды Н.И. Тарасова
5. Выделить новаторский метод преподавания мужского классического танца
6. Показать вклад Н.И. Тарасова в развитие балетной школы и педагогики
Методы исследования: аналитический, описательный, теоретический анализ.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.