Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Психолого-педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников восприятия в процессе слушания и чтения художественных текстов.

Workhard 430 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2022
Введение Актуальность темы Сегодня школа ориентирована на выявление, познание общих закономерностей читательской деятельности учащихся, что обеспечивает формирование личности ребёнка через творчески организованную учебную деятельность на уроках литературного чтения. Одним из путей формирования личности школьника является развитие младшего школьника как сознательного читателя, владеющего навыками осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, адекватно воспринимающего художественные тексты разных жанров и умеющего вести диалог с писателем. Многогранность восприятия художественной литературы не вызывает сомнений. Формирование начинающего читателя связано со способностью правильно воспринимать художественное произведение. Всесторонняя работа с текстами различных литературных жанров заложена в Федеральных государственных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), где акцент делается на полноценное восприятие младшими школьниками того или иного художественного текста, понимание содержания произведения, активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической стороны читателя. Литературное развитие у обучающихся в начальной школе рассматривается в качестве трехкомпонентного процесса, включающего следующие компоненты. Совершенствование читательской деятельности, подразумевающее формирование у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение, определять и оценивать собственное отношение к прочитанному; развитие у младших школьников способности адекватно выражать собственные мысли посредством слова; формирование культуры чтение и расширение читательского кругозора. Результатом изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе становится умение полноценно воспринимать прочитанное, высказывать и обосновывать собственную точку зрения, эмоционально откликаться на содержание художественного текста. Проблема восприятия исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными (И.А. Зимняя, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.С. Штерн и др.). Однако следует отметить достаточно небольшое количество исследований, посвященных изучению непосредственного смыслового восприятия у детей младшего школьного возраста. Многие педагоги и психологи говорят о том, что интерес детей к слушанию литературных текстов постепенно снижается в силу доминирования иных источников информации, что снижает в целом развитие читательских и познавательных интересов в дальнейшем школьном обучении. В свою очередь, отсутствие читательских интересов приводит к тому, что дети младшего школьного возраста не в полной мере способны понимать тексты литературного и познавательного содержания при их чтении, что свидетельствует о низком уровне развития смыслового восприятия и тормозит динамику развития успеваемости в школе. Разные исследователи подходили к проблеме восприятия и понимания речи с различных сторон: данная проблема рассматривается и разрабатывается в общефилософском плане (М.М. Бахтин), в конкретно психологических аспектах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.М. Дубовис, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн). Кроме того, данная проблема в силу её большого практического значения привлекает и представителей педагогической науки (М.М. Конина, Е.Ф. Лукина, Н.С. Карпинская). Наряду с пониманием и достаточно большой проработкой данного вопроса можно выделить следующее противоречие в его решении: проблема восприятия и понимания художественных текстов активно исследуется но, несмотря на это, необходимо отметить недостаток разработанных методик и психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста смыслового восприятия художественных произведений. Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования – создание каких психолого-педагогических условий способно помочь педагогам в построении эффективного процесса, направленного на развитие у младших школьников восприятия в процессе чтения и слушания художественных текстов? Цель работы – исследование методов эффективных педагогических условий по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения. Реализация поставленной цели 1. Сделать анализ методики изучения лирических произведений, восприятие лирических произведений на уроках литературного чтения 2. Изучить особенности лирики как литературного рода, проанализировать жанровые специфику лирических произведений младших школьников на уроках литературного чтения. 3. Выявить потенциальные возможности младших школьников при изучении лирического произведения, охарактеризовать основные положения методики изучения лирики, рассмотреть принципы анализа лирического воспроизведения в школе. Объектом исследования процесс развития восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования – психолого-педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников восприятия в процессе слушания и чтения художественных текстов. В основу исследования была положена следующая гипотеза – к психолого-педагогическим условиям, повышающим эффективность развития у младших школьников восприятия художественных текстов, относятся следующие условия: организация совместной деятельности по пересказу с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания; использование специальных приемов, направленных на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления. В ходе работы нами решались следующие задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. Рассмотреть особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста Выявить успешность восприятия художественных произведений у младших школьников Выявить эффективность проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Введение

Введение Актуальность темы Сегодня школа ориентирована на выявление, познание общих закономерностей читательской деятельности учащихся, что обеспечивает формирование личности ребёнка через творчески организованную учебную деятельность на уроках литературного чтения. Одним из путей формирования личности школьника является развитие младшего школьника как сознательного читателя, владеющего навыками осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, адекватно воспринимающего художественные тексты разных жанров и умеющего вести диалог с писателем. Многогранность восприятия художественной литературы не вызывает сомнений. Формирование начинающего читателя связано со способностью правильно воспринимать художественное произведение. Всесторонняя работа с текстами различных литературных жанров заложена в Федеральных государственных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), где акцент делается на полноценное восприятие младшими школьниками того или иного художественного текста, понимание содержания произведения, активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической стороны читателя. Литературное развитие у обучающихся в начальной школе рассматривается в качестве трехкомпонентного процесса, включающего следующие компоненты. Совершенствование читательской деятельности, подразумевающее формирование у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение, определять и оценивать собственное отношение к прочитанному; развитие у младших школьников способности адекватно выражать собственные мысли посредством слова; формирование культуры чтение и расширение читательского кругозора. Результатом изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе становится умение полноценно воспринимать прочитанное, высказывать и обосновывать собственную точку зрения, эмоционально откликаться на содержание художественного текста. Проблема восприятия исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными (И.А. Зимняя, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.С. Штерн и др.). Однако следует отметить достаточно небольшое количество исследований, посвященных изучению непосредственного смыслового восприятия у детей младшего школьного возраста. Многие педагоги и психологи говорят о том, что интерес детей к слушанию литературных текстов постепенно снижается в силу доминирования иных источников информации, что снижает в целом развитие читательских и познавательных интересов в дальнейшем школьном обучении. В свою очередь, отсутствие читательских интересов приводит к тому, что дети младшего школьного возраста не в полной мере способны понимать тексты литературного и познавательного содержания при их чтении, что свидетельствует о низком уровне развития смыслового восприятия и тормозит динамику развития успеваемости в школе. Разные исследователи подходили к проблеме восприятия и понимания речи с различных сторон: данная проблема рассматривается и разрабатывается в общефилософском плане (М.М. Бахтин), в конкретно психологических аспектах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.М. Дубовис, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн). Кроме того, данная проблема в силу её большого практического значения привлекает и представителей педагогической науки (М.М. Конина, Е.Ф. Лукина, Н.С. Карпинская). Наряду с пониманием и достаточно большой проработкой данного вопроса можно выделить следующее противоречие в его решении: проблема восприятия и понимания художественных текстов активно исследуется но, несмотря на это, необходимо отметить недостаток разработанных методик и психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста смыслового восприятия художественных произведений. Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования – создание каких психолого-педагогических условий способно помочь педагогам в построении эффективного процесса, направленного на развитие у младших школьников восприятия в процессе чтения и слушания художественных текстов? Цель работы – исследование методов эффективных педагогических условий по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения. Реализация поставленной цели 1. Сделать анализ методики изучения лирических произведений, восприятие лирических произведений на уроках литературного чтения 2. Изучить особенности лирики как литературного рода, проанализировать жанровые специфику лирических произведений младших школьников на уроках литературного чтения. 3. Выявить потенциальные возможности младших школьников при изучении лирического произведения, охарактеризовать основные положения методики изучения лирики, рассмотреть принципы анализа лирического воспроизведения в школе. Объектом исследования процесс развития восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования – психолого-педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников восприятия в процессе слушания и чтения художественных текстов. В основу исследования была положена следующая гипотеза – к психолого-педагогическим условиям, повышающим эффективность развития у младших школьников восприятия художественных текстов, относятся следующие условия: организация совместной деятельности по пересказу с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания; использование специальных приемов, направленных на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления. В ходе работы нами решались следующие задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. Рассмотреть особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста Выявить успешность восприятия художественных произведений у младших школьников Выявить эффективность проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Содержание

Введение Актуальность темы Сегодня школа ориентирована на выявление, познание общих закономерностей читательской деятельности учащихся, что обеспечивает формирование личности ребёнка через творчески организованную учебную деятельность на уроках литературного чтения. Одним из путей формирования личности школьника является развитие младшего школьника как сознательного читателя, владеющего навыками осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, адекватно воспринимающего художественные тексты разных жанров и умеющего вести диалог с писателем. Многогранность восприятия художественной литературы не вызывает сомнений. Формирование начинающего читателя связано со способностью правильно воспринимать художественное произведение. Всесторонняя работа с текстами различных литературных жанров заложена в Федеральных государственных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), где акцент делается на полноценное восприятие младшими школьниками того или иного художественного текста, понимание содержания произведения, активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической стороны читателя. Литературное развитие у обучающихся в начальной школе рассматривается в качестве трехкомпонентного процесса, включающего следующие компоненты. Совершенствование читательской деятельности, подразумевающее формирование у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение, определять и оценивать собственное отношение к прочитанному; развитие у младших школьников способности адекватно выражать собственные мысли посредством слова; формирование культуры чтение и расширение читательского кругозора. Результатом изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе становится умение полноценно воспринимать прочитанное, высказывать и обосновывать собственную точку зрения, эмоционально откликаться на содержание художественного текста.
Список литературы

Список Литературы 1. Белина Е.В. Особенности восприятия художественного текста современными младшими школьниками // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С. 30-35. 2. Белина Е.В. Формирование культуры чтения художественного текста у учащихся на начальном этапе литературного образования // В сборнике: Текст культуры и культура текста Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 439-443. 3. Боякова Е.В., Стукалова О.В., Юдушкина О.В. Возможности приобщения дошкольников и младших школьников к словесному творчеству в процессе восприятия художественных текстов // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 62-67. 4. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с. 5. Джафарова Ж.А., Спиридонова Г.С. О восприятии лирического произведения младшими школьниками // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 108-110. 6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 128 с. 7. Кабатай Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 24-26. 8. Иванов Н.Н., Цивилева К.О., Волкова С.Н. Беседа по тексту в системе методов обучения младших школьников восприятию художественных произведений // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. 2013. С. 271-276. 9. Колесникова Н.С. Особенности формирования у младших школьников художественного восприятия литературных произведений // В сборнике: Гносеологические аспекты образования Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк, 2018. С. 280-283.Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. -115с.-119. 10. Косоротова Н.Н., Ямалиева Е.В. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 106-110. 11. Казанкова С.В. Способы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения // В сборнике: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве сборник материалов Всероссийской web- конференции с международным участием. 2017. С. 269-273. 12. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирического произведения // Начальная школа. - 2008. - № 11. -с.19-25. 13. Воюшина М.П.Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Под общ.ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб., 1998. - с.40-86. 14. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы // Начальная школа. - 2009. - № 8. - с.11-16. 15. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения художественному восприятию текста младшими школьниками // В сборнике: Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. Материалы XVIII Международной конференции. 2011. С. 448-452. 16. Залевская А.А. Текст и его понимание. - Тверь: Тверский гос. университет, 2007. 17. Оморокова М. И. Чтение в начальных классах. Тула: Родничок, 2013. 124 с. 18. Первова Г.М. Проблема освоения процесса чтения младшими школьниками // Научно-методическое обеспечение решения проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного (предшкольного) и младшего школьного возраста: материалы 3 Всероссийской научно- практической конференции. Тамбов, 2011. С. 61-64. 19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2012. – 720 с. 20. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. ? 416 с. 21. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С. 11-16.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения лирических произведений. 1.1 Теоретические основы изучений художественных произведений на уроках литературного чтения в начальных классах. Объективным содержанием любого произведения является действительность, разные ее стороны, факты и проявления их во взаимодействиях. В художественном произведении жизнь представлена в образах. Образная форма отражения, как отмечается в литературоведении, является существенным отличием художественного произведения от научного. При этом под образом понимается, по словам Тимофеева Л.И. «обобщённое отражение действительности в форме единичного, индивидуального»[15, с. 76]. Иначе говоря, для образного отражения характерны две ведущие черты: обобщённость и индивидуальность. Необходимо также подчеркнуть, что в центре художественного произведения находится человек во всей сложности его отношений с обществом и природой. В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, имеет место и всегда субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений и т.д. Эта субъективная оценка передается также через образ. Сам отбор жизненных ситуаций, в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающими людьми и природой несут в себе авторскую оценку Приведённые выше положения имеют большое теоретико-практическое значение для методики. Во-первых, при организации работы над художественным произведением учитель в центре внимания ставит образ и авторское отношение к изображаемому. Учащиеся постепенно подводятся к пониманию специфики образного отображения действительности. Во-вторых, в любом художественном произведении описываются события определённого исторического периода, а не жизнь людей вообще вне времени и пространства. Поэтому правильное прочтение текста, правильное понимание мотивов поведения действующих лиц, достоверная оценка фактов и событий возможны при условии исторического похода к изображаемому в произведении. Применительно к начальным классам это означает, что, с одной стороны, необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении, с другой – развитие у учащихся оценочного подхода к поступкам действующих лиц. В - третьих, целесообразно знакомить школьников с жизнью писателя, его взглядами (в доступной для их возраста форме и последовательности). Оценка писателем жизненного материала составляет идейный стержень, идею художественного произведения, создаваемого на основе реальных жизненных фактов. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением писателя. В - четвёртых, при анализе художественного произведения важно учить школьников понимать идейную направленность произведения, так как это необходимо для правильного восприятия произведения, для формирования умений работать с текстом, для формирования мировоззренческих взглядов учащихся, их гражданских чувств. Воспитательная значимость произведения, сила его воздействия на читателя определяется его идейной направленностью. Для правильной организации работы над художественным произведением необходимо также исходить из положения о соотношении формы и содержания. Форма литературного произведения шире специфики художественных средств изображения, она охватывает в целом способ изображения писателем действительности и в соответствии с идеей рассказывает о жизни, используя образную форму. В свою очередь, для создания того или иного образа писатель использует вполне определённые изобразительные средства, определяющие языковую форму, в наибольшей степени соответствующей сущности образа и максимально позволяющую
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg