Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СВОБОДЫ

bogomol742 400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с разным уровнем ответственности и свободы обусловлена следующим. Студенчество как период ранней молодости является весьма специфическим возрастным периодом, в котором человек формирует свои планы на будущую жизнь, что требует от него особой ответственности и осмысленности производимого шага. Уже будучи студентом, подразумевается, что человек произвел выбор будущей профессии, хотя при этом нахождение в вузе не всегда означает, что человек пришел туда полностью ориентируясь на будущие профессиональные интересы. Но уже само обучение в учебном заведении также требует от молодого человека существенных временных и трудовых вложений. При всей вариативности выбора профессии (по примеру родителей или знакомых, «вместе с товарищами», «поддавшись рекламе» или следуя за популярностью профессии), чаще всего ее выбор осуществляется с опорой на личные интересы, которые в свою очередь так или иначе формируются вокруг индивидуальной системы ценностей молодого человека, и система ценностей, отражающая структуру внутреннего мира личности, участвует также и в формировании индивидуальных личностных смыслов человека, т.е. того, что для него важно и значимо. Смыслы же, как и косвенно влияющие ценности, прямо участвуют в формировании целей. При множественности целей – от ситуативных ежедневных, до глобальных, затрагивающих линию жизни человека, получение профессии в ранней молодости выступает все же ключевой целью. Однако всегда следует помнить, что ранняя молодость, как и молодость в целом – это наиболее важное время для самопознания – узнавания себя через самонаблюдение, пробы себя, рефлексию общения с другими людьми, и это помимо развитости когнитивных качеств личности требует от человека определенной внутренней свободы, но также – и ответственности. В психологии проблемы свободы и ответственности, равно как и проблема смысла и в связи с ним – ценностей, получили наиболее глубокую разработанность в экзистенциализме (здесь постоянны взаимопереходы философии и психологии), и – наиболее глубоко, содержательно и полно – у Виктора Франкла, причем произведенные им выводы, даже при учете и того, что он был и психотерапевтом, и преподавателем, и психологом, во многом опираются на его опыт, и, прежде всего – трагический (автор был узником 3-х концентрационных лагерей в годы Второй мировой войны), и в этой связи его представления о смыслах, свободе, ответственности, связанной с ними духовности и еще целом ряде других вещей не только искренне-животрепещущи, но – и проницательны в своей понятности, что также можно сказать и о чтении авторского текста ряда книг Франкла. Проблема ценностей и смыслов, как проблема смыслообразования в целом – очень широкая, дискуссионная и в чем-то спорная для психологии, и освятить ее даже в небольшом масштабе в пределах курсовой работы сложно, и прежде всего в этой связи теоретическая часть нашей курсовой работы фактически полностью посвящена представлениям В. Франкла, благо, что они полностью «вписываются» в тему работы. Содержательные характеристики темы исследования (выделение показателей ответственности и свободы) также отражает использованная в работе методика А. Лэнгле, считающего себя учеником В. Франкла, методика Ш. Шварца – известного израильского профессора кросс-культурной психологии и – методика Д.А. Леонтьева, в объективе профессиональной деятельности которого стоит психология смыслообразования. Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с разным уровнем ответственности и свободы. Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности студентов. Предмет исследования: специфика ценностно-смысловой сферы студентов с разным уровнем ответственности и свободы. Основная гипотеза: показатели ответственности и свободы как проявления экзистенциальной исполненности жизни оказывают прямое позитивной влияние на ценностно-смысловую сферу в ранней молодости. Частные гипотезы: 1) могут быть выявлены различия в отдельных показателях смысложизненных ориентации у студентов, обладающих различным уровнем экзистенциальности; 2) могут быть выявлены различия в отдельных ценностях у студентов, обладающих различным уровнем экзистенциальности; 3) могут быть описаны личностные профили студентов, объединяющих в себе показатели ценностно-смысловой сферы и экзистенциальной исполненности жизни. В соответствии с целью и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования: Теоретические: 1) описать основные концептуальные позиции экзистенциализма (теоретические основы и истоки, особенности подхода к человеку); 2) рассмотреть позиции В. Франкла в его понимании свободы и ответственности; 3) рассмотреть проблематику смыслов и их порождения в экзистенциализме В. Франкла и дать обзорное описание смысложизненным ориентациям личности в их понимании Д.А. Леонтьевым. используя процедуру Эмпирические: 1) провести анализ различий в показателях смысложизненных ориентаций у студентов с различным уровнем экзистенциальности; 2) провести анализ различий в показателях ценностей у студентов с различным уровнем экзистенциальности; 3) факторизация данных, проверить возможность для представимости личностных профилей студентов, объединяющих проявления особенностей их ценностно-смысловой сферы и экзистенциальной исполненности жизни. Методологической и теоретической основой исследования являются идеи философских подходов С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Н. Бердяева, психологии В. Франкла, а также целого ряда авторов, анализирующих работы В. Франкла (О.А. Капцевич, П.А. Костин, Н.Н. Плужникова, О.Л. Подлиняев, П.Д. Юлегин и др.), и, кроме того, авторов, освещающих в своих работах проблему смысложизненных ориентаций личности (М.Д. Батаева, Д.А. Леонтьев, Т.Н. Сахарова, Н.В. Шаньгина). Основные методы и база исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач исследования мы использовали комплекс методов: теоретический анализ, интервьюирование с использованием диагностических методов: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, Ценностный опросник Ш. Шварца, Шкала экзистенции А. Лэнгле; методы математической статистики: описательные статистики (частоты, процедура квартилирования, внутригрупповые средние, стандартные отклонения), непараметрический U-критерий Манна-Уитни, корреляционный (по r-критерию Пирсона) Обследование производилось с использованием Сети Интернет через созданный опросник в Google формах. Всего в исследовании приняли участие 20 человек в возрасте от 18 до 24 лет, из числа которых 8 юношей и 12 девушек. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: работа выступает пилотной попыткой изучения связи ценностно-смысловой сферы лиц раннего молодого возраста в связи с базовыми идеями экзистенциального анализа и логотерапии В. Франкла, а именно – его пониманием ответственности и свободы личности. Изучены и проанализированы связи системы ценностей и смыслов молодых людей с различным уровнем сформированности у них ответственности и свободы как интегральных показателей экзистенциальности личности. Материалы исследования носят накопительный характер, но также могут найти свое применение в психолого-педагогическом процессе вуза при работе со студентами. Для обеспечения надежности и достоверности результатов мы придерживались общеметодологических принципов, сочетая теоретические и эмпирические методы исследования, выявленные различия и взаимосвязи были подтверждены методами математической статистики. Структура исследования: курсовая работа имеет традиционную структуру, включающую введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы составляет 56 страниц.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с разным уровнем ответственности и свободы обусловлена следующим. Студенчество как период ранней молодости является весьма специфическим возрастным периодом, в котором человек формирует свои планы на будущую жизнь, что требует от него особой ответственности и осмысленности производимого шага. Уже будучи студентом, подразумевается, что человек произвел выбор будущей профессии, хотя при этом нахождение в вузе не всегда означает, что человек пришел туда полностью ориентируясь на будущие профессиональные интересы. Но уже само обучение в учебном заведении также требует от молодого человека существенных временных и трудовых вложений. При всей вариативности выбора профессии (по примеру родителей или знакомых, «вместе с товарищами», «поддавшись рекламе» или следуя за популярностью профессии), чаще всего ее выбор осуществляется с опорой на личные интересы, которые в свою очередь так или иначе формируются вокруг индивидуальной системы ценностей молодого человека, и система ценностей, отражающая структуру внутреннего мира личности, участвует также и в формировании индивидуальных личностных смыслов человека, т.е. того, что для него важно и значимо. Смыслы же, как и косвенно влияющие ценности, прямо участвуют в формировании целей. При множественности целей – от ситуативных ежедневных, до глобальных, затрагивающих линию жизни человека, получение профессии в ранней молодости выступает все же ключевой целью. Однако всегда следует помнить, что ранняя молодость, как и молодость в целом – это наиболее важное время для самопознания – узнавания себя через самонаблюдение, пробы себя, рефлексию общения с другими людьми, и это помимо развитости когнитивных качеств личности требует от человека определенной внутренней свободы, но также – и ответственности. В психологии проблемы свободы и ответственности, равно как и проблема смысла и в связи с ним – ценностей, получили наиболее глубокую разработанность в экзистенциализме (здесь постоянны взаимопереходы философии и психологии), и – наиболее глубоко, содержательно и полно – у Виктора Франкла, причем произведенные им выводы, даже при учете и того, что он был и психотерапевтом, и преподавателем, и психологом, во многом опираются на его опыт, и, прежде всего – трагический (автор был узником 3-х концентрационных лагерей в годы Второй мировой войны), и в этой связи его представления о смыслах, свободе, ответственности, связанной с ними духовности и еще целом ряде других вещей не только искренне-животрепещущи, но – и проницательны в своей понятности, что также можно сказать и о чтении авторского текста ряда книг Франкла. Проблема ценностей и смыслов, как проблема смыслообразования в целом – очень широкая, дискуссионная и в чем-то спорная для психологии, и освятить ее даже в небольшом масштабе в пределах курсовой работы сложно, и прежде всего в этой связи теоретическая часть нашей курсовой работы фактически полностью посвящена представлениям В. Франкла, благо, что они полностью «вписываются» в тему работы. Содержательные характеристики темы исследования (выделение показателей ответственности и свободы) также отражает использованная в работе методика А. Лэнгле, считающего себя учеником В. Франкла, методика Ш. Шварца – известного израильского профессора кросс-культурной психологии и – методика Д.А. Леонтьева, в объективе профессиональной деятельности которого стоит психология смыслообразования. Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с разным уровнем ответственности и свободы. Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности студентов. Предмет исследования: специфика ценностно-смысловой сферы студентов с разным уровнем ответственности и свободы. Основная гипотеза: показатели ответственности и свободы как проявления экзистенциальной исполненности жизни оказывают прямое позитивной влияние на ценностно-смысловую сферу в ранней молодости. Частные гипотезы: 1) могут быть выявлены различия в отдельных показателях смысложизненных ориентации у студентов, обладающих различным уровнем экзистенциальности; 2) могут быть выявлены различия в отдельных ценностях у студентов, обладающих различным уровнем экзистенциальности; 3) могут быть описаны личностные профили студентов, объединяющих в себе показатели ценностно-смысловой сферы и экзистенциальной исполненности жизни. В соответствии с целью и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования: Теоретические: 1) описать основные концептуальные позиции экзистенциализма (теоретические основы и истоки, особенности подхода к человеку); 2) рассмотреть позиции В. Франкла в его понимании свободы и ответственности; 3) рассмотреть проблематику смыслов и их порождения в экзистенциализме В. Франкла и дать обзорное описание смысложизненным ориентациям личности в их понимании Д.А. Леонтьевым. используя процедуру Эмпирические: 1) провести анализ различий в показателях смысложизненных ориентаций у студентов с различным уровнем экзистенциальности; 2) провести анализ различий в показателях ценностей у студентов с различным уровнем экзистенциальности; 3) факторизация данных, проверить возможность для представимости личностных профилей студентов, объединяющих проявления особенностей их ценностно-смысловой сферы и экзистенциальной исполненности жизни. Методологической и теоретической основой исследования являются идеи философских подходов С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Н. Бердяева, психологии В. Франкла, а также целого ряда авторов, анализирующих работы В. Франкла (О.А. Капцевич, П.А. Костин, Н.Н. Плужникова, О.Л. Подлиняев, П.Д. Юлегин и др.), и, кроме того, авторов, освещающих в своих работах проблему смысложизненных ориентаций личности (М.Д. Батаева, Д.А. Леонтьев, Т.Н. Сахарова, Н.В. Шаньгина). Основные методы и база исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач исследования мы использовали комплекс методов: теоретический анализ, интервьюирование с использованием диагностических методов: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, Ценностный опросник Ш. Шварца, Шкала экзистенции А. Лэнгле; методы математической статистики: описательные статистики (частоты, процедура квартилирования, внутригрупповые средние, стандартные отклонения), непараметрический U-критерий Манна-Уитни, корреляционный (по r-критерию Пирсона) Обследование производилось с использованием Сети Интернет через созданный опросник в Google формах. Всего в исследовании приняли участие 20 человек в возрасте от 18 до 24 лет, из числа которых 8 юношей и 12 девушек. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: работа выступает пилотной попыткой изучения связи ценностно-смысловой сферы лиц раннего молодого возраста в связи с базовыми идеями экзистенциального анализа и логотерапии В. Франкла, а именно – его пониманием ответственности и свободы личности. Изучены и проанализированы связи системы ценностей и смыслов молодых людей с различным уровнем сформированности у них ответственности и свободы как интегральных показателей экзистенциальности личности. Материалы исследования носят накопительный характер, но также могут найти свое применение в психолого-педагогическом процессе вуза при работе со студентами. Для обеспечения надежности и достоверности результатов мы придерживались общеметодологических принципов, сочетая теоретические и эмпирические методы исследования, выявленные различия и взаимосвязи были подтверждены методами математической статистики. Структура исследования: курсовая работа имеет традиционную структуру, включающую введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы составляет 56 страниц.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретический анализ представлений о смыслах, ответственности и свободе в экзистенциализме Виктора Франкла 8 1.1 Основные концептуальные позиции экзистенциализма 8 1.2 Свобода и ответственность в экзистенциализме Виктора Франкла 15 1.3 Проблема смысла в экзистенциализме Виктора Франкла. Смысложизненные ориентации личности 22 ГЛАВА 2. Описание выборки, методов и процедуры исследования 29 2.1 Описание выборки исследования 29 2.2 Методы исследования 29 2.3 Процедура исследования 33 2.4 Математико-статистические методы обработки данных 34 ГЛАВА 3. Результаты исследования 35 3.1 Выделение диагностических норм для показателя «экзистенциальность», отражающего показатели «свободы» и «ответственности» методики А. Ленгле и основных идей экзистенции личности В. Франкла 35 3.2 Анализ различий в показателях смысложизненных ориентаций у студентов с различным уровнем экзистенциальности 40 3.3 Анализ различий в показателях ценностей у студентов с различным уровнем экзистенциальности 42 3.4 Анализ личностных профилей студентов, объединяющих проявления особенностей их ценностно-смысловой сферы и экзистенциальной исполненности жизни 44 ВЫВОДЫ 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54 ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абрамов В.А. Смысл как первичная сила жизни, смыслоутрата (отчуждение) как экзистенциальный вакуум. // Журнал психиатрии и медицинской психологии. Донецк: Донецкий национальный медицинской университет им. М. Горького. 2018. №1(41). С.21-31. 2. Агафонов А.Ю. Когнитивная психосемантика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании. - Самара: Универс групп. 2006. С. 22-26. 3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер. 2003. 688 с. 4. Андреев А.С. Личностный рост как развитие осознанности. // Мир психологии.– М.: Московский психолого-социальный университет. 2016.№2(86).С.170-178. 5. Ахметова Л.Р., Шайдуллина Г.И. Осознанность как элемент идеализма. // Академическая публицистика. – Уфа: Изд-во ООО «Аэтерна». 2017. №5. С.62-66. 6. Бадаев Р.А. Логотерапия В. Франкла в контексте православной аксиологии. // Труды Перервинской православной семинарии. – М.: Перервинская духовная семинария РПЦ. 2016.№15.С.89-108. 7. Батаева М.Д. Особенности становления смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте. // Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения. Материалы X Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2015. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. С.70-74. 8. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. – М.: Республика.1995. 383 с. 9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком. 1999. 528 с. 10. Бурцев М.А. Кьеркегор С.: понятие экзистенции. // Система ценностей современного общества. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества». 2010. №16. С.46-51. 11. Васенкин А.В. Об основных координатах экзистенциальной психологии. // Социальная компетентность. - Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет. 2018. Том 3. №2(8). С.91-95. 12. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Учебное пособие. - М.: МГУ. 1982. 464 с. 13. Джерелиевская И.К. Понятие смысла в гуманитарных науках. // Ценности и смыслы русского уклада жизни: пройденный этап или утраченный рецепт? Материалы «круглых столов», проведенных «Центром этики и эстетики Русского мира». 2018. – М.: Региональная общественная организация «Центр этики и эстетики Русского мира». 2018.С.75-79. 14. Захарова О.А., Кузнецов А.Д. Проблема смысла в современной психологии. // Вестник института мировых цивилизаций. – М.: ИМЦ. 2016. №12. С.96-101. 15. Калистратова Т.М., Калистратов П.Ю. Традиции научного осознания ответственности как психологического конструкта, феномена и ноумена. // Известия Саратовского университета. Новая серия: философия, психология, педагогика. 2006.Т.6.№1-2. С.70-74. 16. Капцевич О.А. Характеристики свободы в экзистенциальной психологии. // Альманах современной науки и образования.– Тамбов: ООО Издательство «Грамота». 2011. №2. С.89-92. 17. Козыркая А.Э., Селеверстова Г.А. Проблема смысла жизни в структуре самоосуществления личности. // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения. Сборник научных трудов. – Хабаровск: ТГУ. 2020. С.244-249. 18. Кондрашов П.Н. Понятие экзистенции в философии Карла Маркса. // Человек. – М.: Изд-во РАН. 2016. №2.С.127-139. 19. Корякина Ю.М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциальных мотиваций. // Национальный психологический журнал. – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова (Факультет психологии). 2015. №4(20). С.49-65. 20. Костин П.А. Философия ответственности в освоении целостности социального бытия. // LOGOS ET PRAXIS. – Волгоград: ВГУ. 2020. Т.19.№1.С.43-50. 21. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. // Этическая мысль. Научно – публицистические чтения. / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Политиздат. 1990. 411 с. С. 361-471. 22. Ланина Н.В. Психологические проблемы развития осознанности современного человека. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. №1(262).С.152-156. 23. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности. // Известия ТРТУ. – Таганрог: ТИ ФГБО УВПО «Южный федеральный университет» в г. Таганроге. 2005.№7(51).С.16-21. 24. Леонтьев Д.А. Психология свободы. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №1. С.52-67. 25. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Психодиагностическая серия. Выпуск 2. – М.: Смысл, 2000, 18 с. 26. Лэнгле А.-А. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика. // Национальный психологический журнал. – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова (Факультет психологии). 2015. №1(17). С.26-38. 27. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение. 1985. 230 с. 28. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь. 2006. 392 с. 29. Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие.- СПб.: Речь. 2008. 235 с. 30. Паткуль А.Б. Понятие экзистенции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17: философия, конфликтология, культурология, религиоведение. 2014. №1.С.37-42. 31. Плужникова Н.Н. Свобода и ответственность: спасение смыслом (об актуальности идей В. Франкла сегодня). // «Проблема «Свобода VS. Ответственность» в философско-богословских дискурсах современности. Тезисы докладов стола в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. 2019. – М.: «Летний сал». 2019. С.52-55. 32. Подлиняев О.Л. Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке. // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. №1.С.14-22. 33. Правдина Л.Р., Васильева О.С., Гаус Э.В. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья. // Инженерный вестник Дона. – Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет. 2015. №3(37). С.187. 34. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия. // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2. С. 1828. 35. Сахарова Т.Н. Вопросы становления смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе. // REPORTS SCIENTIFIC SOCIETY .- Тамбов: Фонд развития науки и культуры. 2013. №1. С.139-140. 36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь. 2001. 350 с. 37. Солодкова Т.И. Отношение ответственности и смысложизненных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте. // Психология образования в поликультурном пространстве.– Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина. 2012. Том 4. №20. С.82-91. 38. Столь А.Б. Состояние осознанности как ценность культуры. // Вестник ВЭГУ.– Уфа: Изд-во «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия». 2012. №3(59).С. 121-126. 39. Ташимова Ф.С. Субъектная детерминация смыслов в работах В. Франкла. // Вестник Бишкекского государственного университета. 2009. №1(14). С.43-46. 40. Твердохвалова Ю.Л. Экзистенциальная наполненность жизни современного студента. // Экология субъективной сферы личности. Коллективная монография. Ответственный редактор Т.Н. Разуваева. – Белгород: Издательский дом «Белгород». 2016. С.24-40. 41. Франкл В.Э. Сказать жизни – да! Психолог в концлагере. – М.: Изд-во «Литагент» - «Альпина». 2011. 120 с. 42. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс. 1990. 366 с. 43. Шаньгина Н.В. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций в различных возрастных группах. // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С.165-170. 44. Шпить Р.Н. Краткая характеристика основных концептов логотерапии. // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук. Тезисы III Международной студенческой научно-практической конференции. 2010. – М.: ООО «Издательство «Ритм». 2010.С.290-294. 45. Юлегин П.Д. В поисках смысла жизни: человеческий феномен Виктора Франкла. // Политехнический молодежный журнал. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2019.№3(54). С.2. 46. Юрова К.И., Юров И.А. Целеполагание личности. // Юрова К.И., Юров И.А. Проблема смысла в психологии. Учебное пособие. – Пенза: Наука и Просвещение. 2017. С.5-61. 47. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии. 2000. 289 с. 48. Яновская Л.В. Способность к трансценденции в аспекте жизнетворчества. // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2019.№1.С.96-104. 49. URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-sh-shvartsa-po-izucheniyu-tsennostnykh-oriyentatsiy// [Электронный ресурс] (Дата обращения: 08.04. 2021). 50. URL: https://psylab.info/Шкала_экзистенции. // [Электронный ресурс] (Дата обращения: 08.04. 2021).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретический анализ представлений о смыслах, ответственности и свободе в экзистенциализме Виктора Франкла 1.1 Основные концептуальные позиции экзистенциализма Хотя и появление экзистенциального направления сначала в философии, а затем и в психологии традиционно связывают с. С. Кьеркегором, понятие эссенции (сущности, сущего), а вместе с ним и экзистенции восходит к аристотелевской онтологии – науки о сущем, говорящем, что «нечто обнаруживает себя» или «существует», то есть это «нечто» - буквально «действительно». Тварный, т.е. сотворенной Богом способ бытия «вещи» достаточно длительное время осмысливался в классической философии, но в период конца XIX – начала XX вв. формируется неклассическая философия, в которой осуществляются попытки осмысления человека уже не как социально-практичного и познающего существа, но – единого, глубоко осознающего собственную смертность, и, как следствие, страстно переживающего свое бытие и себя свободно создающего, т.е. речь все более идет к осмыслению основ бытия человека в мире [18], и здесь фундаментализм переосмысления экзистенции как выдвижение мыслей и об одиночестве человеческого бытия в мире, и о самом его бытии принадлежит С. Кьеркегору, и основная заслуга датского философа состоит в придании особой уникальности и неповторимости каждому конкретному человеку, его отличию от других людей, в то время как в классической философии человек буквально «овеществлялся» и осмыслялся состоящим, как и большинство других вещей, из тела, души и духовного начал как «божественная заданность» [10], что принципиально отличает кьеркегоровское понимание человека как «открытой возможности»: «человеческое существование предшествует человеческой сущности - человек не рождается человеком, а становится им» [32,с.14]. Поднятый Кьеркегором основной вопрос – это вопрос о спасении человека в его пожизненной незавершенности – самостановлении, опирающемся на всегда осознанное действие по поиску внутреннего содержания, обретения своей целостности, и через это – принятия на себя ответственности за самопоиск и самопознание, что невозможно вне внутреннего отношения человека к Богу (будучи покинутым Богом и предоставленным самому себе, по Кьеркегору, человек, признавая собственную смертность, развивается и делает все для спасения собственной души, либо стагнирует и погибает). Согласно Кьеркегору, человеческая свобода – это его грех: либо человек несет ответственность за свою свободу и реализует ее посредством веры, становясь «самим собой» и отвечая за свое будущее, либо – реализует свое «животное» начало, живет во грехе и погибает [21], т.е. свобода человека, по Кьеркегору, ведет его или к свободе, или к его гибели, и именно выбор человеком качественных характеристик своей свободы определяет его спасение или гибельность. Особый акцент человеческого бытия не просто в «здесь-и-теперь» существовании (присутствии), что свойственно всем природным вещам, а –именно на человеческой «экзистенции» как одновременном существовании в
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg