Введение
Проблема формирования личностной автономии является одной из самых актуальных и значимых. Повышение интереса к проблеме личностной автономии связано с изменением системы ценностей современного российского общества: автономия личности, индивидуация, инициативность, самостоятельность, независимость приобретают все больший вес сегодня. На современном этапе развития психологической науки понятие личностной автономии только начинает обретать свою теоретическую и практическую значимость.
Личностная автономия связана с механизмами саморегуляции и самодетерминации личности (Э. Деси, Р. Райан; В.И. Чирков), важной составляющей чего является осознанность и свобода собственного выбора в действиях, поступках, решениях. Многие ученые определяют личностную автономию в основе личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, А.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Г.А. Гонтарев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Ф. Зеер, В.Н. Марков, В.И. Носков, А.М. Павлова, Ю.В. Синягин, Т.П. Скрипкина и др.), который рассматривается как базовая индивидуальная характеристика, стержень личности; является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Важно отметить, что в современных представлениях личностная автономия связана с образом позитивного человека, а также с различными аспектами психического благополучия, личностного роста [39, с. 479].
Проблема развития личностной автономии представляет особый интерес для современной психологии. Вместе с тем можно отметить, что в отечественных исследованиях данное явление стало изучаться относительно недавно, именно по этой причине существует сложность подбора диагностических методик, адекватных исследуемому явлению, ввиду их ограниченного количества, по большей части представляющих собой адаптацию зарубежных методик. Кроме того, присутствует сложность описания личностной автономии, поскольку однозначного понятия и определения автономии не существует, а взгляды на природу и проявления данного феномена у разных исследователей могут существенно расходиться.
Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в философии, медицине, психологии. В каждой науке существует свое понимание и содержательное наполнение данного понятия. Философский смысл проблемы психологического благополучия связан с двумя направлениями этики – гедонизмом и эвдемонизмом. В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как качество жизни, психическое здоровье. В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связана с проблемой позитивного развития.
Интерес к проблеме психологического благополучия со стороны отечественных исследователей во многом обусловлен тенденциями, происходящими в нашем обществе. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% молодых людей призывного возраста. Каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке, чтобы противостоять стрессу. Свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов [7, С. 8].
В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, личностной автономностью, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.).
Однако исследований, посвященных взаимосвязи личностной автономии и психологического благополучия в подростковом и юношеском возрасте, пока еще недостаточно. Совершенно очевидно, что благополучие детей, их развитие, своевременное и полноценное включение в жизнь общества определяют будущее любой страны. Чем ниже качество жизни юных граждан, тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности.
Проблема исследования: есть ли различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии?
Объект исследования: психологическое благополучие у студентов.
Предмет исследования: психологическое благополучие у студентов с разным типом личностной автономии.
Цель исследования: выявить различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии.
Задачи исследования:
Теоретические
1. Проанализировать состояние изученности проблемы «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть содержание понятия «психологическое благополучие».
3. Проанализировать соотношение личностной автономии и психологического благополучия, их специфику в юношеском возрасте.
Эмпирические
1. Выявить группы студентов с разным типом личностной автономии.
2. Выявить различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии.
3. Выявить различия в психологическом благополучии и личностной автономии у студентов в зависимости от пола и направления подготовки.
Гипотезы исследования:
Основная
1. Существуют различия в показателях психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии.
Дополнительные
2. Могут существовать различия в показателях личностной автономии и психологического благополучия у студентов в зависимости от пола и направления подготовки.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райан; понимание психологического благополучия как позитивного аспекта функционирования личности у представителей гуманистического подхода (У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром и др.); отдельные аспекты личностной автономии, ответственности личности, свободы выбора (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.); современные исследования проблемы автономии личности (О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поскребышева и др.); концепция психологического благополучия (Н. Брэдберн, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Рифф, К. Роджерс, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга:
- теоретические - анализ, сравнение и систематизация теоретических знаний;
- эмпирические методы – тестирование с использованием методик:
• - Методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко;
• - Опросник каузальных ориентаций (Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева), адаптированная версия «Шкалы общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р. Райана, основанной на теории самодетерминации;
• - Опросник автономии (О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева);
- методы математической обработки данных – описательная статистика, кластерный анализ для выявления групп студентов с разным типом личностной автономии; критерий Краскел-Уоллиса для выявления различий в психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии, а также различий в психологическом благополучии и личностной автономии у студентов разных направлений подготовки; критерий Манна Уитни для выявления различий в личностной автономии и психологического благополучия у студентов с учетом пола.
База исследования: АНО «Московский гуманитарный университет», ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Выборку исследования составили студенты разных направлений подготовки: экономика, юриспруденция, медицина, психология, информационные системы. Всего приняли участие 60 человек, из низ 23 юноши и 37 девушек в возрасте от 18 до 23 лет..
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении психологического благополучия студентов в аспекте их личностной автономии, выявлении различий в показателях психологического благополучия и личностной автономии студентов в зависимости от пола и направления подготовки.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны для психологов и педагогов профессиональных образовательных организаций среднего и высшего уровня для организации работы с целью формирования личностной автономии и психологического благополучия у студентов.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.