ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1. Основные цели Русской Православной Церкви при работе с молодежью.
Политика, проводимая Русской Православной Церковью в направлении молодежи, является одним из активно развивающихся направлений молодежной политики в Российской Федерации, базирующейся на конфессиональной общественной деятельности традиционных для России религиозных организаций, течений, объединений. Религиозная общественная молодёжная политика является одной из форм общественной молодёжной политики, наряду с тремя традиционно выделяемыми её моделями и проявлениями: общественной молодёжной политикой политических партий, общественных объединений, крупных хозяйственных организаций.
Русская Православная Церковь юрисдикции Московского Патриархата является основообразующим камнем фундамента русской культуры, традиций и ценностей в течение всей своей истории. Перед ней стоят не только вопросы присущие ей только как религиозному институту, но и как активному субъекту общественных отношений. Церкви не чужды вопросы образования, культуры, уровня нравственности населения страны, а также будущее общества, которое непосредственно связано с молодежью. Кто как не молодежь является залогом и гарантом счастливого будущего для себя и для всей страны. Но за счет социальных и психолого — эмоциональных особенностей данной возрастной группы, молодежь, зачастую не может оценить объективно своих возможностей за счет отсутствия жизненного опыта. И по этой же причине, именно молодежь является самым уязвимым местом нашего общества для проявления различного рода девиаций — алкоголизм, наркомания, преступность и многое другое.
Внедрение работы с молодежью для Церкви — это далеко не ноу — хау, следующее из мотивов привлечения новых адептов и распространения религиозного мировосприятия, а неотъемлемая часть сущности церкви, которая является само собой разумеющейся. Реализуя воспитательную функцию и взращивая в членах церкви те ценности и нравы, соответствующие мировоззрению православного христианина, церковь, возвращает свои «родительские» права и обязанности над молодежью, отнятые у нее Советским государством. В концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в которой положение о миссии в молодежной среде занимает особое положение, выделяя конкретную социальную целевую группу — молодежь, так отражены взгляды на работу и проповедь.
Так сложилось, что православное миссионерство, развивающееся в период развала Советского Союза, в основном, пошло по «назидательно — академическому» пути, с огромным уклонением в аскетическое восприятие личного опыта, как во многом ошибочного и поврежденного грехом. Однако большую сложность в миссионерскую деятельность внес огромный поток проповедников разных толков, проповедующих не только христианскую веру какого- нибудь тлка, но и других всевозможных богов, духов, ангелов, что наложило огромный негативный отпечаток на восприятие любой формы проповеди в современной среде. Но проповедь— дело непростое и ответственное. Для осуществления миссионерской деятельности требуется не только знание истории христианства, Священного Писания, церковных традиций, но также и личное свидетельство о вере и христианской жизни миссионера, которая воспринимается с его поведения, его поступков, которые складывают впечатление не только о миссионере, но и о церкви в целом.
Нынешнее молодое поколение можно сгруппировать двум признакам: с «психологическим» и с «философским» складом ума и требованиями познания. Первым важно разобраться в своих чувствах, переживаниях, в своих желаниях, соотнести их с опытом других людей. К этому их подталкивает современная массовая культура, которую трудно понять людям, не относящимся к социально — демографической группе молодежи. Для вторых первичны идеи, смысл происходящего, «математические модели».
Те, кто с «психологическим» складом характера более восприимчивы к «личным свидетельствам». Им важно приобрести личный опыт, познакомиться с чужим опытом, чтобы сравнить и убедиться в правильности или неправильности своего опыта, им важно увидеть пощупать, пережить опыт ближнего. При общении с этими людьми важно расположить человека к доверию и доверять ему. Возможно, такие люди не отличаются инициативностью, они более хрупкие, но для них важно быть честными не только с собой, но и с окружающими их людей, важно опереться на свою внутреннюю энергию, важно найти стОящие мотивы и примеры. ВОзможно, люди этого типа находят ценности и веру в сопереживании, в совместном бытии, они как бы прививают ценности к себе от чужой лозы. Если не будет лозы, если не будет живого свидетельства и опыта переживания, влекущих к себе, то не будет и отклика, и доверия к чужим словам.
Вторая группа, отличающаяся «философским складом» являются более прагматичными и менее романтичными в своих мыслях, делах, поступках. Они редко говорят о проявлении и появлении Бога в их жизни. Этот тип молодежи меньше доверяют людям, отличаются волюнтаризмом, для них важно познакомиться с идеями, узнать правильный путь. Веру и ценности, формирующие мировоззрение они усваивают как конкретные задачи, которые надо философски и богословски осмыслить и реализовать. Для них важны знания, информация. Но говорить о полном отсутствии личного восприятия веры у эт ой категории молодежи говорить неправильно. Они готовы услышать и понять не только учение Церкви, но и то, что созрело у проповедника в душе, готовы говорить о том мировоззренческом поиске и даже синтезе, что произошел у них самих благодаря изученному и принятому извне. Порой такой путь не менее личностен и глубок, чем путь свидетельств о своем опыте, о своих чувствах, переживаниях, опасениях.
Православная миссия среди молодежи подразумевает под собой и особое внимание к воцерковленным молодым прихожанам, и миссионерское обращение Православной Церкви к современной молодежи вообще. Как и любая другая форма пастырской деятельности Церкви, она по своей сути является служением (диаконией). Этот термин отличает церковные молодежные инициативы от других подобных программ таких как молодежная политика, проводимая государством или молодежных общественных объединений и др.) Упоминая это различие , Патриарх Кирилл говорит: «Организуя работу молодежных объединений, мы порой используем принципы, применяемые общественными молодежными организациями. Всякий инструмент может быть полезен, однако упомянутые принципы не должны подменять собственно церковную, пастырскую работу с молодым поколением. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов. Создание молодежной организации или объединения не может быть самоцелью. За этим должна стоять ясная пастырская задача — научение молодого поколения жизни по евангельским заповедям». Православное молодежное служение и работа — это не просто работа «Церкви взрослых» с молодежью, но совместное служение различных поколений верующих как в церковной ограде, так и за ее пределами. Оно представляет собой не только один из «видов» епархиальной или приходской деятельности, но является служением Церкви молодым людям (для них и при их участии), а также служением молодежи в Церкви. Молодежное служение и работа в РПЦ является неотъемлемой частью процесса благовестия окружающему миру: «идите, научите все народы» (Мф. 28,19). Евангелие Христа особым образом должно возвещаться молодому поколению, принимая во внимание его особенности, согласно миссионерскому указанию апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Вместе с тем, молодежная работа — это часть «внутренней миссии» Церкви, ее пастырского служения, в центре которого стоит вопрос о личной связи молодого человека с Богом. Именно в юношеском возрасте происходит становление своего «я», когда на пути к достижению социальной зрелости молодой человек открывает себя как субъект в бытии «с другими» и «для других», тем самым учась выстраивать и свои отношения с Богом. Это динамический процесс, и даже у воцерковленной молодежи в этот период жизни нередко происходит переосмысление образа Бога и форм религиозности, что может приводить к глубоким внутренним кризисам. Поэтому в такой ситуации требуется особая духовная поддержка со стороны взрослых, которые могут поделиться своим опытом веры и жизни, так чтобы молодые прихожане осознанно и по — новому смогли войти в церковный организм. Церковь должна быть готова интересоваться юношеством с его вопросами, радостями и проблемами, встать на место современной молодежи, посмотреть на себя ее глазами. В нынешнюю эпоху, когда общественное формирование молодежной идентичности находится перед лицом серьезных угроз, личная встреча со Христом в Православной Церкви должна помочь обрести молодому поколению истинный смысл и полноту жизни.
Молодежная миссия подразумевает под собой организацию на приходах всех требуемых условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Однако, концепция предусматривает работу не только с воцерковленными, идентифицирующими себя православными молодыми людьми, но и с другими группами молодежи, классифицированных как: воцерковленная молодежь; неофиты; невоцерковленная молодежь, позитивно относящаяся к Православию; молодежь других христианских конфессий или религий традиционных для России; молодежь, равнодушная к Православию; а также молодежь, негативно настроенная к Православию.
Цели, установленные концепцией миссионерского служения среди молодежи, могут решаться с помощью реализации в следующих вариантов: детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи другим членам общины и другое.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил: «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви».
В 2001 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начало организации епархиальных отделов Русской Православной Церкви. В 2002 году Священный Синод постановил отмечать День православной молодёжи в праздники Сретения Господня и молиться в этот день о молодёжи.
В апреле этого же года была сформулирована и принята «Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви». Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви в интервью журналу «Сретение» в 2002 году сказал следующие слова: «Главная отрицательная черта многих современных молодых людей, кстати говоря, как церковных, так и нецерковных, — это их вопиющая безответственность…Они не привыкли отвечать ни за себя, ни за людей вокруг, ни за церковную жизнь отдельно взятого прихода или в более широком масштабе. необходимо пробудить чувство ответственности» .
Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал «использовать бесценны дар юности на постижение Божественных установлений, на усвоение национальной культуры и на служение ближнему» .
Епископ Люберецкий Серафим, который 4 мая 2017 года был назначен председателем Синодального отдела по делам молодёжи, объехал все федеральные округа и познакомился со всеми руководителями молодежных отделов в епархиях. Благодаря личному общению удалось наладить более тесные взаимосвязи между Синодальным и епархиальными отделами.
В Русской Православной Церкви ведётся интеллектуальная работа по созданию методической базы для работы с молодёжью. Так, Синодальный отдел совместно с Российским государственным социальным университетом издал методический сборник «Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур».
Также с 2007 года проводятся Молодёжные Рождественские чтения, участники которых – а это часто представители церковных молодёжных объединений – изучают, в том числе и опыт молодёжной миссии в Русской Православной Церкви.
В разное время Синодальный отдел по делам молодежи возглавляли:
с 2000 по 2010 годы – архиепископ Костромской и Галичский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Казахстанского митрополичьего округа);
с 2010 по 2017 годы – епископ Бронницкий Игнатий, викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (ныне епископ Выборгский и Приозерский);
с 2017 по 2018 годы – епископ Люберецкий Серафим, викарий Патриарха Московского и всея Руси (ныне епископ Истринский);
с июля 2018 по июль 2019 года – и.о. руководителя Синодального отдела протоиерей Кирилл Сладков;
с июля 2019 года по настоящее время – епископ Истринский Серафим, викарий Патриарха Московского и всея Руси.
Основой же миссии среди молодежи Священный Синод выделяет следующие положения:
Воцерковление молодежи и приобщение ее к литургической жизни;
Формирование правильного понимания иерархии христианских ценностей, исходя из синтеза современного научного и религиозного видов познания, которые ни в коем случае не противоречат друг другу;
Привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);
Создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;
Организация специализированной помощи молодежи, попавшей в тяжёлую жизненную ситуацию; организация телефонов доверия, психологических консультации, общение со священником или катехизатором, помощь в реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости, помощь жертвам сект;
Использование в миссионерской деятельности уместных форм творчества: музыка, литература, художественно — изобразительное искусство и др.
Почему же работа с молодежью выходит на одно из важнейших мест направлений деятельности Церкви? Для того чтобы понять озадаченность церкви молодёжным вопросом, следует обратиться к выступлению председателя Синодального отдела по делам молодёжи РПЦ, епископа Бронницкого Игнатия в своём докладе на первом съезде православной молодёжи Якутии:
«В исторической практике Русской Православной Церкви прошлого, вплоть до 90 — х гг. XX столетия, мы не встречаем аналогов такой деятельности по вполне понятным причинам: с самого рождения человека его жизнь проходила в обстановке, исполненной духа веры и церковности, семейное воспитание в православных традициях само по себе служило достаточным основанием преемственности поколений верующих. Определенные изменения произошли лишь в начале XX века, когда единство Церкви и общества оказалось в значительной степени нарушенным. Именно тогда в России возникло скаутское движение, в котором патриотическое и спортивное воспитание гармонично сочеталось с духовными традициями Православия. Десятилетия, последовавшие за трагическими событиями 1917 года, по вполне понятным причинам не позволяли и думать о формировании единой церковной политики в отношении молодежи. Лишь после существенных изменений в церковно — государственных отношениях такая деятельность стала не только возможной, но и насущно необходимой.» .
Формирование патриотических и ценностных взглядов, основанных на традициях — основная задача, которую ставит перед собой церковь при работе с молодежью. Как один из социальных институтов общества, церковью это включается в функцию социализации молодежи.
Понимая под социализацией процесс усвоения норм, ценностей принятых в определенном обществе, мы, на основании научных работ, посвященных данной теме, можем вывести следующее: для полноценного формирования личности, как индивида, обладающего общественно — и социально — полезными качествами, основными агентами социализации для российского человека являются — семья, школа, церковь. Семья обеспечивает индивиду понимание бытовых вопросов, базовые навыки взаимоотношений между людьми, обеспечение экономического и психологического благополучия. Школа и другие образовательные учреждения отвечают за социализацию в профессиональном становлении личности — знакомство с наукой, научным представлением о мире и устройстве общества с точки зрения общественных и социальных наук. Роль же церкви заключается в формировании высших ценностей человека, уважении достоинства и личности, а также жизни других людей, ответственности за свои поступки и др.
Отсутствие третьего компонента социализации, как рудимента и атавизма, пережитка прошлого, ориентирует молодежь на вседозволенность, исключительность своей персоны и важности только своей жизни, без обращения внимания на ценности, а порой и жизни других людей. Отсутствие понимания того, что такое добро, как одна из основных категорий морали, порождает в среде молодежи страшные прецеденты противоположные добру. Мародерство, живодерство, стрельба в школах и многое другое. Это актуально особенно сейчас, когда у страны на памяти два недавних случая стрельбы в учебных заведениях.
К сожалению, при отсутствии правильной, здоровой, ценностной ориентации, которую должна давать церковь, многие люди ищут свои ценности сами, порой обращаясь к тем источникам, которые стоит обходить стороной. И именно молодежь является самой активно ищущей социальной группой, т.к. именно молодежь имеет сильную потребность нахождения себя и своего места в этом мире. И здесь молодежь выбирает ценности, порой весьма сомнительного содержания, по своему вкусу из всего предложенного в мире — эзотерика, сектантство, общественно — порицаемые виды девиации и др.
У Бухарина Г. С. в статье, посвященной данному вопросу, предлагается следующий вариант решения всех вышеуказанных нами проблем: «Считаю необходимым усиления взаимодействия церкви — как главного и объединяющего института основополагающих ценностей — со всеми агентами социализации: органами государственной власти, институтами гражданского общества, образовательными организациями, семьями, средствами массовой информации, путем проведения круглых столов, бесед, конференций, иных форм работы, с опорой на национальную идею — патриотизм…»
1.2 Институционализация молодежного движения в лоне Русской Православной Церкви
Датой начала деятельности Церкви в развитии внутрицерковного направления, посвящённого молодежного служения и проповеди среди молодежи мы можем назвать декабрь 1990 года. Именно в этом году в Русской Православной Церкви принято решение о создании и введении в активную фазу деятельности единой церковной молодежной организации, действующей на всей канонической территории Русской Православной Церкви . Уже через месяц, после принятия данного решения, в символический день, связанный с российской молодежью— в день российского студенчеества, 25 января, на съезде православной молодежи, организованного в МГУ им. М. В. Ломоносова в Москве, было организовано Всецерковное Православное Молодежное Движение Московского Патриархата (ВПМД). Это движение не стало новой организацией в рамках церкви, оно носило функциональный характер, соединяя воедино уже симеющие место быть в Церкви молодежные объединения, сестричества, скаутские организации. Позже, отделения Молодежного Движения, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II и правящих архиереев на местах, начали создаваться в основных крупных епархиях Русской Православной Церкви.
В основном, если выделить особенности состояния Русской Православной церкви в 90 — ее годы прошлого века, то, в силу исторических событий и особенностей развития страны, укрепления роли Церкви в обществе, централизации и структуризации ее деятельности, также и в молодежном направлении, следует отметить что, переход от идеологии социал — коммунистического государства к демократическому светскому государству является закономерностью.
Одновременно по стране прошла мощная волна развития и организации церковных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. В рамках Русской Православной Церкви открываются первые воскресные школы, гимназии, приюты. Появляется четкая, оформленная структура, позволяющая уверенно говорить о полноценном православном церковном образовании и воспитании — учреждения всех требуемых ступеней образования — дошкольного, основного общего, основного среднего образования, атакже появления духовных училищ и семинарий. Помимо этого стоит сказать, что Церковь так же задалась вопросом создания высших образовательных учреждений для обучения кадров гуманитарного сектора, напрямую связанных с Церковью. Примером этому могут служить Свято — Тихоновский Богословский Институт (создан в 1992 г. с 2004 г. Известен как — Православный Свято — Тихоновский Гуманитарный Университет); в 1993 — Российский Православный Институт св. Иоанна Богослова. Началось активное взаимодействие со многими общественными институтами и государственными структурами; начали активно организовываться и реализовываться широкие общецерковные мероприятия с участием православной увеличивающейся в количестве молодёжи, привлечение ее в церковное служение, наиболее активными темпами начала также двигаться проповедническая, катехизационная и конечно же, образовательная деятельность.
Значимым и весомым событием в развитии молодёжной политики Русской Православной Церкви в Российской, являются события, произошедшие в 2000 году, а именно стоит назвать следующие:
1 — принятие и реализация в апреле 2000 года Священным Синодом Русской Православной Церкви «Концепции православного молодёжного служения РПЦ», как фундаментального документа Русской Православной Церкви в направлении молодежной деятельности;
2 — организация в институциональной системе Русской Православной Церкви на базе Всецерковного Православного Молодёжного Движения Синодального отдела по делам молодёжи, реализующего деятельность центрального руководства, координацией действий и практического осуществления положений «Концепции православного молодёжного служения Русской Православной Церкви» и других актов Церкви по осуществлению молодёжной миссии в рамках Церкви.
Данное событие позволяет нам пос полной уверенностью разделить деятельность Церкви на два важных периода — период молодежной политики, осуществляемой Русской Православной Церковью до 2000 года и период молодежной политики, осуществляемый Церковью после 2000 года, включая настоящее время.
Однако, если заниматься периодизацией молодежной политики Церкви, то следует обратиться к работам, которые уже изучали эту тему, к примеру можно использовать работу кандидата социологических наук В. А. Смирнова. В автореферате к кандидатской диссертации В.А. Смирнов предлагает такую периодизацию первый этап, включающий временной период, не с 1990, а с 1991 по 2000 годы и, характеризуется «отсутствием в сознании большинства церковнослужителей и иерархов понимания необходимости особых форм и методов работы с молодёжью». Второй этап, начинающийся с 2000 года и продолжающийся по настоящее время «ознаменовался трансформацией осознания священноначальства Церкви и изменением отношения к молодёжи. Молодое поколение стало выделяться как особая социальная группа, требующая, соответственно, особых форм работы с ней.».
Обобщая, мнение В. А. Смирнова вызывает уважение и не имеет оснований чтобы высказывать противоположную точку зрения или входить в прямую конфронтацию. Тема важности институционализации молодёжной политики Церкви и позитивной оценки деятельности Русской Православной Церкви в этом направлении, нельзя также не заметить некоторую ультимативность автора в характеристике этапов развития «дискурсивного сознания» иерархов РПЦ в отношении молодёжи и конфессиональной общественной молодёжной политики Русской Православной Церкви. Нам же кажется, что Церковь всегда относилась к молодёжи со вниманием и заботой, ни в коем случае не игнорируя её, а решающий период в развитии молодёжной политики в рамках Церкви, случившийся в 2000 году нельзя рассматривать, игнорируя процесс активизации с середины 1990 — х годов и институционализации деятельности Церкви по отношению ко всему обществу в целом и молодежи в частности.
Подтверждая это, можно привести слова другого О.Е. Казьмина, который утверждает, что Русская Православная Церковь стремится расширить своё влияние на российское общество в самых разных сферах жизни, включившись в активное обсуждение проблем, стоящих перед обществом, и их решение:
«Начиная с середины 1990 — х годов РПЦ разрабатывает и принимает ряд важных документов: «Концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (1995 г.), «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.), «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (2000 г.) и др.». Таким образом и реализуя свою активность во всех направлениях и сферах.