Глава 1. Управление процессом перемещения и хранения грузов на складах организации
1.1. Понятие и сущность процессов перемещения и хранения груза на складе
Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Логистика, являясь относительно молодой наукой, достаточно активно развивается как на практике, так и в теоретическом направлении.
Следует отметить, что логистическая цепь является как объектом управления в целом, так и каждая из логистических функций на различных участках, этапов логистической цепи может быть самостоятельным объектом управления. Одним из основных участников логистической системы является складское хозяйство, выполняющее функции, связанные со сглаживанием неравномерности потребительского спроса, асинхронностью производства и потребления, т.е. оптимизацией товарных потоков и т.д.
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную организационную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам.
В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует организационные и технико-экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии её оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому, на наш взгляд, склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности [8, c. 125].
При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной.
Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить благоразумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.
Складирование – это логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы [5, с. 120].
Рассматривать склад принято, как помещение, в котором осуществляется приемка, обработка, распределение, складирование грузов и выдача их по назначению. Основная его задача заключается в накоплении запасов, и снабжении потребительских заказов.
Однако невозможно построить склад и не осуществлять дальнейший контроль над запасами. Управление ими необходимо, чтобы:
- Нужные запасы были в наличии;
- Запасы не залеживались и не портились;
- Запасы вовремя доставлялись на склад и отправлялись оттуда.
- Именно за рациональное управление складскими потоками и отвечает логистика складирования.
На рис. 1 представим место складов в функциональных областях логистики.
Рис. 1 Склады в функциональных областях логистики
Процесс хранения товаров начинается с их размещения на складе. Есть несколько общепринятых методов размещения:
? Сортовой — зоны хранения разделены под конкретные виды или сорта товаров
? Партионный — грузы хранятся отдельно по партиям, в партию могут входить различные виды и типы грузов.
? Партионно-сортовой — под каждую партию выделяется отдельная зона, внутри которой выделяются ячейки под каждый отдельный тип товара. То есть, внутри партионного метода хранения еще разворачивается и сортовой.
? По наименованиям — один из наиболее распространенных методов, когда товары каждого наименования хранятся отдельно.
Когда определились с методом хранения, нужно подобрать оптимальную модель складской планировки. Их есть три основных типа.
U-образная - наиболее распространенная модель склада, в котором зоны загрузки и выгрузки расположены параллельно друг другу.
Главное ее преимущество заключается в возможности разделять ресурсы между зонами погрузки и разгрузки в зависимости от загруженности и минимальный срок обработки грузов. Оптимальное решение, если вам необходимо организовать долгосрочное хранение на складе.
L-образная и I-образная - это сквозные модели складских систем, в которых зоны разгрузки и загрузки расположены в противоположных концах склада. При такой планировке достаточно просто внедрить кросс-докинг — приемку и отгрузку товаров через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.
Если есть потребность в долгосрочном хранении большого хранения продукции, то лучше U-образная модель. Для складов, где груз обычно не задерживается, лучше подойдет сквозная система.
Внутрискладское перемещение грузов представляет собой организацию движения разного товара во время его складирования. При движении продукции затрачиваются подъемно-транспортные устройства, средства механизации и ручной труд, поэтому основная задача во время организации складирования продукции на складе – уменьшение количества перемещений до минимального количества (поступление и дальнейшая отправка товаров с территории склада). Для внутрискладского перемещения груза на предприятиях разрабатываются технологические схемы.
Среди причин для передвижения товаров выделяют:
• периодическое пополнение ассортимента продукции;
• перемещение груза из временных зон для хранения;
• перестановка и распаковка/упаковка товара;
• административные и технические требования.
Перемещение хранимого товара и грузооборот в логистической цепочке невозможно представить без сосредоточения запасов товара в складских и производственных помещениях. Для этого производители складских стеллажей предлагают металлические конструкции различных конфигураций.
Рационализация процесса внутрискладского перемещения грузов позволит снизить финансовые затраты на ручной и механизированный труд и увеличить эффективность работы склада.
В итоге необходимо отметить, что современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеющее определенную структуру и выполняющее ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. Логистический процесс на складе можно рассматривать как управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координацию смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада.
Назначение склада — концентрация запасов, хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
1.2. Показатели эффективности использования складских площадей при хранении и перемещении продукции
Эффективное использование складских площадей, как основных: для хранения, экспедиции, переработки, так и вспомогательных, невозможно без оптимизации параметров участков склада, выделения мест краткосрочного хранения товаров с высоким уровнем оборачиваемости и участков хранения товаров с невысоким уровнем спроса и страховых запасов.
Перечень основных технологических операционных участков (зон) для рационального размещения товара на складе, которые должны быть связаны друг с другом проходами и проездами:
– участок разгрузки;
– участок приемки по количеству и качеству;
– участок хранения;
– участок комплектования заказов;
– участок отгрузки.
Оптимальное зонирование склада: участок разгрузки примыкает к зоне приемки по количеству и качеству. Участок хранения примыкает к зоне комплектования заказов и находится рядом с участком отгрузки.
В зоне приемки по количеству и качеству ведется учет прибывшего товара, учет временного хранения до передачи товара в зону хранения склада. При подготовке товара к хранению формируются места хранения. В зону хранения товары поступают из зоны приемки или зоны разгрузки. Подбираются и формируются заказы в зоне комплектования [11, c. 125].
Рациональное размещение и укладка товаров на складе:
- Интенсивность грузопотока. При большом перевесе интенсивности входящего потока над исходящим, может ощущаться нехватка площади склада.
- Упаковка, способы хранения. Товары с короткими сроками хранения лучше размещать ближе к основным проходам, хрупкий товар выше и дальше от основных проходов, бракованный – на высоких полках и в углах, товары для маркировки/упаковки/фасовки лучше размещать на низких стеллажах. Грамотное зонирование склада и подбор оборудования помогает рациональному размещению товара на складе.
- Структура склада. Помещение склада не всегда идеально – бывают выступы, углубления, колонны, перегородки. Также могут возникать ограничения по нагрузке склада. Чтобы избежать сюрпризов, рекомендуется просчитывать индивидуальный проект использования складских площадей.
- Складские операции. Склад может зонироваться по складским операциям – размещение, выгрузка, загрузка, сортировка, упаковка, хранение.
- Персонал склада. Основываясь на многолетнем опыте аудита и реструктуризации складских комплексов разных видов, типов и форматов, рекомендуем «выращивать» персонал, поощрять, обучать и мотивировать.
Рациональное использование складских площадей можно просчитать при помощи основных коэффициентов использования площади (в зависимости от типа склада, планировки, оборудования может иметь значение от 0,25 до 0,6 – чем больше показатель, тем эффективнее используется складская площадь) и объема (вместимости).
Формулы расчета:
Коэффициент использования площади склада = грузовая площадь / общая площадь склада
Коэффициент использования объема склада = грузовой объем склада / общий объем склада
Для организации грамотного хранения, быстрого поиска, облегчения складской грузопереработки и прозрачного складского учета поможет система WMS (например, ABM WMS) с необходимым функционалом, таким как:
• возможность размещения по сортам, размерам, оборачиваемости товарных запасов;
• возможность учета объемов;
• возможность вести учет порядка поступления товаров на склад;
• возможность вести учет товарного соседства;
• возможность учитывать специфические свойства товара;
• возможность группировать товары по ассортиментному признаку;
• возможность группировать товары по режиму хранения.
Минимизации грузопотоков способствует расположение товаров с высокой оборачиваемостью, тяжелых и громоздких товаров близко к зоне разгрузки. Товары с большими объемами поступления и реализации обычно располагаются возле зоны комплектации заказов. Напротив, товары для длительного хранения лучше размещать дальше от входов и выходов [6, c. 69].
Расчёт и анализ складского комплекса (СК) необходимо производить только в совокупности с работой смежных подразделений – поставками, продажами, сервисом, транспортом и т.д.
В Таблице 1 представим информацию о ключевых показателях эффективности управления складом.
Таблица 1
Ключевые показатели эффективности управления складом
Наименование Методика расчета Единицы измерения
Группа «Качество»
Доля выполненных заказов Доля выполненных заказов без рекламаций по причине склада 98,5 %
Норматив на обработку рекламаций по товару Среднее установленное время на отработку рекламаций по качеству складских операций 3 дня
Группа «Эффективность процессов»
Производительность труда персонала склада Среднее количество единиц товара, отгруженного складом, за единицу рабочего времени в отчетном периоде 95 поз/час
Норматив на приемку товара Среднее количество времени, затраченного на приемку нормативного количества товара 12 часов
Группа «Издержки»
Себестоимость складских операций Средняя себестоимость обработки единицы товара (по отгрузке) руб/шт.
Для начала организации необходимо выяснить, какой KPI в приоритете. Для этого на предприятии уточняют и проверяют цели стратегического и оперативного характера. Формулировка цели в идеале должна быть такой, чтобы в ней не было четкого обозначения финансовой составляющей как главного показателя. Лучше, если финансовый показатель будет вытекать из основной задачи. При таком подходе фирма сможет уверенно чувствовать себя и в кризисный период [15, c. 82].
Требуется связь цели с рыночной средой, изменениями на рынке. К примеру, компания может поставить перед собой цель стать одной из ТОП-3 на рынке своей продукции или занять лидерские позиции на определенной территории. После того как сформулирована.
Для обеспечения порядка в расположении товаров на складе желательно закрепить постоянные места хранения за товарами отдельных видов/групп/подгрупп.
Храниться отдельно друг от друга должны товары, передающие запах, выделяющие влагу, легковоспламеняющиеся, обладающие высокой гигроскопичностью. Ткани лучше не хранить рядом с бытовой химией, а сахар/муку рядом с фруктами.
Эффективное использование площадей склада достигается при помощи назначения кода для мест хранения существенно облегчает отбор товара, а также дублируется в количественном складском учете. Код мест хранения для каждой группы товаров состоит из цифровых или буквенно-цифровых обозначений. Код состоит из номера стеллажа, секции, яруса, ячейки.
Применяются различные способы размещения товаров (в зависимости от особенностей и характеристик товаров), которые обеспечивают эффективное использование складского помещения: номенклатурный, сортовой, комплектный, партионный, др.
Ассортимент с большим количеством значений и небольшими объемами хранения зачастую размещается посредством номенклатурного или сортового способа, когда каждому SKU с учетом марки и размера отводится определенное место хранения – стеллаж, полка, ячейка, штабель.
Комплектный способ размещения товара на складе предусматривает совместное хранение товарных комплектов, которые различаются по видам товаров и самим изделиям, но отгружаются одновременно [18, c. 104].
FMCG (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного потребления) товары различных видов и наименований размещаются по-партионно, с пополнением до конца реализации этих товаров.
Независимо от размера, типа склада, характеристик товаров, эксперты направления складской логистики ABM Cloud готовы проконсультировать по рациональному использованию складских площадей и размещению товара на складе.
В итоге главы отметим, что условия жесткой конкуренции, а также увеличение емкости логистического рынка диктуют необходимость быстрого и качественного роста его участникам, растут требования к скорости и точности выполнения услуг по хранению, обработке и доставке грузов.
Транспортные компании и логистические комплексы все чаще уходят в сторону замены ручного труда автоматическим, избавляясь от лишних расходов, связанных с ошибками персонала, проблемой воровства на складе и необходимостью платить ежемесячный оклад. Не менее важной причиной модернизации складов является необходимость увеличения пропускной способности склада без строительства дополнительных складских площадей.
?
Глава 2. Анализ организации управления процессом перемещения и хранения грузов на складе предприятия
ООО «ПЭК»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
Компания «ПЭК» создана в 2001 году и сейчас является признанным национальным экспертом в области транспортно-экспедиционных услуг. Филиальная сеть компании насчитывает более 200 отделений и охватывает более 100 000 населенных пунктов в России, обеспечивая грузосообщение с Казахстаном, Европейским союзом и Китайской Народной Республикой.
Компания имеет 198 филиалов и 400 000 м? складских площадей. Численность персонала составляет около 10 000, а число клиентов более 3 500 000, среди которых находятся как частные лица, так и крупные торговые и производственные предприятия.
Помимо межтерминальной перевозки сборных грузов, компания обеспечивает транспортировку авто-, авиа-, железнодорожным и морским транспортом, оказывает услуги ответственного хранения и складской обработки, организует логистический сервис для интернет-магазинов. Ежегодно более 3 500 000 клиентов пользуются логистическими услугами «ПЭК»: частные лица, крупные производственные и торговые предприятия.
ПЭК охватывает примерно 100 000 российских населенных пунктов и производит грузосообщение с Китаем, Казахстаном и Европейским союзом. Кроме транспортировки сборных грузов компания осуществляет перевозку двумя способами: автоперевозки и авиаперевозки, а также оказывает услуги по складской обработке, хранению и организации логистического сервиса для интернет-магазинов.
Главный отдел компании находится в Москве и ему характерна линейно-функциональная организационная структура на рис. 2.
Рис. 2 Организационная структура ООО «ПЭК»
Представленная организационная структура компании показывает, что все отделы подчинены генеральному директору. Ему подчинены различные департаменты, такие как: филиальной сети, логистики, продаж, финансов, доставки, персонала, IT-департамент, юридический, а также информационного обеспечения.
Все департаменты находятся в тесной взаимосвязи, что позволяет эффективно выполнять поставленные цели и задачи генеральным директором.
Стоит отметить, что из-за того, что ООО «ПЭК» представлена во многих регионах страны, то у него развита филиальная сеть. Во множественных филиалах компании также применяется линейно-функциональная структура рис. 3.
Рис. 3 Организационная структура филиалов ООО «ПЭК»
Итак, представленная организационная структура филиалов компании, показывает, что все отделы подчинены непосредственно директору филиала. В филиалах ООО «ПЭК» есть такие отделы, как отдел логистики, IT-отдел, юридический и финансовый отделы, отдел продаж, доставки и клиентской поддержки.
При осуществлении такой транспортной услуги, как автоперевозка, компания берет на себя исполнение следующих функций:
- адресный забор или прием и оформление товаров и грузов в филиалах на выбор клиента;
- упаковка груза;
- нанесение уникальной маркировки, а именно штрих-кодов;
- складские погрузо-разгрузочные работы;
- определение оптимального маршрута;
- сам процесс перевозки;
- сопровождение транспортного средства спутниковым мониторингом, работающим 24 часа в сутки;
- информирование клиентов по СМС или электронной почте о прибытии груза в назначенный пункт;
- выдача груза.
При адресном заборе и доставке нужный груз забирают по назначенному адресу в городе отправки или в наиближайшем населенном пункте, находящемся в радиусе 300 километров от филиала или отдела компании, после чего груз доставляется прямиком в руки грузополучателя.
Компания ООО «ПЭК» включает в себя ООО «Авто-ПЭК», выступающую в роли автопарка. «Авто-ПЭК» не только снабжает транспортными средствами «ПЭК», занимается погрузочно-разгрузочными работами, страхованием, а также вооружённой охраной, но и сотрудничает с другими организациями, помогая в вопросах транспортной логистики.
Ключевые отчетные формы организации, представленные ей в официальные органы РФ (ФНС и Росстат), приведены ниже. Динамика показателей капитала, внеоборотных активов и общей величины активов (пассивов) баланса изображена на следующем рис. 4.
Рис. 4 Динамика показателей капитала, внеоборотных активов и общей величины активов (пассивов) баланса ООО «ПЭК»
Перечень доходов, расходов и финансовые результаты приведен в соответствии с официально утвержденной Минфином формой (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н). В Таблице 1 представим финансовые показатели ООО «ПЭК».
Таблица 1
Основные финансовые показатели ООО «ПЭК», тыс.руб.
Наименование показателя Код 2019 2020 2021 Изменение, +/- Темп роста, %
Выручка 2110 6 603 6 687 7 719 5609 365,8
Расходы по обычной деятельности 2120 (2 459) (2 642) (2 699) 240 109,8
Проценты к уплате 2330 (1 338) Х (1 045) -293 78,1
Прочие доходы 2340 75 Х 76 1 101,3
Прочие расходы 2350 (37) (82) (80) 43 216,2
Налоги на прибыль (доходы) 2410 (308) Х (373) 65 121,1
Чистая прибыль (убыток) 2400 2 536 2 269 3 598 1062 141,9%
Проведенный анализ финансовых показателей, показывает, что выручка выросла за 3 года на 265,8%, расходы выросли на 9,8%, доходы на 1,3%, прочие расходы 116,2%, налоги на прибыль на 21,1%, а чистая прибыль на 41,9%. При этом снизились проценты к уплате на 21,9%.
Принятые в российской и международной практике основные показатели результатов деятельности организации, включая показатель прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT) приведены на рис. 5.
Рис. 5 Показатель прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT)
ООО «ПЭК»
Данные рисунка показывают рост выручки, чистой прибыли и показателя EBIT, все показали рост.
Таким образом, «Авто-ПЭК», соответственно и «ПЭК» владеют обширным автопарком для междугородних и международных перевозок, куда входит транспортные средства таких марок, как Mercedes-Benz Actros, VOLVO, SCANIA, IVECO, ISUZU и «Газель» разных модификаций. Число крупнотоннажных транспортных средств превышает 650, а малотоннажных и среднетоннажных превышает 1250.
Компания ответственно относится к безопасности, в следствие чего имеется собственная база по технико-ремонтным работам, для контроля за техническим состоянием автомобилей.
Итак, проанализировав основную деятельность ООО «ПЭК», далее рассмотрим особенности хранения и перемещения товаров в компании.
2.2. Анализ хранения и перемещения на предприятии ООО «ПЭК»
Дополнительно ООО «ПЭК» оказывает следующие услуги:
- возврат документов, т.е. грузоотправитель получит весь комплект документов, оформленный грузополучателем;
- внутритарный учет, т.е. представитель ООО «ПЭК» производит пересчет груза по количеству и по месту исключительно при контроле отправителя или получателя груза, а пересчитанный груз помечается пломбами с номерами;
- перевозка сопроводительных документов, что подразумевает передачу документов от грузоотправителя грузополучателю, лицом, выполняющим перевозку или его сопровождающим;
- копии документов;
- наложенный платеж, т.е. грузоотправитель получает оплату только после выдачи груза;
- дистанционное обслуживание, т.е. можно производить оформление груза онлайн.
6 мая 2020 года компания ввела услугу дистанционное обслуживание, которая на данный момент является одной из актуальнейших из-за сложившейся ситуации во всем мире с COVID-19.
ООО «ПЭК» заботится о клиентах и старается минимизировать контакт, в следствие чего исключили необходимость обращения в клиентский отдел или дополнительного общения с менеджерами, т.е. есть все действия можно выполнять удаленно на сайте. А именно онлайн можно сделать следующее:
- рассчитать стоимость перевозки;
- с помощью таможенного калькулятора рассчитать экспедирование груза и таможенные платежи;
- оформить заявку на перевозку;
- оформить доставку исключительно по коду груза;
- отслеживать статус заявки;
- отслеживать статус и местонахождение груза;
- осуществить предварительное оформление вне очереди;
- заказать обратный звонок на сайте;
- контактировать с менеджерами компании в приложении TELEGRAM.
ООО «ПЭК» имеет склады класса А общей площадью около 400 000 м2 и постоянно увеличивает их.
Например, в мае 2019 года был открыт склад в Новосибирске площадью в 11 000 м2, где зона погрузки имеет 10 ворот, а разгрузки 11. Такое количество ворот позволило компании установить кросс-докинг.
Кросс-докинг такой тип складирования, при котором груз можно не размещать в зоне, предназначенной для длительного хранения, что сильно увеличивает пропускную способность склада.
На складских помещениях применяется современное оборудование и система управления складом WMS. WMS – это информационная система, которая отвечает за управление бизнес-процессов складских работ в режиме автоматизации [2, c.103]. Если разбирать конкретнее, то склад делится на различные зоны, например, зона приема груза, зона хранения, зона выгрузки и т.д.
ООО «ПЭК» осуществляет 3PL хранение и обработку заказов. Груз принимается вплоть от 1 коробки, не распакованным, т.е. едино целым. На складе происходит сортировка груза по типу, количеству и сроку годности. Компания полностью материально отвечает за сохранность груза. Помимо транспортировки груза по России, «ПЭК» занимается международными перевозками, а именно в Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику и 30 стран Европейского Союза, а также экспорт из России. Компания с часто предоставляет скидки клиентам.