Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Роль хореографического коллектива в сохранении,возрождении и пропаганде традиционной танцевальной культуры.

baby_devochka 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2022
Актуальность проблемы исследования в том, что всё острее становится необходимость поиска новых методов и подходов в организации педагогического процесса любительских коллективов по сохранению традиционной народной хореографии, утверждению принципов этнической достоверности. Объект исследования: народный танец как часть художественной культуры. Предмет исследования: актуальные методы и приемы сохранения и развития народного танца в хореографическом коллективе. Цель исследования: определить условия эффективности процесса сохранения и развития народного танца в коллективе народно-сценического танца. Задачи исследования: – изучить теоретическую базу исследования; – исследовать народный танец как часть художественной культуры, его функции и традиции; – изучить способы сохранения и развития народной художественной культуры; – рассмотреть возможности любительского хореографического коллектива по сохранению и развитию народного танца – определить методы формирования интереса к народному танцу в любительском хореографическом коллективе в учебном и творческом процессе; – сформулировать рекомендации по сохранению и развитию народного танца в любительском хореографическом коллективе Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач применялись следующие теоретические методы: анализ, синтез, обобщение. Теоретическая и практическая значимость исследуемой проблемы. Материалы данной работы могут быть использованы педагогами в учреждениях дополнительного образования, а также руководителями хореографических коллективов. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Введение

Важнейшей задачей общества, является воспитание подрастающего поколения россиян в традициях своего народа. Потеря связей с культурой своего народа у детей и молодежи, ведет к дефициту духовности, отрыву от своих национальных корней и потери богатейшего наследия народного искусства. Народная хореография, являясь частью народной культуры, определяет национальные качества личности, особенности мышления, стереотипы поведения, способствует адекватности социально-этнического самоопределения личности и является неотъемлемой частью народного художественного творчества, передаваемого в исполнительской традиции. Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур. Вопросам сохранения богатейшего культурного и языкового наследия этих народов, развитию их образования уделено значительное место постановлении Правительства РФ. Значительную роль в сохранении и развитии традиционной танцевальной культуры могут сыграть любительские хореографические коллективы, которые организуются в центрах детского и юношеского творчества, школах искусств, учреждениях культуры.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития народного танца в деятельности любительского хореографического коллектива…………………………………..……………………………………5 1.1 Народный танец как часть художественной культуры, его функции и традиции………………………………………………………………………….5 1.2 Способы сохранения и развития народной художественной культуры………………………………………………………………………...12 Глава 2. Практические аспекты сохранения и развития народного танца в деятельности любительского хореографического коллектива. ……………………………………………………………………………………19 2.1 Проблемы деятельности коллектива народного танца на современном этапе …………………………………………………………………………….19 2.2 Методы формирования интереса к народному танцу в любительском хореографическом коллективе в учебном и творческом процессе…………………………………………………………………………27 2.3. Рекомендации по сохранению и развитию народного танца в детском хореографическом коллективе…………………………………………………37 Заключение………………………………………………………………………41 Список литературы…… ……………………………………………………….42
Список литературы

1. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова, Е. Ю. Стрельцова. – Москва : МГУКИ, 2000. – 344 с. 2. Бахрушин, Ю. А. История русского балета : учеб. пособие / Ю. А. Бахрушин. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1973. – 255 с. : ил. 3. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23. 4. Васильева, Е. Д. Танец : учеб. пособие / Е. Д. Васильева. – Москва : Искусство, 1968. – 247 с. 5. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963. 6. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. – Санкт-Петербург : Лань : Планета Музыки, 2009. – 192 с. : ил. 7. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. – Ленинград, 1967. – 319 с. 8. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М. –1964. – 326 с. 9. Грушевицкая Т.Г. Культурология. – М. – 2017. – 688 c. 10. Зацепина К.А. Народно-сценический танец. – М. – 2010. – 364 с. 11. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – Москва : Искусство, 1972. – 440 с. 12. Карпенко, В. Н. Традиционный танец в русской народной хореографии [Электронный ресурс] / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. Ю. 13.Татаринцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2015. – № 3 (53): в 3 ч. Ч. I. – C. 104–107. – Режим доступа : www.gramota.net/materials/3/2015/3-1/24.html. 13. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики: Учебник / М.Н. Мельников – Новосибирск: «Просвещение»; 2015. – 340 с. 14. Моисеев И.А. Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь. – М. – 2001. – 225 с. 15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. – М: Издательский центр «Академия»; 2018. – 350 с. 16. Настюков, Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене / Г. А. Настюков. – Москва : Профиздат, 1976. – 64 с. 17. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.19-24. 18. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 256 с. 19. Синявина Н.В. История русской культуры. – М. – 2016. – 336 c. 20. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера [Электронный ресурс] / И. В. Смирнов. – Москва : Просвещение, 1986. – 192 с. – Режим доступа : http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml. 21. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: Учебник / Н.Б. Тарасова. – СПб: ИГПУ; 2015. – 264 с. 22. Телегин, А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб, пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин; – Самара, 2005. – 229 с. 23. Терентьева, Н. А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты) : дис. … канд. культурологии / Н. А. Терентьева. – Челябинск, 2014. – 208 с. 24. Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - Москва, -1996. – 478 с. 25. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981. 26. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с. 27. Хореографическое искусство. Справочник. - Москва: Искусство. - 2005 28. Хореография коренных малочисленных народов Севера России. Учебное пособие. – Москва: МГУКИ, 2004. – 346 с. 29. Чернышева, С. Л. Танцевально-пластическая культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: проблемы сохранения и актуализации / С.Л. Чернышева; - диссерт. на соиск. уч. ст.канд. культурологи. Санкт-Петербург – 2009 30. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – М. – 2016. – 544 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития народного танца в деятельности любительского хореографического коллектива. 1.1 Народный танец как часть художественной культуры, его функции и традиции Народный танец – феномен чрезвычайно глубокий и сложный. Обилие авторских подходов, трактовок, интерпретаций его сущности порождает, во-первых, во многом столь сложная, неоднозначная, синкретичная природа народного танца и, во-вторых, некий содержательный хаос, не позволяющий четко оценить его смысловые границы. В рамках данной статьи мы предприняли попытку если не устранить, то нивелировать описанную ситуацию, на основе критического анализа обобщив наиболее устойчивые и репрезентативные характеристики народного танца. Е. Д. Васильева рассматривает народный танец как фольклорный, который исполняется в своей естественной среде и имеет определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и т. п. [3, с. 44]. Хотя в определении и фигурирует категория фольклорности, народный танец давно вышел за эти исконные рамки своего бытия, трансформировавшись в более сложные формы, но, не потеряв при этом своей природы и генетических особенностей. Эволюция народного танца связана с серьезными изменениями условий его существования – экономических, социальных, культурных и др. Поэтому, обращаясь к современной ипостаси народной хореографии, следует говорить не только о его фольклорных, но и иных, модернизированных вариациях. Так, например, авторы работы выделяют следующие его типы (существующие в условиях современной культуры): – традиционный народный танец (в его исконно-фольклорном бытии); – танец фольклорных коллективов; – народный сценический танец [7, с. 104]. Достаточно сложно говорить о народном танце вообще, в целом – слишком специфицировались со временем отдельные его формы. Поэтому тяжело выявить и сконцентрировать черты народного танца. Однако мы на основе анализа большого массива источников постарались решить эту исследовательскую задачу. Итак, специфическими чертами народного танца являются следующие. 1. Ритуально-обрядовая природа. Народный танец, чья природа была переплетена с традициями архаических культур, возник в недрах мифологического сознания и его магического воплощения. Танец (наряду с другими «видами» первобытного художественного творчества) выступал инструментом сверхъестественного воздействия на окружающий мир, ритмически оформленным ритуальным действом. Практически всем типам древних обрядов (охотничьим, трудовым, семейным и пр.) соответствовал свой тип танца. Вот что по этому поводу пишет Т. И. Бакланова: «Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры изначально оказывали мифологические представления об устройстве мира, олицетворение природных стихий, поклонение силам природы. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая, удачной охоты и т. д.» [1]. 2. Рефлективность. Народный танец, генетически связанный с процессом складывания самого народа, чрезвычайно ярко воплощает его национальные черты, ментальные особенности, доминирующие ценности, типичные модели поведения и пр.: «В образах танцевального фольклора, отшлифованных временем, выявляются лучшие черты национального характера, раскрывается душа народа, его образ, его характер» [9, с. 192]. 3. Синкретизм. Если в случае с классическим танцем речь в большей степени идет о взаимодействии различных видов искусств (театральное, изобразительное, музыкальное), то в случае с народным танцем можно говорить о синтезе собственно танцевального искусства и искусств архитектонического плана (костюм, декоративно-прикладные и прочие атрибуты). В народном танце первый тип синкретических связей также присутствует, но играет меньшую роль в сравнении со вторым. Такой тип синкретизма народного танца проистекает еще из традиций архаических культур, для которых было характерно «поистине ненасытное стремление сочетать разнообразнейшие материалы и приемы – танец и пантомиму, пение и звучание инструментов, раскраску тела и его украшение всевозможными ожерельями, браслетами, подвесками, замысловатые прически и головные уборы, актерские действия и скульптурные маски, короче – все доступные на данной ступени производства средства и способы художественной деятельности» [6, с. 184]. 4. Синтетизм. Данную черту можно назвать конкретизирующей характеристикой предыдущей, поскольку синтетизм есть естественное продолжение синкретизма народного танца. Его сущность заключается не в механическом, или процедурно-техническом, соединении различных искусств в пространстве народной хореографии (такой тип связей М. С. Каган именовал конгломеративным и ансамблевым), а в том, что Н. Терентьева назвала «вовлеченностью искусств в процессы выражения общих художественных образов» [10, с. 29–30] или что можно обозначить системным эффектом. Н. Ю. Кособуцкая Народный танец: социокультурные характеристики и функции двух или нескольких искусств рождает качественно своеобразную и целостную новую художественную структуру, в которой составляющие ее компоненты растворены так, что только научный анализ способен вычленить их из этого структурного единства» [6, с. 236]. 5. Бифункциональность. В отличие от классического танца, который можно охарактеризовать как монофункциональный (предназначенный для удовлетворения эстетико-художественных потребностей), народный танец, имеющий фольклорную основу и теснейшим образом связанный с архаическим синкретизмом, ориентирован на реализацию целого конгломерата функций – от тех же эстетических до коммуникативных и рекреационных (снятие психологического и физического напряжения, поддержание физического тонуса и пр.). М. С. Каган назвал такую группу функций внеэстетическими, или жизненно-практическими [6, с. 318]. Однако, так же как и в ситуации с фольклором, в рамках которого постепенно проявлялись процессы расщепления эстетического и прикладного (утилитарного) начала, в народном танце постепенно выкристаллизовывались монофункциональные, чисто художественные формы. 6. Анонимность. Можно констатировать, что народный танец как таковой, а не его сценические воплощения, был лишен авторского начала. М. С. Каган выделяет три группы искусств: импровизационные (нет отделения первичного творчества от вторичного), самостоятельно первичные (творчество писателя, композитора и пр.), самостоятельно вторичные. Именно к последней группе и относится танцевальное искусство, поскольку в нем четко прослеживается доминирование вторичного творчества (исполнительского) над первичным (авторским) или даже полное отсутствие последнего. Преодоление анонимности происходит тогда, когда «когда исчезает стихийно складывавшаяся в синкретическом искусстве связь танца с музыкой и танец сочиняется в соответствии с некоей готовой музыкальной основой (которую можно рассматривать как “музыкальную драматургию” танца), и он оказывается тем более необходимым, чем больше число участников танца, ибо их движения должны быть согласованы, дабы они образовывали продуманное и связанное во всех своих звеньях художественное целое» [6, с. 361]. 7. Сочетание изобразительного и неизобразительного языков выразительности. Танец в целом характеризуется как носитель абстрактного, неизобразительного выразительного языка (в отличие от живописи, литературы и др.). Однако к народному танцу такая характеристика применима лишь относительно. Безусловно, и в народной хореографии используются неизобразительные средства (танец как «геометрический орнамент», по замечанию М. С. Кагана [6, с. 306], но именно народный танец, «не отказываясь от своей неизобразительной знаковой природы, насыщается, однако, в большей или меньшей степени элементами пантомимы, использует известные бытовые аксессуары (детали одежды, оружие и т. п.), приводит в действие ассоциативные механизмы восприятия, наконец, обращается к помощи “наводящего” восприятие названия, а иногда и краткого программного либретто» . С этим связана еще одна черта, которую мы не стали выделять отдельно, но сочли необходимым обратить на нее внимание, – имитативность народного танца, во многом основанного на мимикрически подражательных движениях (имитация движений животных, трудовых актов, природных явлений и пр.). 8. Импровизационный характер. На эту специфическую особенность народного танца указывают практически все его исследователи (Т. И. Бакланова, Е. Д. Васильева, Р. В. Захаров, А. А. Климов, Г. Ф. Богданов и др.). И именно она принципиально отличает народный танец от танца классического, историко-бытового, балетного и других, для которых четкое соблюдение намеченного рисунка танца, отрепетированной логики движения является обязательным и непременным условием. Со временем под влиянием изменяющихся бытовых условий некоторые импровизационные моменты отмирают, становясь формальными, другие же приобретают силу канона» [2, с. 10]. 9. Доминирование телесно-пластического начала над музыкальным. Несмотря на то, что музыкальное сопровождение народного танца, задающее его ритмическую основу, играет немаловажную роль и изначально он был теснейшим образом связан с музыкальным и песенным сопровождением (группа мусических искусств), значение музыкального искусства в реализации народного танцевального творчества заметно меньше, чем, скажем, в случае с классическим танцем. Во многом это связано с изначальной анонимностью музыкальной основы народного танца и спецификой более поздних форм работы с народной музыкой (стилизация, аранжировки и др.). 10. Коллективный характер. В отличие от балетного и бытового танца, где, как правило, хореографический рисунок строится на чередовании сольных и групповых выступлений, народный танец (и это обусловлено его природой и изначальными функциями) в целом ориентирован на коллективное исполнение. И хотя сольные партии не исключаются (различные переплясы, знаменитые курские «карагоды»), они носят эпизодический характер, встраиваясь в общую канву группового выступления. 11.Традиционность и консервативность. Народная хореография, особенно в ее чистом, фольклорном понимании, достаточно устойчива к изменениям. На протяжении многих веков сохраняются базовые виды танца, танцевальные рисунок, пластика и др. И даже в современных народно-сценических постановках хореографы стараются бережно сохранить эту традиционную основу народного танца. Безусловно, он является живым, а потому подвержен некоторым трансформациям (переход танца на сцену, усиление авторского начала, обновление рисуночной базы танца и др.). Однако эти трансформации не разрушают, а скорее обновляют, обогащают народный танец и адаптируют его к изменяющимся реалиям и художественным потребностям и запросам. 12. Реализм. Это свойство народного танца во многом продиктовано спецификой его выразительного языка, а точнее – его изобразительным характером (об этом мы говорили выше). Безусловно, современные эксперименты в сфере народной хореографии вносят в нее элементы абстрактной (неизобразительной) выразительности, однако назвать это всеобщим трендом нельзя. Более того, фольклорный (исконный) вариант народного танца его просто не знал – одной из его важнейших задач была трансляция социального опыта от одного поколения к другому, а потому «язык» танца должен был быть максимально доступным и считываемым. Каждый рисунок, каждое движение танца коррелирует с реальностью, является ее образным двойником. Т. И. Бакланова говорит о том, что в народной хореографии в принципе нет бессюжетных танцев, а тотальную сюжетность называет ее родовой чертой [1]. Еще древние греки полагали, что «искусство пляски» прежде всего должно быть красивым, «наглядным и понятным для всех изображением желаемых настроений, мыслей и чувств» [4, с. 64], а Платон называл пляску «искусством высказать всё посредством жестов» [4, с. 65]. Завершая разговор о специфике народной хореографии, отметим, что ее сущностные черты нашли отражение и в специфических функциях, ею реализуемых. Среди них: – магическая (танец в своей изначальной форме выступал инструментом сверхъестественного воздействия на окружающий мир, постепенно эта функция утрачивается); информационно-коммуникативная (танец был средством невербального общения, передачи важной социальной информации от одного поколения другому); адаптивная (с помощью танца, равно как и с помощью иных форм первобытного художественного творчества, человек приспосабливался к среде своего обитания, взаимодействовал с ней, получал значимую информацию о специфике трудовой деятельности, характере гендерных и семейных отношений и пр.); физически-рекреационная (танец также выступал способом развития физических способностей, выносливости, инструментом психологической разрядки, снятия напряжения); эстетическая (мы отмечали уже, что в рамках традиционного народного танца эта функция не носила самостоятельного характера, а была побочным проявлением его бытования, в отличие от народно-сценического танца, где она становится определяющей). Самым выразительным отображением миропонимания, чувственного ощущения красоты жизни, необходимого проявления их передачи в иносказательно-художественной форме можно назвать народный танец. Как наивысшая коммуникация, он традиционными средствами помогает сформулировать сущностные смысловые ориентиры, реализовать наши современные фантазии, художественно отражая сегодняшнюю действительность. 1.2 Способы сохранения и развития народной художественной культуры. В современных условиях проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся все более актуальными в 16 международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои региональные отделения документ, названный «Рекомендация по сохранению фольклора»). В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012– 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186, предусматривается ежегодная поддержка культурных проектов на основе конкурсного отбора, проводимого Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Суть Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг. состоит в реализации стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ, для поддержания приоритетных проектов различного уровня и статуса, направленных на сохранение и развитие культуры регионов, популяризацию историко-культурного наследия, обеспечение сохранности и передачи последующим поколениям образцов 17 духовной культуры, через систему фестивалей, конкурсов, выставок и других социально значимых мероприятий. Активизация формирования национально-культурных центров (НКЦ) в регионах России происходит с 1990-х годов, открываются культурные центры национальностей, проживающих в каждом конкретном регионе. Открываются Национальные деревни, «Дома дружбы», где идейной основой является пропаганда глубокого уважения к другой культуре, религии, традициям и обычаям, взаимопонимания, толерантности, добрососедских отношений как основных принципов во взаимоотношениях между различными народами. Привитие традиционной культуры современному подрастающему поколению является проблемой, которая требует поиска эффективных путей решения в образовательном и воспитательном процессах. На сегодняшний день в обществе высока роль массовых развлечений: радио, телевидение, Интернет направлены на развлечение зрителя, это не обеспечивает духовнонравственного развития личности детей, способствует искаженному восприятию мира и нежеланию приобщаться к истинной культуре и народным традициям, ремеслам. Традиционная (народная) культура обладает огромным воспитательным потенциалом для становления личности. В народной культуре знания человека о мире передаются устным способом, рукотворным, что является важнейшей особенностью, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Носителем традиционной культуры является народ, с его сплоченной общностью людей, языком, культурой, чертами национальной психики. Характерной чертой традиционной культуры является синкретичность, недифференцированность её разных сторон. Народная художественная культура включает многообразие видов народного творчества: поэтический, музыкальный, танцевальный фольклор, народный театр, народные промыслы и ремесла. Традиционная народная культура является фактором культурнообразовательного становления современной личности. Большое значение в сохранении и развитии традиционной народной культуры имеет деятельность системы просветительских и образовательных учреждений этнографической направленности: это этнографические музеи, центры народных художественных промыслов и ремесел, центры по изготовлению традиционной одежды, музыкальных национальных инструментов, национальные культурные центры. Решение проблемы сохранения традиционной народной культуры, некоторые исследователи видят в создании профессиональных фольклорных коллективов, ориентированных на сценическое воплощение фольклора, а также в создании межвозрастных любительских объединений, где фольклор (музыкальный, песенный, танцевальный) становится средством коммуникации и самореализации, где создается фольклорная среда для совместного проведения народных праздников. Важнейшей задачей в сохранении традиционной народной культуры средствами социально-культурной деятельности является формирование интереса подрастающего поколения к народной культуре в условиях фольклорных объединений. Важным каналом пропаганды национально-культурных традиций и вовлечения подрастающего поколения в процессе сохранения народной культуры являются фольклорные объединения (фольклорные коллективы). Детские фольклорные объединения активно формируют интерес детей к народной культуре через изучение различных жанров фольклора (музыкально-песенного, танцевального), совершенствование навыков исполнения, участие в концертных программах, праздниках, народных гуляниях, что в комплексе развивает творческий потенциал участников в сохранении традиций своего этноса. В фольклорных коллективах социально-культурная деятельность осуществляется по следующим направлениям: просветительское: ознакомление с региональной традиционной культурой, организация областных фольклорных праздников на базе школы и выездные мероприятия в регионе. Особый интерес представляют современные народные календарные праздники, с ориентацией на традицию данной местности. В содержание праздника, с одной стороны, входит оформление праздника, определяемое временем года, местом проведения, климатическими условиями; и с другой – участие в праздничной программе, вовлечение зрителей в атмосферу праздника с помощью игр, конкурсов, аттракционов, а также различных действий рассказчиков, музыкантов, артистов. Исполнительское: участие исполнителей народных танцев, песен в концертах, конкурсах, фестивалях народного творчества; - поисково-исследовательское: организация и проведение фольклорных экспедиций, расшифровка этнографического материала; - культурно-досуговое: учебно-творческая, исполнительская деятельность, проведение фольклорных зрелищно-игровых мероприятий, праздников, фестивалей; - воспитательно-образовательное: учебно-творческая деятельность, формирование ценностных ориентаций определенного этноса. В теории и практике социально-культурной деятельности определены задачи фольклорных объединений по формированию интереса детей к народной культуре: - познавательные задачи: изучение традиций родного края, формирование навыков народного исполнительства в танцевальной, музыкально-песенной деятельности; - развивающие задачи: развитие навыков народного исполнительства, социальной, познавательной и творческой активности; - воспитательные задачи: воспитание любви к традициям родного края, неразрывная связь культуры и образования в воспитании гармонично развитой личности, формирование гуманистических ценностей, коммуникативных качеств; - художественно-творческие задачи: освоение разножанровых образцов регионального фольклора и их транслирование; раскрытие творческого потенциала личности, освобождение от массовых стереотипов в сознании, мышлении и культуре, самореализация участников фольклорного объединения. Воспитательная система в детском фольклорном объединении характеризуется следующими функциями: - Компенсаторная функция – активизация процесса социализации ребенка, в результате приобщения к миру народной культуры, где отношения не зависят от этнических компонентов, и утверждается межнациональная толерантность. В процессе воспитания интереса к народной культуре, происходит поворот ребенка от инновации к традициям. Учреждения социально-культурной сферы – это среда бытования народной культуры, где традиционно проводятся на основе музыкально-песенной и танцевальной культуры, массовые мероприятия (игры, праздники), отвечающие синкретизму (первоначальной слитности) народной культуры. Функция коммуникации - реализация одной из главных потребностей ребенка – потребности в общении. В условиях учреждений социальнокультурной сферы общения выступает в самых разнообразных формах: игра, праздник, концерт, театрализованное представление. Дети, включившись в музыкальную, танцевальную деятельность и игру, приобретают раскованность, свободу, непосредственность. Контакты в учебно-творческой и исполнительской деятельности снимают застенчивость, замкнутость, страх, волнение. Объединение детей разных возрастов в процессе деятельности фольклорного коллектива, приближает их к естественному способу передачи традиций. Воспитательно-образовательная функция – удовлетворение познавательных потребностей подростка, в процессе приобщения к миру народной культуры. Различные виды деятельности, оказывают на ребенка воспитательное воздействие, вовлеченность в мир народной культуры способствует приобретению характерных черт национального характера, рождению гражданских чувств, мыслей, осознание принадлежности к своему народу. Творчески-развивающая функция – обращение к народной культуре, дает возможность ребенку удовлетворить потребность в творческом самоопределении и самовыражении. Рекреационно-развлекательная функция - позволяет снять усталость от школьных проблем, нервное напряжение, обеспечить благотворную психическую и физическую разрядку. Реализация всех этих функций позволяет рассматривать среду учреждения культуры, как социально значимую среду развития, интереса детей к народной культуре. Развитию интереса к народной культуре в детском фольклорном объединении способствует комплекс методов: - методы развивающей деятельности: изучение фольклора, практический показ, упражнение, просмотр экспедиционных материалов, метод игры; - методы включения в социально-культурную деятельность: коллективное исполнительство, участие в национальных праздниках, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях народной культуры; - методы исследовательской деятельности: наблюдение, изучение явлений народной культуры (обрядов, праздников, народных игр и забав), предметов быта, произведений народного искусства, расшифровка фольклорно-экспедиционных записей; метод обращения к оригиналу (к подлинным произведениям народного искусства или их отображениям: слайдам, видеозаписям). Показ традиций народной культуры может иметь форму литературно-музыкальной, художественной или театрализованной композиции, форму участия в народных праздниках. Методы формирования этнокультурных ценностных ориентаций: эмоциональное заражение, убеждение, пример, совет, одобрение, мотивация. Методы организации творческой деятельности: погружение в фольклорную среду, создание проблемно-поисковой ситуации, вовлечение детей, подростков в массовые народные праздники, мотивация на проявление своих исполнительских умений, реализация творческого потенциала каждого участника народного праздника. Педагогической задачей руководителя фольклорного коллектива является создание особой, национально окрашенной атмосферы для творческой деятельности учащихся, подкрепленной народными мелодиями, поэтическим словом, народными наигрышами, красотой и простотой предметов быта. Раскрыть духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы позволяют художественные образы народных песен и танцев, народные праздники и обряды.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 37 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Культурология, 18 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Культурология, 30 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Культурология, 25 страниц
280 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg