Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

bogomol742 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно, без помощи коррекционных педагогов. Выявление особенностей понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи определяет необходимость внесения в традиционную методику обследования чтения заданий, направленных на изучение состояния понимания различных уровней текста и оценку сформированности навыков, их обеспечивающих. В настоящее время проблема об особенностях формирования механизмов понимания текстовых сообщений в онтогенезе широко обсуждается в психологической, лингвистической, филологической и специальной литературе. Однако анализ информации по данной теме показывает, что проблема несформированности понимания текстового материала у младших школьников с ОНР недостаточно освещена в современной специальной литературе. Чаще всего при описании речевого статуса таких детей констатируются нарушения понимания речи, но не дается их качественный детальный анализ. Тем не менее, существуют исследования отдельных авторов, посвященные изучению смыслового восприятия текстовых сообщений – В.К. Воробьева, В.В. Строганова, Г.С. Гуменная, Т.Н. Ланина, М.Н. Русецкая, Ю.А. Шулекина, Исследования данных авторов указывают на: • Различную степень смысловой обработки текста в процессе его восприятия. • Трудности установления логических связей текста. • Сниженные возможности детей соотносить внешний и внутренний планы текста, догадываться о скрытом смысле, др. Кроме того, специфику понимания текстов младшими школьниками с ОНР определяют стратегии смыслового восприятия, выделенные и описанные Ю.А. Шулекиной. Самостоятельное применение детьми этих стратегий (формально-смысловая стратегия; глубинно-смысловая стратегия; ассоциативно-смысловая стратегия) затрудняет смысловой анализ содержания текста. Следствием чего возникает частичное или полное непонимание смысла текста. Целенаправленное, системное формирование указанных стратегий у детей с ОНР средствами логопедической коррекции значительно повышает эффективность понимания ими различных планов текста, смыслового концепта текста, а также закрепляет алгоритмы смыслового анализа, используемые детьми в учебной деятельности. Формирование смыслового восприятия текста является приоритетной задачей в методике обучения чтению. Несформированность процессов понимания прочитанного текста у детей с общим недоразвитием речи препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специалисты ищут новые методические пути и средства формирования умений и навыков осмысленного восприятия текста на этапе логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. Целью работы является изучение особенностей развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников с общим недоразвитием речи. 3. Изучить специфику развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. 4. Выявить способы и приемы развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Объект – процесс развития речи у детей с общим недоразвитием речи. Предмет – особенности развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Методы исследования: Теоретические методы: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта; Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы. Текст курсовой работы изложен на 26 страницах.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно, без помощи коррекционных педагогов. Выявление особенностей понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи определяет необходимость внесения в традиционную методику обследования чтения заданий, направленных на изучение состояния понимания различных уровней текста и оценку сформированности навыков, их обеспечивающих. В настоящее время проблема об особенностях формирования механизмов понимания текстовых сообщений в онтогенезе широко обсуждается в психологической, лингвистической, филологической и специальной литературе. Однако анализ информации по данной теме показывает, что проблема несформированности понимания текстового материала у младших школьников с ОНР недостаточно освещена в современной специальной литературе. Чаще всего при описании речевого статуса таких детей констатируются нарушения понимания речи, но не дается их качественный детальный анализ. Тем не менее, существуют исследования отдельных авторов, посвященные изучению смыслового восприятия текстовых сообщений – В.К. Воробьева, В.В. Строганова, Г.С. Гуменная, Т.Н. Ланина, М.Н. Русецкая, Ю.А. Шулекина, Исследования данных авторов указывают на: • Различную степень смысловой обработки текста в процессе его восприятия. • Трудности установления логических связей текста. • Сниженные возможности детей соотносить внешний и внутренний планы текста, догадываться о скрытом смысле, др. Кроме того, специфику понимания текстов младшими школьниками с ОНР определяют стратегии смыслового восприятия, выделенные и описанные Ю.А. Шулекиной. Самостоятельное применение детьми этих стратегий (формально-смысловая стратегия; глубинно-смысловая стратегия; ассоциативно-смысловая стратегия) затрудняет смысловой анализ содержания текста. Следствием чего возникает частичное или полное непонимание смысла текста. Целенаправленное, системное формирование указанных стратегий у детей с ОНР средствами логопедической коррекции значительно повышает эффективность понимания ими различных планов текста, смыслового концепта текста, а также закрепляет алгоритмы смыслового анализа, используемые детьми в учебной деятельности. Формирование смыслового восприятия текста является приоритетной задачей в методике обучения чтению. Несформированность процессов понимания прочитанного текста у детей с общим недоразвитием речи препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специалисты ищут новые методические пути и средства формирования умений и навыков осмысленного восприятия текста на этапе логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. Целью работы является изучение особенностей развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников с общим недоразвитием речи. 3. Изучить специфику развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. 4. Выявить способы и приемы развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Объект – процесс развития речи у детей с общим недоразвитием речи. Предмет – особенности развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Методы исследования: Теоретические методы: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта; Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы. Текст курсовой работы изложен на 26 страницах.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………………. 6 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………................................................................ 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи…………............................................................. 7 Выводы по главе 1…………………………………………………………………. 12 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ..................... 14 2.1. Специфика развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи…………………................................................................... 14 2.2. Способы и приемы развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи…………………….................................................. 18 Выводы по главе 2…………………………………………………………............... 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 25
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Грибова, О. Е. Становление текстовой компетенции у обучающихся с общим недоразвитием речи (аспект понимания фактуальной информации текста): этапы и закономерности / О. Е. Грибова // Специальное образование. – 2016. – № 2(42). – С. 15-25. 2. Гурова, Л. Л. Психология мышления /Л. Л. Гурова, Н.Е. Корнев. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 136 с. 3. Детская логопсихология : учебник / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова, В. Н. Поникарова. — Москва : Владос, 2015. — С. 85-86 4. Кнебель, М.И., Лурия А.Р. Пути и средства декодирования смысла // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 76–83. 5. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина // Просвещение. – 1967. – С. 202. 6. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., «КомКнига», - 2006 – С. 248. 7. Львов, М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. — С. 248. 8. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. С. 50–90. 9. Михальчева, Л. Г. Роль интонации в понимании смысла текста у детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Михальчева // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации : Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием, Москва, 25–26 марта 2019 года / Под редакцией Ю.О. Филатовой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – С. 212-216. 10. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. М.: Чистые пруды, 2006. 11. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., «ЛКИ», 2007. – С. 256. 12. Торгашова, О. П. Психолингвистические механизмы восприятия и понимания текста дошкольников с общим недоразвитием речи / О. П. Торгашова // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11 февраля 2017 года. – Новосибирск: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. – С. 34-37. 13. Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития : материалы конференции / под общей редакцией И. Л. Масандиловой. — Москва : МПГУ, 2019. — С. 218. 14. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., «МОДЭК», - 2010. – С. 376. 15. Шулекина Ю.А. Стратегии смыслового восприятия речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ. 2013. №?8 (II). С. 33?41. 16. Шулекина Ю.А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи. Автореферат дисс.. канд.пед.наук. М., 2008. 27 с.
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе анализа литературных источников в области психолингвистики, лингвистики, логопедии, психологии и педагогики нами были выделены подходы к исследованию развития понимания текстовой информации у младших школьников с общим недоразвитием речи. При недостаточном уровне развития понимания текста у школьников возникают проблемы с полноценным пониманием текста. В данной курсовой работе мы рассмотрели особенности развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Так, в ходе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы по теме данной курсовой работе было выявлено, что при общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Помимо этого, так же была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи. В связи с этим, было выявлено, что у таких детей страдает ряд когнитивных функций и процессов, а также данный дефект влияет на социальную адаптацию и отношение ребенка к самому себе. При этом детям с общим недоразвитием речи свойственны недостатки семантического компонента речи, которые обнаруживают себя в сфере как смыслового понимания текста, так и его лексико-грамматического оформления, что подтверждает необходимость осуществления специально организованной логопедической работы по развитию восприятия и понимания текста у дошкольников. Так же была изучена специфика развития понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи. Это способствовало компетентному подбору способов, методов и приемов развития понимания текстового материала для детей с общим недоразвитием речи. Данный комплекс методов направлен на помощь педагогам в работе с детьми данной категории. В соответствии с этим, все ранее поставленные задачи были реализованы в полном объеме.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg