Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Лабораторный опыт как средство формирования естественно-научной грамотности школьников

Workhard 400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Стремительная информатизация современного общества приводит к новым, ранее неизвестным, педагогическим трудностям. Обучающиеся пытаются уйти от жизненных обстоятельств в Интернет пространство. Виртуальная реальность кажется им более привлекательной, яркой, интересной и менее опасной. Каким образом можно привлечь обучающихся к образовательной деятельности? Учебная программа с применением практической деятельности позволяет проще сформировать интерес к предмету, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Одним из значимых образовательных результатов, согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования (далее ФГОС-ООО) должно быть развитие исследовательских умений школьников, формирование способностей самостоятельно осмысливать явления окружающего мира. В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнана, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Во время проведения лабораторных работ происходит процесс развития экспериментального мышления и формирования экспериментальных умений учащихся. Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как Ф.Ч.Бартлетт и Э. Мах. Таким образом, лабораторная деятельность сочетает в себе и теоретические основы предмета, и практическую часть для решения конкретных задач. В требованиях ФГОС к освоению курса «Биология» предусмотрено приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека [30, 31]. Эти задачи в полной мере позволяет решить опыт проведения лабораторных работ. В структуре естественно-научной грамотности выделена компетенция «Оценить и сформировать научные вопросы», что предполагает понимание основных особенностей естественнонаучного исследования. Формирование данной компетенции напрямую связано с практическим опытом обучающихся, который они приобретают на лабораторных работах в курсе биологии. Проблема исследования: «Какие виды практической деятельности лучше применять на уроках биологии для формирования естественно-научной грамотности и достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО?». Это и определило тему исследования – «Лабораторный опыт как средство формирования естественно-научной грамотности школьников» Объект исследования: образовательный процесс на лабораторном практикуме в основной школе. Предмет исследования: методические приёмы формирования естественно-научной грамотности на лабораторном практикуме по биологии в 8 классе. В основу исследования положена гипотеза о том, процесс формирования естественнонаучных компетенций обучающихся будет проходить более эффективнее, если организовать лабораторный практикум по модели формирования естественно-научной грамотности школьника. Цель исследования: изучение возможностей лабораторного практикума в формировании естественно-научной грамотности восьмиклассников. Задачи исследования 1. Провести теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования. 2. Определить критерии сформированности естественно-научной грамотности обучающихся основной школы. 3. Выбрать лабораторно-практические занятия, формирующие естественно-научную грамотность обучающихся для уроков биологии в 8 классе. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении дано методологическое обоснование и сформулированы основные идеи работы. Первая глава посвящена теоретическим и методическим основам формирования функциональной грамотности обучающихся. Во второй главе представлены примеры лабораторно-практических занятий, формирующих естественно-научную грамотность обучающихся для уроков биологии в 8 классе. В заключении сформулированы основные выводы по данному исследованию. Результаты исследования отражены в 2 таблицах, иллюстрированы 6 рисунками, в исследовании использовано 24 источника литературы.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Стремительная информатизация современного общества приводит к новым, ранее неизвестным, педагогическим трудностям. Обучающиеся пытаются уйти от жизненных обстоятельств в Интернет пространство. Виртуальная реальность кажется им более привлекательной, яркой, интересной и менее опасной. Каким образом можно привлечь обучающихся к образовательной деятельности? Учебная программа с применением практической деятельности позволяет проще сформировать интерес к предмету, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Одним из значимых образовательных результатов, согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования (далее ФГОС-ООО) должно быть развитие исследовательских умений школьников, формирование способностей самостоятельно осмысливать явления окружающего мира. В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнана, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Во время проведения лабораторных работ происходит процесс развития экспериментального мышления и формирования экспериментальных умений учащихся. Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как Ф.Ч.Бартлетт и Э. Мах. Таким образом, лабораторная деятельность сочетает в себе и теоретические основы предмета, и практическую часть для решения конкретных задач. В требованиях ФГОС к освоению курса «Биология» предусмотрено приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека [30, 31]. Эти задачи в полной мере позволяет решить опыт проведения лабораторных работ. В структуре естественно-научной грамотности выделена компетенция «Оценить и сформировать научные вопросы», что предполагает понимание основных особенностей естественнонаучного исследования. Формирование данной компетенции напрямую связано с практическим опытом обучающихся, который они приобретают на лабораторных работах в курсе биологии. Проблема исследования: «Какие виды практической деятельности лучше применять на уроках биологии для формирования естественно-научной грамотности и достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО?». Это и определило тему исследования – «Лабораторный опыт как средство формирования естественно-научной грамотности школьников» Объект исследования: образовательный процесс на лабораторном практикуме в основной школе. Предмет исследования: методические приёмы формирования естественно-научной грамотности на лабораторном практикуме по биологии в 8 классе. В основу исследования положена гипотеза о том, процесс формирования естественнонаучных компетенций обучающихся будет проходить более эффективнее, если организовать лабораторный практикум по модели формирования естественно-научной грамотности школьника. Цель исследования: изучение возможностей лабораторного практикума в формировании естественно-научной грамотности восьмиклассников. Задачи исследования 1. Провести теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования. 2. Определить критерии сформированности естественно-научной грамотности обучающихся основной школы. 3. Выбрать лабораторно-практические занятия, формирующие естественно-научную грамотность обучающихся для уроков биологии в 8 классе. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении дано методологическое обоснование и сформулированы основные идеи работы. Первая глава посвящена теоретическим и методическим основам формирования функциональной грамотности обучающихся. Во второй главе представлены примеры лабораторно-практических занятий, формирующих естественно-научную грамотность обучающихся для уроков биологии в 8 классе. В заключении сформулированы основные выводы по данному исследованию. Результаты исследования отражены в 2 таблицах, иллюстрированы 6 рисунками, в исследовании использовано 24 источника литературы.
Содержание

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Место и роль естественно-научной грамотности в компетентностно-ориентированном обучении 6 1.2. Дидактические аспекты организации лабораторно-практической деятельности в основной школе 11 1.3. Роль лабораторного опыта в формировании естественно-научной грамотности обучающихся 13 Выводы по первой главе 25 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ 26 2.1. Содержание и структура лабораторных занятий для формирования естественно-научной грамотности обучающихся 26 2.2. Особенности методики организации лабораторных занятий на уроках биологии 39 Выводы по второй главе 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева Е. В. Лабораторный практикум по биологии в основной школе: методические рекомендации для учителей биологии в 5–9 классах общеобразовательных школ / Е. В. Алексеева, Е. Е. Булатова. – Н. Новгород, 2014. – 62 с. 2. Бинас, А. В. Биологический эксперимент в школе: книга для учителя / А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с. 3. Булдакова, Н. Б. Cпецифика проведения лабораторных работ по зоологии в школе / Н. Б. Булдакова, С. И. Коурова. // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 6. С. 62–65. 4. Вакуленко, Т. С. PISA: естественно-научная грамотность / Т. С. Вакуленко [и др.]. – М. : УЦОКО, 2018. – 119 с. 5. Воронин, Л. Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека / Л. Г. Воронин, Р. Д. Маш. – М.: Просвещение, 1983.–160 с. 6. Галда, Е. Н. Место лабораторных и практических работ на уроках биологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/04/23/mesto-laboratornyh-i-prakticheskih-rabot-na-urokah-biologii (дата обращения 01.02.2022). 7. Есенгельдиева, И. Д. Лабораторная работа на уроках общей биологии и химии в условиях реализации ФГОС ООО.: материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» – Актюбинск, 2019. С. 24 –25. 8. Есенгельдиева, И. Д. Применение дидактических игр на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО / И. Д. Есенгельдиева // Педагогика и психология: перспективы развития: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 09 августа 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 46-47. 9. Ефричева, О. Ю. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание / О. Ю. Ефричева, И. В. Мельник, В. С. Михайлюкова. // Актуальные исследования. 2021. №14 (41). С. 59-62. 10. Комиссаров, Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования / Б. Д. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с. 11. Максимова, Е. Н. Лабораторные работы по биологии. Раздел ботаника / Е. Н. Максимова, Е. Ю. Борисенко, А. А. Сугаченко. // Биология в школе. 2019. № 5. С. 39-45. 12. Максимова, Т. В. Новые приемы в преподавании практической части ботаники на уроках и во внеурочной деятельности / Т. В. Максимова. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 3(13). С. 5-9. 13. Марина, А. В. Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса / А. В. Марина, Л. А. Комиссарова // Молодой ученый. 2015. № 23-2(103). С. 35-40. 14. Пасечник, В. В. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С. Калинова [и др.] – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. 15. Пономарева, И. Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с. 16. Пономарева, И. Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко ; под ред. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с. 17. Практическая биология для олимпиадников / Д. А. Решетов. – М.: МЦНМО – 2019. – 368 с. 18. Романова, Н. И. Программа курса "Биология". 5-9 классы. Линия "Ракурс" / Н. И. Романова. – М.: Русское слово, 2013. – 63 с. 19. Серебрянская, Н. А. Расширение возможностей учебного эксперимента по биологии при использовании цифровых лабораторий / Н. А. Серебрянская // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 562–565. 20. Соколова, С. И. Проведения лабораторных и практических работ в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] – Код доступа: http://dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-EMC/biolog-fgos.pdf (дата обращения 15.02.2022). 21. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Приказ №1897 от 17.12.2010) 22. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Приказ №413 от 17.05.2012). 23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др]. ; под. ред. А.Г. Асмолова. – 2 –е изд. –М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Интернет-ресурсы 1. Кропова, Ю. Г. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови: Учебный модуль / Ю. Г. Кропова. [Электронный ресурс] – Код доступа: https://mgpu-my.sharepoint.com/:w:/g/personal/korostelevaje_mgpu_ru/EcyTY79lgcBEjLxNrBh5khMBo1UNWJB4PjQxCMg8nvNpOw?e=zIGplg (дата обращения 10.02.2022). 2. Смелова, В. Г. Строение и функции скелета. Соединения костей: Учебный модуль / В. Г. Смелова. [Электронный ресурс] – Код доступа: https://mgpu-my.sharepoint.com/:w:/g/personal/korostelevaje_mgpu_ru/EW_udH5lQf9Okei6oCIpltABGXB8ULGY6jpN89jz2cFtAg?e=p7LeIe (дата обращения 10.02.2022). 3. OECD PISA 2018 Results (Volume I): What Students Know and Can Do. Available online: https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2018-results-volume-i_5f07c754-en (accessed on 1 April 2021).
Отрывок из работы

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Место и роль естественно-научной грамотности в компетентностно-ориентированном обучении Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями [4]. Под естественно-научной грамотностью понимается способность использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах. Учащиеся также должны понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания, владеть сформированными естественно-научными компетенциями, позволяющими им принимать участие в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологиями [4]. Естественно-научная грамотность играет важную роль как на национальном, так и на международном уровне, поскольку человечество сталкивается со многими значимыми проблемами, связанными с обеспечением достаточного количества воды и пищи, борьбой с болезнями, получением достаточного количества энергии и адаптацией к изменениям климату. Однако многие среди этих вопросов возникают и на местном уровне, где люди могут сталкиваться с необходимостью принятия решений относительно действий, которые влияют на их здоровье, относительно надлежащего использования материалов и новых технологий, энергии и т. п. Решение этих задач требует значительного вклада в науку и технологии.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
1400 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 42 страницы
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg