Глава 1. Характеристика деятельности государственной политики в области развития туризма
1.1. Теоретические аспекты деятельности государственной политики в области развития туризма
Важно разграничить туристскую деятельность и понятие «туризм», под которым законодатель понимает туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания .
Очень часто туристов интересует взаимодействие природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах.
В работах российских и зарубежных ученых культурный туризм рассматривается в рамках формирования конкретной программы для развития региона. При этом такая программа может быть интересна более крупным мегаполисам, которые помимо других сфер деятельности могут развивать культурный туризм, если смогут найти методы для управления им.
Сам термин «культурный туризм» появился в конце восьмидесятых годов двадцатого века, так как появились исследования, посвященные изучению такого понятия, как «наследие», которое стало основой для появления туристических продуктов именно культурного туризма.
Наиболее полное определение культурного туризма дает международная туристическая организация, которая характеризует культурный туризм как отдельную специфическую форму туризма, при этом целью потребителей и посетителей места является узнавание культуры и культурной среды места посещения, которая включает в себя ландшафт, традиции и особенности жизни местного населения, художественным наследием территории, формами деятельности и проведения досуга.
Культурный туризм также имеет особенность с точки зрения приоритетности посещения его объектов со стороны потребителя.
Промышленный туризм является направлением культурного туризма, потому что в его основу закладывается историческое наследие, которое сформировано в результате развития территории, а конкретно промышленной сферы. Под промышленным туризмом будем понимать организованное посещение действующих предприятий с целью удовлетворения познавательных, профессионально-деловых и прочих потребностей. Основной формой промышленного туризма является промышленная экскурсия, то есть посещений определенных объектов, таких как фабрики, заводы, комбинаты и т. д. по заранее разработанному маршруту со специальным руководителем - экскурсоводом .
В настоящий момент в России на промышленный туризм приходится всего 1% туристического рынка. Нам представляется очевидным, что для индустриальных регионов страны целенаправленное развитие этого вида туризма является перспективным. В последние годы во всем мире бурно развивается промышленный туризм. У многих людей нет желания активно исследовать объекты и нелегально проникать на их территорию, поэтому они посещают экскурсии на действующие объекты промышленности. Для них организуются специальные туры в разные города мира.
В Российской Федерации этот вид туризма развит слабо, в отличие от стран Европейского союза и Северной Америки, где он имеет весьма широкое распространение. Но в России достаточно предприятий, готовых распахнуть двери собственных заводов и фабрик перед любопытными потребителями. Тому есть множество причин. Многие отечественные компании готовы «себя показать» для имиджа компании. В западных странах промышленный туризм является не только популярным развлечением, но и дополнительным способом привлечения внимания к бренду и стимулирования продаж товаров и услуг во всем городе.
Первые организованные туры на промышленные предприятия с целью ознакомления с деятельностью и способом производства появляются в 80-х годах двадцатого века.
Производственные экскурсии пользовались популярностью среди посетителей. Наибольшее распространение получили такие отрасли, как автомобилестроение, пищевая промышленность, производители игрушек. Автомобильные производства совмещают производственные экскурсии с процессом приобретения автомобиля, когда потребитель, прежде чем оформить заказ может ознакомиться с производственным процессом и побывать на каждой стадии создания автомобиля. Производители игрушек разрабатывают программы, которые позволяют вовлекать посетителей в процесс потребления во время экскурсии, разрабатывая специальные игровые зоны, в которых посетители экскурсий могут опробовать продукт.
Культурный туризм строится на основе культурного наследия, которым обладает территория или объекты, которые в него включены. Соответственно, если промышленный туризм является направлением культурного туризма, он также имеет в своем основании культурное наследие, которое является основополагающим моментом.
Рис. 1. Структура направлений туризма на основе промышленного наследия
Промышленный туризм находится на стыке индустриального туризма и культурного туризма, так как связан с использованием промышленного пространства, но в качестве основы для создания конкретно туристического продукта служит «industrial heritage».
В промышленный туризм могут быть вовлечено не только производство товаров, но и оказание услуг. Все зависит от предприятия. Если компания открыта для потребителя и ей есть чем похвастаться и показать свои преимущества перед конкурентами, то для всех любознательных туристов открыты двери на предприятие. Причем некоторые еще и берут деньги за такие экскурсии, а туристы платят и весьма охотно.
Таким образом, мы рассмотрели подходы к определению промышленного туризма с точки зрения того, какие интересы преследуются компаниями организаторами таких туров и самими посетителями производственных экскурсий.
1.2. Организационно-правовые аспекты деятельности государственной политики в области развития туризма
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим туристскую деятельность, а также деятельность промышленного туризма в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ . В законе обозначены такие вопросы:
- принципы построения государственной политики, формирующей нормативные основы туристской деятельности;
- регламентация правовых взаимоотношений, возникающих в процессе путешествий;
- порядок пользования туристско-рекреационными ресурсами страны.
Структура закона включает в себя следующие основные аспекты туристской деятельности:
- нормативная база;
- государственное регулирование туристского бизнеса (функции государственных органов, меры по развитию благоприятного климата в отрасли, регламент функционирования туроператоров, типологизация средств размещения);
- правомочия и обязательства туристов;
- требования к туристскому продукту;
- объединения на туристском рынке (туристов, турагентов и туроператоров);
- классификация туристских ресурсов;
- обеспечение безопасности туристской деятельности;
- финансирование туризма;
- специфика международных взаимодействий в сфере туризма;
- государственный надзор;
- ответственность за нарушение закона;
- другие положения.
Согласно положениям упомянутого закона, под туристской деятельностью понимается три разновидности активностей (рис.2).
Рис. 2. Туристская деятельность в определении закона № 132 - ФЗ
Таким образом, туристская деятельность включает в себя туроператорскую, турагентскую и иную деятельность, которая связана с организацией путешествий.
К туроператорской деятельности относят действия, включающие в себя:
- формирование турпродукта (заключение и исполнение контрактов с посредниками, предоставляющими отдельные виды услуг и работ в рамках обслуживания турпродукта);
- продвижение турпродукта (меры, направленные на реализацию продукта);
- реализация турпродукта (оказание услуг туристу).
Турагенты выполняют только последние две деятельности (продвижение и реализация), то есть только туроператоры могут формировать туристический продукт.
Туроператором может быть только юридическое лицо, а турагентом может быть также и индивидуальный предприниматель.
Повышению вклада малых и средних предприятий в развитие туристического сектора будет способствовать и реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма», обеспечивающих достижение стратегических целей государственной политики в этой сфере, предусмотренных Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р .
Важным нормативным актом, определяющим пути и перспективы развития туристской деятельности в стране, является Стратегия развития туризма в России до 2035 года , которая утверждена Правительством РФ 20 сентября 2019 года.
Основными планируемыми результатами данной Стратегии должны стать:
- рост количества путешествий внутри страны, более чем в два раза в расчете на одного гражданина;
- увеличение объема экспорта туристских услуг в три раза;
- расширение объема инвестиций в туристскую деятельность в три раза.
Структурой, ответственной за оказание государственных услуг в области туристской деятельности, является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Функциями данной организации в соответствии с Положением о Федеральном Агентстве по туризму , являются:
- разработка и осуществление политики государства в сфере туристской деятельности и туризма;
- осуществление правовой регламентации и правоприменения в области туризма;
- координирование деятельности различных государственных ведомств в сфере туризма;
- предоставление государственных услуг в туристской деятельности;
- деятельность по управлению государственной собственностью.
Важность государственного регулирования туристской деятельности подчеркивается принятием в 2020 году Указа Президента РФ от 05.06.2020 № 372 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности», согласно которому расширены полномочия Ростуризма, и управление данным агентством передано непосредственно Правительству РФ.
Важные функции в области государственного регулирования туризма осуществляет также ФГУП «Национальная корпорация развития туризма», к компетенциям которой отнесены:
- продвижение туристского потенциала России и содействие его популяризации;
- осуществление функций заказчика по объектам туристской инфраструктуры;
- организация мероприятий, способствующих развитию туризма в РФ;
- проектная и архитектурно-планировочная деятельность;
- сопровождение информационной среды туристской деятельности.
Важной составляющей нормативной базы, регламентирующей туристскую деятельность, являются международные правовые нормы, среди которых:
- Всеобщая декларация прав человека от 1948 года, закрепляющая право на отдых и свободное время;
- Манильская декларация от 1980 года, в которой закреплена позиция, предусматривающая право на отдых и путешествия как важнейший элемент формирования гармоничной личности;
- Гаагская декларация от 1989 года, определяющая принципы туризма как основу международного взаимодействия.
1.3. Социально-экономическая характеристика деятельности государственной политики в области развития туризма
Туризм является стратегически важной отраслью развития региона, что установлено в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.
Развитие туризма в Калининградской области осуществляется в рамках программы Калининградской области «Туризм», которая принята Постановление Правительства Калининградской области от 24.12.2013 № 993 .
Исполнителем программы является Министерство по культуре и туризму Калининградской области.
Участниками данной программы являются такие ведомства Калининградской области:
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- Министерство развития инфраструктуры;
- Министерство природных ресурсов и экологии;
- Органы местного самоуправления.
Целью программы является формирование в области конкурентоспособной индустрии туризма.
Задачи программы:
- формирование благоприятных условий для развития туристской деятельности;
- развитие туристических кластеров на территории региона;
- осуществление эффективного выполнения и финансового обеспечения исполнения программы.
Показатели исполнения программы «Туризм» в Калининградской области следующие:
- стоимость туристских услуг, которые оказаны предприятиями туристской индустрии области (16,2 млрд. руб. в год);
- налоговые поступления от туристской деятельности в бюджет региона (1066 млн. руб.);
- численность туристов, которые использовали средства размещения области (рост в 2 раза в 2024 году в сравнении с 2016 годом).
Сроки реализации программы: 2014-2024 годы. Программа разделена на этапы:
- первый до 2018 года;
- второй с 2019 по 2024 годы.
Объемы финансирования программы представлены на рисунке 3.
Рис.3. Финансирование государственной программы развития туризма в Калининградской области
Понятие промышленного туризма можно рассматривать с точки зрения туриста и с точки зрения производственных организаций.
С точки зрения посетителя, промышленный туризм решает такие же задачи, как и познавательный, деловой, хобби-туризм и культурный туризм (рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязь промышленного туризма с другими видами туризма
Рынок промышленного туризма зависит от круга интересов посетителей. Обычная экскурсия на производство может стать запоминающимся событием.
Понятие промышленного туризма следует также рассматривать с точки зрения производственных организаций, которые открывают свои предприятия для туристов. Промышленные предприятия могут посещать не только интересующиеся производством и историей региона туристы, но и делегации по обмену опытом, журналисты, студенты профильных ВУЗов, потенциальные и действующие инвесторы и др.
Цели промышленных предприятий, организующих экскурсии на своих производствах, представлены на рис. 5.
Рис. 5. Цели, преследуемые промышленными предприятиями при развитии промышленного туризма
Доходность от промышленного туризма для различных предприятий может быть разная. Очень важно умело преподнести туристический объект: чем интереснее это будет делаться, тем более востребованными будут туры. Главное - насытить посещение предприятия интересными впечатлениями, золотой серединой которых является развлечение, эстетические впечатления и обучение. Кроме оплаты за экскурсию, предприятия могут получить доход от продажи своей продукции.
Таким образом, можно дать определение, что промышленный туризм – это вид туристической деятельности, связанный с посещением объектов индустриального характера с познавательной, деловой, культурной целями и хобби-увлечениями.
Глава 2. Анализ механизмов реализации государственной политики в области развития туризма в акционерном обществе «Калининградский янтарный комбинат»
2.1. Организационно-правовые аспекты реализации государственной политики в области развития туризма в акционерном обществе «Калининградский янтарный комбинат»
Нормативно-правовой базой предприятия являются Устав, разработанный в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и другими законодательными актами Российской Федерации, Кодекс корпоративной культуры, Учетная политика.
Общество создано в результате реорганизации государственного унитарного предприятия «Калининградский янтарный комбинат» в форме преобразования в акционерное общество «Калининградский янтарный комбинат» и является его правопреемником.
АО «Калининградский янтарный комбинат» образовано 21 июля 1947 года на базе Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. В начале 2014 года комбинат указом президента РФ Владимира Путина передан Государственной корпорации «Ростех». Генеральный директор – Михаил Иванович Зацепин.
Сегодня Калининградский янтарный комбинат – единственное в России предприятие, где ведется промышленная добыча янтаря, вблизи поселка Янтарный (ранее Пальмникен), где сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря, возраст которого составляет около 50 миллионов лет. Ежегодно Янтарный комбинат добывает около 300 тонн сырья. Запасы месторождения оцениваются в 116 тысяч тонн.
Основными целями деятельности Общества являются:
-Извлечение прибыли;
-Участие в реализации государственных программ;
-Иные цели, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Для достижения целей, указанных в пункте 3.1 настоящего Устава, Общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
-Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов;
-Обработка драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, кроме алмазов;
-Торговля оптовая ювелирными изделиями;
-Торговля оптовая драгоценными камнями;
-Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах;
-Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов;
-Торговля розничными предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах;
-Торговля розничная в нестационарных торговых объектах;
-Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков;
-Деятельность по предоставлению туристических информационных услуг;
-Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг;
-Деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
Общество является юридическим лицом по российскому праву: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.