Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Составление сборника «непонятные слова» по учебному предмету «литературное чтение» с целью как средства совершенствования словаря младших школьников

марина_прокофьева 1025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.07.2022
Объект исследования-совершенствование словаря младших школьников. Предмет исследования -составление сборника «Непонятные слова» по учебному предмету «Литературное чтение» как средства совершенствования словаря младших школьников. Цель исследования - составить сборник «Непонятные слова» по учебному предмету «Литературное чтение» как средства совершенствования словаря младших школьников, и реализовать его во 2 классе. Задачи: 1. Охарактеризовать методические основы совершенствования словаря младших школьников. 2. Проанализировать требования к составлению сборников, используемых в практике начальной школы. 3. Обосновать составление сборника «Непонятные слова» по учебному предмету «Литературное чтение» как средства совершенствования словаря младших школьников. 4. Реализовать составленный сборник «Непонятные слова» по учебному предмету «Литературное чтение» как средства совершенствования словаря младших школьников. Методологической основой исследования послужили труды Н.Д. Горбунова, С. В. Плотникова, З.Е. Александрова, Г.В. Бобровская, М.П. Воюшина В работе использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический: анализ, синтез, сравнение, сопоставление. 2. Практические: анализ учебно-методической документации, школьной документации, педагогическое проектирование, опрос. База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования с. Юровка, обучающиеся 2 «А» класса. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный словарь как средство совершенствования словаря младших школьников могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения. Апробация результатов исследования проходила в рамках 1 внутривузовской научно-практической конференции «Учитель, воспитатель и ребенок: обучение, воспитание, развитие» Анапа, 13 мая 2022 года. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы. Начальное образование является первым шагом в обучении ребенка вне дома. Восприятие, сбор и понимание информации зависит не столько от вида обучения, сколько от метода, качества и формы ее подачи учителем учащимся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из наиболее распространенных средств общения является язык. Для свободного овладения устной и письменной речи требуется одно важное условие: богатство материала этой речи, заключающееся в обилии слов и фразеологизмов, умение их качественно сочетать, не теряя их значения как единого целого. Новые и непонятные слова понимаются через их употребление в предложении, рассказе, известные слова иногда раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои языковые навыки. На наш взгляд, решению этих актуальных проблем способствует использование словарей на уроках литературного чтения в начальной школе. Словари эффективно помогают учащимся не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширять кругозор, давать новую информацию из различных областей науки, техники, искусства и литературы, развивать культуру языка, сделать людей осведомленными о культуре - что не менее важно для нас. О этом говорится в работах многих педагогов как прошлого (В.А. Сухомлинский, Н.С. Лейтес, И.Г. Песталоцци, Л.С. Выготский, др.), так и настоящего (Н.Д. Горбунова, С. В. Плотникова, З.Е. Александрова, Г.В. Бобровская, М..ПВоюшина и др.). В частности, Г.В. Бобровская сказала: «Использование словарей на уроках литературного чтения является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как путем работы со словарями у детей формируются познавательные учебные действия и выступала за развитие и пополнение словарного запаса обучающихся путем работы со словарями.» [1].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ СБОРНИКА «НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА» ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………............................................................... 6 1.1. Методические основы совершенствования словаря младших школьников................................................................................................ 6 1.2. Требования к составлению сборников, используемых в практике начальной школы………………....................................................... 16 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СБОРНИКА «НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА» ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………..…… 22 2.1. Обоснование сборника «Непонятные слова» по учебному предмету «Литературное чтение» как средства совершенствования словаря младших школьников.………….……….. 22 2.2. Реализация составления сборника «непонятные слова» по учебному предмету «литературное чтение» как средства совершенствования словаря младших школьников.…………………………………………………... 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………................................ 36
Список литературы

1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах // А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. 320 c. 2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы // И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c. 3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c. 4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c. 5. Корчак, Я. Несерьезная педагогика // Я. Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c. 6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие // А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c. 7. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c. 8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика: Учебник // Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2018. - 208 c. 9. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие // А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 c. 10. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы ХХ международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) // Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c. 11. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие // Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c. 12. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие // И.Л. Набок. - М.: Академия, 2017. - 208 c. 13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - М.: Просвещение- 2019. 14. Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. - М.: Просвещение - 2019. 15. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах // А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 172 c. 16. Руденко, А.М. Педагогика: шпаргалки // А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2017. - 190 c. 17. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник // И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c. 18. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник // В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c. 19. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник // Л.Д. Столяренко. – Рн.Д: Феникс, 2018. - 228 c. 20. Супрунова, Л.Л. Сравнительная педагогика: Учебник / Л.Л. Супрунова. - М.: Academia, 2017. - 312 c. 21. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c. 22. Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. - М.: КноРус, 2017. - 397 c. 23. Фрейре, П. Педагогика угнетенных / П. Фрейре. - М.: КоЛибри, 2017. - 152 c. 24. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. // А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c. 25. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие // В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ СБОРНИКА «НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА» ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Методические основы совершенствования словаря младших школьников Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [16]. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая действенное развитие словарного запаса родного языка. Под развитием словаря понимается длительный процесс количественного накопления слов, выработка их социально закрепленных значений и формирование умения употреблять их в определенных критериях общения [9]. Приходя в школу, самый младший обучающийся сталкивается с совершенно новым миром. Появление во многом новых правил поведения, новых серьезных требований в отношениях с окружающими: мир открывает новые схемы. Следовательно, существует система научных знаний и понятий, упорядочивающих мир и которыми должен овладеть младший школьник. В процессе школьного обучения ребенок должен приобрести тип научного мышления, познакомиться с общепринятыми моделями, нормами, освоить модели, существующие во Вселенной и в обществе. Постепенно обучающийся получает доступ к тем сторонам и свойствам объективного мира, которые до сих пор были недоступны в его собственном жизненном опыте. Определяя особенности психического развития детей младшего школьного возраста, В. В. Давыдов подчеркивает: «Специфика обучения состоит в том, что оно по своей сути произвольно, то есть, не определяется внешними ситуативными свойствами вещей. Чтобы вычленять существенные свойства и отношения вещей, обучающийся должен научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что необходимо научиться правильно ставить учебную задачу» [11]. Словарный запас или лексикон каждого человека строго индивидуален, формируется и изменяется на протяжении жизни. Лексикон – это динамичная самоорганизующаяся система, которая изменяется по мере того, как вы накапливаете знания и речевой опыт, чтобы удовлетворить свои потребности в общении. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: 1. речевой среды; 2. внимания окружающих ребенка взрослых к его речи; 3. познавательной деятельности самого ребенка [8]. 4. Источники пополнения детского словарного запаса могут быть такими: 5. речь окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Из этого источника ребенок может заимствовать не только то, что соответствует литературной норме, но и то, что выходит за ее рамки (просторечную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, разнообразные ошибки словоупотребления); 6. средства массовой информации и прежде всего – телевидение, роль которого в последнее время очень велика, поскольку сейчас даже в речи ребенка раннего возраста можно встретить слова, явно заимствованные из телевизионных рекламных роликов; 7. кинофильмы, театральные постановки, выставки, которые ребенок посещает с родителями или самостоятельно, тексты популярных песен; 8. художественная и научно-популярная литература, с которой обучающийся знакомится в семье или, позже, при самостоятельном чтении, например, словари [18]. Использование орфографического словаря в учебнике русского языка, а также включение в учебно-методическом комплекте этимологического, орфоэпического, толкового словаря, не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира стало необходимым. Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта [2]. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих обучающихся появляется потребность в словаре большего объёма. Если на ранних этапах обучения обучающемуся не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Именно поэтому стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах. В процессе обучения нам необходимо создавать специальные условия для расширения словарного запаса обучающихся, а именно целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полное усвоение детьми словарного запаса родного языка. Лексико-семантическая работа рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми словарным запасом родного языка. В содержание лексико-смысловой работы, независимо от этапа обучения, входит решение следующих задач: 1. Количественное обогащение словарного запаса детей, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений уже известных слов. М.Р. Львов установил, что словарный запас младшего школьника ежедневно должен пополняться примерно 5-7 новыми единицами, из которых не менее половины усваивается на уроках родного языка. 2. Качественное совершенствование словаря: уточнение семантики известных слов, установление семантических связей между словами (синонимических, антонимических и т.д.) и разными значениями многозначного слова, усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах, наблюдение над использованием слова как средство создания художественного образа. 3. Активизация словаря– это перевод слов из пассивного словаря в активный словарь. Пассивная часть индивидуального словарного запаса, т. е. понимаемые, но не употребляемые в речи слова, всегда больше, чем его активная часть. У обучающегося разница между объемом пассивного и активного словарного запаса больше, чем у взрослого, что связано с несформированностью механизмов отбора слов при порождении речи и приводит к бедности словарного запаса, монотонности и неточности в детской речи. Задача педагога состоит в том, чтобы всемерно способствовать совершенствованию этих механизмов, чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли, адекватно поставленной задаче и условиям общения. 4. Устранение не литературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных), их замена литературными эквивалентами и перевод из активного словаря в пассивный [6]. Все задачи лексико-семантической работы тесно связаны между собой и решаются в одном комплексе. Учитель знакомит детей с новым словом, раскрывает его значение, устанавливает его связи с уже известными словами, организует наблюдение за особенностями функции слова, побуждает к употреблению нового слова в речи. Соответственно в работе учителя над новым словом выделяют этапы семантики, уточнения и активизации, которые в совокупности обеспечивают его усвоение. Лексико-семантическая работа в школе тесно связана с изучением лексики как одного из уровней языковой системы, приобретением лексикологических знаний и развитием специальных педагогических и лексикологических умений. В начальной школе формируются педагогические и лексикологические умения, связанные с определением значения слова, подбором к нему синонимов и антонимов, узнаванием слов, употребляемых в переносном значении, и др. Уровень познавательного развития младшего школьника, достигнутый к моменту поступления в учебное заведение, позволяет ему овладевать новой лексикой, в том числе высокой степени обобщения, более глубоко и точно понимать значение слова, устанавливать различные связи между словами, как по форме и смысл. В школьном обучении появляется возможность опираться на способность детей понимать смысловые отношения, анализировать и сравнивать слова по их лексическим значениям и условиям употребления [22]. Количественное обогащение лексикона младших школьников происходит за счет лексики, усваиваемой при изучении всех учебных дисциплин. Материалом для обогащения словарного запаса школьников на занятиях по русскому языку и литературному чтению является, как правило, художественный текст, поэтому усваиваются общеупотребительная лексика и образные средства языка. В связи с чтением произведений народного творчества и художественной литературы происходит знание некоторых устаревших, просторечных и диалектных слов, входящих в пассивный запас детей (например, спешить, воевода, доспехи, воз, тревожить, говорить и т.д.) [19]. В связи с усвоением младшими школьниками основ научных знаний по всем учебным предметам их словарный запас также перестраивается с научной терминологией, а именно: 1. лингвистической: гласные и согласные звуки, приставка, сказуемое и др., 2. литературоведческой: строфа, басня, эпитет, сравнение; 3. математической: число, слагаемое, частное. Важным источником пополнения словарного запаса школьника является процесс освоения им новых социальных ролей, открытие новых областей общественной жизни, что также требует усвоения новой лексики, обслуживающей эти области. С. В. Плотникова, описывая эти процессы, приводит следующие примеры: «…адаптация к учебе потребует усвоения слов диктант, отличник, упражнение, контрольная работа, сочинение и др.; физкультура и спорт – спортсмен, тренер, трамплин, кросс и др.; отдых и развлечения – викторина, маскарад, фестиваль и др.; искусство – живопись, скульптура, музей и др.; социальное устройство – государство, россиянин, гражданин, президент и др.» [21]. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что количественный рост словарного запаса обучающихся в педагогическом процессе обеспечивается прежде всего содержанием обучения и внеклассной работы в школе. В школьном возрасте дети в основном осваивают предметно-понятийную атрибуцию общеупотребительных слов, так как уже достаточно хорошо ориентируются в окружающем мире, однако остается неточное понимание значения многих слов, обусловленное незнанием занимаемого места словом в лексико-семантической системе, его связи с другими словами. Часто у младшего школьника имеется только одно или несколько наиболее употребительных слов, представляющих ту или иную лексическую парадигму, и это мешает ему получить точное представление о масштабах значения слова. «Без систематическое и случайное введение новых слов при изучении родного языка, отсутствие систематической работы над парадигматическими отношениями слов внутри определенной лексико-семантической группы не могут гарантировать полного овладения лексическим значением слова», – замечает С.В. Плотникова [21]. Активация словарного запаса необходима для улучшения механизмов выбора слов у младших школьников во время генерации речи. Словарно-активационная работа в начальных классах связана с обучением сознательно оперировать словом, причем степень осознания условий выбора слова постепенно возрастает по мере овладения синонимическими средствами языка, а также языковыми знаниями и речевыми. Имея представление о стилистической дифференциации речи, младший школьник учится ориентироваться при выборе слова не только на содержание речи, но и на условия общения. С.В. Плотникова подчеркивает: «Решающим фактором, определяющим успешность активизации словаря младших школьников, является создание в процессе обучения условий для проявления обучающимися речевой активности. Сюда входит мотивация его речевой деятельности, доброжелательная атмосфера, способствующая преодолению страха перед аудиторией, внимание к речи каждого обучающегося на занятии, индивидуальный подход к нему с учетом особенностей его темперамента, характера, уровня речевой подготовки, тактичности в исправлении речевых ошибок и недостатков [21]. Исключение нелитературных слов из речи младших школьников связано с формированием у них первоначальных представлений о литературном языке, об обязательном соблюдении его норм для всех носителей языка, если они хотят быть понятыми окружающими. Речь должна быть вежливой и понятной – к такому выводу приходят первоклассники в результате организованного учителем наблюдения за речью, в которой эти правила нарушены. В дальнейшем учитель опирается на эти правила, помогая учащимся, употребляющим просторечные слова или диалекты, понять их недопустимость или неадекватность. Улучшение словарного запаса младших школьников в количественном и качественном аспектах способствует развитию у них умения заменять привычное нелитературное слово его литературным эквивалентом [24]. Таким образом, в содержание лексико-семантической работы в начальной школе включены новые группы лексики, более высокие требования предъявляются к уровню осознания лексического значения слова и условий его употребления в речи. Начальным этапом работы над словом является его семантизация – раскрытие его лексического значения, установление в сознании обучающегося связи между звуко-комплексом и определенным смыслом. В школе семантизация предполагает большую степень самостоятельности и познавательной активности учащихся. Обнаружение непонятного слова, самостоятельное или с помощью учителя, мотивирует дальнейшую работу по выяснению его значения. Учитель организует беседу, в ходе которой постепенно раскрывается значение слова. Описывая приемы словарной работы в начальной школе С.В. Плотникова поясняет: 1. обращение к речевому опыту учащихся побуждение к толкованию слова или включению слова в контекст. Слово, непонятное большинству обучающихся, может быть известно одному или нескольким детям. Дав этим возможность объяснить значение слова, учитель вносит свои дополнения и уточнения; 2. побуждение к выявлению значения с опорой на контекст употребления слова. Определению значения слова с опорой на контекст можно специально учить, предлагая вначале объяснить неизвестное детям слово вне контекста, а затем предъявляя его в контексте; 3. побуждение к словообразовательному анализу слова: почему так назвали? От какого слова образовано? Подумайте о строении слова, и это поможет вам разгадать его значение: своенравный – показывает свой нрав, упрямится; 4. обращение к сноске в книге или словарю. Формирование у младших школьников умения работать с толковым словарем – одна из задач начального обучения русскому языку, поэтому в современных учебниках имеются толковые словарики, к которым учащиеся обращаются в случае необходимости. Также широко используются школьные толковые словари; 5. обращение к иллюстрации в книге. Например, иллюстрация, помещенная в учебной хрестоматии «Родная речь» для 4 класса к произведению И.С. Шмелева «Егорьев день», поможет учащимся лучше представить себе предметы быта конца Х1Х века и понять значение таких слов из текста, как поддевка, лапотки, сермяга» [21]. Для уточнения и активизации словаря учащихся на уроках русского языка используются разнообразные упражнения. Рассмотрим их, опираясь на типологию упражнений, которая представлена в работах М.С. Соловейчик. 1. «Наблюдение за употреблением слов в примерном тексте. На уроках русского языка фрагмент художественного произведения используется как материал для грамматического и орфографического упражнения, при этом учитель не должен упускать возможности уточнить у детей понимание значения слова и его роли в создании образа. При проведении наблюдения учитель обращает внимание школьников на наиболее точные и выразительные слова: «Найдите слова, помогающие нам представить…», «Какое слово использовал автор, чтобы подчеркнуть…», «Найдите слова, противоположные по смыслу. Что хотел подчеркнуть автор, используя эти слова?», «Почему автор использовал несколько близких по смыслу глаголов, описывая действия…?» Например, для уточнения значения синонимов бежать и нестись можно использовать предложение Ребята даже не бегут, а несутся, будто на тугих парусах. Найдите в предложении слова, близкие по смыслу. Почему автор их противопоставляет, что он хочет подчеркнуть?» 2. Редактирование как вид лексико-семантического упражнения предполагает обнаружение ошибок и недочетов лексического характера и их исправление. В качестве материала для такого упражнения можно использовать специально подготовленные тексты с включением типичных для учащихся ошибок. Например, можно использовать следующее упражнение: Прочитай предложения. Какие слова неудачно поставили рядом? Как сказать лучше, точнее? Мы подошли к высокой сосенке. Ребята пускали в луже бумажные корабли. 3. Конструкция используется в лексико-семантической работе для обучения правилам употребления слов; заключается в создании словосочетаний и предложений из слов, что требует от учащегося выбора слова с учетом его лексической сочетаемости, речевой задачи и/или условий общения. Например, для закрепления умения правильно употреблять паронимы дождливый и дождливый можно предложить учащимся составить словосочетания, подбирая нужное слово: дождевой пыль, капля, ночь дождливый туча, время, год. Закрепление умения выбирать наиболее точное слово из синонимического ряда происходит при выполнении такого упражнения: Составь предложение, выбирая из слов в скобках наиболее точное. (Сыпал, валил, падал) редкий, мягкий снежок. Снежинки неторопливо (опускались на землю, неслись к земле). 4. Трансформация как вид лексико-семантического упражнения – это преобразование высказывания, касающееся его лексического наполнения, в соответствии с определенной задачей. Такое преобразование может заключаться в замене слова, словосочетания, пропуске или добавлении слова. Например, «Мы с восхищением смотрели на закат». Каким словом можно заменить выделенное словосочетание? (Любовались). Что еще придется изменить в предложении? (Форму существительного: любовались закатом). Запишите получившееся предложение. 5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т.д. Отличие этого упражнения от предыдущих в том, что при его выполнении обучающийся сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые. Например, при подготовке к сочинению – описанию картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» обучающимся предлагается внимательно вглядеться в картину и подобрать слова, которые помогли бы передать яркость и великолепие снега на картине. Упражнения этого вида способствуют активизации словаря учащихся.» [22]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что лексико-семантическая работа является одной из важнейших и именно составление сборника для младших школьников поможет нам решить возникшую в процессе обучения проблему, связанную с необогащенным словарным запасом, вследствие чего появляется новая проблема – слабого понимание учебного материала, что влечет за собой низкую успеваемость. Эта проблема направлена на обогащение и совершенствование словарного запаса обучающихся, являющегося одной из важнейших составляющих языковой компетенции человека. И, как мы выяснили, определение содержания этой работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словарного запаса младших школьников, многообразие методов и приемов и их осознанный выбор учителем являются необходимыми условиями ее эффективности. 1.2. Требования к составлению сборников, используемых в практике начальной школы Сборник – это свод каких-либо данных, объединенных по общему признаку. В данном случае, какого-либо языка, где включены толкование и перевод, что еще называется словарем [15]. Методические рекомендации по составлению сборников в начальной школе определяют общие требования, структуру и правила оформления методической продукции и имеют целью оказание помощи педагогическим работникам при составлении методических пособий, рекомендаций, указаний и их оформлении в соответствии с действующими стандартами. Сборник – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока (учебного занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Сборник может быть, как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям [16]. В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, сборник, методические указания, презентации и др. Сборник должен отвечать следующим требованиям: 1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. 4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. 6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 7. Сборник должен учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-учительного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения. 8. Сборник должен раскрывать вопрос «Как учить?». Сборник должен содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, и т.д.). 9. К методической разработке может быть приложена мультимедиа презентация. Сборник должен содержать следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Аннотация. 3. Содержание. 4. Перечень условных обозначений (при необходимости). 5. Введение. 6. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и подпункты). 7. Заключение. 8. Список использованных источников. 9. Приложения. Сборник начинается с титульного листа, на котором размещаются. 1. наименование вышестоящей организации. 2. наименование учреждения образования. 3. название разработки. 4. название дисциплины. 5. название темы (раздела) (при необходимости). 6. сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия). 7. выходные данные (год написания работы). 8. Технические требования к сборникам: Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14). Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).Ниже строчными буквами (с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.При указании сведений об авторе разработки от левого поля приводится слово «Разработал». Справа указывается наименование должности, инициалы и фамилия автора. Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14). На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg