Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экспериментальное изучение развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью логосказок

марина_прокофьева 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.07.2022
Цель: выявить условия развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования: активный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования: условия использования логопедических сказок с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 2. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и провести обследование. 3. Составить серию занятий с использованием логопедических сказок, направленных на развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с помощью логопедических сказок будет эффективно при учёте следующих особенностей активного словаря: • Существительных по количеству гораздо больше, чем других частей речи • Номинативныйсловарь беднее, чем удетейс нормальным речевым развитием • Затруднения возникают при подборе и употреблении имен прилагательных и предлогов, обобщающих и многозначныхслов, синонимов, антонимов Методы исследования: • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; • анализ, синтез, обобщение; • констатирующий эксперимент; • обработка и обобщение полученных результатов исследования База проведения Новизна и практическая значимость исследования: Теоретическое значение исследования заключается в систематизации психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития активного словаря детей. Практическое значение заключается в составлении занятий с использованием логопедических сказок, направленных на обогащение активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Данная серия занятий может быть использована в практической деятельности учителя-логопеда. Внедрение результатов исследования: Материалы исследования опубликованы в статье «Развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с помощью логопедических сказок» ( стр. 38-41) //Современные проблемы науки и образования: сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции для студентов, молодых учёных и практических работников образования (2-3 апреля 2021г.) / под общ. ред. А. И. Ахулковой. - Орёл: ООО "Горизонт", 2021.-250с. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 41 работу, приложения. Текст исследования изложен на 70 страницах. Работа иллюстрирована таблицами (7 шт. ), рисунками (4 шт ).
Введение

Актуальность исследования. В нашем обществе ценятся люди, которые красиво говорят, умеют четко и грамотно излагать свои мысли, люди, обладающие ораторскими способностями. Красивая связная речь необходима ребенку в школе, в общении со сверстниками, с другими людьми. Увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, внимания, воображения и восприятия. Ребенок с богатым словарным запасом легче общается с окружающими, лучше приспосабливается к обществу и реализуется в жизни. Поэтому необходимо сформировать активный словарный запас в дошкольное время, чтобы успешно реализоваться в будущем. Словарный запас является важной частью языковой системы, он имеет огромное образовательное и практическое значение. Нарушение овладения лексической системой языка значительно затрудняет общение, негативно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи ребенка. В нашем обществе одним из наиболее распространенных нарушений речи считается общее недоразвитие речи. Впервые этот термин был использован Р.Е.Левиной, работавшей с этой патологией. На данный момент наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными речевыми патологиями, из-за которых возникают трудности в усвоении языковых единиц, бедность словаря и, следовательно, отсутствие желания общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. У детей с общим недоразвитием III уровня речи пассивная лексика преобладает над активной, поэтому необходимо стремиться к выравниванию словарей, учить ребенка использовать как можно больше слов в своей речи, тем самым развивая свою связную речь. Чем богаче активный словарный запас ребенка, тем лучше и богаче будет его связная речь. Ребенок сможет выражать свои мысли, делиться своими эмоциями и делиться своим жизненным опытом с другими. Логопедическая работа с детьми с ОНР должна быть направлена на создание лексической основы языка, так как словарный запас занимает важное место в общей системе работы по развитию детской речи. Также он имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение активным словарным запасом является важным условием развития ребенка. Весь опыт, который получают дети в процессе онтогенеза, обобщается и отражается в форме речи и, прежде всего, в значениях слов.
Содержание

Введение. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7 1.1 Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10 1.3 Анализ методик коррекционной работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 15 Глава 2. Экспериментальное изучение развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью логосказок…22 2.1. Описание методик………………………………………………………….22 2.2. Анализ и интерпретация результатов обследования …………………….28 2.3. Развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью логосказок ……………………………………………42 2.4. Психолого - педагогические рекомендации по применению логопедических сказок в процессе развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня……………………………46 Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр « Академия», 1997. – 23-29 с. 2. Афонькина, Ю.А. По волшебным дорогам сказок. Образовательная деятельность c детьми 5-6 лет с недоразвитием речи / Ю.А. Афонькина, М.Г. Манохина, Е.В. Веселова. – СПб. : АРКТИ, 2020. – 220 с. 3. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, В.В. Юртайкин. – СПб : Детство-Пресс, 2001. – 240 с. 4. Баронова, В.В. Развитие речи дошкольников. Обогащение словаря детей 5-7 лет глаголами / В.В. Баронова. – М. : Владос, 2020. – 87 с. 5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 19 с. 6. Бухарина, К.Е. Ознакомление дошкольников 4-6 лет с предлогами / К.Е. Бухарина. – СПб. : Детство-Пресс, 2020. – 16 с. 7. Быстрова, Г.А. Логосказки / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб. : КАРО, 2001. – 128 с. 8. Глухов, В.П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М : АРКТИ, 2002. – 35-44 с. 9. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 4. – С. 57-60 10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. / Л. Н. Ефименкова. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 176 с. 11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова. – М. : КнигоМир, 2011. – 320 с. 12. Жукова, Н.С. Развитие речи. Мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – СПб. : Эксмодетство, 2017. – 36 с. 13. Жукова, О.С Большая книга по развитию речи / О.С Жукова. – СПб. : АСТ, 2021. – 128 с. 14. Ивановская, О.Г. Репка. Логопедическая сказка для развития речи / О.Г. Ивановская, Е.А. Петрова, С.Ф. Савченко. – СПб. : Каро, 2007. – 84 с. 15. Ивановская, О.Г. Лиса и журавль. Гуси-лебеди. Колосок. Логопедические сказки для развития речи / О.Г. Ивановская, Е.А. Петрова, С.Ф. Савченко. – СПб. : Каро, 2007. – 104 с. 16. Карельская, Е.Г. Растим говорунов / Е.Г. Карельская. – М.: Дрофа, 2007. – 64 с. 17. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c. 18. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c. 19. Косинова, Е.М. Домашняя логопедическая тетрадь. Формируем словарный запас. Транспорт, профессии / Е.М. Косинова. – М. : Сфера, 2020. – 32 с. 20. Косинова, Е.М. Логопедическая домашняя тетрадь для детей 4-7 лет. Формируем словарный запас. Человек и его мир. / Е.М. Косинова. – М. : Сфера, 2021. – 32 с. 21. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c. 22. Куликовская, Т.А. Перелетные птицы. Дидактический материал по лексической теме. С 5 до 7 лет. / Т.А. Куликовская. – М. : Детство-Пресс, 2019. – 24 с. 23. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 1999. – 22-26 с. 24. Лебедева, Н.Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Н.Г. Лебедева // Практическая психология и логопедия. – 2003. – № 1-2. – С. 68 25. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c. 26. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c. 27. Макарова, В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, В. И. Яшина. – Орел : Изд-во ОГУ, 2002. – 48 с. 28. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c. 29. Рубинская, Н.В. Артикуляционные сказки. Методика проведения логопедического массажа / Н.В. Рубинская. – СПб. : Детство-Пресс, 2020. – 48 с. 30. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c. 31. Савицкая, Н.М. Диагностика и коррекция речи дошкольника / Н.М. Савицкая. – СПб. : Литера, 2018. – 64 с. 32. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Академия, 2005. - 144 с. 33. Селиверстова, В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстова. – М. : Просвещение, 1979. – 144 с. 34. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева, И. Павлова. – М.: Совр. школа, 2010. - 80 c. 35. Созонова, Н.Н. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет) / Н.Н. Созонова, Е.В. Куцина, Н.Г. Хрушкова. – Екатеринбург: ООО "КнигоМир", 2010. – 32 с. 36. Стребелева, Е.А Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А Стребелева. – М. : Просвещение, 2020. – 164 с. 37. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2002. – 48с. 38. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений / Т.А. Ткаченко. – СПб. : Эксмо, 2018. – 112 с. 39. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. – 64 с. 40. Тырышкина, О.В. Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5-7 лет. / О.В. Тырышкина. – М. : Учитель, 2020. – 224 с. 41. Ульева, Е.А. Развитие речи. Развивающие задания. Тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет / Е.А. Ульева. – М. : Вако, 2018. – 32 с. 42. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c. 43. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с. 44. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2004. – 180-181, 196-199 с. 45. Ушинский, К.Д. Константин Ушинский: Детям о животных / К.Д. Ушинский. – М. : АСТ, 2021. – 64 с. 46. Ушинский, К.Д. Константин Ушинский: Сказки и рассказы / К.Д. Ушинский. – Москва : АСТ, 2019. – 256 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 1.1. Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста Вопрос о состоянии словаря и методологии его разработки является одним из актуальных вопросов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более широкого освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Формирование словаря у детей - одна из важнейших задач в общей системе работы по изучению родного языка в детском саду. ОНР - это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Это определение было дано Р.Е.Левиной и группой исследователей из Института дефектологии (Н. И.Никашина, Л. Ф. Спирова, Г.Ф.Жаренкова) в результате исследований, посвященных различным формам языковой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Важное место в общей системе работы по развитию речи детей занимает словарная работа, которая направлена на создание лексической основы языка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, связанного с ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в форме речи и, прежде всего, в значениях слов. Обогащение словарного запаса происходит в процессе знакомства с окружающим миром, во всевозможных детских занятиях, повседневной жизни, общении. Работа над словом проясняет идеи ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, потому что именно в это время закладываются основы развития мышления и языка, формируются социальные контакты и сама личность ребенка. Своевременное овладение словарем является одним из важнейших факторов подготовки к школе. Дети, у которых недостаточно словарного запаса, испытывают большие трудности в обучении, не находя нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Учителя отмечают, что учащиеся с богатым словарным запасом лучше решают арифметические задачи, легче осваивают навыки чтения и грамматики и более активны в преподавании умственной работы. Ф.А. Сохин сказал: "В дошкольном возрасте практическое владение родным языком достигает высокого уровня, а языковое развитие ребенка является ядром общего умственного развития. Развитие - это изменение, которое представляет собой переход от простого к все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям". В развитии словарного запаса дошкольников есть две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов. Количественный рост словаря. Дошкольный возраст- это время быстрого обогащения словарного запаса. Его рост зависит от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов для учащихся одного возраста сильно отличаются друг от друга. Например, за 4 года количество слов достигает 1900, за 5 лет - 2000-2500, а за 6-7 лет - 3500-4000 слов. Большой скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения методами обучения с помощью словообразования [8]. Развитие словаря происходит за счет слов, обозначающих объекты ближайшего окружения, действия с ними и их отдельные особенности. В последующие годы количество приобретения новых слов замедляется. Количество существительных и глаголов увеличивается особенно быстро, а количество используемых прилагательных растет медленнее. Это связано, во-первых, из-за условий воспитания, а во-вторых, изза того, что прилагательное является наиболее абстрактной частью речи. Даже на третьем году жизни дети имеют довольно разнообразный словарный запас, позволяющий общаться с окружающими. Ребенок не может сам познавать окружающий мир. Для развития словарного запаса детям надо постоянно общаться со взрослыми, которые могут научить их новым словам, понятиям и расширить их кругозор. Чтобы ребенок укрепил способность правильно использовать новые слова или исправил недостатки в случае недоразумения, необходимо создать необходимые условия в общении с ним. Необходимо задавать ребенку вопросы, мотивировать его больше сочинять с помощью неправильных синтаксических конструкций, которые заставляют ребенка узнавать все новые и новые слова. В более старшем школьном возрасте изучаемый детьми язык фактически становится их родным языком, так как они уже овладевают словарным запасом и другими компонентами языка. В принципе, на этом формирование словарного запаса должно закончиться. В то же время семантическая и частично грамматическая разработка еще далека от завершения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам всё еще набирает силу. Это связано с состоянием новых познаний о мире и возникновением эстетического отношения к слову и языку в целом. С самого начала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В дошкольном возрасте случаи сознательного использования метафор не являются чем-то необычным. Поэтому развитие словаря понимается как долгий процесс овладения словарным запасом, накопленным народом за свою историю. 1.2 Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения [9]. Установлены следующие особенностисловаря детей с ОНР III уровня: 1. В активномсловареимен существительных по количеству гораздо больше, чем других частей речи(глаголов, имен прилагательных, наречий, предлогов). 2. Номинативныйсловарь беднее, чем удетейс нормальным речевым развитием, что вызывает трудности при переводесловиз пассивного в активныйсловарь, употреблениесловв несвойственных им значениях. 3. Затруднения возникают при подборе и употреблении имен прилагательных и предлогов, обобщающих и многозначныхслов, синонимов, антонимов. В работе Н.В. Серебряковой продуктивно использован психолингвистический подход при изучении лексики детей, который дал возможность выявить наиболее отчётливо качественные особенности словаря, основные трудности детей в дифференцировании значений слов. Установлено, что наиболее существенными и выраженными признаками недоразвития лексики у данного контингента детей является недостаточная сформированность структуры значения слова, несоответствующий возрасту уровень организации семантических полей, несовершенство процесса поиска слова. Автором разработана система приёмов логопедической работы по формированию лексики детей [22, с 56]. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР не знают многих слов: названий животных (диких и домашних); предметы мебели, посуды; одежды и обуви и т.д. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как ослик, грач, цапля, стрекоза, парикмахер. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, одеваться, идти, есть, пить и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др. Нарушение формирования словаря у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, дыня - тыква, лимон - апельсин, сковорода - кастрюля, весна - осень, ресницы - брови и др.). Дети не выделяют существенных признаков, не различают качества предметов, поэтому происходит замена прилагательных (высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий – тонкий). Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов наблюдаются использования обобщающего понятия, так как дети не могут дифференцировать некоторые действия (ползет - идет, воркует - поет, чирикает - поет и т.д.) Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. Много трудностей возникает у дошкольников с ОНР при группировке прилагательных близких семантически. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый ИЛИ легкий). Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри семантического поля. В связи с этим изучение антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. У детей с ОНР наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают [2]: 1) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день - вечер, быстро - тихо); 2) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро - медленнее, медленный; горе —- весело; высоко - низкий; далеко - ближе); 3) слова-стимулы с частицей не (брать - не брать, говорить - не говорить, далеко - не далеко, шум - не шум, нет шума); 4) слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить - петь, смеяться, высоко - далеко); 5) формы слова-стимула (говорить - говорит); 6) слова, связанные синтагматическими связями со словами–стимулами (поднимать - выше); 7) синонимы (брать - отнимать). Таким образом, у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. При подборе нужного слова дети с ОНР часто теряют цель задания, они противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. В результате дети часто называют не противоположные значения, а семантически близкие к антониму. Это указывает на то, что они не могут выделить главный признак данного слова. Характерной чертой детей с патологией речи является воспроизведение слов другой грамматической категории. Лексико-семантические характеристики используются для объяснения значения слова только небольшим количеством детей с общим недоразвитием речи. Чтобы объяснить значение глагола дети включают его в контекст. Это происходит из-за того, что они редко используют другие формы глагола. Это можно объяснить тем, что у детей с нарушениями речи наблюдается недоразвитие словоизменения. Имеются существенные различия также в использовании "истинного определения", то есть интерпретации слова путем конкретизации действия, его описания. Дети без нарушений речи чаще используют этот метод, чем дети с ОНР. У детей без языковой патологии нет случайных ответов и отказов, в то время как они составляют большой процент среди детей с ОНР [8]. При контекстуализации значения глагола интересно проследить, в каком контексте содержится исходный глагол. Преобладающим среди всех детей является воспроизводство предмета (сумка для переноски, овощи, еда). На втором месте по частоте находится добавление локатива (отправляйтесь на дачу, отправляйтесь на чердак). Дети без нарушений речи часто воспроизводят способ действия (ходьба - ходьба). При этом такие объяснения не встречаются у детей с ОНР, что свидетельствует о недостаточном формировании синтагматических связей, а также о валентности глагола. Объяснение дошкольниками значения обобщающих существительных осуществляется с помощью следующих методов [2]: ? перечисляет имена, содержащиеся в семантическом поле. Например: "Овощи - это помидоры, огурцы". Этот метод определения значения называется конкретизацией; ? определите значение слова, описав положение обозначения. Например: "Овощи растут в городе"; ? описание внешних признаков обозначения, например: длина, размер, аромат, вкус, указание, из чего сделано (мебель из дерева); ? определение значения путем именования функций обозначения. Например: "Посуда - из нее можно есть; посуда - предназначена для приготовления пищи и еды"; ? объяснение значения путем суммирования обобщенного, более глобального представления (без указания дифференциальных признаков). Например: "Цветы - это растения"; ? истинное объяснение значения слова с семантическим полем и дифференциальными признаками слова, отличающими его от других слов этого семантического поля. Например: "Дерево - это большое растение со стволом"; ? описание частей обозначения. Например: "Дерево - это ствол с листьями". Анализ способов определения слова позволяет выделить те семантические признаки, которые включаются детьми в структуру значения слов и на которых дети чаще всего ориентируются при объяснении значений слов. Эти признаки являются теми дифференциальными признаками, на основе которых осуществляется поиск слова в процессе его употребления. Как следствие недостаточного запаса лексики, незнания оттенков значений характерны для речи детей с ОНР. Вследствие этого наблюдаются ошибки в словоизменении, что приводит к нарушению синтаксической связи слов в предложениях. Также к ошибкам можно отнести неправильное ударение в словах. Эти недостатки сильно обедняют речь ребенка. Наиболее благополучно дело обстоит со значением именных местоимений разных разрядов. В речи детей почти не используется наречие, хотя некоторые из них им знакомы. 1.3 Анализ методик коррекционной работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ программ обучения детей с ОНР (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) показал, что одной из основных задач коррекционного воздействия является практическое усвоение лексических средств языка. Осуществляя словарную работу, целесообразно придерживаются следующих принципов, которые описала М.А. Бородич: 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности [2]. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Выдающиеся исследователи выделяют основные задачи: 1. Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу - значит помогать ребенку количественно накапливать слова для общения с окружающими. Знаменательные слова (существительные, прилагательное, глаголы и числительные) составляют основную часть лексики. Наиважнейшую роль играет обогащение речи дошкольников словами, которые обозначают качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и они являются наиболее значимыми. Перейти к обобщениям возможно только тогда, когда ребенок накопил достаточное количество конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Детей надо знакомить со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детишки, трава и т. Д.) 2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Закрепление словаря позволяет решить еще одну задачу: уточнить смысл слова, углубить его значение. Процесс этот происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Нужно обратить внимание детей на многозначность слова. Это необычное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей. 3. Активизация словаря. Это является одной из основных задач словарной работы в детском саду. Взрослый побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Общие приемы активизации словаря должны привлекать внимание к выбору слов, формировать точность и ясность речи. Активизировать словарь — значит увеличить количество используемых в речи слов, значение которых ребенку понятно. Все задачи словарной работы решаются совместно с другими задачами развития речи. Каждый способ имеет свою специфику, поэтому каждый из них имеет свои приемы и методы. Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. С возрастом кругозор детей расширяется из-за представлений и элементарных понятий, связанных с объектами, с которыми сталкиваются дошкольники в режимные моменты, в ближайшей среде (в 2-3 года), до понятий социального характера, событий общественной жизни страны (в возрасте 6-7 лет). Приемы словарной работы должны помочь детям правильно подобрать слово в речи взрослого, понять его значение, прочно запомнить, а также помочь использовать это слово в своей речи. Поэтому в одном и том же методе одновременно используется несколько приемов, некоторые из которых будут одновременно ведущими, первичными. Приемы словарной работы 1. Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. 2. Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Напомним, что дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?). 3. Для словарной работы можно применять такой прием как упражнения или дидактические игры. Обогащение словаря идет на всех познавательных занятиях. 4. Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Дети знакомятся с различными материалами и узнают, что вещи производятся из различных материалов, в которых есть свои особенности и качества. 5. Показ картины, мало знакомой детям по содержанию. 6. Специфика этого метода заключается в том, что в речи взрослого главную роль будет играть объяснение. Для сравнения стоит отметить, что в другом методе — рассматривании знакомых детям картин — преобладают речь детей, их ответы на вопросы педагогов. 7. Для обогащения словаря большой эффект имеют показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений. Занятия, содействующие закреплению и активизации словаря Рассмотрение игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Дети называют материал, из которого он сделан, форму отдельных частей, обобщающим словом, которое классифицирует эту игрушку. Рассматривание и описание различных изображений. Это может быть: предмет, сюжет. Небольшие изображения на рабочем столе - хороший визуальный материал для активации словаря. Взрослый должен выбрать раздаточные материалы, иллюстрации и открытки для занятий. В младших группах обследование занимает пять-десять минут. За это время ребенок успеет рассмотреть и назвать несколько картинок. Словесные упражнения и игры. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть недолгими (5-10 минут) и составлять только часть урока. В игре слов очень важно правильно объяснить ее содержание (объяснение обычно содержит два-три примера ответного задания). Не менее важным является полный выбор словаря для игры (задания ведущего и ответы игроков). Чтобы активировать словарь и ознакомиться с образной структурой языка, надо задавать детям загадки. Они помогают научить детей мотивировать свои ответы, предоставить доказательства правильности предположения (как вы догадались?). Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей Трудовая деятельность, особенно коллективная, чрезвычайно важна для развития словарного запаса детей. Значение многих слов становится понятным детям, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер рабочего общения помогает ребенку использовать заученные слова и закреплять их в памяти. Эффективным средством работы со словарным запасом является игра. Дидактические игры - это широко используемый метод работы со словарем. Например, играть с детьми можно в «Слова» с использованием дополнительных предметов (игрушки, картинки, предметы). Такие игры помогают развить уже существующий у ребенка словарный запас. Такие игры будут способствовать развитию конкретных и общих понятий. В данной игре детям приходится использовать знания, которые они получили ранее. Чтобы подобрать материал для игр, необходимо знать задачи словарной работы. Развитию образного словаря способствуют игры-драматизации: показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах. Помогает развивать словарь детей и художественная литература. Художественное слово помогает ребенку понять красоту родного языка, оно учит его эстетическому восприятию окружающей среды и в то же время формирует его этические представления. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка». По словам О. С. Ушаковой, «художественное выражение создает истинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, действует, убеждает, воспитывает». Ребенок накапливает определенный словарный запас, охватывающий все части языка, изучая художественную литературу. Целью приобщения дошкольников к художественной литературе, по определению С.Я. Маршака, является «формирование будущего великого читателя, культурно образованного человека». При выборе книг для чтения детям важно учитывать наличие литературного произведения, зрелищность его действия, литературную ценность, соблюдение задач нравственного воспитания и воспитание любви к Родине, людям и природе. Важно периодически возвращаться к прочтению прошлых произведений. Так у детей будут закрепляться слова, которые использованы в данном произведении. Самое главное объяснить значения всех слов, чтобы не оставалось недопонимания. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым сначала заставить ребенка понять читаемое произведение, а затем прочитать его, не затрудняя лишних толкований. Знакомство с художественной литературой позволяет обогатить лексический запас, накапливать речевые выражения, методы изложения информации, литературные способы с целью передачи характеров, расположений, значения, действий, отличительных черт происшествий и ситуации. Один из актуальных вопросов педагогики на современном этапе является поиск инновационных форм и методов для развития речи детей. Специалисты приходят к выводу что использование сказок оказывает значительное коррекционное влияние на дошкольников, имеющих речевые нарушения. Авторские сказки учителей-логопедов Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста О.Г. Ивановской и Л.Я. Гадасиной, серия книг по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Т.А. Шорыгиной, лексические сказки Т.А. Куликовской могут быть направлены в первую очередь на развитие активного словаря детей с ОНР. Логопедические сказки малы по содержанию и имеют конкретную задачу – обогащение активного словаря детей по лексическим темам. Такие сказки используют как составную часть логопедического занятия, как в групповой так и в индивидуальной работе. Логопедическая сказка повышает интерес детей к занятию, так как ход и развитие событий сказки заставляют следить за ними. Доступность, простота, эмоциональность делают речевой материал легко запоминающимся. Это так же вызывает у детей желание вновь и вновь окунуться в сказочные приключения, обсудить пережитые ими волнения. Итак, словарная работа в детскому саду, осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg