Введение
В современной юридической литературе неоднократно рассматривалась специфика участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях. Cтановление рыночной экономики в связи с появлением качественно нового государства: Российской Федерации – требовали от законодателя создания с нуля правовой базы для реализации вновь возникших идей, в том числе политического характера. В рамках проводимой государством процедуры по разгосударствлению государственного имущества первостепенно выделились государственные предприятия, впоследствии преобразованные в хозяйственные общества.
Приватизация ознаменовала отмечаемое отечественными правоведами «вечно переходное» состояние значительной
части российской экономики между государственным и частным управлением.
Участие Российской Федерации в корпоративных отношениях комплексно по своей сути, оно не ограничивается осуществлением корпоративных прав и обязанностей государством посредством сложного неуниверсального бюрократического механизма в рамках участия государства в корпоративных юридических лицах. Разными нормативными актами регулируются однородные отношения, осуществление функций участия и управления путем издания директив для однородных по цели своей деятельности корпоративных организаций может быть отнесено
к ведению разных органов государственной власти.
Актуальность настоящей работы. В рамках анализа фактора актуальности участия государства в корпоративных правоотношениях необходимо обратить внимание на нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения. Правовые нормы, содержащие нюансы и особенности непосредственного и опосредованного корпоративного управления буквально «разбросаны» по актам разной юридической силы, разной целевой направленности. Регулирование участия Российской Федерации в корпоративных отношениях осуществляется совокупностью, но не системой взаимосвязанных актов.
Отсутствие единого законодательства, которое бы регулировало:
– цели, формируемые в соответствии с целями задачи, а также основы управления государственной собственностью в виде акций и долей в уставных капиталах;
– порядок и механизмы участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, – явилось одной из причин для урегулирования данного вида деятельности осуществлением непосредственного участия государства в таких отношениях, основываясь актами разового применения, содержащих поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Методологической основой исследования проблем корпоративных правоотношений и участия в них Российской Федерации стали общенаучный диалектический и частно-научные методы. К числу использованных в настоящей исследовательской работе частно-научных методов относятся сравнительно-правовой, формально-логический, системный, анализа научных концепций, а также исторический метод. В свою очередь теоретической основой стали труды ученых в области корпоративного, предпринимательского права, а также теории права Алдошина О.Н., Белицкой А.В., Варданян М.Л., Вишневской Н.С., Голубцова В.Г., Гришаева С.П., Губиной Е.П., Долинской В.В.,
Ефимовой Л.Г., Иоффе О.С., Караевой Ю.В., Корнеева С.М., Костина А.В., Лаптевой В.В., Малеиной М.Н., Мальгинова Г.Н., Пикулькина А.В., Пилецкой А.Е., Покровского И.А., Радыгина А.Д., Слыщенкова В.А., Суханова Е.А., Тарасова И.Т., Шапкиной Г.С.и др.
Объектом исследование выступают участие публично-правового образования в лице Российской Федерации
в корпоративных правоотношениях, необходимость такого участия, как непосредственного, так и опосредованного, формы, правовая основа, а также специфика, отдельные аспекты такого участия.
Предметом исследования выступают нормы гражданского, корпоративного, финансового и предпринимательского права, содержащиеся в нормативных правовых законных и подзаконных актах, регулирующие участие Российской Федерации в корпоративных отношениях, а также практика применения соответствующего законодательства.
Эмпирическую основу исследования составляют законодательные акты федерального уровня, которые в свою очередь регулируют порядок реализации Российской Федерацией своих прав и обязанностей, возникающих в связи с участием государства в корпоративных правоотношениях как непосредственно, так и опосредованно, а также подзаконные и локальные акты, материалы опубликованной судебной практики и правоприменительной практики федеральных органов исполнительной власти.
Актуальность и неразработанность темы исследования, обусловленная постоянными изменениями, предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Целью диссертационной работы является проведение комплексного анализа действующего законодательства Российской Федерации, содержащего механизмы правового регулирования корпоративного управления, «осложненного участием государства», обобщение, выявления причин, сдерживающих развитие эффективной системы управления корпоративными юридическими лицами с участием Российской Федерации и способов их преодоления для результативного участия государства в управленческой деятельности корпораций, анализ применяемых мер Российской Федерации как регулятора, влияющих на осуществление корпоративных прав и обязанностей в юридических лицах независимо от участия в них государства в условиях в том числе привлечения иностранных инвестиций, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения ее финансовой стабильности вследствие совершения недружественных и противоречащих международному праву действий Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи диссертационного исследования:
1) исследовать правовые основы осуществления корпоративных прав и обязанностей в Российской Федерации;
2) проанализировать понятия и отдельные теоретические категории
в сфере корпоративного управления;
3) выявить специфические черты корпоративного управления
в корпорациях с непосредственным участием Российской Федерации;
4) исследовать и раскрыть особенности принятия и реализации решений, соответствующих интересам Российской Федерации;
5) проанализировать особенности формирования органов корпоративного управления в корпорациях с участием Российской Федерации;
6) исследовать проблемы контроля за осуществлением корпоративного управления и применения мер ответственности к участникам корпоративного управления в юридических лицах с участием Российской Федерации;
7) исследовать правовой режим совершения отдельных существенных корпоративных действий;
8) сформулировать предложения по изменению законодательства, регулирующего участие Российской Федерации в корпоративных отношениях.
Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в ее рамках впервые проанализированные новейшие аспекты нормативного правового регулирования в сфере участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях с учетом современных постпандемийных реалий, а также недружественных действий иностранных государств в отношении нашей страны.
Вместе с тем, умозаключения, изложенные в настоящей выпускной квалификационной работе, могут применяться для будущих изучений, нацеленных на исследование специфики участия Российской Федерации
в корпоративных правоотношениях. Теоретическая роль работы способна увеличить научную исследованность рассматриваемой проблемы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснованно, что участие Российской Федерации в корпоративных правоотношениях имеет ряд особенностей. В частности соответствующее участие осуществляется в непосредственной (государство-акционер/участник корпорации) и опосредованной (нормативной, контрольно-регулятивной) формах.
2. Установлено, что в современных условиях приоритетной формой участия Российской Федерации в корпоративных отношениях является участие государства как регулятора соответствующих отношений.
3. Обосновано, что в силу совершения недружественных и противоречащих международному праву действий Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств скорректированы цели участия Российской Федерации в корпоративных отношениях, отвечающие современным политическим вызовам.
4. Обосновано, что в силу осуществления государственно-политических целей в современных реалиях приоритетной, наиболее эффективной и целесообразной формой участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях является форма опосредованного, контрольно-разрешительного участия.