Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Особенности развития эмпатии у будущих психологов в процессе обучения в вузе

bogomol742 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В современном обществе профессия «психолог» становится все более востребованной на рынке труда, это обуславливает предъявление высоких требований к системе высшего образования по выпуску высококвалифицированных и конкурентноспособных специалистов данной профессии. Одним из важнейших профессионально-важных качеств будущего специалиста-психолога, способствующим развитию у него профессионально-коммуникативной компетентности, выступает эмпатия. Известно, что эмпатия как профессионально-важное качество психолога способствует сбалансированности межличностных отношений, морально-нравственному росту личности специалиста, без практического овладения эмпатическими способностями ему невозможно достичь эффективности в своей профессиональной деятельности и успешности взаимопонимания в процессе оказания квалифицированной психологической помощи клиенту. Различные аспекты эмпатии и эмпатических способностей преимущественно как личностного качества рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов: В.В. Бойко, И.В. Вачкова, Т.П. Гавриловой, В.И. Долговой, Е.П. Ильина, Ю.А. Менджерицкой, Е.В. Мельник, И.М. Юсупова, А. Меграбян, Э. Титченер, К. Роджерса и др. Однако, вопросы об эмпатии как профессионально-важном качестве личности психолога и динамике ее развития в процессе профессионального обучения остается малоизученной. Таким образом, изучение динамики развития эмпатии у студентов – будущих психологов в процессе обучения через применение эффективных методов развития эмпатических способностей и компетенций – это актуальная проблема, решение которой позволит повысить уровень вузовской профессиональной подготовки обучающихся, сформировать у них значимые профессионально-важные качества и готовность к эффективному оказанию психологической помощи людям, выступающим в роли клиентов. Объект исследования – эмпатия как профессионально-важное качество. Предмет – процесс развития эмпатии у будущего специалиста-психолога в образовательных условиях вуза. Цель исследования – изучить процесс развития эмпатии как профессионально-важного качества у студентов – будущих психологов в образовательных условиях вуза. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «эмпатия», обосновать ее место в структуре профессионально-важных качеств специалиста-психолога. 2. Изучить особенности эмпатии студентов, обучающихся по направлению «Психология» и основные методы ее развития в процессе профессионального обучения в вузе. 3. Произвести сравнительный анализ результатов психодиагностики, выявить динамику развития эмпатических способностей у студентов – будущих психологов 1-2 курсов и 3-4 курсов обучения. 4. На базе МГПУ осуществить анализ опыта практической деятельности по развитию эмпатических способностей у студентов – будущих психологов МГПУ в образовательных условиях вуза. В качестве гипотезы исследования мы предположили: - развитие у студентов эмпатии осуществляется через практические и развивающие занятия, практикумы, упражнения, тренинги, включенные в программу некоторых учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе; - к концу профессиональной подготовки в вузе у студентов-психологов показатели эмпатии становятся выше, чем у студентов, обучающихся на начальном этапе профессиональной подготовки; - существует взаимосвязь между эмпатическими способностями, компетенциями и коммуникативными навыками: чем выше показатели эмпатических способностей, тем выше значения эмпатических компетенций, тем выше значения коммуникативных и организаторских способностей; - развитие эмпатических способностей, в свою очередь, предполагает формирование у студентов эмпатических компетенций и коммуникативных навыков: чем эффективнее у студентов будут развиваться в процессе обучения эмпатические способности, тем более сформированными у них будут эмпатические компетенции и коммуникативные навыки. Научная новизна исследования определяется проведением сравнительного анализа динамики развития эмпатических способностей и компетенций в образовательных условиях вуза у студентов – будущих психологов. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и обосновании места эмпатии в структуре профессионально-важных качеств специалиста-психолога, а также методов развития в образовательных условиях эмпатических способностей у студентов-будущих психологов. Практическая значимость исследования заключается в сравнительном анализе динамики развития эмпатических способностей и компетенций у студентов через практические и развивающие занятия, включенные учебные дисциплины профессиональной подготовки в вузе. Методы исследования: 1) теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) эмпирические: анализ опыта практической деятельности, сбор данных, психодиагностическое тестирование по методикам: «Диагностика уровня эмпатических способностей», Опросник «Эмпатические компетенции»; Методика «КОС-2», методы качественной и количественной обработки данных, математические статистики. Положения, выносимые на защиту: 1. Эмпатия – это способность личности к эмоциональному отклику (аффективный уровень), пониманию внутреннего мира другого, распознаванию его эмоций и чувств (когнитивный уровень), сопереживанию, сочувствию, оказанию эмоциональной поддержки другому (поведенческий уровень). 2. Как профессионально-важное качество психолога, эмпатия – это совокупность компетенций, проявляемых в процессе оказания психологической помощи и установке специалиста на понимание чувств и переживаний клиента, в сопереживании ему, при этом, личностные границы сохранены. 3. Установлено, что в образовательных условиях МГПУ развитие эмпатии осуществляется в рамках учебных дисциплин «Психологическое консультирование» и «Психология межличностного общения», через различные активные методы обучения. 4. Выявлены значимые различия в показателях эмпатических способностей студентов-психологов МГПУ: студенты 4 курсов оказались более способны к постижению эмоционального состояния других людей, проникновению в их внутренний мир, пониманию их мыслей, чувств, эмоций и сопереживанию, чем студенты 1, 2 и 3 курсов обучения. 5. Выявлены значимые различия в показателях эмпатических компетенций студентов-психологов МГПУ: студенты 4 курсов оказались более способны к эмпатическому пониманию, эмоциональному отклику и оказанию эмпатической заботы, чем студенты 1, 2 и 3 курсов обучения. 6. Выявлены значимые различия в показателях коммуникативных способностей студентов-психологов МГПУ: студенты 4 курсов оказались более способны к эффективному общению, взаимодействию и совместимости с другими, чем студенты 1, 2 и 3 курсов обучения. 7. Выявлена взаимосвязь между уровнем развития эмпатических способностей и уровнем сформированности эмпатических компетенций у студентов МГПУ: чем выше значения эмпатических способностей, тем выше значения эмпатических компетенций. Научно-исследовательская база – «Московский городской педагогический университет» (МГПУ). В исследовании приняло участие 75 студентов, обучающихся по направлению «Психология». Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающего 50 источников) и 8 приложений (содержащих материалы эмпирического исследования).
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В современном обществе профессия «психолог» становится все более востребованной на рынке труда, это обуславливает предъявление высоких требований к системе высшего образования по выпуску высококвалифицированных и конкурентноспособных специалистов данной профессии. Одним из важнейших профессионально-важных качеств будущего специалиста-психолога, способствующим развитию у него профессионально-коммуникативной компетентности, выступает эмпатия. Известно, что эмпатия как профессионально-важное качество психолога способствует сбалансированности межличностных отношений, морально-нравственному росту личности специалиста, без практического овладения эмпатическими способностями ему невозможно достичь эффективности в своей профессиональной деятельности и успешности взаимопонимания в процессе оказания квалифицированной психологической помощи клиенту. Различные аспекты эмпатии и эмпатических способностей преимущественно как личностного качества рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов: В.В. Бойко, И.В. Вачкова, Т.П. Гавриловой, В.И. Долговой, Е.П. Ильина, Ю.А. Менджерицкой, Е.В. Мельник, И.М. Юсупова, А. Меграбян, Э. Титченер, К. Роджерса и др. Однако, вопросы об эмпатии как профессионально-важном качестве личности психолога и динамике ее развития в процессе профессионального обучения остается малоизученной. Таким образом, изучение динамики развития эмпатии у студентов – будущих психологов в процессе обучения через применение эффективных методов развития эмпатических способностей и компетенций – это актуальная проблема, решение которой позволит повысить уровень вузовской профессиональной подготовки обучающихся, сформировать у них значимые профессионально-важные качества и готовность к эффективному оказанию психологической помощи людям, выступающим в роли клиентов. Объект исследования – эмпатия как профессионально-важное качество. Предмет – процесс развития эмпатии у будущего специалиста-психолога в образовательных условиях вуза. Цель исследования – изучить процесс развития эмпатии как профессионально-важного качества у студентов – будущих психологов в образовательных условиях вуза. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «эмпатия», обосновать ее место в структуре профессионально-важных качеств специалиста-психолога. 2. Изучить особенности эмпатии студентов, обучающихся по направлению «Психология» и основные методы ее развития в процессе профессионального обучения в вузе. 3. Произвести сравнительный анализ результатов психодиагностики, выявить динамику развития эмпатических способностей у студентов – будущих психологов 1-2 курсов и 3-4 курсов обучения. 4. На базе МГПУ осуществить анализ опыта практической деятельности по развитию эмпатических способностей у студентов – будущих психологов МГПУ в образовательных условиях вуза. В качестве гипотезы исследования мы предположили: - развитие у студентов эмпатии осуществляется через практические и развивающие занятия, практикумы, упражнения, тренинги, включенные в программу некоторых учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе; - к концу профессиональной подготовки в вузе у студентов-психологов показатели эмпатии становятся выше, чем у студентов, обучающихся на начальном этапе профессиональной подготовки; - существует взаимосвязь между эмпатическими способностями, компетенциями и коммуникативными навыками: чем выше показатели эмпатических способностей, тем выше значения эмпатических компетенций, тем выше значения коммуникативных и организаторских способностей; - развитие эмпатических способностей, в свою очередь, предполагает формирование у студентов эмпатических компетенций и коммуникативных навыков: чем эффективнее у студентов будут развиваться в процессе обучения эмпатические способности, тем более сформированными у них будут эмпатические компетенции и коммуникативные навыки. Научная новизна исследования определяется проведением сравнительного анализа динамики развития эмпатических способностей и компетенций в образовательных условиях вуза у студентов – будущих психологов. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и обосновании места эмпатии в структуре профессионально-важных качеств специалиста-психолога, а также методов развития в образовательных условиях эмпатических способностей у студентов-будущих психологов. Практическая значимость исследования заключается в сравнительном анализе динамики развития эмпатических способностей и компетенций у студентов через практические и развивающие занятия, включенные учебные дисциплины профессиональной подготовки в вузе. Методы исследования: 1) теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) эмпирические: анализ опыта практической деятельности, сбор данных, психодиагностическое тестирование по методикам: «Диагностика уровня эмпатических способностей», Опросник «Эмпатические компетенции»; Методика «КОС-2», методы качественной и количественной обработки данных, математические статистики. Положения, выносимые на защиту: 1. Эмпатия – это способность личности к эмоциональному отклику (аффективный уровень), пониманию внутреннего мира другого, распознаванию его эмоций и чувств (когнитивный уровень), сопереживанию, сочувствию, оказанию эмоциональной поддержки другому (поведенческий уровень). 2. Как профессионально-важное качество психолога, эмпатия – это совокупность компетенций, проявляемых в процессе оказания психологической помощи и установке специалиста на понимание чувств и переживаний клиента, в сопереживании ему, при этом, личностные границы сохранены. 3. Установлено, что в образовательных условиях МГПУ развитие эмпатии осуществляется в рамках учебных дисциплин «Психологическое консультирование» и «Психология межличностного общения», через различные активные методы обучения. 4. Выявлены значимые различия в показателях эмпатических способностей студентов-психологов МГПУ: студенты 4 курсов оказались более способны к постижению эмоционального состояния других людей, проникновению в их внутренний мир, пониманию их мыслей, чувств, эмоций и сопереживанию, чем студенты 1, 2 и 3 курсов обучения. 5. Выявлены значимые различия в показателях эмпатических компетенций студентов-психологов МГПУ: студенты 4 курсов оказались более способны к эмпатическому пониманию, эмоциональному отклику и оказанию эмпатической заботы, чем студенты 1, 2 и 3 курсов обучения. 6. Выявлены значимые различия в показателях коммуникативных способностей студентов-психологов МГПУ: студенты 4 курсов оказались более способны к эффективному общению, взаимодействию и совместимости с другими, чем студенты 1, 2 и 3 курсов обучения. 7. Выявлена взаимосвязь между уровнем развития эмпатических способностей и уровнем сформированности эмпатических компетенций у студентов МГПУ: чем выше значения эмпатических способностей, тем выше значения эмпатических компетенций. Научно-исследовательская база – «Московский городской педагогический университет» (МГПУ). В исследовании приняло участие 75 студентов, обучающихся по направлению «Психология». Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающего 50 источников) и 8 приложений (содержащих материалы эмпирического исследования).
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ…………………………………7 1.1. Сущность и содержание понятия «эмпатия» в психологии……………7 1.2. Место эмпатии в структуре профессионально-важных качеств личности специалиста-психолога…………………………………………………16 1.3. Особенности эмпатии студентов-будущих психологов и методы ее развития в процессе профессионального обучения………………………………25 Основные выводы по главе 1………………………………………………………34 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В МГПУ……………………………….35 2.1. Организация и методы исследования…………………………………..35 2.2. Анализ результатов исследования эмпатических и коммуникативных способностей студентов МГПУ разных курсов обучения………………………..43 2.2.1. Эмпатические способности: сравнительный анализ………………...43 2.2.2. Эмпатические компетенции: сравнительный анализ………………..50 2.2.3. Коммуникативные и организаторские способности: сравнительный анализ………………………………………………………………………………..57 2.2.4. Взаимосвязь эмпатических способностей, эмпатических компетенций, коммуникативных и организаторских способностей студентов МГПУ………………………………………………………………………………..61 2.3. Анализ опыта практической деятельности по развитию эмпатических способностей у студентов – будущих психологов МГПУ в образовательных условиях вуза……………………………………………...………………………...65 Основные выводы по главе 2………………………………………………………74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….79 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….84
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агавелян, Р.О. Формирование эмпатии у студентов-психологов: учебное пособие / Р. О. Агавелян. – Челябинск: ЧелГУ, 2014. – 66 с. 2. Алтухова, Е.В. Эмпатия как один из компонентов коммуникативной компетентности педагога и психолога / Е.В. Алтухова // Теория и практика инновационных технологий. – 2016. – №1. – С. 63-67. 3. Альгожина, А.Р. Теоретические аспекты изучения эмпатии в психологии / А.Р. Альгожина, Г.Б. Капбасова, Г.А. Капашева / Инновационная наука. – 2019. – №4. – С. 231-233. 4. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2017. – №8(43). – С. 254-256. 5. Берегова, И.Л. Коммуникативная культура психолога как условие эффективности профессиональной деятельности / И.Л. Берегова // Омский научный вестник. – 2015. – №1. – С. 110-112. 6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: «ФИЛИНЪ», 1996. – 472 с. 7. Бражникова, А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала / А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя // Психологическая наука и образование. – 2018. – №4. – С. 1-13. 8. Бражникова, А.Н. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала / А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – №6(76). – С. 12-16. 9. Быкова, Е.А. Особенности профессионально-важных качеств психолога / Е.А. Быкова // Вестник ШадГПУ. – 2017. – №3. – С. 108-115. 10. Ваганова, О.И. Формирование психологической и педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения / О.И. Ваганова, Н.В. Быстрова // Концепт. – 2015. – №6. – С. 21-25. 11. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 520 с. 12. Горева, А.Д. Научная интерпретация понятия «эмпатия» в современной отечественной и зарубежной литературе / А.Д. Горева // Вестник Костромского государственного университета. – 2018. – №3. – С. 187-189. 13. Долгова, В.И. Эмпатия: Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: «ПЕРО», 2014. – 185 с. 14. Долгова, В.И. Эмпатия и коммуникативно-профессиональная компетентность: Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – Челябинск: «АТОКСО», 2015. – 253 c. 15. Долгова, В.И. Формирование профессионально-важных качеств: учебное пособие / В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова. – Челябинск: Юж.-Урал. ГГПУ, 2017. – 133 с. 16. Дубровина, О.И. Основы профессиональной деятельности психолога: факторы профессионального становления / О.И. Дубровина, Т.С. Швецова / Гуманизация образования. – 2013. – №5. – С. 38-39. 17. Евдокимова, А.А. Характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в вузе / А.А. Евдокимова, Е.Д. Короткина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №11. – С. 25-31. 18. Ефименко, Ю.А. Развитие навыков общения и умения слушать у будущих психологов-консультантов / Ю.А. Ефименко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №4. – С. 342-345. 19. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2012. – 336 с. 20. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности: учебник / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с. 21. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с. 22. Карягина, Т.Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии / Т.Д. Карягина // Культурно-историческая психология. 2011. – № 4. – С. 115–124. 23. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии / Т.Д. Карякина // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – №1. – С. 38-54. 24. Карягина, Т.Д. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов / Т.Д. Карягина, Н.В. Кухтова, Н.И. Олифирович Н.И. / Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – №2. – С. 39-58. 25. Карягина, Т.Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы / Т.Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – №5. – С. 235-256. 26. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия»: дис. … канд. психолог. наук: 19.00.01: защищена 05.04.2013; утв. 25.06.2013 / Карягина Татьяна Дмитриевна. – Москва, 2013. – 175 с. 27. Карягина, Т.Д. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе профессионального обучения психологическому консультированию / Т.Д. Карягина, А.В. Иванова // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №4. – С. 182-207. 28. Конаш, О.В. Эмпатические компетенции специалистов помогающих профессий: состав и параметры / О.В. Конаш // II Междунар. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сб. мат. – Москва, 2020. – С. 132-134. 29. Конева, К.Э. Формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой работы / К.Э. Конева // Вестник ШадрГПУ. – 2016. – №4. – С. 154-158. 30. Конюхова, Т.В. Социально-психологическая характеристика эмпатии студентов в образовательном пространстве вуза / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11. – С. 568-572. 31. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2013. – 462 с. 32. Лебедева, Ю.В. Анализ механизмов эмпатической установки в деятельности психолога / Ю.В. Лебедева, Н.С. Минаева // Психологический вестник Уральского ФГУ. – 2015. – №1. – С. 192-205. 33. Ложникова, К.В. Эмпатия как важное профессиональное качество психолога-консультанта / К.В. Ложникова // StudNet. – 2021. – №3. – С. 6-8. 34. Максимова, Е.Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии / Е.Б. Максимова // Вестник РГГУ. – 2017. – №2. – С. 148-166. 35. Мельник, Е.В. Эмпатия как фактор успешной профессиональной деятельности / Е.В. Мельник // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сб. науч. ст. по материалам Первого междунар. форума. – СПб.: Книжный Дом, 2013. – С. 231-232. 36. Нагуманова, Э.Р. Особенности проявления эмпатии у будущих психологов / Э.Р. Нагумнова // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – №4. – С. 144-145. 37. Нелидова, В.А. Эмпатия как важное профессиональное качество психолога / В.А. Нелидова, Т.М. Маслова // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №3(71). – С. 693-697. 38. Никишов, С.Н. Психологические особенности эмпатии у студентов / С.Н. Никишов, И.С. Осипова // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №6. – С. 410-413. 39. Рзаева, Ж.В. Определение понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии / Ж.В. Рзаева // Вестник БарГУ. – 2018. – №2. – С. 28-35. 40. Рзаева, Ж.В. Развитие эмпатии у студентов психолого-педагогической специальности: учеб.-метод. пособие / Ж.В. Рзаева. – Барановичи: РИО БарГУ, 2017. – 90 с. 41. Рзаева Ж.В. Эмпатия как компетенция специалистов помогающих профессий: метод. рекомендации для студентов психолог.-пед. специальностей / Ж.В. Рзаева, Т.Е. Яценко. – Барановичи: БарГУ, 2018. – 89 с. 42. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс [пер. с англ. Р. Кучкаровой]. – М.: Психотерапия, 2006. – 507 с. 43. Салдеева, В.В. Понятие «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии / В.В. Салдеева, О.Ю. Швецова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2018. – №1. – С. 142-145. 44. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: учебно-практическое пособие / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2009. – 350 с. 45. Солтанбекова, Б.А. Специфика эмпатического процесса в консультативной деятельности психолога / Б.А. Солтанбекова // European journal of education and applied psychology. – 2016. – №5. – С. 73-76. 46. Хлебодарова, О.Б. Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов / О.Б. Хлебодарова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – №1(6). – С. 436-438. 47. Цуприкова, И.В. Теоретический анализ проблемы профессиональной успешности в зарубежной и отечественной психологии / И.В. Цуприкова // Молодой ученый. – 2021. – № 11(353). – С. 148-152. 48. Шаклеин, М.В. К вопросу о понятии и структуре профессионально-важных качеств / М.В. Шаклеин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №4(4). – С. 112-113. 49. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – №2. – С. 60-65. 50. Ярыгина, Н.Ю. Эмпатия как профессионально-важное качество личности будущих психологов-консультантов / Н.Ю. Ярыгина, Е.Е. Марухин, Т.Г. Мухина, Д.Д. Яркова [и др.] // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №7. – С. 49-56.
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ теоретического исследования показал, что эмпатия является как процессом, так и особым эмоциональным состоянием, свойством, качеством личности, проявляющихся в способности к эмоциональному отклику (на аффективном уровне), пониманию внутреннего мира другого, распознаванию его эмоций и чувств (на когнитивном уровне), сопереживанию, сочувствию, оказанию эмоциональной поддержки другому (на поведенческом уровне). Как профессионально-важное качество психолога, эмпатические способности выступают в качестве эмпатических компетенциях, проявляющихся в осознанном процессе оказания психологической помощи и установке специалиста на понимание чувств и переживаний клиента, сопереживании ему, при этом, его личностные границы сохраняются. Анализ исследований, посвященных изучению эмпатии студентов, обучающимся по направлениям помогающих профессий, показал, что если в учебном заведении созданы образовательные условия для развития эмпатических способностей в процессе профессиональной подготовки, то к концу обучения они будут сформированы у обучающихся в эмпатическую компетентность будущих специалистов. Эмпирическое исследование проводилось на базе «Московского городского педагогического университета» (далее – МГПУ). В исследовании приняло участие 75 студентов, обучающихся по направлению «Психология». Анализ исследования показал, что развитие эмпатии в связке с коммуникативными способностями у студентов МГПУ предусмотрено программами учебных дисциплин: «Психологическое консультирование», «Психология межличностного общения». В ходе анализа опыта практической деятельности в образовательных условиях вуза были изучены следующие методы развития эмпатии у студентов – будущих психологов МГПУ: - самодиагностика эмпатии личности студента – направленная на познание себя, своих сильных и слабых эмпатических сторон и в дальнейшем, осуществление поиска способов саморазвития в данном направлении; - супервизорский практикум и семинар-практикум – направленный на развитие и отработку навыков вчувствования, эмоционального проникновения, эмпатического слушания, эмпатического отреагирования, а также на изучение собственных возможностей и ограничений в эмпатических проявлениях; - тренинг эмпатии – направленный на углубление знаний об эмпатии, активизацию понимания ее ценности для эффективного межличностного общения, развитие эмпатической культуры, проработку проблемных ситуаций, требующих проявление высокой степени эмпатийности. Сравнительный анализ психодиагностического исследования показал, что существуют значимые различия в показателях эмпатических способностей, эмпатических компетенций и коммуникативных, организаторских способностей студентов – будущих психологов МГПУ: - студенты 4 курсов более способны к постижению эмоционального состояния других людей, проникновению в их внутренний мир, пониманию их мыслей, чувств, эмоций и сопереживанию, к эмпатическому пониманию, эмоциональному отклику и оказанию эмпатической заботы, чем студенты 1,2 и 3 курсов обучения; - студенты 4 курсов более эффективны в общении, взаимодействия и совместимости с другими людьми, они активнее проявляют деятельную позицию в группе, успешно воздействуют на других в процессе совместной деятельности при достижении общей цели, чем студенты 1,2 и 3 курсов обучения. Кроме того, выявлена взаимосвязь между уровнем развития эмпатических способностей, уровнем сформированности эмпатических компетенций и уровнем коммуникативных, организаторских способностей у студентов МГПУ: чем выше значения показателей эмпатических способностей, тем выше значения показателей эмпатических компетенций, тем выше значения коммуникативных и организаторских способностей. Таким образом, в ходе эмпирического исследования наша гипотеза нашла свое подтверждение. Изучение динамики развития эмпатии у студентов – будущих психологов в процессе обучения является перспективным направлением в психолого-педагогической науке и практики. Дальнейшее решение вопросов в данном направлении позволит осуществить поиск повышения уровня вузовской профессиональной подготовки обучающихся для формирования у них такого значимого профессионально-важного качества как эмпатия, которая играет ключевую роль в эффективном оказании психологической помощи клиентам. Результаты исследования могут быть полезны психологам образования в качестве методического материала для изучения развития эмпатии у студентов вузов, обучающихся по направлениям помогающих профессий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg