В дипломной работе по теме «Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля в оперативно-розыскной деятельности и уголовном процессе» рассматриваются вопросы соотношения прокурорского надзора с ведомственным контролем, проводится сравнительный анализ, обосновывается довод о необходимости четкого распределения зоны ответственности.
Исследуется актуальный вопрос соотношения прокурорского надзора и ведомственного контроля в свете изменений уголовно-процессуального закона России. Анализируются современные подходы к понятиям данных правовых явлений, раскрываются некоторые аспекты их правовой природы, рассматриваются основные концепции и критерии разграничения прокурорского надзора и ведомственного контроля.
Гарантии соблюдения принципа законности в деятельности по уголовному преследованию предполагают наличие функционально различных по своему содержанию, но общих по цели прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля.
В своей основе эта система многоступенчата, многосубъектна, она характеризуется спецификой задач, решаемых в порядке прокурорского надзора и ведомственного контроля, и, соответственно, разнообразием процессуальных форм и методов их решения. Вместе с тем в законодательной и правоприменительной практике до сих пор не проведено четкого разграничения понятий "надзор" и "контроль", которые близки по своему смысловому значению, но все-таки не синонимы и обладают определенными различиями.
В дипломной работе отражены результаты исследования теоретических изысканий и концептуальных положений, раскрывающих сущность
ведомственного контроля в оперативно-розыскной деятельности, а также аспекты соотношения данного контроля с прокурорским надзором.
Актуальность работы заключается в поиске решения проблемы, обусловленной необходимостью формирования системы критериев, отличительных признаков и свойств, позволяющих разграничивать прокурорский надзор и ведомственный контроль в оперативно-розыскной деятельности, а также при производстве предварительного следствия и в дознании, исключая подмену контроля функцией надзора.
Объектом исследования являются прокурорский надзор и ведомственный контроль как правовые институты обеспечения законности при осуществлении ОРД, предварительного расследования.
Предметом исследования выступают выделение и изучение особенностей, в рамках заявленной темы, изложенных в научной литературе, нормативно-правовых источниках, а также в судебной практике.
Цель работы состоит в изучении проблемных вопросов теории и практики данных правовых институтов. Методологию проведенного исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: системный, логический, сравнительного правоведения, статистический, специально-юридический, исторический, а также индукции, дедукции, анализа, синтеза.
Содержанием работы выступает выявление тенденций развития прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением законов, органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование.
Новизна работы проявляется в попытке комплексного теоретико- правового анализа прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением законов при осуществлении ОРД и в предварительном расследовании как правового явления. Автор считает, что существующая в доктрине система воззрений на соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью решений, принимаемых в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе позволяет
определить те чувствительные точки соприкосновения, без внимания к которым взаимодействие связанных общими целями правоохранительных органов может привести к деструктивным проявлениям межведомственного противодействия. К основным результатам работы относится вывод о том, что контрольная деятельность руководителей оперативно-розыскного органа (либо его структурного подразделения), руководителя следственного органа, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, в отличие от надзорной деятельности уполномоченного прокурора, характеризуется тем, что контроль за принятием решений осуществляется не только с точки зрения законности, но и с учетом иных требований, предъявляемых в связи с необходимостью решения всего объема задач управления подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также осуществляющими предварительное следствие и дознание.
Ведомственному контролю, в отличие от прокурорского надзора, присуще непосредственное участие руководителя оперативно-розыскного подразделения, в принятии непростых решений о документировании преступных действий разрабатываемых лиц в характерных для оперативно- розыскной деятельности условиях оперативного риска, осуществление процессуального руководства руководителем следственного органа, начальником органа, подразделения дознания при расследовании уголовных дел, находящихся у подчиненных им дознавателей, следователей, посредством принятия решений руководителем следственного органа, начальником органа, подразделения дознания в формах процессуального, организационного контроля. Результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике уполномоченных прокуроров, субъектов оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания, а также в научной работе при разработке проблем осуществления прокурорского надзора и ведомственного контроля за соблюдением законности за подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание.
Задачи работы, следующие:
- рассмотреть сущность, предмет, пределы и организацию надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- изучить сущность, предмет, пределы и организацию надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание;
- проанализировать ведомственный контроль за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и его организацию;
- исследовать виды ведомственного контроля в предварительном следствии и дознании, его организацию.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно научные методы познания. В работе нашли свое применение методы сравнительного правоведения, лексического и логического исследования содержания правовых норм, а также приемы сбора и обработки эмпирического материала, как анализ приговоров, контент-анализ публикаций в периодической печати.
Структура исследования определена целями, задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка и двух приложений.