Введение
Актуальность исследования. Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихотворений, произведений устного народного творчества, рассказов), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивают поэтический слух и подводят детей к использованию разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; пополнение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие культуры звука и интонации речи, фонематического слуха; знание книжной культуры, детской литературы, прослушивание текстов различных жанров детской литературы; формирование слуховой аналитико-синтетической деятельности как необходимое условие обучения чтению и письму.
Процесс языкового развития и изучения языка представляет собой сложное и многообразное явление. Важным аспектом в развитии речи является лексическое развитие детей. Количество слов в языке (в нашем случае в русском) исчисляется многими тысячами: 17-томный словарь современного русского литературного языка «дает толкование более 120 тысяч слов, но в этот словарь не вошли имена и фамилии людей, топонимы - названия гор, морей, рек, деревень, городов, других географических объектов, планет, звезд и созвездий; Помимо толковых словарей, в состав лексики входят словари с именами жителей городов и сел, словари иностранных слова, аббревиатуры, устаревшие слова, не вошедшие в словари современного языка; терминологические словари содержат от нескольких тысяч до миллионов специальных слов (большинство из них интернациональные).Особую группу словарей составляют сборники диалектных слов, историзмов, а также словари фразеологии, словари сленга и другие.
Таким образом, развитие лексической стороны речи является важным моментом в общем развитии речи. Еще более актуальным является изучение словарного запаса старших дошкольников. Проблема обогащения словарного запаса у детей является одной из важнейших в развитии речи дошкольников.
Вопросы формирования словарного запаса у детей имеют достаточную научную и методическую проработанность. Проблемой развития лексической стороны речи у дошкольников занимались: А.М. Богуш, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.А.Смага, В.И.Яшина, В.А. Сухомлинский и др.
В указанных выше исследованиях охарактеризованы различные пути формирования лексики у дошкольников. Среди них достойное место занимает художественная литература.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихотворений, произведений устного народного творчества, рассказов), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивают поэтический слух и подводят детей к использованию разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество. Потому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько интересно, образно он умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка. Владение литературным языком, совершенствование навыков культуры речи составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит и учебную деятельность. Поэтому педагогу, а также родителям необходимо овладевать методами и приёмами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.
Важнейшим источником развития речи детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, загадки, скороговорки, поговорки). Исследования психологов и педагогов, посвящённые изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В итоге проявляется способность детей к умению образно выражать свои мысли, переживания, делиться впечатлениями.
Однако в настоящее время наблюдается рост не читающей молодежи, бедность словарного запаса экранов телевизоров, обильное заимствование безграмотной лексики при общении в социальных сетях. Это не может не оказывать влияние на развитие лексики людей. В тоже самое время детство является благоприятным периодом и для формирования интереса к чтению, и, как следствие, проблема нашего исследования является актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы?
Цель исследования: теоретическим путем выявить педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Объект исследования: формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Задачи исследования:
? раскрыть значения лингвистических аспектов развития словарного запаса детей;
? выявить особенности развития словаря детей в онтогенезе;
? теоретическим путем обосновать педагогические условия формирования лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ литературы, сравнение и обобщение полученных сведений, сравнительный анализ, систематизация.
Гипотеза исследования: педагогическими условиями формирования словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой могут быть:
-
-Почему Вы это убрали???????
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, выводов, списка использованной литературы.