Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Особенности психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии

bogomol742 800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2022
Введение Проблема формирования личностной автономии является одной из самых актуальных и значимых. Повышение интереса к проблеме личностной автономии связано с изменением системы ценностей современного российского общества: автономия личности, индивидуация, инициативность, самостоятельность, независимость приобретают все больший вес сегодня. На современном этапе развития психологической науки понятие личностной автономии только начинает обретать свою теоретическую и практическую значимость. Личностная автономия связана с механизмами саморегуляции и самодетерминации личности (Э. Деси, Р. Райан; В.И. Чирков), важной составляющей чего является осознанность и свобода собственного выбора в действиях, поступках, решениях. Многие ученые определяют личностную автономию в основе личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, А.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Г.А. Гонтарев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Ф. Зеер, В.Н. Марков, В.И. Носков, А.М. Павлова, Ю.В. Синягин, Т.П. Скрипкина и др.), который рассматривается как базовая индивидуальная характеристика, стержень личности; является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Важно отметить, что в современных представлениях личностная автономия связана с образом позитивного человека, а также с различными аспектами психического благополучия, личностного роста [39, с. 479]. Проблема развития личностной автономии представляет особый интерес для современной психологии. Вместе с тем можно отметить, что в отечественных исследованиях данное явление стало изучаться относительно недавно, именно по этой причине существует сложность подбора диагностических методик, адекватных исследуемому явлению, ввиду их ограниченного количества, по большей части представляющих собой адаптацию зарубежных методик. Кроме того, присутствует сложность описания личностной автономии, поскольку однозначного понятия и определения автономии не существует, а взгляды на природу и проявления данного феномена у разных исследователей могут существенно расходиться. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в философии, медицине, психологии. В каждой науке существует свое понимание и содержательное наполнение данного понятия. Философский смысл проблемы психологического благополучия связан с двумя направлениями этики – гедонизмом и эвдемонизмом. В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как качество жизни, психическое здоровье. В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связана с проблемой позитивного развития. Интерес к проблеме психологического благополучия со стороны отечественных исследователей во многом обусловлен тенденциями, происходящими в нашем обществе. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% молодых людей призывного возраста. Каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке, чтобы противостоять стрессу. Свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов [7, С. 8]. В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, личностной автономностью, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.). Однако исследований, посвященных взаимосвязи личностной автономии и психологического благополучия в подростковом и юношеском возрасте, пока еще недостаточно. Совершенно очевидно, что благополучие детей, их развитие, своевременное и полноценное включение в жизнь общества определяют будущее любой страны. Чем ниже качество жизни юных граждан, тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности. Проблема исследования: есть ли различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии? Объект исследования: психологическое благополучие у студентов. Предмет исследования: психологическое благополучие у студентов с разным типом личностной автономии. Цель исследования: выявить различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии. Задачи исследования: Теоретические 1. Проанализировать состояние изученности проблемы «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии. 2. Рассмотреть содержание понятия «психологическое благополучие». 3. Проанализировать соотношение личностной автономии и психологического благополучия, их специфику в юношеском возрасте. Эмпирические 1. Выявить группы студентов с разным типом личностной автономии. 2. Выявить различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии. 3. Выявить различия в психологическом благополучии и личностной автономии у студентов в зависимости от пола и направления подготовки. Гипотезы исследования: Основная 1. Существуют различия в показателях психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии. Дополнительные 2. Могут существовать различия в показателях личностной автономии и психологического благополучия у студентов в зависимости от пола и направления подготовки. Теоретико-методологическая основа исследования: теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райан; понимание психологического благополучия как позитивного аспекта функционирования личности у представителей гуманистического подхода (У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром и др.); отдельные аспекты личностной автономии, ответственности личности, свободы выбора (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.); современные исследования проблемы автономии личности (О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поскребышева и др.); концепция психологического благополучия (Н. Брэдберн, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Рифф, К. Роджерс, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: - теоретические - анализ, сравнение и систематизация теоретических знаний; - эмпирические методы – тестирование с использованием методик: • - Методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко; • - Опросник каузальных ориентаций (Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева), адаптированная версия «Шкалы общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р. Райана, основанной на теории самодетерминации; • - Опросник автономии (О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева); - методы математической обработки данных – описательная статистика, кластерный анализ для выявления групп студентов с разным типом личностной автономии; критерий Краскел-Уоллиса для выявления различий в психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии, а также различий в психологическом благополучии и личностной автономии у студентов разных направлений подготовки; критерий Манна Уитни для выявления различий в личностной автономии и психологического благополучия у студентов с учетом пола. База исследования: АНО «Московский гуманитарный университет», ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". Выборку исследования составили студенты разных направлений подготовки: экономика, юриспруденция, медицина, психология, информационные системы. Всего приняли участие 60 человек, из низ 23 юноши и 37 девушек в возрасте от 18 до 23 лет.. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении психологического благополучия студентов в аспекте их личностной автономии, выявлении различий в показателях психологического благополучия и личностной автономии студентов в зависимости от пола и направления подготовки. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны для психологов и педагогов профессиональных образовательных организаций среднего и высшего уровня для организации работы с целью формирования личностной автономии и психологического благополучия у студентов. Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Введение Проблема формирования личностной автономии является одной из самых актуальных и значимых. Повышение интереса к проблеме личностной автономии связано с изменением системы ценностей современного российского общества: автономия личности, индивидуация, инициативность, самостоятельность, независимость приобретают все больший вес сегодня. На современном этапе развития психологической науки понятие личностной автономии только начинает обретать свою теоретическую и практическую значимость. Личностная автономия связана с механизмами саморегуляции и самодетерминации личности (Э. Деси, Р. Райан; В.И. Чирков), важной составляющей чего является осознанность и свобода собственного выбора в действиях, поступках, решениях. Многие ученые определяют личностную автономию в основе личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, А.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Г.А. Гонтарев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Ф. Зеер, В.Н. Марков, В.И. Носков, А.М. Павлова, Ю.В. Синягин, Т.П. Скрипкина и др.), который рассматривается как базовая индивидуальная характеристика, стержень личности; является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Важно отметить, что в современных представлениях личностная автономия связана с образом позитивного человека, а также с различными аспектами психического благополучия, личностного роста [39, с. 479]. Проблема развития личностной автономии представляет особый интерес для современной психологии. Вместе с тем можно отметить, что в отечественных исследованиях данное явление стало изучаться относительно недавно, именно по этой причине существует сложность подбора диагностических методик, адекватных исследуемому явлению, ввиду их ограниченного количества, по большей части представляющих собой адаптацию зарубежных методик. Кроме того, присутствует сложность описания личностной автономии, поскольку однозначного понятия и определения автономии не существует, а взгляды на природу и проявления данного феномена у разных исследователей могут существенно расходиться. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в философии, медицине, психологии. В каждой науке существует свое понимание и содержательное наполнение данного понятия. Философский смысл проблемы психологического благополучия связан с двумя направлениями этики – гедонизмом и эвдемонизмом. В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как качество жизни, психическое здоровье. В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связана с проблемой позитивного развития. Интерес к проблеме психологического благополучия со стороны отечественных исследователей во многом обусловлен тенденциями, происходящими в нашем обществе. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% молодых людей призывного возраста. Каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке, чтобы противостоять стрессу. Свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов [7, С. 8]. В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, личностной автономностью, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.). Однако исследований, посвященных взаимосвязи личностной автономии и психологического благополучия в подростковом и юношеском возрасте, пока еще недостаточно. Совершенно очевидно, что благополучие детей, их развитие, своевременное и полноценное включение в жизнь общества определяют будущее любой страны. Чем ниже качество жизни юных граждан, тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности. Проблема исследования: есть ли различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии? Объект исследования: психологическое благополучие у студентов. Предмет исследования: психологическое благополучие у студентов с разным типом личностной автономии. Цель исследования: выявить различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии. Задачи исследования: Теоретические 1. Проанализировать состояние изученности проблемы «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии. 2. Рассмотреть содержание понятия «психологическое благополучие». 3. Проанализировать соотношение личностной автономии и психологического благополучия, их специфику в юношеском возрасте. Эмпирические 1. Выявить группы студентов с разным типом личностной автономии. 2. Выявить различия в психологическом благополучии у студентов с разным типом личностной автономии. 3. Выявить различия в психологическом благополучии и личностной автономии у студентов в зависимости от пола и направления подготовки. Гипотезы исследования: Основная 1. Существуют различия в показателях психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии. Дополнительные 2. Могут существовать различия в показателях личностной автономии и психологического благополучия у студентов в зависимости от пола и направления подготовки. Теоретико-методологическая основа исследования: теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райан; понимание психологического благополучия как позитивного аспекта функционирования личности у представителей гуманистического подхода (У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром и др.); отдельные аспекты личностной автономии, ответственности личности, свободы выбора (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.); современные исследования проблемы автономии личности (О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поскребышева и др.); концепция психологического благополучия (Н. Брэдберн, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Рифф, К. Роджерс, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: - теоретические - анализ, сравнение и систематизация теоретических знаний; - эмпирические методы – тестирование с использованием методик: • - Методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко; • - Опросник каузальных ориентаций (Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева), адаптированная версия «Шкалы общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р. Райана, основанной на теории самодетерминации; • - Опросник автономии (О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева); - методы математической обработки данных – описательная статистика, кластерный анализ для выявления групп студентов с разным типом личностной автономии; критерий Краскел-Уоллиса для выявления различий в психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии, а также различий в психологическом благополучии и личностной автономии у студентов разных направлений подготовки; критерий Манна Уитни для выявления различий в личностной автономии и психологического благополучия у студентов с учетом пола. База исследования: АНО «Московский гуманитарный университет», ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". Выборку исследования составили студенты разных направлений подготовки: экономика, юриспруденция, медицина, психология, информационные системы. Всего приняли участие 60 человек, из низ 23 юноши и 37 девушек в возрасте от 18 до 23 лет.. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении психологического благополучия студентов в аспекте их личностной автономии, выявлении различий в показателях психологического благополучия и личностной автономии студентов в зависимости от пола и направления подготовки. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны для психологов и педагогов профессиональных образовательных организаций среднего и высшего уровня для организации работы с целью формирования личностной автономии и психологического благополучия у студентов. Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Оглавление Введение 5 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностной автономии и психологического благополучия 10 1.1. Теоретические подходы к изучению понятия «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии 10 1.2. Понятие и характеристика феномена психологического благополучия личности 20 1.3. Соотношение личностной автономии и психологического благополучия в юношеском возрасте 33 Выводы по главе 1 39 Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии 42 2.1. Программа эмпирического исследования 42 2.2. Результаты исследования личностной автономии у студентов 46 2.3. Результаты исследования психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии 51 2.4. Результаты исследования психологического благополучия и личностной втономии студентов в зависимости от пола 57 2.4. Результаты исследования психологического благополучия и личностной автономии студентов в зависимости от направления подготовки ..................60 Выводы по главе 2 .......................................................................................................63 Заключение 66 Список литературы 70 Приложение 76
Список литературы

Список литературы 1. Ананьев, Н. А. Психология здоровья / Под ред. Никофорова Г.С. СПб.: Питер, 2003. 607 с. 2. Архиреева, Т. В. Взаимосвязь психологического благополучия и личностной креативности у студентов 18-22 лет / Т.В. Архиреева // Психология в вузе. 2009. № 3. С. 6-16. 3. Балашов, В. С. Взаимосвязь социально-психологической адаптации студентов с уровнем их ответственности и личностной автономии / В.С. Балашов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014 № 4. С. 6-11. 4. Батурин, Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 4-14. 5. Вертягина, Е. А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» / Е.А. Вертягина // Адаптация личности в современном мире. Саратов. 2011. С. 8-10. 6. Водяха, С. А. Современные концепции психологического благополучия личности / С.А. Водяха // Дискуссия. 2012. № 2. С. 132-138. 7. Водяха, С. А. Проблема психологического благополучия в начале 21 века / С.А. Водяха // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 6-21. 8. Вознюк, Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю.С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч.-практ. конф. 2015. № 9-10 (56). С. 42-49. 9. Григоренко, Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. 2009. № 4. С.98-105. 10. Двоеглазова, М. Ю. Специфика толкования понятия «психологическое благополучие» в зарубежной психологии / М.Ю. Двоеглазова // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Мурманск. 2012. С. 225-231. 11. Дергачева, О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: дисс. … канд. псих. наук: 19.00.01: утв. 10.06.05. / О.Е. Дергачева. М., 2005. 162 с. 12. Дергачева, О. Е. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 210-240. 13. Дубовик, Ю. Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте / Ю.Б. Дубовик // Психологические исследования. 2011. № 1. С. 18-23. 14. Дьяченко, М. И. Словарь практического психолога / М.И. Дьяченко. М.: Харвест АСТ, 2001. 576 с. 15. Жуковская, Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошихина // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93. 16. Замятина, А. А. Взаимосвязь адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте / А.А. Замятина // КПЖ. 2016. № 2-2(115). С. 385-388. 17. Зотова, О. Ю. Психологическое благополучие личности: монография / О.Ю. Зотова. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 312 с. 18. Идобаева, О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты / О.А. Идобаева // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 128-134. 19. Казакова, Т. В. Взаимосвязь показателей личностной суверенности и психологического благополучия студентов / Т.В. Казакова, Н.В. Басалаева, Ж.А. Левшунова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 121-125. 20. Казанцева, Т. В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: утв. 25.05.11. / Т.В. Казанцева. СПб., 2011. 205 с. 21. Калитеевская, Е. Р. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Под ред. Леонтьева Д.А. М.: Смысл, 2007. 335 с. 22. Карпинский, К. В. Автономия смысложизненного выбора и психологическое благополучие личности / К.В. Карпинская // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 5-21. 23. Козьмина, Л. Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов / Л.Б. Козьмина // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. С. 193-197. 24. Корчикова, И. В. Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте / И.В. Корчикова // Вестник ТГПУ. 2013. № 6(134). С. 171-174. 25. Кулешова, Е. С. Личностная автономия и изменение социальной ситуации развития: перспективы исследования / Е.С. Кулешова, Е.Ю. Федоренко // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. 2018. С. 89-93. 26. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2004. 280 с. 27. Лакосина, Н. Д. Медицинская психология. – 2-е и перераб. и доп. / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. М.: Медицина, 1984. 272 с. 28. Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации. Личностный потенциал: структура и диагностика / Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с. 29. Литвинова Г. В. Особенности психологического благополучия подростков (региональный аспект) / Г.В. Литвинова // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (24 октября 2011 г.). 2011. С. 84-90. 30. Луков, М. Ю. Становление автономии личности / М.Ю. Луков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 94-96. 31. Майкова, Э. Ю. Автономия как личностная ценность / Э.Ю. Майкова // Власть. 2012. № 11. С. 84-87. 32. Мельникова, В. Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике / В.Б. Мельникова // Психологические исследования. 2014. Том 7. № 37. С. 9-15. 33. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности / Нартова-Бочавер С.К. М: Прометей, 2005. 312 с. 34. Нос, Е. Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия / Е.Ю. Нос // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 106-108. 35. Орлова, Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) / Д.Г. Орлова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 28-36. 36. Павлоцкая, Я. И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. Волгоград: Издательство Волгоградского института управления-филиала РАНХиГС, 2016. 168 с. 37. Пахоль, Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы / Пахоль Б.Е. // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1(3). – С. 80-104. 38. Петренко, Т. В. Личностная автономия как фактор социально-психологического развития в юношеском возрасте / Т.В. Петренко, Л.В. Сысоева //Актуальные проблемы науки: материалы I Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). Нефтекамск. 2014. С. 19-23. 39. Петренко, Т. В. Теоретические аспекты изучения личностной автономии / Т.В. Петренко, Л.В. Сысоева // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г. 2017. С. 479-480. 40. Петрова, И. А. Влияние организационных изменений на психологическое благополучие и совладающее поведение личности / И.А. Петрова // Вестник МГУ им Ломоносова М.В. 2009. Вып.2. С.246-250. 41. Поскребышева, Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: автореферат дис. … канд. псих. наук: 19.00.13: утв. 23.04.10. / Н.Н. Поскребышева. М., 2010. 28 с. 42. Поскребышева, Н. Н. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития / Н.Н. Поскребышева, О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 34-41. 43. Рикель, А. М., Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А.М. Рикель, А.А. Туниянц, Н.Н. Батырова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 2. С. 64-82. 44. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М. Селигман. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 440 с. 45. Сысоева, Л. В. Влияние уровня личностной автономии на формирование ответственности, самоорганизованности студентов-выпускников / Л.В. Сысоева // EurasiaScience. 2015. С. 124-127. 46. Трошихина, Е. Г. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия / Е.Г. Трошихина, В.Р. Манукян // Вестник СпбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т.7. Выпуск 3. С. 211-223. 47. Федоренко, Е. Ю. Личностная автономия и возможности ее развития средствами групповой гештальт-терапии / Е.Ю. Федоренко, Е.В. Островская // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С. 84-88. 48. Фесенко, П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. 2005. Выпуск 46. С. 35-48. 49. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М: Аст, 2009. С. 32-56. 50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. Москва: Флинта, 2013. 342 с. 51. Deci, E. L. Handbook of Self-Determination Research / E.L. Deci, R.M. Ryan. New York, Rochester, 2004. 470 р. 52. Deci, E. L. A motivational approach to self: integration in personality / E.L. Deci, R.M. Ryan // Nebrasca symposium on motivation 1990 University of Nebrasca Press. Lincoln (Nb). London. 1991. Vol. 38. P. 237-288.
Отрывок из работы

Заключение Данная исследование была предпринято с целью изучения особенностей психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии. Нами были рассмотрены теоретические подходы к изучению понятия «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии, что позволило нам сделать вывод, что в научной литературе личностная автономия рассматривается как синоним самодетерминации. При наличии автономии человек переживает свое поведение как самоопределяемое (выбор способа поведения осуществляется самостоятельно на основе внутриличностных детерминант) и соответствующее его потребностям, ценностям и интересам. Под этим углом зрения личностная автономия наиболее полно рассмотрена в теории самодетерминации Деси Э. и Райана Р. Автономия противопоставляется подкрепляемым реакциям, удовлетворению неосознаваемых влечений и влиянию других детерминант поведения. Человек осознает свои потребности и осознанно выбирает способы их удовлетворения, с учетом информации, получаемой из окружающей среды. Современные исследователи (О.П. Макушина, Н.Н. Поскребышева) говорят о том, что личностная автономия не является врожденной характеристикой, а формируется в детском и подростковом возрасте при благоприятных условиях развития. Анализ теорий и компонентов психологического благополучия позволил определить основные положения. Психологическое благополучие – есть одно из проявлений позитивного функционирования человека. Психологическое благополучие носит субъективный характер, определено степенью удовлетворенности жизнью, соотношением положительных и отрицательных эмоций и уровнем личностного роста человека. Под психологическим благополучием личности мы будем понимать через совокупность компонентов: позитивные отношения с окружающими, самопринятие, личностный рост, целеустремленность, умение преуспевать в среде функционирования и автономия (К. Рифф). Рассмотренные нами современные исследования по вопросам взаимосвязи личностной автономии и психологического благополучия в юношеском возрасте показывают, что данная тема актуальная для исследования. В основном изучается взаимосвязь отдельных компонентов личностной автономии и психологического благополучия, таких как адаптационный потенциал личности, ответственность личности, личностное и профессиональное самоопределение, смысложизненные ориентации. В данных исследования показана прямая связь между компонентами. Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение психологического благополучия у студентов с разным типом личностной автономии. Доказано, что студенты, обладающие внутренним типом личностной автономии, имеют более высокий показатель в целом психологического благополучия. Они отличаются более доверительными отношениями с окружающими; людьми, у них выше показатель личностного роста, более высокий уровень самопринятия; Студенты с внешним типом личностной автономии отличаются малым количеством доверительных отношений с окружающими: закрытостью, в межличностных взаимоотношениях. Как правило они находятся в изоляции, не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. Такие студенты осознают отсутствие собственного развития, не испытывают чувства улучшения или самореализации, испытывают скуку и не имеют интереса к жизни, ощущают неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение. Они не довольны собой, разочарованы событиями своего прошлого, испытывают беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желают быть не тем, кем они являются. В ходе эмпирического исследования было также установлено: 1. Наиболее выражены у студентов такие показатели психологического благополучия, как осмысленность жизни, самопринятие, человек, цель в жизни. Студенты строят жизненные планы, в их жизни присутствует смысл жизни; относятся позитивно к себе; имеют высокий уровень усвоения новой информации, реалистичный взгляд на жизнь; присутствует цель в жизни. Менее выражены такие показатели психологического благополучия как позитивные отношения с другими, автономия, управление средой, личностный рост. Студенты имеют ограниченный круг контактов на доверительном уровне; зависят от мнения других и полагаются на других; испытывают сложности в организации повседневной деятельности; не испытывают чувства самореализации. 2. У студентов преобладает внутренняя каузальная ориентация, что характеризует их как личность, имеющую гибкость в поведении; нет самообвинения в случае неудачи; умеют контролировать свое поведение в зависимости от ситуации. 3. У большинства студентов выявлен средний уровень личностной автономии. Студенты чувствуют себя относительно самостоятельными, способны выражать свои чувства, в основном не поддаваясь эмоциональному заражению, чувствуют достаточно уверенности в выполнении практических дел без помощи других. Студенты склонны оценивать себя более высоко с точки зрения показателя автономии и видят себя более самостоятельными в выборе собственных взглядов, убеждений, жизненных установок. Могут контролировать свою жизнь, а также ощущают способности совершать мыслительные и иные действия без внешнего контроля. У студентов возникают затруднения в выполнении сложных поведенческих актов, и порой им требуется поддержка и одобрение со стороны для поддержания уверенности в собственных силах. Студенты чаще поддаются эмоциям со стороны окружающих и не уверены в том, что всегда правильно обозначают свои эмоции и чувства. 4. Существуют различия в психологическом благополучии и личностной автономии с учетом пола. У юношей выше показатели по таким параметрам психологического благополучия как личностный рост, цели в жизни, самопринятие, баланс эффекта, человек как открытая система; у девушек выше показатели в области позитивных отношений, автономии, управление средой, осмысленность жизни и общий показатель психологического благополучия. Но значимые различия обнаружены только по параметру цели в жизни. У юношей этот показатель выше (U=282,5 при р =0,03). У юношей выше показатели таких параметров личностной автономии как внутренняя каузальная ориентация, внешняя каузальная ориентация, безличная каузальная ориентация, а также шкала поведенческой автономии; у девушек выше показатели по шкале эмоциональной автономии, шкале когнитивной автономии, шкале ценностной автономии, а также по шкале общей автономии. Но данные различия не являются статистически значимыми. 5. Также выявлены различия в исследуемых параметрах у студентов разного направления подготовки. Самый высокий общий показатель психологического благополучия у юристов и самый низкий у психологов. Самый высокий показатель личностной автономии в студентов, получающих подготовку в сфере информационных технологий, самый низкий показатель личностной автономии у студентов психологов. Таким образом все поставленные задачи исследования решены, цель достигнута. Выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg