1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ
1.1 Исторический и эстетический аспекты реализации функций цвета в культуре
Влияние цвета, с одной стороны, непосредственно обусловлено его физиологическим воздействием на организм человека, с другой стороны, ассоциациями, которые он вызывает у носителей языкового опыта. Цветовое видение мира того или иного народа складывается на основе присущих ему ценностей, традиций, обычаев и определенных исторических событий. Соответственно в любой культуре концепт цвета будет иметь особую систему смыслов и толкований.
П. Флоренский [17] полагает, что метафизический смысл цветовой символики не надстраивается над чувственными образами, а в них содержится, собою их определяя.
Символическая функция является одной из важнейших функций цвета. Как отмечает О.В. Ромах [11], о ранних стадиях формирования символических функций цвета можно судить по трехцветной символике примитивных культур. Цветовая символика на ранних стадиях развития тесно связана с физиологией человеческого тела, и осознание сильных физиологических переживаний идет рядом с эмоциональным осознанием «сильных» цветовых символов (белого, красного, черного). В примитивных культурах красное имеет промежуточное значение: примыкая к белому, обозначает добрые силы, а примыкая к черному – злые.
Психологические исследования показали, что цветовые предпочтения могут много рассказать о характере, эмоциональном складе, умонастроениях человека. В конце 40-х годов прошлого века был разработан цветовой тест М. Люшера [10], который назвал цветовые предпочтения «сигналами личности», свидетельствующими о ее характере.
По мнению И. В. Гете [5], цвет оказывает определенное воздействие на душевное настроение человека. Д.А. Леонтьев [9] установил факт эмоционального отношения людей к цветам. Согласно его точке зрения, любой цвет неизбежно вызывает в душе человека чувства симпатии или антипатии. Решение вопроса об априорной привлекательности цветов определяется индивидуальными различиями самих людей, воспринимающих тот или иной цвет.
Таким образом, сам по себе цвет выступает только как означающее, а означаемым становится некое переживание, ментальное или эмоциональное состояние, мысль. Только в сочетании с каким-либо из таких состояний цвет образует знак.
Содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от исторического и культурного контекста. Как отмечает Э. Бент [2], о всех древних мифологиях присутствует сходная цветовая символика, имеющая древнейшее происхождение. Но постепенн