Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование креативного мышления у детей дошкольного возраста

Workhard 640 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2022
ВВЕДЕНИЕ В условиях постоянно меняющегося современного мира повышаются требования к различным качествам личности. Все чаще общество требует от человека креативного и креативного подхода к решению поставленной задачи. Сейчас все больше появляется творческих профессий. Дошкольный возраст – возраст, когда начинают активно развиваться все познавательные процессы. В этот период ребенок часто проявляет способность видеть что-то новое и необычное в том, что кажется обыденным для взрослого человека. Способности творчески мыслить развивается у ребенка уже в дошкольном возрасте и влияют на дальнейшую успешность в школьном обучении. Дошкольный возраст является сензитивным, поэтому целенаправленно развивать креативное мышление можно начинать в этом возрасте. Это подчеркивает актуальность в проблеме развития креативного мышления детей дошкольного возраста. Вопросами формирование креативного мышления как инструмента, необходимого для развития личности, проявляли и проявляют отечественные и зарубежные исследователи. Психологи рассматривают креативное мышление не только как ключ к пониманию человека и его потенциала, способностей в области искусства и областей, непосредственно связанных с творчеством, но и как потенциал в других областях жизни. Ведь в современном мире растет конкуренция, уже в дошкольных образовательных учреждениях дети участвуют в различных конкурсах. В различных областях нашей жизни ценится творческих и неординарный подход к решению задачи. Изучением процесса мышления в отечественной науке занимались такие ученые, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др. В отечественной психологии трактовка мышления связана с представлением мышления как особого вида познавательной деятельности. Представители этого направления (А. Леонтьев, А. Брушлинский) утверждали, что способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают внутреннюю психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью. В теории умственных действий утверждается, что между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь, а процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты. Проблема креативного мышления освящена во многих научных исследованиях. В отечественной психологии вопросами креативного мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных психологов и исследователей, изучающих проблему особенностей и развития креативного мышления, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Э. П. Торранс приравнивал понятие креативного мышления к понятию креативность, считая, что она связана с процессом решения проблемы. Рассматривая креативное мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э. П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, сопровождающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [5, с. 81]. Объект исследования: креативное мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическая основа исследования: положения, выдвинутые в работах российских и зарубежных психологов С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Э.П.Торранса, Н.Вильямса и др. Методы исследования: теоретические – анализ психолого- педагогической литературы; эмпирические – диагностика креативного мышления, формирующий эксперимент по развитию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, количественный и качественный анализ результатов диагностики креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Методики:Тест креативности Торренса Тест креативности Вильямса Тест Вертега «Круги» Гипотеза: при целенаправленной организации игрового взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста повысится их уровень формирование креативного мышления. Цель исследования: определить эффективность игрового взаимодействия при формировании креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Задачи: ? изучить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста ? изучить теоретические предпосылки формирования креативного мышления ? изучить особенности игрового взаимодействия в старшем дошкольном возрасте; ? определить исходный уровень креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста; ? разработать программу развития креативного мышления с использованием игрового взаимодействия детей со взрослым и сверстниками; ? провести диагностическое исследования контрольного характера для определения эффективности разработанной программы.
Введение

ВВЕДЕНИЕ В условиях постоянно меняющегося современного мира повышаются требования к различным качествам личности. Все чаще общество требует от человека креативного и креативного подхода к решению поставленной задачи. Сейчас все больше появляется творческих профессий. Дошкольный возраст – возраст, когда начинают активно развиваться все познавательные процессы. В этот период ребенок часто проявляет способность видеть что-то новое и необычное в том, что кажется обыденным для взрослого человека. Способности творчески мыслить развивается у ребенка уже в дошкольном возрасте и влияют на дальнейшую успешность в школьном обучении. Дошкольный возраст является сензитивным, поэтому целенаправленно развивать креативное мышление можно начинать в этом возрасте. Это подчеркивает актуальность в проблеме развития креативного мышления детей дошкольного возраста. Вопросами формирование креативного мышления как инструмента, необходимого для развития личности, проявляли и проявляют отечественные и зарубежные исследователи. Психологи рассматривают креативное мышление не только как ключ к пониманию человека и его потенциала, способностей в области искусства и областей, непосредственно связанных с творчеством, но и как потенциал в других областях жизни. Ведь в современном мире растет конкуренция, уже в дошкольных образовательных учреждениях дети участвуют в различных конкурсах. В различных областях нашей жизни ценится творческих и неординарный подход к решению задачи. Изучением процесса мышления в отечественной науке занимались такие ученые, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др. В отечественной психологии трактовка мышления связана с представлением мышления как особого вида познавательной деятельности. Представители этого направления (А. Леонтьев, А. Брушлинский) утверждали, что способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают внутреннюю психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью. В теории умственных действий утверждается, что между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь, а процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты. Проблема креативного мышления освящена во многих научных исследованиях. В отечественной психологии вопросами креативного мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных психологов и исследователей, изучающих проблему особенностей и развития креативного мышления, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Э. П. Торранс приравнивал понятие креативного мышления к понятию креативность, считая, что она связана с процессом решения проблемы. Рассматривая креативное мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э. П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, сопровождающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [5, с. 81]. Объект исследования: креативное мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическая основа исследования: положения, выдвинутые в работах российских и зарубежных психологов С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Э.П.Торранса, Н.Вильямса и др. Методы исследования: теоретические – анализ психолого- педагогической литературы; эмпирические – диагностика креативного мышления, формирующий эксперимент по развитию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, количественный и качественный анализ результатов диагностики креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Методики:Тест креативности Торренса Тест креативности Вильямса Тест Вертега «Круги» Гипотеза: при целенаправленной организации игрового взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста повысится их уровень формирование креативного мышления. Цель исследования: определить эффективность игрового взаимодействия при формировании креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Задачи: ? изучить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста ? изучить теоретические предпосылки формирования креативного мышления ? изучить особенности игрового взаимодействия в старшем дошкольном возрасте; ? определить исходный уровень креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста; ? разработать программу развития креативного мышления с использованием игрового взаимодействия детей со взрослым и сверстниками; ? провести диагностическое исследования контрольного характера для определения эффективности разработанной программы.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1 Понятие креативного мышления в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Особенности формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 14 1.3 Игра как средство формирования креативного мышления 23 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования по формированию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 29 2.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования по формированию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53 ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
Список литературы

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие. – СПб. : Питер, 2013. 2. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. – М, 2010. 3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. Академический проект. – М, 2009. 4. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа.– М. : Корифей, 2011. 5. Бочкарева С. В. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа. –М. : Корифей, 2012. 6. Ванслов В. В. Что такое искусство?. – М, 2008. 7. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. – ЛГУ, 2009. 8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М, 2010. 9. Воспитание и обучение детей в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М, 2011. 10. Горбатова С. В. Интегрированные занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи», 2010. 11. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М, 2011. 12. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М, 2012. 13. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А.Сохина. – М, 2013. 14. Дружинина В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов.: концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса. – СПб, 2011. 15. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. 16. Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов на/Д. : Феникс, 2010. 17. Елжова Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов на/Д. : Феникс, 2010. 18. Зубарева О.А. Дети и изобразительное искусство. – М, 2011. 19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 4-е изд. – М, 2011. 20. Казакова Р. Г. Искусство, которое мы называем изобразительным // Дошкольное воспитание - 2009. - №10. 21. Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно-этического воспитания. – Амрита-Русь, 2013. 22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М, 2014. 23. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 24. Копцева Т.А. Природа и художник. – М, 2011. 25. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М. : Академия, 2009. 26. Лейбсон В.И. Чему учат стихи. – М, 2014. 27. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. – М, 2012. 28. Лук А. Н. Мышление и творчество. – СПб, 2010. 29. Львов М. Р. Опыт творческой характеристики. – Питер, 2009. 30. Маслова Р.Ю. Мы входим в мир прекрасного. – СПб. : СпецЛит, 2010. 31. Медорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. – Воронеж, 2006. 32. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2010. 33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М, 2009. 34. Николаева Е. И. Психология детского творчества. – Питер, 2009. 35. Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. – М, 2012. 36. Парамонова Л. А. Детское креативное конструирование. – М, 2009. 37. Парамонова Л. А. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М, 2013. 38. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. И. Кото-вой,Д. В. Сергеевой. – М, 2011. 39. Педагогика: учеб. пособие для вузов /В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко - 4-е издание. – М. : Школьная Пресса, 2014. 40. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова. – М, 2012. 41. Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова и др. – М, 2010. 42. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бад. – М, 2012. 43. Петровский В. А и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М, 2013. , 44. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М, 2011. 45. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.– Волгоград, 2014. 46. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов: В 2 кн. – М, 2009. 47. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов. – М. : ВЛАДОС-Пресс, 2004. 48. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М, 2011. 49. РАН, Ин-т художественного образования / Под ред. И. А. Лыкова: Детский сад и семья; Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. – М.: Карапуз : Сфера, 2010. 50. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. – М. : Музыка, 2011. 51. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. – Высшая школа, 2013 52. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М, 2011. 53. Рябчикова Г. И. Занятия по развитию творческих, познавательных и математических способностей. – М, 2010. 54. Самоходкина Л. Г. Интегрированные занятия в старшей группе «Многогранный мир живописи», 2008. 55. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов. –М. : Академия, 2012. 56. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. – М. :Академия, 2012. 57. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры – Волгоград. : Учитель, 2009. 58. Стасевич В.К. Пейзаж. Картина и действительность. – М, 2011. 59. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. – Республика, 2014. 60. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. – М, 2009. 61. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М, 2012. 62. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. – М, 2010.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие креативного мышления в психолого-педагогической литературе Креативное мышление – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д[4]. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей[7]. Креативное мышление – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: ? стремление к познанию; ? умение познавать новое; ? живость ума; ? стремление к открытиям; ? свободное воображение[3]. Под понятием «креативное мышление» в научной среде понимаю тактивное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы[2]. Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативного подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. Итак, креативность — это умение создавать что-то новое и необычное, способность импровизировать и решать по-новому задачи. Это индивидуальность, которая проявляется у каждого человека по-разному. Например, в педагогике В.С. Сигаева [12] под креативностью понимается «способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные реше
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg