Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения математике в 5 классе, основанная на использовании интеллект-карт в учебном процессе

Workhard 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе [14]. Одним из требований, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), является необходимость формирования у будущего выпускника умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации [26]. В пятом классе дети сталкиваются с большим объёмом устного и письменного материала, нехваткой времени на подготовку домашних заданий, слабой памятью, неумением выделять главное и обобщать, что приводит к снижению уровня математической подготовки. Вследствие этого, на сегодняшний день приобретает все большую актуальность вопрос организации учебного процесса, способствующий повышению эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, что затруднительно без включения в процесс обучения альтернативных подходов и средств. В процессе освоения темы «Признаки делимости» учащимся нужно изучить большой объем информации, такой как свойства и признаки делимости, понятия четных и нечетных чисел, из-за чего данная тема вызывает трудности у обучающихся. Учителя по-разному подходят к решению проблемы повышения качества обучения, применяя различные формы организации образовательного процесса и средства обучения, чаще всего выбирая традиционные методы - лекция, объяснение, работа с учебником, но по нашему мнению, наиболее эффективным средством является интеллект-карта, позволяющая структурировать трудно усваиваемую информацию в процессе изучения математики. Анализ источников, находящихся в открытом доступе, позволяет утверждать, что разработанных интеллект-карт, которые бы помогли детям на этом этапе обучения в настоящее время не достаточно. Поэтому необходимо восполнить недостаток методический разработок для обеспечения необходимого качества обучения. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования. Цель исследования - разработать методику обучения математики в 5 классе общеобразовательной школы, основанную на использовании интеллект-карт и направленную на повышение уровня математической подготовки обучающихся. Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе. Предмет исследования: методика обучения математике в 5 классе, основанная на использовании интеллект-карт в учебном процессе и направленная на повышение уровня математической подготовки обучающихся на примере темы «Признаки делимости». Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение, эксперимент, интерпретация результатов. Гипотеза: если в процесс обучения математике в 5 классе общеобразовательной школы внедрить разработанную методику обучения по теме «Признаки делимости», основанную на использовании интеллект-карт в учебном процессе, то это будет способствовать повышению текущего учета успеваемости учащихся, что свидетельствует о повышении уровня математической подготовки. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать педагогическую, учебную, нормативно-правовую, психологическую, методическую литературу по теме исследования. 2. Разработать интеллект-карты для использования на уроках математики по теме «Признаки делимости». 3. Описать методику работу с интеллект-картами при обучении темы «Признаки делимости». 4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению разработанной методики. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплект интеллект-карт по теме «Признаки делимости» 5 класса общеобразовательной школы, который может быть использован в практике работы учителей при обучении по соответствующей теме, а также при подготовке слабоуспевающих детей, в качестве материала для самостоятельного изучения темы. Интеллект-карты также облегчают процесс обучения при дистанционном формате.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе [14]. Одним из требований, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), является необходимость формирования у будущего выпускника умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации [26]. В пятом классе дети сталкиваются с большим объёмом устного и письменного материала, нехваткой времени на подготовку домашних заданий, слабой памятью, неумением выделять главное и обобщать, что приводит к снижению уровня математической подготовки. Вследствие этого, на сегодняшний день приобретает все большую актуальность вопрос организации учебного процесса, способствующий повышению эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, что затруднительно без включения в процесс обучения альтернативных подходов и средств. В процессе освоения темы «Признаки делимости» учащимся нужно изучить большой объем информации, такой как свойства и признаки делимости, понятия четных и нечетных чисел, из-за чего данная тема вызывает трудности у обучающихся. Учителя по-разному подходят к решению проблемы повышения качества обучения, применяя различные формы организации образовательного процесса и средства обучения, чаще всего выбирая традиционные методы - лекция, объяснение, работа с учебником, но по нашему мнению, наиболее эффективным средством является интеллект-карта, позволяющая структурировать трудно усваиваемую информацию в процессе изучения математики. Анализ источников, находящихся в открытом доступе, позволяет утверждать, что разработанных интеллект-карт, которые бы помогли детям на этом этапе обучения в настоящее время не достаточно. Поэтому необходимо восполнить недостаток методический разработок для обеспечения необходимого качества обучения. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования. Цель исследования - разработать методику обучения математики в 5 классе общеобразовательной школы, основанную на использовании интеллект-карт и направленную на повышение уровня математической подготовки обучающихся. Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе. Предмет исследования: методика обучения математике в 5 классе, основанная на использовании интеллект-карт в учебном процессе и направленная на повышение уровня математической подготовки обучающихся на примере темы «Признаки делимости». Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение, эксперимент, интерпретация результатов. Гипотеза: если в процесс обучения математике в 5 классе общеобразовательной школы внедрить разработанную методику обучения по теме «Признаки делимости», основанную на использовании интеллект-карт в учебном процессе, то это будет способствовать повышению текущего учета успеваемости учащихся, что свидетельствует о повышении уровня математической подготовки. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать педагогическую, учебную, нормативно-правовую, психологическую, методическую литературу по теме исследования. 2. Разработать интеллект-карты для использования на уроках математики по теме «Признаки делимости». 3. Описать методику работу с интеллект-картами при обучении темы «Признаки делимости». 4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению разработанной методики. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплект интеллект-карт по теме «Признаки делимости» 5 класса общеобразовательной школы, который может быть использован в практике работы учителей при обучении по соответствующей теме, а также при подготовке слабоуспевающих детей, в качестве материала для самостоятельного изучения темы. Интеллект-карты также облегчают процесс обучения при дистанционном формате.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 1.1.Проблемы обучения математике в 5 классе общеобразовательной школы 5 1.2.Интеллект-карты: история возникновения, определение, классификации 9 1.3. Интеллект-карты как средство обучения и их возможности в урочной деятельности 14 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ 21 2.1. Цели и содержание обучения математике по теме «Признаки делимости» в 5 классе общеобразовательной школы 21 2.2. Методика использования интеллект-карт на уроках математики по теме «Признаки делимости» 25 2.2.1. Интеллект-карты на этапе введения нового материала 25 2.2.2. Интеллект-карты на этапе актуализации знаний 26 2.2.3. Интеллект-карты на этапе контроля знаний 28 2.2.4. Интеллект-карты на этапе рефлексии 29 2.3. Результаты экспериментальной работы по внедрению интеллект-карт на уроках математики 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38 Приложение 1. 42
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бершадский, М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий / М.Е. Бершадский // Народное образован, 2012. ? №6. ? С. 203-212. ? Текст: непосредственный. 2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М., 2019. 208 с. 3. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство / пер. с англ. Е.А. Самсонов. - М.: Поппури, 2010. - 352 с. 4. Воробьев В.М., Чурикова Л.В., Будунова Л.Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках [Электронный ресурс]: метод. пособие. - М.: Темоцентр, 2013. - 46 с. - URL: https://temocenter.rU/images/pages/projects/pedmasterskaya/3/intelekt_kart.pdf (дата обращения: 21.03.2022). 5. Воронина Л.В., Истомина Т.В. Развитие когнитивных способностей младших школьников при обучении математике // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 119-126. 6. Гаврилова, Т.А. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании / Т.А. Гаврилова, И.А. Лещева, Э.В. Страхович // Вестник Санкт-Петербургского университета. ? Серия 8: Менеджмент, 2011. ? № 4. ? С. 124-150. ? Текст: непосредственный. 7. Головяшкина, М.А. Педагогический потенциал гаджетов в образовательной среде университета/ М.А. Головяшкина // Педагогика. Вопросы теории и практики. ? 2018. ? № 1(9). ? С. 33-36. ? Текст: непосредственный. 8. Грищенко, Е.В. Применение интеллект-карт при решении задач с параметрами/ Е.В. Грищенко // Научный потенциал, 2015. ? № 1(18). ? С. 29- 33. ? Текст: непосредственный. 9. Драневская, И.С. Использование интеллект-карт в обучении: Основные направления / И.С. Драневская, М.Ю. Мамонтова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий, 2019. ? № 4. ? С. 45-54. ? Текст: непосредственный. 10. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. -2017. - № 2. - С. 118-124. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/mentalnye-karty-v-uchebnom-protsesse-rol-i-osnovyrazrabotki/viewer (дата обращения: 20.03.2022). 11. Землянская, Е.Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов / Е.Н. Землянская // Психологическая наука и образование, 2015. ? Т. 7. ? № 4. ? С. 103-114. ? Текст: непосредственный. 12. Исупова, Н.И. Применение ментальных карт и созданных на их основе электронных средств обучения в образовательном процессе/ Н.И. Исупова // Знание, 2017. ? №2-2(42). ? С. 33-36. ? Текст: непосредственный. 13. Канцур Анна Германовна, Кузнецова Елена Анатольевна ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2021. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-vnedreniya-kognitivnyh-kart-kak-sposoba-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-sisteme-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 01.04.2022). 14. Концепция развития математического образования в РФ. Утверждена распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р. 15. Костюкевич Е.Ф. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе/ Е.Ф. Костюкевич // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве, 2016. ? № 3. ? С. 83-89. ? Текст: непосредственный. 16. Кузьмина Т.В. Возможности применения интеллект-карт на уроках математики // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции / под ред. Л.Л. Босова, Д.И. Павлова. - М.: Изд-во МПГУ, 2019. - С. 326-329. 17. Майер Е.И. Некоторые методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 44 (178). - С. 165-167. - URL: https://moluch.ru/archive/178/46135/ (дата обращения: 23.03.2022). 18. Мамонтова М.Ю. Интеллект-карта как средство оценивания качества знаний обучающихся: возможности и ограничения структурно-информационного подхода / М.Ю. Мамонтова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 83-91. 19. Методика проектирования когнитивных карт [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-proektirovaniya-kognitivnyh-kart-urokov/viewer . 20. Морев К.В. Опыт использования интеллект-карт на уроках математики // Педагогическое призвание: сб. ст. II Междунар. науч.-метод. конкурса: в 3 ч. -Петрозаводск: Новая наука, 2020. - С. 173-176. 21. Новикова Елена Олеговна ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-sredstvo-formirovaniya-metapredmetnyh-rezultatov-na-urokah-matematiki-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 01.04.2022). 22. Новикова С.Г. Использование интеллект-карт на предметах гуманитарного цикла в школе/ С.Г. Новикова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2016. ? Т.15. ? №2. ? С. 68-71. ? Текст: непосредственный. 23. Обзор 18 инструментов для создания интеллект-карт // Тexterra. [сайт] URL: https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellektkart.html#anchor1 (дата обращения: 29.09.2019) ? Текст: электронный 24. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины./ М.Ю. Олешков, В.М. Уваров ? М.: Компания Спутник+, 2006. ? 191 с. ? Текст: непосредственный. 25. Стешов, А.В. Инновационная технология обучения с применением интеллекткарт/ А.В. Стешов, М.А. Стешова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2017. ? № 3(36). ? С. 108-115. ? Текст: непосредственный. 26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. 27. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М. : Народное образование, 2002. - З04 с
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Проблемы обучения математике в 5 классе общеобразовательной школы Пятый класс очень важен в учебном пути учащегося, поскольку в этом году школьники укрепляют свое математическое понимание разряда, геометрии, дробей и измерений, построенное с помощью конкретных и графических представлений в первые годы начальной школы, и готовятся к более абстрактным знаниям. На основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выделяются следующие цели обучения математики в пятом классе: • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; • интеллектуальное развитие, формирование качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способностей к преодолению трудностей; • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики как научно-технического прогресса. Задачи обучения математики в пятом классе включают в себя следующее: • приобретение математических знаний и умений; • овладение обобщёнными способами мыслительной и творческой деятельности; • освоение компетенций [26]. В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся знаний и умений следует также обращать внимание на то, чтобы ученики овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности и приобретали необходимы опыт. Важно подчеркнуть и достижение учениками предметных результатов по математике: • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследо
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg