ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История возникновения вида спорта
Чхве Хон Хи (Чой Хонг Хи) родился 9 ноября 1918 года в Хадэ (Корея). Его детство и юность пришлись на тот период, когда Корея была оккупирована Японией. Чхве Хон Хи в юности изучал Сётокан-каратэ-до и после усердных тренировок стал обладателем чёрного пояса — высшего дана. В 1946 году он поступил на службу в только что созданную корейскую армию инструктором по каратэ (Тансудо). Для физического и духовного воспитания он начал обучать солдат каратэ. Обучая солдат приёмам карате, Чхве Хон Хи постоянно совершенствовал методику занятий, да и сами приёмы. Именно тогда он понял, что необходимо развивать свое собственное боевое искусство, превосходящее японское каратэ технически и духовно. Он твердо верил, что обучение этому искусству по всей стране позволит ему исполнить клятву, данную его товарищам, с которыми он делил неволю в Японии. Руководствуясь этой идеей, с марта 1946 года он начал систематически развивать новую технику. В результате этих экспериментов в течение последующих десяти лет он создал фактически новое корейское боевое искусство, которое было названо «тхэквондо». Благодаря своим заслугам Чхве Хон Хи достаточно быстро дослужился до звания генерала.[20]
В переводе с корейского языка: Тхэ - означает удары ногой; Квон - кулак или удары рукой; До - это путь.[20]
Уже в самом названии заложена суть тхэквондо, а именно гармоничное развитие человека как физически, так и духовно. Таким образом, в тхэквондо две составляющие: первая - это «тхэквон» использование рук и ног в целях самообороны, вторая - это «до» жизненный путь, включающий в себя морально - этическое воспитание личности и интенсивную ментальную тренировку для развития высшего сознания через постижение культуры и философии тхэквондо.
Следующим этапом в деятельности Чхве Хон Хи (Чой Хонг Хи) стало распространение нового вида боевого искусства, как спортивного вида. В 1959 году основатель тхэквондо вместе с группой корейских военнослужащих впервые продемонстрировал его за рубежом — на Тайване и во Вьетнаме. Его мечтой было распространение тхэквондо по всему миру. В этом он видел торжество достижений многовековой корейской цивилизации.
22 марта 1966 года основатель тхэквондо, генерал Чхве Хон Хи, созвал конференцию для учреждения общественного объединения, которое будет развивать тхэквондо в мире. На этой учредительной конференции было принято единогласное решение назвать юридическое лицо новой организации Международная федерация тхэквондо по-английски International Taekwondo Federation сокращенно ITF . Поэтому, когда речь идет об ИТФ это значит, что организация представляет именно то боевое искусство и вид спорта, которое создал сам его основатель. На этой же конференции генерал Чой Хонг Хи был избран Президентом Международной федерации тхэвондо ИТФ и раз в четыре года переизбирался на следующий срок, оставаясь Президентом ИТФ до самой смерти 15 июня 2002 года.
За короткий срок существования тхэквондо достаточно молодое боевое искусство по сравнению со многими другими - обрело огромную популярность, и на сегодняшний день численность занимающихся им около 40 млн. людей во всём мире.
История тхэквондо итф. Тхэквондо по сути является многоборьем, состоящим из пяти дисциплин. В программу соревнований входят четыре дисциплины:
- соревнование по спаррингу (масоги)
- соревнование по формальным комплексам (туль)
- соревнование по разбиванию досок (вирек -3 разных удара для женщин и 5 разных ударов для мужчин)
- соревнования по спецтехнике тхэквондо (разбивание досок с прыжком в длину и высоту-3 разных прыжка у женщин и 5 разных прыжков у мужчин).
Помимо соревновательных дисциплин в программу обучения входят и приёмы самообороны (Хосинсуль), которые являются логическим применением предыдущих дисциплин в реальных ситуациях.
Тхэквондо, пожалуй единственное боевое искусство, методика преподавания которого, а также философия, порядок присвоения поясов и все его составляющие, разбивания, поединки, базовая техника, спецтехника, формальные комплексы, приёмы самообороны описаны самим основателем в одной книге - энциклопедии тхэквондо, которая состоит из 15 томов! Существование энциклопедии, конечно, не может заменить инструктора, но позволяет избежать искажения классической техники, даёт возможность каждому корректировать и усовершенствовать свои умения, избегая ошибок и профанаций. С помощью энциклопедии искусство становиться доступно каждому, нет возможности спекулировать закрытостью системы, скрывать свои незнания под предлогом секретности. В Тхэквондо нет секретов, за исключением одного - полной отдаче тренировочному процессу. Ученик, сумевший заставить себя, достигает рано или поздно желаемых результатов, которые обычному человеку могут казаться сверхъестественными.
В тхэквондо уникальная система выдачи поясов: существует 10 разрядов "гыпов" цветных поясов и 9 степеней (данов) чёрных. В зависимости от интенсивности тренировок чёрный пояс можно получить от одного года (если тренироваться 4 часа 6 раз в неделю) до 4-5 лет, если тренироваться 2-3 раза по 1,5 часа. Чтобы получить 2-й дан, надо ждать вне зависимости от технического уровня ещё 1 год, 3-й дан - два года, 4-й - три года и так далее. Обладатели с 1-го по 3-й дан могут считаться помощник учителя (бо-са бом). Обладатели с 4го по 6й дан считаются учителями (са бом) и обладатели 7го-8го дана считаются мастерами (са хюн ним). Обладатель 9-го дана считается великим мастером - са сон ним. Всё это показывает, что для того чтобы получить звание учителя по тхэквондо (4-й дан и выше) требуется как минимум 7 лет, время, достаточное, чтобы отличить профессионала от любителя.
Тхэквондо построено на знаниях анатомии, биомеханики, физиологии и физического воспитания. Научный подход делает искусство живым. Сколько наука развивается, столько развивается и искусство, конечно классическая техника, туль, основа тхэквондо, меняется реже всего, это стержень, база, на которую опираются все инструктора. Но какие методы, какие нагрузки и на чём нужно делать акцент выбирает сам инструктор. Разные инструктора это разные типы личности, это разные методики, разный подход. Это даёт возможность каждому ученику подобрать более подходящую для него школу. Возможно, эта особенность исходит из древней корейской традиции выбора учителя, где монах после нескольких лет предварительного обучения, должен был обойти как можно больше монастырей и учиться у многих учителей, чтобы выбрать одного, назвать его своим учителем и учиться у него столько времени, сколько учитель посчитает нужным.
Существует заблуждение, что в тхэквондо отсутствует техника рук. Конечно, хорошо разработанная мощная техника ног - это особое отличие, своего рода товарный знак, но ни в коем случае это не значит, что в тренировочном процессе меньшее время уделяется технике рук. Те, кто хорошо знаком с тхэквондо, часто говорят, что здесь сильные удары ногами и очень сильные удары руками.[1]
Тхэквондо помимо своей эффективности обладает притягательной эффектностью. Культура движения впечатляет зрителя и даёт наслаждение занимающимся. Здесь всестороннее развитие тела и духа сочетаются с чувством наслаждения техникой и движением.
1.2. Общие понятия о технике в спорте
Под техникой физических упражнений понимают такой способ выполнения движения, который позволяет наиболее эффективно решить поставленную задачу. Например, чтобы дальше прыгнуть с места, целесообразно выполнять толчок одновременно обеими ногами. Такой толчок эффективнее, чем одной ногой. В то же время, чтобы прыгнуть дальше с разбега, лучше толкнуться одной ногой, это эффективнее, чем двумя. Из данного примера видно, что техника прыжка изменяется в зависимости от того, осуществляется прыжок с места или с разбега.[27]
В технике любого двигательного действия выделяют основу, ведущее звено и детали техники. Под основой техники подразумевают состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. По основе техники движения отличают друг от друга. Например, для бега: отталкивание правой от опоры, фаза полета, приземление на левую с последующим отталкиванием, фаза полета, приземление на правую с последующим отталкиванием, фаза полета и т. д.; для ходьбы: отталкивание правой, опора на левую с последующим отталкиванием, опора на правую и т. д. Под ведущим звеном техники понимают такой элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания не может быть прыжка. Детали техники — это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым.
Выделение в технике ее основы, ведущего звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная, двигательное действие можно разучивать сразу. Если же основа техники сложная, двигательное действие лучше разучивать по частям. И здесь процесс обучения начинается с обучения ведущему звену техники.[27]
1.3.Особенности понятия техники в спортивных единоборствах
Ударная техника — в боевых искусствах это совокупность средств, способов и методов выполнения ударов. Техника выполнения ударов является предметом изучения в таких боевых искусствах как бокс, кикбоксинг, тайский бокс, ушу, каратэ, тхэквондо и тому подобное.
Стилевой противоположностью ударной техники является техника борьбы.[9]
Принципы ударной техники.
В различных боевых искусствах по-разному преподается ударная техника. Принципы маневрирования, защиты и наступления кое-где сильно отличаются друг от друга в зависимости от стиля ведения боя: есть очень динамичная ударная техника с большим количеством передвижений (например, Ушу, тхэквондо) и есть техника нанесения ударов с минимальным маневрированием (муай тай); есть единоборства, которые предусматривают открытую стойку (например, каратэ, джиткундо ) и боевые искусства, в которых стойка бойца является хорошо защищенной (бокс, кикбоксинг).
В зависимости от традиций единоборства, его правил, и соответственно поставленной задачи, исполняемый атлетом удар может быть одиночным или серийным; может наноситься по конечностям, в туловище и в голову; может выполняться с места, с шагом, с разворота или в прыжке; может применяться в стойки или в партере.
Принципы маневрирования.
Маневрирование играет в ударной технике особую роль, поскольку позволяет эффективно изменять дистанцию ведения боя, вовремя отступать во время атаки ударами, и так же вовремя наступать на соперника. Правильное маневрирование увеличивает эффективность выполняемых ударов, расширяет возможности ударника, позволяет применять сложную технику. Основные принципы маневрирования: 1) все передвижения начинаются с движения той ногой, которая является ближней к направлению движения, а само движение начинается с толчка дальней ногой; 2) шаги или прыжки должны быть условно равной длины, что обеспечивает равновесие и сохранение боевой стойки: 3) постановка ноги при маневрировании должна осуществляться таким образом, чтобы тяжесть распределялась по передней части стопы; 4) передвижения должны осуществляться таким образом, чтобы исключить перекрещивание ног или сопоставления их вместе.[9]
Принципы защиты.
Защита — это совокупность технических действий, выполнение которых дает возможность избежать ударов соперника. Различают простую и комбинированную защиту. Простой является та защита, которая включает одно техническое действие. Комбинированной является та защита, которая включает в себя несколько технических действия, объединенных в комбинацию.
Основные виды защиты:
Защита уходом (отскоком) — это способ перемещения, который позволяет избежать ударов соперника. Защита уходом выполняется путем разрывания или сокращение дистанции, уходом по/с линии атаки.
Защита уклоном (нырком) — это способ наклона туловища, позволяющий избежать ударов соперника. Защита уклоном выполняется с места, без осуществления перемещений.
Защита подставкой — это способ избегания значительного ущерба от ударов соперника путем подставления определенных, менее уязвимых для удара, частей тела. Подставка выполняется таким образом, чтобы встретить удар в его конечной точке.
Защита блоком (отражением) — это способ избегания значительного ущерба от ударов соперника путем их блокирования или отражения определенными, менее уязвимыми для удара, частями тела. Блок выполняется таким образом, чтобы встретить удар в ходе его исполнения и отвести или нивелировать его.
Принципы наступления.
Наступательные действия являются совокупностью подготовительных действий с атакующими действиями, и включают в себя маневрирование, защиту, атаки и контратаки.
Атака — основное средство для достижения победы в поединке, и способ реализации ударной техники. Кроме основной цели, — нанесение ущерба противнику, — атака может осуществляться с целью принудить противника к определенным действиям. Атака может быть ложной (ошибочной) и действительной. Действительная атака должна быть хорошо подготовленной, своевременной и решительной. Нарушение этих принципов наступления угрожает тому, кто атакует, и ставит его в невыгодную ситуацию.
Контратака — это средство погашения ударной активности противника. Контратака включает в себя выполнение ударов в ответ, а также на опережение или навстречу. Контратака в ответ — это удар или серия ударов, выполненных после защитного действия, в ответ на атаку соперника. Удар на опережение или навстречу, то есть контрудар, предполагает опережение атаки соперника, которая уже началась.
Типы ударной техники:
Ударная техника рук - Ударная техника рук является комплексом приемов и методов нанесения ударов руками.
Ударная техника ног - Ударная техника ног является комплексом приемов и методов нанесения ударов ногами.
Традиции ударной техники в боевых искусствах.
Особенности той или иной ударной техники тесно связаны с традициями этноса, в котором они возникли. А на эффективность ударной техники влияла и влияет принадлежность единоборства к определенному слою населения: так, например, боевые искусства, возникшие из необходимости самозащиты в бедных и зависимых слоях общества, имели более простую и часто более эффективную технику нанесения ударов, чем те, что были изобретены для развлечения или расцветки досуг обеспеченного и властного социального слоя. В частности технический арсенал единоборств европейской интеллигенции, — английского и французского бокса, уступает эффективностью боевым искусствам азиатских солдат и крестьян, таким как муай Боран, муай тай или летвей.[9] Большое значение в развитие ударной техники внесла конкуренция между популярными боевыми искусствами и их адептами. Конкуренция между школами и стилями ударной техники в современный период решается путем соревнований по смешанным правилам. Современные чемпионаты по смешанных боевых искусств (см. UFC, K-1) позволяют выявить наиболее эффективную ударную технику и сильнейших представителей конкретного стиля. Среди боевых искусств, которые целиком состоят из ударной техники являются также и олимпийские единоборства — это бокс и тхэквондо.
Некоторые боевые искусства сочетают культурные традиции с воинственными традициями: так, например, украинский боевой гопак и бразильский капоэйра сочетают элементы ударной техники с традициями танца. Особенно мощными ударами ног традиционно отличаются азиатские боевые искусства Ушу, каратэ и тхэквондо, в которых используются техники кругового и вращательного нанесения ударов. Нетрадиционную и мощную ударную технику рук имеет российская боевая система самбо, что максимально эффективно использует одиночные удары, основанные на крутящем моменте. Колоссальный разрушительный потенциал таят в себе техники тайского бокса (муай тай) и бирманского бокса (летвей), которые используют наиболее разительные ударные поверхности человеческого тела — локти и колени. Ударные техники травмаческого влияния практикует израильское искусство крав мага, ударные техники летального воздействия изучают древнее японское ниндзюцу и молодое корейское хапкидо.
Теперь рассмотрим конкретнее понятие техники в тхэквондо, а именно техника выполнения ударов ногами, а если быть точнее прямого удара ногой (Юп Чаги).
1.4. Особенности техники ударов и защит в тхэквондо.
Техника действий ударов руками в тхэквондо.
Безусловно, техника использования рук в тхэквондо важна при выполнении атакующих действий. Однако, техника действий руками важна еще более в процессе защитных действий, особенно при блокировании.
Общие правила:
• Таз и передняя стенка брюшного пресса движутся в направлении выполнения атаки или блокирования.
• В большинстве случаев пятка располагающиеся сзади ноги в начале движения слегка приподнимается над опорой, а в момент контакта с телом соперника - жестко ставится на опору. Это правило справедливо только для действий, выполнение которых не требует смены стойки.
• В начале движения тело слегка приподнимается вверх, а в момент контакта с телом соперника - опускается вниз.
• Для проявления максимальной быстроты каждое действие должно начинаться с реверсивного движения.
• В процессе передвижения руки должны быть слегка согнуты в локтевых суставах.
• Пятка находящейся сзади ноги в момент контакта с телом соперника должна жестко стоять на опоре при выполнении как атакующих, так и защитных действий.
Техника атакующих ударов руками в тхэквондо .
В тхэквондо различают шесть видов атакующих действий руками - проникающие удары (цируги), колющие удары (тулки), рубящие удары (тэриги), режущие удары (кугки), давящие удары (нуруги) и разбивание.
Первые три разновидности атакующих действий весьма схожи по назначению и способу выполнения. Цируги используется главным образом для нанесения повреждений, сопровождающихся внутренним кровотечением. Последнее достигается за счет проворачивания руки в финальной фазе удара. При выполнении тулки удар в уязвимую точку сопровождается незначительным проворачиванием руки в финальной фазе. Цель использования тэриги - добиться разрушения мышцы или перелома кости в уязвимой точке. При выполнении тэриги рука практически не проворачивается в финальной фазе удара.[21]
Атакующие действия классифицируются в зависимости от положения, занимаемого атакующим сегментом, ориентации тела по отношению к сопернику, способа атаки и используемой стойки. Для удобства изложения подразумевается, что высота расположения цели (высокая, средняя или низкая) рассматривается относительно роста атакующего.
Основные правила:
• Таз и переднюю стенку брюшного пресса следует перемещать медленно в начале движения и резко в момент начала ударного взаимодействия. Таз начинает движение несколько раньше, чем остальные звенья тела, для того, чтобы активировать крупные мышечные группы таза, брюшного пресса и конечностей.
• Для придания руке максимального ускорения (особенно при нанесении цируги) следует выполнять ее проворачивание.
• В момент контакта с телом соперника следует напрячь мышцы брюшного пресса путем выполнения резкого выдоха.
• Для предотвращения возможности захвата соперником руки и для приведения руки в исходное положение для начала нового действия сразу же после контакта с телом соперника следует возвратить руку в исходное положение.
• При атаке соперника, располагающегося перед атакующим, рука и плечи должны образовывать равнобедренный треугольник.
• Атакующие и защитные действия должны сопровождаться задержкой дыхания.
Техника защитных действий руками в тхэквондо .
Арсенал защитных действий подразделяется на блокирование и уходы.
Основные принципы защиты:
• За редким исключением при выполнении сближения соперника следует всегда располагаться к нему в пол-оборота.
• Всегда сохранять удобную позу.
• Быть всегда на чеку, чтобы при первой представившейся возможности провести контратаку.
При постановке блока следует соблюдать следующие правила:
• Блокирующая рука должна быть согнута в локтевом суставе на 15-45 градусов, с тем чтобы отбить бьющий сегмент соперника.
• Никогда не проносить блокирующий сегмент за пределы предполагаемой области контакта.
• Плечевой сустав блокирующей руки должен быть слегка опущен.
• За редким исключением сразу же после контакта с телом сопрника блокирующий сегмент должен убираться назад.
• За редким исключением в момент контакта с телом соперника блокирующая рука и плечевые суставы должны образовывать треугольник.
Эффективно выполненный уход может привести к потере соперником состояния равновесия. Его тело может оказаться открытым для проведения контратаки. Уходы могут выполняться в любом направлении. Главное - это естественность выполнения и готовность в любой момент контратаковать. Лучше выполнять уходы вместе с деби макки. Руки обеспечивают их безопасность.
Техника действий ударов ногами в тхэквондо.
Техника тхэквондо ИТФ отличается от других видов борьбы специфическими ударами ногами в прыжке. Многолетней практикой доказано, что они очень эффективны. Спортсмены, достигшие высокого уровня мастерства, способны выполнять прыжки из любой стойки без разбега и в прыжке наносить мощные и многократные удары ногами. На ближней дистанции наносится только один удар в прыжке, на дальней - два или несколько ударов.
Все прыжковые удары выполняются в соответствии со следующими правилами:
• удар выполняется в наивысшей точке прыжка;
• в момент нанесения удара спина атакующего полностью выпрямлена; свободная нога "не болтается" в воздухе, а подобрана под атакующего;
• сразу же после нанесения удара атакующий группируется в зависимости от стойки, которую необходимо принять при приземлении.
За преимущество техники действий ногами тхэквондо стало известным во всём мире за довольно короткий период. В тхэквондо ноги используются не только для атакующих и защитных действий, но и для перемещения. Разнообразные удары в прыжке, демонстрирующие стандартное равновесие, высочайшую скорость, координацию движений, эластичность и умение свободно менять направление удара, свойственны только тхэквондо.
Техника атакующих ударов ногами в тхэквондо.
Общие правила выполнения ударов ногой в тхэквондо.
• Максимальное использование эластичности коленного сустава опорной ноги.
• Для подготовки и выполнения следующих действий и предотвращения захвата ноги соперником сразу же после удара (за редким исключением) необходимо выполнять возврат ноги.